Японский Бык - только не падайте в обморок!
オックス (OX) - японская рок-группа, дебютировавшая в 1968 году, в период расцвета в их стране жанра Group Sounds, когда отечественные ансамбли начали исполнять бит-музыку с психоделическими мотивами и в основном на английском языке, будучи вдохновлёнными растущей популярностью в Японии иностранных, прежде всего английских и американских, команд, таких как The Beatles и The Ventures.
Название группы, которое в переводе с японского означает «бык», придумано лидером коллектива, бас-гитаристом Тошио Фукуи и каким-то образом связано с фирмой-производителем женского нижнего белья «Серебряный Бык». Непонятно, чем обусловлено, что на концертах OX её участники и зрители-фанаты падали в обморок, но из-за этого их ещё называли «группой, теряющей сознание».
Итак, OX образована осенью 1967 года Фукуи и барабанщиком Юдзи Ивата, бывшими участниками ещё одой группы, работающей на ниве Group Sounds (GS), ザ・キングス (The Kings), и Ёсио Симидзу, владельцем ресторана «レンガ (Brick)» в Осаке, где The Kings тогда и выступали. Родом из города Оцу, префектура Сига, The Kings начали свою деятельность в Киото в сентябре 1964 года и являлись старейшей электрической группой региона Кансай, играя в основном в джазовых кафе. В феврале 1967 года The Kings переехали в Токио и в сентябре дебютировали на лейбле «Polydor Records» с синглом «アイ・ラヴ・ユー (I Love You)», но Фукуи и Ивата отказались от участия в группе ещё до его релиза. Как вспоминал сам Тошио Фукуи, посоветовавшись с Ёсио Симидзу, он решил найти музыкантов в других джаз-кафе и подобных им заведениях в Осаке, а также Киото и Кобе, чтобы сформировать новую группу.
Первыми из таких музыкантов оказались Норио Сугияма, гитарист группы マッコイズ (McCoy's), появившейся в танцевальном кафе в Киото, и Широ Окада, барабанщик той же McCoy's, но изъявивший желание играть на ритм-гитаре. Далее, после слухов о талантливом органисте группы ハタリス (Hataris) Айе Акамацу, блиставшем в танцевальном зале «Фудзи» в Осаке, и Хидето Ногучи, экстравагантном певце ансамбля Юкихиро Кимуры (木村幸弘とバックボーン), увидев которого катающимся в экстазе по сцене, Фукуи тотчас же призвал его оставить команду Кимуры и перейти в ряды OX.
Однако, поскольку Ногучи и Акамацу поначалу не дали внятного ответа на предложение присоединиться к OX, Джун Курияма, состоящий в группе サンダース (Sanders) из Киото, был принят в качестве вокалиста с 1 ноября 1967 года. Позже Акамацу всё-же одумался и группа OX первоначально сформировалась из 6-ти человек в своём составе, а было им всем тогда всего по 17-19 лет отроду...
10 ноября того же 1967 года, ввиду любезности владельца здания, где находился ресторан «Brick», группа начала активно музицировать на крыше и вскоре, благодаря усердным репетициям, OX уже уверенно стояли на сцене престижного заведения «ぬmべr 一番 (Number Ichiban)», и их популярность росла день ото дня. Тот самый Хидето Ногучи, услышавший о растущей репутации группы и пришедший посмотреть их шоу, теперь вынужден был уговаривать Фукуи и с 1 января 1968 года всё-таки стал официальным участником OX. К тому моменту Курияма уже попытался показать на сцене радикальный трюк в виде обморока, но 9 января по семейным обстоятельствам ушёл гитарист Сугияма, а следом, 20-го числа, покинул группу и Курияма, решивший вернуться в Sanders, и в OX теперь осталось пять человек.
Затем, с конца того же месяца и по февраль, они гастролировали по городам Киото, Кобе, Химэдзи и Осака в качестве предваряющих выступление инструментальной сёрф-рок группы The Spotnicks, приехавшей в Японию из Швеции, а на концертных площадках при этом многие зрители хотели больше видеть и слышать японцев OX вместо шведов Spotnicks.
Увидев такую реакцию публики, Симидзу, который, естественно, состоял менеджером группы, спланировал переехать в Токио и продать OX профессионалам в сфере развлечений, компании «General Art Production» (GAP), которой принадлежали права на GS-группы ザ・サベージ (The Savage), パープル・シャドウズ (Purple Shadows) и ряд увеселительных клубов.
