Джейн Фонда. Жизнь.
ЛЕДИ ДЖЕЙН
Малышке Джейн Сеймур Фонде могли позавидовать многие американские дети. Казалось бы, куда лучше: папа - сам Генри Фонда, еще в молодости заслуживший неофициальный титул легенды Голливуда. Мало того, потомок первых переселенцев, окруженных в США всеобщим почетом и уважением.
Первый Фонда переплыл океан и обосновался в штате Нью-Йорк еще в 1642 году. Это был некий маркиз де Фонда, уроженец Генуи, человек неуемной энергии и бешеного темперамента - качества, которые он передал своим потомкам. Отца Джейн из-за них немало помотало по жизни: то бегал в поисках горячих новостей в качестве репортера, то вкладывал деньги в сомнительные предприятия, пока, наконец, не нашел себя на театральных подмостках. Женитьба (вторая, первый брак разбился вдребезги) поспособствовала укрощению строптивого Генри. История семьи его избранницы - Франсес - затмевала даже его родословную: Сеймуры происходили от Эдварда, герцога Соммерсетского, брата леди Джейн, третьей жены английского короля Генриха VIII, взаимоотношения которых поведаны миру самим Шекспиром.
Актер так впечатлился, что величал новорожденную дочку не иначе как леди Джейн. Через три года появился на свет и наследник - Питер. Дружная семья жила в чудесном доме в окрестностях Лос-Анджелеса с окнами на океан. Джейн и ее братишка купались в любви, как дельфины в волнах. И вдруг все рухнуло. Генри, достигнув всего, о чем можно мечтать, дал волю своему темпераменту, начав впадать в бешенство по малейшему поводу. Дети, обожавшие отца, теперь его боялись. Жена погрузилась в глубокую депрессию, неделями не выходила из своей комнаты. В один из приступов ярости Фонда, оглушительно хлопнув дверью, ушел из дома, Франсес с нервным срывом попала в лечебницу, где покончила собой. 13-летней «леди Джейн» и 10-летнему Питеру сказали, что мама умерла от сердечного приступа. А скоро, слишком скоро, у них появилась новая «мама». Джейн назвала отца предателем, а ее брат в знак протеста попытался покончить с собой. Кровь предков бурлила даже в младших отпрысках Фонда-Сеймуров.
Мадам Вадим
Джейн повзрослела, получила серьезное актерское образование, успешно дебютировала в театре, но тень отца постоянно омрачала ей жизнь. Мало того, что зрители оценивали каждый ее жест исключительно в сравнении с игрой ее гениального папы, так еще и он сам не упускал случая раскритиковать ее в пух и прах. Неудивительно, что юная актриса с радостью приняла предложение на съемки в Париже. Куда угодно, лишь бы прочь из родного дома! Тем более что приглашал сам Роже Вадим - режиссер, славившийся открытием новых звезд на кинонебосводе.
Одно уточнение - по совместительству они становились его любовницами. В списке этого «дон Жуана» французского кинематографа значились, например, такие знаменитости мирового уровня, как Бриджит Бордо и Катрин Денев. Одна стала его законной супругой, другая родила ему ребенка. Чтобы покорить Джейн, он повез ее на свою историческую родину - в Москву (настоящее имя Роже Вадима, сына русских эмигрантов - Владимир Племянников). И она влюбилась. Причем не только в Вадима, но и в Россию, в Красную площадь, в гостеприимных русских. Однако если взгляды на врага США №1 у юной американки поменялись кардинально, то убедить ее в необходимости создания брака оказалось намного труднее. Однажды уже пережив крах семьи, Джейн боялась строить собственную. Тем более что жених сразу оговорил - верности от него ждать не стоит, так как он не может иметь сексуальные отношения только с одной партнершей.
