Dr. John 1995 The Very Best of Dr. John
Положительно нет другого такого музыканта из Нового Орлеана, который блистал бы столь разнопланово, таким разнообразием, не примерял на себя, образно говоря, столько музыкальных шляп, как Мак Рибеннэк , он же Доктор Джон. Он играл и джаз, и блюз, и психоделический рок, был продюсером, сочинителем, сайдменом, вообщем, как сам он говорит : «делал все, чтобы только подряд-заказ-контракт получить»
В конце 1960х – начале 1970х он выходил на сцену в наряде, более подходящем к празднику Новоорлеанской Масленицы (Мади Грас), чуть не в змеиной чешуе.
Этот пятикратный Грэмми- обладатель записал много отличных альбомов, но трудно спорить с тем, что безупречный дистиллят, который был скомпилирован на фирме Rhino , является лучшим из его лучших.
Его род происходит из Эльзас –Лотанингии, предки попали в Новый Орлеан в начале 1800х годов. Отец – владелец магазина музыкальных инструментов и пластинок, мастер по ремонту телерадио аппаратуры. Выходец из среднего класса в возрасте три года начал проявлять интерес к музыке, объектом его пристального изучения стало фамильное фортепиано.
Окружающие домочадцы оказали ему в этих упражнениях исключительную поддержку, тетя разучивала с ним буги-вуги Пайнтопа Перкинса, папа нацеливал наследника на прослушивание хиллбилли и блюзов на виниле в 78 оборотов в минуту, которые поставлялись в дом с ближайших распродаж.
В школьные годы его засадили за уроки фортепиано с учителем, младшему Рибеннеку быстро надоели и уроки, и учитель, мама решила компенсировать мучения покупкой гитары и юнец воспрял, слизывая нота в ноту опусы Лайтнинг Слима и Лайтнинг Хопкинса.
В свободное время сын помогал отцу ремонтировать телевизоры и радиоприемники. Однажды эта пара мастеров села на паром, чтобы перебраться через Миссисипи на другой берег по радио делам в клуб для времяпровождения цветных обитателей города. Там играла группа господина Профессора Лонгхейра. Младший мастер их послушал и запомнил надолго.
Тут надо сказать, что телерадиопапа Мак Рибеннэк-старший был знаком с владельцем единственной в городе студии звукозаписи, где рисковали записывать ритм-н-блюз. Тот разрешил юному радиомастеру наблюдать за сессиями звукозаписи. Дело закончилось тем, что Рибеннэк проникся такой музыкой окончательно и бесповоротно, дойдя до того, что стал посещать магазины грампластинок для цветных (это в 1950м-то году !!!) Дома он свою добычу крутил на проигрывателе вновь и вновь, стараясь повторить все нота в ноту на фортепиано и гитаре.
Далее линия жизни чуть не завела будущего Доктора Джона в иезуиты, он учился в очень престижном иезуитском заведении, католическом колледже, но в 11 классе - оттуда удрал, стал играть на улицах блюз , не глупый парень, нашел себе что-то вроде вечерней школы, которая и выдала ему диплом о соответствующем возрасту образовании.
В 17 он завел себе собственный ансамбль, который менял названия в соответствии со вкусами заказчика-солиста, которого они брались сопровождать. «Таким образом, мы могли приспособиться ко вкусам любого. Если солисту не нравился тот оркестр, мы к нему подкатывали под другим названием. Бэнд –другой, а парни были те же самые» – простодушно хитрил в то время Ново-Орлеанский муз универсал Рибеннэк. За такие шутки их однажды разжаловали и выкинули из победителей «Битвы оркестров»
Постепенно он начал приобретать репутацию очень неплохого сессионера и звонки с просьбой выручить на записи стали очень частыми. В конце 1950х он получил работу на фирме грамзаписи Джонни Винсента Ace. Ему платили 60 долларов в неделю, он отвечал за поиск молодых талантов, подбор им репертуара, играл на сессиях и организовывал аранжировку песен, нанимал музыкантов, координировал их появление в студии в нужное время.