И вот, в результате контракта с GAP, в начале марта 1968 года OX уже записывались на студии лейбла «Victor Records» в Токио, а после прощального выступления в родной Осаке, вернувшись в столицу, перешли к выступлениям в музыкальных программах «Japops Top 10» на 12-м канале национального ТВ, затем на канале «Ginza ACB», когда во время съёмки в джаз-кафе показали номер с падением с вращающейся сцены высотой 2,5 метра и последующим обмороком перед зрителями.
5 мая 1968 года увидел свет дебютный сингл OX с песней «ガール・フレンド [Girl Friend]» и «花の指環 [Hana No Yubiwa]» на оборотной стороне. В то же время, после запоминающегося выступлении в джаз-кафе, когда Хидето Ногучи впадал в состояние прострации от бурного движения по сцене, Ай Акамацу скатывался с ревущего органа и падал в обморок, а остальные участники рухнули цепью как будто их подтолкнули первые двое, поклонники были в бурном восторге от этого беспрецедентного действа, а само существование группы OX стало основной темой среди студентов и молодёжи.
Вскорости, 23 июня, в зале «Yurakucho Video Hall» состоялось собрание по созданию «Фан-клуба группы OX», на котором сразу было мобилизовано порядка 1200 фанатов. Популярность OX стала определяющей на отечественной музыкальной сцене того времени, а своеобразного исполнения падения в обморок в состоянии экстаза из-за эйфории было достаточно, чтобы заявить о себе как о «группе, теряющей сознание».
Если в начале их карьеры и дебюта своей популярностью группа была обязана поведению клавишника Айа Акамацу, то к моменту выхода второго сингла «ダンシング・セブンティーン [Dancing Seventeen] / 僕のハートをどうぞ [Boku No Heart Wo Dohzo]» (тоже май 1968-го) центр популярности переместился к вокалисту Хидето Ногучи.
Обсуждение его личности стало обычным явлением в музыкальных и молодёжных журналах, а в опросах популярности участников GS-групп фронтмен OX с приятным голосом делил первенство вместе с Шигеки Ватанабэ из ザ・ワイルド・ワンズ (The Wild Ones) и Кацуми Кахаши из ザ・タイガース (The Tigers). Ну, а сама группа OX таким образом, наряду с теми же The Tigers и ザ・テンプターズ (The Tempters), станет одной из самых популярных и значимых коллективов GS-жанра в Японии.
Между тем, обморок участников группы был просто выдуманной игрой (трюком), но фанат, который как-то действительно потерял сознание во время исполнения OX своей версии песни «Tell Me» британцев The Rolling Stones, спровоцировал другие подобные случаи среди зрителей на концертах. Так, неоднозначную реакцию зала стала вызывать песня «オー・ビーバー [Oh Viva]», которая обычно звучала в конце первой части шоу. Однажды даже выступление пришлось оборвать на середине, потому что в интро один за другим шли обмороки, в зале неистовствовали восторженные фанаты, но из числа студенток, собравшихся вблизи концертной площадки, около 30-ти были настолько взволнованы, что быстро потеряли сознание, а 15 из них доставили в больницу.
В результате от исполнения «Oh Viva» пришлось на какое-то время воздержаться и хотя поведение OX на сцене уже было немыслимым без обмороков, из-за этого инцидента оно стало социальной проблемой. В ряде школ и ВУЗов категорически запрещалось посещать шоу группы, а перед местом её выступлений можно было наблюдать, как педагоги расправляются с прорывающимися ко входу в зал учащимися и студентами, особенно девушками.
Хотя поведение участников OX и их обмороки на сцене были объяснены специальной игрой на публику, из-за протестов правозащитных организаций PTA и «Jijoren», помимо давления в СМИ и среди образовательного сообщества, некоторые театры и местные органы власти часто отказывались от предоставления группе концертной площадки для выступления.
Ox [Japan] – スワンの涙 [Swan No Namida] (1968) Ox [Japan] – オックス・クライ [Ox Cry] (1968)
Тем не менее, долгожданный полноформатный «オックス ファースト アルバム [First Album]», включающий и композиции двух первых синглов группы, выходит 5 декабря 1968 года. Четыре песни, вошедшие в LP, в том числе вызывающая обмороки публики на некоторых концертах «Oh Viva», являлись оригинальными работами музыкантов OX. Следующего 10 числа того же месяца увидел свет и их третий сингл «スワンの涙 [Swan No Namida] / オックス・クライ [Ox Cry]».
О завершении карьеры японского Быка поведаю завтра, вернее, уже сегодня, но попозже...
