Биография
Юрий Владимирович Миронов родился 9 марта 1934 года в Москве, первоначально имел фамилию Фабрикантов. Мать – Миронова Ирина Анатольевна была найдена цыганами грудным ребёнком с документами на кладбище где-то в провинции и росла у них до восьмилетнего возраста. Это была большая цыганская семья – до 25 человек. Девочку с пяти лет приобщали к работам по дому, то есть мыть, стирать, убирать, готовить и т.п. Хозяин бил свою жену за то, что она пыталась учить девочку грамоте. С 8 лет её передали в Москву домработницей на Пресню, причём она справлялась с этой работой и была хорошей кухаркой. В этом качестве она пребывала до 25 лет, затем вступила в гражданский брак с Николаем Жуковым и переселилась на Большую Садовую улицу, 10.
Шли 30-е годы, он заканчивал металлургический институт, занимался боксом, имел звание Заслуженного мастера спорта. Но был грубым, однажды ударил жену так, что выбил ей ключицу. Она в ответ схватила большой графин, который всегда стоял на столе, и проломила ему голову. А потом выгнала. До войны она работала хористкой-танцовщицей в театре «Ромэн». Через некоторое время появился муж – Владимир Михайлович Фабрикантов, который был директором ресторана, где иногда выступала цыганская группа. Семья росла. Всего мать родила 11 детей, дважды – близнецов, Юрий был старшим. Наступила Финская война, а вскоре и Великая Отечественная. Многодетные семьи эвакуировали из Москвы в первую очередь, семья Анатольевых без отца, который пропал без вести, вскоре оказалась в Башкирии. Возвращались зимой 1942 года с большим трудом, так как вперёд пропускали эшелоны с войсками и техникой. По приезду в Москву выяснилось, что управдом практически торговал пустующими квартирами, записи в домовой книге не сохранились, квартира оказалась занята. Поселили их в полуподвальную коммуналку на Малой Бронной 13/31, где они и прожили в маленькой комнате до 1949 года.
Мать была женщиной крепкой, выносливой и приспособленной, но в условиях голода и болезней дети умерали, выжило пятеро. Семью неоднократно переселяли, а в 1952 году после размена Юрий отделился, получив комнату в Сокольниках, в то время как мать с детьми поселилась на старом Арбате. Она работала то дворником, то на фабрике, то мойщицей автомашин, то в котельной. Юра одиннадцати лет пошёл в общеобразовательную школу и одновременно в художественную, так как хорошо рисовал. Учёба не ладилась – переросток был шаловливый и заводной, его часто дразнили, что приводило к дракам. По-настоящему же его тянуло к ручному мастерству. Он пробовал вышивать, вскоре бросил школу и пошёл шить обувь в костюмерной Большого театра, сначала учеником, затем завёл весь необходимый инструментарий и стал работать самостоятельно. Увлёкся мотоциклетным спортом, научился работать с металлом, жестью, с различными механизмами, с мебелью, с гипсовыми отливками, освоил сварку, потом шоферил. А ещё с помощью тогдашнего директора «Москонцерта» Виктора Петровича Денисова раздобыл МАГ-5, «Днепр-3» и записывающий аппарат «Телефункен», покупал у рентгенологов использованные плёнки и стал нарезать гибкие грампластинки «на рёбрах». Наладил их сбыт по знакомым, в ГУМе и в поездах. Хорошо зарабатывал и помогал матери. Тогда с бобин в нарезку шли записи А.Вертинского, П.Лещенко, К.Сокольского, В.Козина, Раджа Капура, Лолиты Торрес, концерты Л.Утёсова в «Эрмитаже». В эти же годы, проявляя удивительную широту интересов и способностей, самостоятельно и перехватывая что-то у друзей, освоил игру на семиструнной гитаре, чечётку и красоту танцевальных движений. Гитара у него была не одна.
В 1952 году, участвуя в мотопробегах, добился звания Мастера спорта. Подходил возраст для службы в армии. Трижды Юрий избегал из-за девчонки призыва, прячась у друзей, но на четвёртый раз его взяли дома с участием участкового, угрожая возбуждением уголовного дела. Было это в ноябре 1953 года в Пионерском переулке, неподалёку от Патриарших прудов. Клёши и тельняшку пришлось заменить на воинскую форму. Попал он служить в мотобатальон близ Новосибирска, работал там в гаражах, выступал за ЦСКА в мотокроссах, занимался в клубе хореографией, но особой дисциплинированностью не отличался. При себе всегда была гитара. В это время после известной послесталинской амнистии в армию попало много бывших осуждённых, так что отношения между солдатами были напряжёнными. В Москве у Юрия рождается сын, который впоследствии стал врачом и офицером-подводником высокого ранга. Вернувшись в Москву, Юрий сначала работал вагранщиком на металлургическом заводе «Серп и Молот», там влился в ансамбль русских народных танцев в заводском ДК. Не раз ездил с агитбригадой по черноморскому побережью Кавказа. Одновременно участвовал в мотокроссах по пересечённой местности на мотоцикле с коляской. Спорт этот физически очень тяжёлый. Во время зимнего Ворошиловского мотокросса он дважды попал в столкновение и был на три года дисквалифицирован, но мотоспорт не бросил. Тренировал молодых ребят 10-х классов, которые уже были разрядниками. Ушёл из спорта, когда подопечная девушка, кандидат в мастера, врезалась на мотокроссе под Орлом в стадо коров и чуть не погибла. После этого Юрий устроился работать на такси, а в свободное время занимался преимущественно игрой на гитаре, пел вечерами в компаниях на бульваре в конце ул.Герцена (Большой Никитской).