Его собственный оркестр стал выбираться на гастроли по клубам в окрестностях Залива все чаще и чаще. Но в 1960 его музыкальная карьера, да и вообще жизнь чуть было не закончились. Находясь как-то в Джексонвилле, Флорида, он, отзывчивый и не равнодушный человек, решил помирить поссорившихся Ронни Барона, своего старого друга, певца и клавишника и менеджера местного мотеля. Менеджер решил решить свой вопрос побыстрее, вытащил пистолет и отстрелил напрочь Маку палец левой руки. С тех пор Маку играть на шестиструнной с прежней удалью не удается и он тогда был очень огорчен.
Пережив потерю, Мак взялся за бас –гитару в диксиленде, а чуть позже Джеймс Букер поднатаскал его на электрооргане.
Если в начале 1960х музыканты - новоорлеанцы лидировали в национальных списках популярности, то в 1963 и 1964 их начали теснить деятели из Мемфиса, Детройта и, что было самым неприятным, - из Англии. В результате несколько местных фирм грамзаписи закрылись или уехали из города. Хуже того, желая искоренить в городе проституцию и пьянство, известный окружной прокурор Джим Гаррисон закрыл большинство клубов с живой музыкой, масса музыкантов осталась без работы. Ну а для Малколма Рибеннека ужас ситуации был еще и в том, что и его не избегла страсть к легким, а потом и тяжелым наркотикам. Результат -он сам продавал наркотики, занимался делами проституток, даже пытался организовать подпольную клинику по проведению абортов (запрещенное мероприятие в то время). Получил срок и вышел только в 1965. Вообще борьба с наркопристрастием путем курсов реабилитаций закончилась только к 1990м. На сегодняшний день он , слава Богу, трезв и психически стабилен.
В конечном счете он перебрался в Лос- Анжелес к старому приятелю Харолду Батисте, который пристроил его в бэнд дуэта Сони – Шер и познакомил со многими продюсерами на предмет сессионной работы.
Хочешь-не хочешь, а кушать – надо, и Рибеннэку после новоорлеанских сессий с Профессором Лонгхейром и Ирмой Томас пришлось, матерясь про себя, помогать колоритным типам из Electric Alarm Clock и Iron Butterfly
У друга Батисты после сессий с Сони-Шер оставалось студийное время и они решились на эксперимент. Собрав осенью 1967 таких же музыкантов-беженцев из Нового Орлеана в студии, назвав проект “Dr. John, The Night Tripper “, они втихаря записали альбом Gris-Gris. Эта любопытная музыка предназначена для тех, кто никогда не был и не жил в Новом Орлеане и не знал о существовании такого сорта музыки, это -смесь вуду музыки и мелодий психоделической эры.
Историю псевдонима «Доктор Джон» в двух словах не расскажешь. Рибеннек всегда интересовался культом вуду и хотел сделать в Лос –Анжелесе сценическое шоу вместе с другом Ронни Бароном Ronnie Barron с антуражем из новоорлеанских традиций и наследия. Такой персонаж, как Доктор Джон , существовал в Новом Орлеане в 1860 году , он был экстрасенс-фокусник- целитель-прорицатель и конкурент знаменитой Мари Лаво Marie Laveau, успел однажды в публичном доме «сделать вуду-операцию», то есть облапошить и оставить без денег пра-пра-пра-дедушку Рибеннека по имени Уэйн. Этот Доктор Джон выдавал себя за сенегальского принца, имел пятнадцать жен и около пятидесяти детей, а также коллекцию змей, ящериц, набальзамированных скорпионов, черепов человеческих и животных. Вот такая вуду-медицина и стала основным поводом и идеей для создания дебютного альбома, где впервые появилось на обложке словосочетание «Dr. John»
Несмотря на то, что Atlantic от их детища равнодушно отвернулся, альбом нашел себе пристанище на FM радиостанциях. В вуду-рок направлении Рибеннек двинулся и со следующими своими альбомами, иногда возвращаясь к традиционному новоорлеанскому Р-н-Б. Тем не менее к 1972 году он был в долгах и без работы в любимом Новом Орлеане, деньги можно было заработать только на Западном Берегу.