Спасибо огромное за такую интересную информацию приоткрывшую окно в далекое прошлое такой экзотической страны. Парнишки и правда молодцы...что-то есть в них ... энергетика такая - и мягкая вроде и сильная в то же время... Ждем продолжения и еще музыки... и конечно Oh Viva!
Итак, продолжим. А остановились мы на концертнике «Tell Me (Ox On Stage No. 1)».
Ox [Japan] – 僕は燃えてる [Boku Ha Moeteru] (1969) Ox [Japan] – 夜明けのオックス [Yoake No Ox] (1969)
Тогда же, т.е. 25 марта 1969 года, выходит их следующий, четвёртый сингл «僕は燃えている [Boku Ha Moeteru] / 夜明けのオックス [Yoake No Ox]», а уже с 28 марта в Международном оперном театре Асакуса в течение трёх дней будет проходить грандиозное «Шоу быка» с представлением всех их самых успешных песен и каверов хитов английских и американских групп. Кроме того, была исполнена та самая проблематичная песня «Tell Me», едва ли не вовсе запрещённая на тот момент, и хотя зрители в зале опять кричали и бесновались, занавес над сценой опустился с началом характерных конвульсий Хидето Ногучи. Выступление OX в Международном театре имело большой успех, музыканты были весьма уверены в себе и своём творческом потенциале, но в мае произошёл кризис в жизнедеятельности группы.
5 мая 1969 года участники OX готовились к выступлению в Общественном зале (Tsuchiura Civic Hall) города Цучиура, префектура Ибараки, когда организатор концерта в смятении сообщил, что Акамацу остался в Токио и, хотя он в настоящее время направляется сюда, но происходит задержка из-за пробок на дорогах. Однако узнавшие об этом факте разгневанные фанаты Акамацу так возмутились, что из числа зрительских мест в зале остались заполненными процентов 70. В то время как и сами музыканты OX были сбиты с толку внезапно возникшей ситуацией, СМИ, которые пронюхали об инциденте, сообщили, что Ай Акамацу из группы-обморока пропал в неизвестном направлении и не отзывается, а начавшаяся затем суматоха распространилась в мгновение ока.
Относительно данной ситуации сам Акамацу, который преспокойно находился тогда в отеле в Токио, вскоре пояснил, что на самом деле, будучи лишённым возможности играть в группе популярные в народе песни c выражением собственной творческой индивидуальности, и получая зарплату, меньшую, чем даже не у столь известных в стране артистов, ему противно всякий раз падать в обморок на сцене, сознавая, что им просто манипулируют как роботом. И хотя боссы шоу-индустрии, стоящие за группой OX и следящие за исполнением контрактных обязательств её участников, убеждали общественность не верить в то, что говорит Акамацу и всячески опровергали его слова, клавишник заявил о своём уходе из коллектива.
По сути популярность OX была обусловлена синергетическим эффектом двух разных столпов, Хидето Ногучи и Айи Акамацу, и эта ситуация со вторым из них начала сгущать тучи над всей группой, предвещая её закат. Вынужденные искать замену, Фукуи и Ногучи спешно предпринимают ряд шагов, поднимая свои связи, и всего через пять дней после неприятной суматохи и ухода Акамацу, 10 мая, Хисаюки Таура (позже ставший актёром на телевидении и в кино) вышел на сцену под псевдонимом Юсуке Таура в составе OX.
Таура также впервые как клавишник примет участие в записи пятого сингла с песней «ロザリオは永遠に [Rosario Ha Eien Ni]» на стороне А, выпущенного 25 июня 1969 года. Однако это было признано ошибкой в выборе главной песни, поскольку JVC и другие радиостанции быстро осознали, что трек стороны B «真夏のフラメンコ [Manatsu No Flamenco]» больше подходит для лета и вызывает радостные чувства слушателей. Вдобавок, к тому времени собственно расцвет жанра Group Sounds уже уходил за горизонт в стране восходящего солнца...
Ox [Japan] – ロザリオは永遠に [Rosario Ha Eien Ni] (1969) Ox [Japan] – 真夏のフラメンコ [Manatsu No Flamenco](1969)
Получилось так, что в том же 1969 году, в апреле, Кацуми Кахаши, отвечающий за гитару в Tigers, Кейкичи Усуи, вокалист ザ・カーナビーツ (The Carnabeats), и Ай Акамацу в мае, один за другим ушли из состава основных GS-групп Японии. Репутация OX, которые были популярны где-то с середины до второй половины бума жанра GS, наряду с Tempters и другими, начала расти в то же время, однако сам этот бум, стартовавший в начале лета 1967-го, постепенно закончился незадолго до лета 1969 года. Пришла пора завершать свой путь и группе OX.