В 1963 году Миронова заметил выступающим на пляже редактор сочинского радио и пригласил в студию, где его пение было записано на километровую бобину со скоростью 38,0 м/мин. Фрагменты этой записи транслировались по радио в Сочи, а также в Новосибирске, куда попали по знакомству. Мастерство вождения автомобиля росло. Получив в 1965 году квалификацию водителя первого класса при Учебном комбинате Главцентростроя, Юрий переходит на работу в Автокомбинат N13 дальнобойщиком на грузовик с двумя прицепами по 20 тонн. Перевозил в основном металлоконструкции – в Прибалтику, на Урал, на Северный Кавказ и обратно в Москву. Работа на междугородних перевозках не была удачной, после второй аварии Юрий стал работать на грузовиках ЗИС по Москве, а затем снова таксистом. В этот период во время пения под гитару на пляже он знакомится в Сочи с девушкой Людой из Казани, которая становится его женой и матерью двоих детей (Дмитрий и Артур).
В 1967 году, к пятидесятилетию советской власти таксомоторный парк N 1, где работал Миронов, готовил команду для участия в отраслевом московском конкурсе самодеятельности. Ему при содействии директора удалось собрать бывших артистов и музыкантов, работавших таксистами, в ансамбль, с которым он интенсивно репетировал, отрабатывая свой репертуар. Планировалось завоевать первое место и выступить во Дворце съездов, для этого даже были заказаны концертные костюмы. Готовили советскую эстраду, военные песни, испано-кубинские песни. Первые два тура конкурса прошли успешно. Но, когда стали выступать в третьем туре, зрители и коллеги затребовали что-нибудь цыганское, а это тогда не поощрялось (в то время даже хотели аннулировать театр «Ромэн»). Юрий спел «Ехал цыган по селу верхом…», затем кубинскую песню, романс «Письмо матери», «Громко пел соловушка…». Несмотря на шквал аплодисментов, жюри не выдвинуло ансамбль в число лауреатов. Так Миронов и остался вне официального песенного искусства. В 1963 году он получил вторую группу инвалидности из-за полиартрита (болезни суставов), но до 1974 года работал водителем, выполнял также работы по чеканке. Вместе с Константином Беляевым они очень интересовались кинофестивалями, вместе выступали на концертах по приглашениям. Жена Людмила становится парикмахером высокого класса, заводит массу знакомств, принимает клиентов на дому.
У Юрия ухудшается зрение на почве полиартрита, что вызывает сильные глазные боли. После долгих поездок ему нужен спокойный отдых, а это приводит к семейным конфликтам и, наконец, к разводу. После развода он оставляет квартиру жене и детям, сам скитается по друзьям и гаражам. Трижды он строит гаражи для себя в три-четыре уровня, со слесарной мастерской, электро- и газосваркой, подъёмником, водопроводом и канализацией, даже с кухонькой. Начиная с 1979 года, работает сантехником (за служебное жильё) во Фрунзенском районе столицы, выполняя также ремонтные и газосварочные работы. По случаю знакомится в Ленкорани с Ольгой Барановой, где у её родителей был дом, и перевозит её из Азербайджана в Москву. Здесь у них рождается сын Марк, который позже становится офицером милиции. Однако и этот брак скандально распадается.
Юрий Владимирович Миронов начал записываться с 1966 года. Напротив музея изобразительных искусств им.Пушкина на коротенькой улице Волхонке был Дом науки и техники, киномехаником и звукооператором в котором работал выходец из Нальчика Алексей Манхегов. Миронов был знаком с Манхеговым ещё с 1952 года, именно он прозвал Юрия «Носом». У него была хорошая аппаратура, кроме того, кое-что перепадало из напитков и деликатесов по спецзаказам. Записи велись магнитофоном МЭЗ на ленту со скоростью 38 м/мин, а потом переписывались на обычные катушки со скоростью 19,0 или 9,5 м/мин. В 60-е вокруг него собралась дружная группа исполнителей, самым известным из которых был певец и чечёточник Глеб Романов, с которым Миронов готовил в Клубе милиции «Американский танец».
С 1963 года подвизался там и Константин Николаевич Беляев. Их записи проигрывались там же, а также в поездах, так как среди этих друзей был железнодорожник, работавший начальником поезда Москва-Адлер. В Доме в то время часто бывал Булат Окуджава, выступал перед студентами со своими стихами-песнями.