В жизни его вновь случился благодетель, на этот раз им стал новый президент фирмы Atlantic Джерри Векслер. Он оказал поддержку новоорлеанцам, дав «добро» на альбом, состоящий из стандартов музыки этого региона. Так появился «Gumbo», ставший торговой маркой Доктора Джона. Шумно и с восторгом принятый критиками, бестселлер «Gumbo», открыл серию альбомов, которые Доктор Джон ковал, как горячее железо до того периода, пока их продажи не перестали удовлетворять боссов «Атлантика»
Альбом «City Lights» дал сигнал об уходе Мака с рок сцены к джазу и повзрослении в целом. Выпущенный в 1979 следующий «Tango Palace» был также очень джазовым, как и предыдущий.
Жадные до денег крупные фирмы грамзаписи потеряли к Доктору Джону интерес, далее он записывается один, играя на фортепиано, на небольшой независимой фирме из Балтимора «Clean Cuts» по системе : один альбом за один день. Это были альбомы
Dr. John Plays Mac Rebennack Vol. 1 (1981)
* Dr. John Plays Mac Rebennack Vol. 2 (The Brightest Smile in Town) (1983)
Несмотря на возможность записываться и его репутацию, как крупного музыканта, Ребеннеку было не просто работать по представившемуся контракту с «Уорнер Брозерс рекордс». Сначала была идея записать вещи Луи Джордана, позже начали перебирать весь старый материал, останавливаясь на том, что выходило лучше и стараясь записать все живьем, придавая старым поп-песням р-н-би звучание. Так в 1989 появился альбом "In a Sentimental Mood" , за лучший джаз вокал в дуэте (с Рики Ли Джонс в песне Makin' Whoopee) он получил свой первый «Грэмми»
В 1989 году д-р Джон гастролировал с Ринго Старром и его All-Starr Band, вместе с Левоном Хелмом , Риком Данко, Нильсом Лофгреном, Джимом Келтнером , Джо Уолшем, Билли Престоном и Кларенсом Клемонсом. Тур закончился созданием в 1990 году концертного альбома Ringo Starr and His All-Starr Band.
Музыка Доктора Джона звучит в художественных и документальных фильмах, джинглах , телевизионных постановках, видео-аудио-блюз-уроках, так или иначе связанных с колоритом Нового Орлеана. После разрушения ураганом Катрина Нового Орлеана, Доктор Джон участвовал в очень большом количестве благотворительных мероприятий для сбора средств пострадавшим.
В январе 2008 года он стал экспонатом в Зале славы музыки штата Луизиана
Выбравшийся из низов студийной ритм-н-блюз субкультуры Нового Орлеана, Доктор Джон владел тем ярким своеобразием в своем сочинительстве, которое привело его на вершины списков в начале семидесятых. Альбом и сфокусирован на этом для него счастливом периоде 1970-1974. Он начинается с хита, взлетевшего в федеральном списке выше всех прочих, попавшего в десятку, Right Place, Wrong Time. Другие треки подчеркивают его блестящую игру в стиле буги-вуги на фортепиано, есть очень интересные и незаслуженно забытые песни с его первого альбома –дебюта Gris-Gris, который пришелся на психоделическую эру,
Да, выбрался я наконец с работы, на вторую неделю только время появилось сообщиться сюда,
одно не очень хорошо пока : нет никуда сигнала об оставленном комментарии после альбома в аудио бибилиотеке.
Леша-Калибр сделал коммент 2 сентября, а я только 8 сентября его обнаружил, буду демонстрировать запоздалую реакцию.
Не часто его слушаю, а точнее после прослушивания практически не возвращался, за исключением Mama Roux - эта вещь у меня в плей-листе присутствует. Не знал, что Доктор лишился пальца.
Как всегда - отличный обзор. Спасибо, Олег!