Ox [Japan] – 神にそむいて [Kami Ni Somuite] (1969) Ox [Japan] – 夜明けの光 [Yoake No Hikari] (1969)
Тем не менее, в октябре 1969-го вышел новый сингл с песнями «神にそむいて [Kami Ni Somuite] / 夜明けの光 [Yoake No Hikari]». Казалось бы, OX вернулись, но музыкальный мир уже изменился и эра Group Sounds подошла к концу. С другой стороны, в этом же году они показали хорошие результаты по продажам постеров и плакатов с фотографиями группы.
В следующем, 1970 году, выступления на телевидении тоже резко сократилась, а основными местами деятельности OX опять стали джаз-кафе и гоу-гоу клубы по всей Японии. Другие GS-группы, которые когда-то процветали, были вынуждены сделать то же самое. 23 мая в Sankei Hall токийского района Отемачи прошел большой сольный концерт OX, где музыканты предстали в своём прежнем триумфальном виде. Однако уже начавшимся летом только недавно пришедший в группу клавишник Таура Сачи, назвавшийся теперь Сукэ, появился в сериале «Рок бродячих кошек», постепенно превращаясь в актёра. В свою очередь Хидето Ногучи становится ответственным за проведение утреннего эстрадного теле-шоу, и таким образом деятельность участников OX, не связанная с музыкой, начинает преобладать.
В конце того же, 1970 года, OX играли на одной сцене вместе с британцами Led Zeppelin и американцами Grand Funk Railroad, затем выступали вообще бесплатно, исполняя даже песни из альбома группы The Who «Tommy». Также из-за влияния фильма «Вудсток. Три дня любви, мира и музыки» музыканты группы отрастили длинные волосы, а примерно с осени им захотелось носить рваные джинсы вместо строгих костюмов и галстуков. И всё-же этот год по традиции ознаменовался выпуском очередных трёх синглов, правда занявших унылые места (где-то в районе сотни) популярного музыкального чарта «Oricon».
Ox [Japan] – 許してくれ [Yurushitekure] (1970) Ox [Japan] – ジャスト・ア・リトル・ラブ [Just A Little Love] (1970) Ox [Japan] – 僕をあげます [Boku Wo Agemasu] (1970)
Ox [Japan] – 花の時間 [Hana No Jikan] (1970) Ox [Japan] – もうどうにもならない [Mo Donimo Naranai] (1970) Ox [Japan] – ふりむきもしないで [Furimuki Mo Shinaide] (1970)
В январе следующего, 1971 года, OX объявили о роспуске группы на сцене зала Ikebukuro ACB и после двухмесячного прощального путешествия по Японии, уже в качестве расформированного коллектива, их деятельность подошла к концу через три успешных года после дебюта, чему, впрочем, не многие были удивлены. Позже Хидето Ногучи (как Хидето Маки) дебютирует в качестве исполнителя песен в стиле энка (Kayōkyoku) с синглом «仮面 [Kamen] /生命のバラ [Inochi No Bara]».
真木ひでと [Hideto Maki] – 仮面 [Kamen] (1971) 真木ひでと [Hideto Maki] – 生命のバラ [Inochi No Bara] (1971)
Впоследствии участники OX время от времени воссоединялись в телевизионных программах для исполнения ностальгических мелодий, но в основном вчетвером, а на клавишных играл кто-либо из приглашённых сессионных музыкантов.
PS: Предложенные выше для ознакомления композиции двух альбомов (студийного и концертного), всех девяти синглов группы OX, а также дебютного сингла фронтмена Хидето Маки, вошли в двухдисковую компиляцию "Complete Collection", 2002 года издания. Приятного прослушивания!
С 6 января 1969-го, когда начался новый творческий год, группа OX снова сосредоточилась на выступлениях на соответствующих каналах токийского ТВ, участии в различного рода музыкальных шоу и программах, чем была плотно занята вплоть до 30 марта.
Немногим ранее, 25 числа, по результатам записи живого выступления в Зале собраний города Нагоя, был выпущен концертный альбом «Tell Me (Ox On Stage No. 1)», на котором чередовались рок-песни и каверы, при этом ни участниками группы, ни собравшимися зрителями не допущено никаких обмороков, хотя публика как всегда вела себя довольно шумно, в особенности девушки. Правда такая форма поведения на сцене и считалась уже не совсем приемлемой для OX, но даже исполнение завершающей концерт и печально известной песни «テル・ミー[Tell Me]» отличалось от обычного.