В конце 1990-х – начале 2000-х пение Юрия Миронова записывает московский шансонье и коллекционер Александр Волокитин. В домашних записях участвуют Константин Беляев и Валерий фон Эргардт. Записи происходят также во время их концертов в нескольких местах. Любимые песни в репертуаре Миронова: «Соловушка», «Сокольники», «Нина» (по Е.Аграновичу), «Шхельда» (по Ю.Визбору), «Как рассаду сажать», «Я ростом мал», «Письмо матери», «Грубым даётся радость» и «Клён ты мой опавший» (по С.Есенину) и др. Распространялись его записи самиздатом, до тиража дело так и не доходит. В настоящее время Юрий Владимирович Миронов инвалид 1-й группы, проживает в коммунальной квартире в районе станции метро «Улица Подбельского». После вторичного инсульта выходила его Елена Петровна Шашкова, напарница по танцам, женщина необыкновенной доброты и заботливости. Она вдохнула в него новую жизнь, желание ещё что-то сделать.
Составитель биографии: СОЛДАТОВ В.М., август-сентябрь 2006 г.
Дискография
лето 1963 г. Концерт из 11 песен, Сочи (Радиокомитет)
1960-1970-е годы "Записи для Алексея Манхегова" с К. Беляевым (на Волхонке)
1960-1970-е годы "Редкие записи-3" с К. Беляевым и Людой Мироновой
1977-78 гг. "Озорной концерт" с К. Беляевым и Д. Дмитриевым
19.12.1996 г. запись дома у К. Беляева при участии А. Карпухина (аккордеон)
05.04.1998 г. "Концерт в кафе ДК Горбунова" (при участии К. Беляева и А. Волокитина)
20.04.1998 г. "Хулиганский концерт" с К. Беляевым в театре песни "Перекрёсток"
27.05.1998 г. "В доме Ханжонкова" с А. Волокитиным и К. Беляевым (концерт 10)
22.09.1998 г. "На 30-летии А. Волокитина" с К. Беляевым, В. Шафеевым, Я. Браславским
29.01.1999 г. В театре-студии "Хамовники с К. Беляевым, В. Эргардтом, А. Волокитиным
20.02.1999 г. запись у А. Волокитина (запись N 1 под две гитары)
06.03.1999 г. запись у А. Волокитина (запись N 2 с анекдотами)
23.06.1999 г. запись у А. Волокитина (запись N 3 с накладками голосов, 3-й и 4-й гитар)
21.09.1999 г. Концерт-монолог к 31-летию А. Волокитина ("Концерт в гараже")
22.09.1999 г. "На 31-летие А. Волокитина" с К. Беляевым и Л. Августинским
05.11.1999 г. "Пусть всё давно прошло" с Л. Ефремовым и К. Беляевым
20.01.2000 г. С К. Беляевым и анс. "Запрещённые барабанщики"
19.02.2000 г. "Вернемся мы в Одессу" с А. Волокитиным и К. Беляевым
01.03.2000 г. "Концерт в бард-кафе "Беседка" с К. Беляевым
28.03.2000 г. выступление с А. Волокитиным на ТВ-6 в передаче "Знак качества"
26.05.2000 г. в спектакле К. Гумирова "Марина Цветаева" с А. Волокитиным
13.09.2000 г. с А. Волокитиным (гаражный концерт под две гитары)
09.03.2001 г. "Костер давно погас" с К. Беляевым в КЦ "Меридиан"
15.03.2002 г. "Проект О.Г.И." с Г. Осиповым и К. Беляевым
27.09.2002 г. "2 по 100" в ночном клубе "Морисвиль" с А. Волокитиным и К. Беляевым
09.03.2004 г. " Дружеский концерт на 70-летие Ю. Миронова в Больнице им. С.П. Боткина" при участии К. Беляева, А. Волокитина, Б. Горбачёва и А. Чукова.
©
0
07.12.2010 00:38
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ и ЗЕМЛЯ ПУХОМ певцу НАШЕЙ МОЛОДОСТИ Юрию ВладимировичуМиронову....
0
07.12.2010 08:42
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
26 ноября 2010 года погиб Юрий Миронов "Нос". Тело певца было опознано лишь 2 декабря его сыновьями Марком и Артуром.
Юрий Владимирович Миронов родился 9 марта 1934 года в Москве, первоначально имел фамилию Фабрикантов. Более всего он известен совместными живыми концертами с Константином Беляевым. Причем если в исполнении куплетов лидировал Беляев, то в совместных исполнениях лирических песен нам наиболее запомнились пение и манера гитарной игры Юрия Миронова "Носа". Такие песни, как "Соловушка", "Кончилось лето жаркое", "Сокольнички", "Как рассаду сажать" на магнитофонных пленках вошли классику самодеятельной песни именно в исполнении Юрия Миронова.
Похороны певца состоялись 4 декабря на Перепеченском кладбище, там же где похоронен Константин Беляев.