Но любовь зла, полюбишь и Роже. Джейн Фонда стала мадам Племянниковой, то есть, пардон, Вадим, родила дочь Ванессу, заботилась о детях мужа от других женщин, терпела его бесконечные романы. И много работала. В 1969 году вышел фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», в котором, по мнению критиков, Фонда сыграла свою лучшую роль. Казалось, «Оскар» ей был обеспечен. Но, увы, заветную статуэтку получила другая актриса. Отец не преминул произнести речь о том, что природа отдыхает на детях гения. Муж отмахнулся: «Кому важно мнение этой бездарной американской киноакадемии?» - и отправился лично проводить кастинг в поисках новой «звездочки». Джейн не впала в хандру и самоедство, судьба матери ее не прельщала. Она кинулась в другую крайность...
Некиношная бунтарка
Талантливая перспективная актриса превратилась в активного политического борца. Вместо салонов красоты и модных вечеринок папарацци гонялись за ней на митингах и пикетах. То она возглавляла марш против войны во Вьетнаме, то объезжала индейские резервации, поднимая коренное население Америки на борьбу за его права. Среди друзей этой девушки из высшего общества появились марксисты, социалисты, хиппи, вьетнамские ветераны, феминистки. Ее лучшую подругу Шэрон Тэйт - жену режиссера Романа Полански - убила банда Чарльза Мэнсона, человека, наводившего ужас на всю страну - не то новоявленного революционера, не то просто наркомана.
Наконец, сама Фонда привлекла внимание властей: ее задержали в аэропорту с упаковкой запрещенных к свободной продаже возбуждающих препаратов, что означало при плохом раскладе десять лет тюремного заключения. Конечно, буквально через пару недель Джейн выпустили под залог в десять тысяч долларов. Другая бы испугалась, образумилась, вернулась в семью, эта же наследница папиного характера устроила пресс-конференцию, на которой выступила с обличительной речью против избиения заключенных в американских тюрьмах.
Тем временем актрису вновь выдвинули на «Оскар». Надо бы радоваться, но на самом деле Джейн попала в крайне сложную ситуацию. Вначале она в знак протеста против «системы» хотела громогласно отказаться от премии, если ее присудят. Однако соратники по борьбе настоятельно советовали, наоборот, использовать присуждение в тактических целях. Академия киноискусства дала понять, что ни о каких пламенных речах на церемонии и речи быть не может. Более того, откажется или устроит политический спектакль, на карьере может поставить крест. И тут в дело вмешался отец.
Неизвестно, что именно Генри сказал «леди Джейн», но, получив 10 апреля 1972 года «Оскара», Фонда взвесила статуэтку в руке, подняла взгляд на зрительный зал и с дрожью в голосе произнесла: «Я могла бы многое сказать сегодня. Но сейчас не время и не место. Поэтому я просто скажу - спасибо».
Аэробика - это судьба
Она еще разок поучаствовала в антивоенной кампании, но как-то без былого энтузиазма. Период бунта против всех и вся остался в прошлом. Как и ее попытки сохранить семью с любвеобильным Вадимом. Джейн сменила драные джинсы на костюм от кутюр, вышла замуж за добропорядочного гражданина Тома Хайдена, профсоюзного босса и претендента на пост сенатора от штата Калифорния, родила сына Троя, получила второй «Оскар». И не заметила, как ей «стукнуло» сорок, пролетела на баррикадах молодость, в семейных перипетиях начала ускользать красота. Всю свою кипучую энергию Джейн бросила теперь на борьбу с каждой найденной морщинкой. Бросила курить, наложила табу на гамбургеры, занялась спортом.
Однако она не была бы Джейн Фонда, если бы не устроила из своей личной жизни целое шоу. Актриса разработала собственный вариант физкультуры - аэробику, открыла залы для тренировок по всей Америке, выпустила по всему миру серию видеокассет. «Ваше тело - это ваша судьба! - втолковывала она женщинам всего мира. - Управляя собственными мышцами, вы сможете управлять миром вокруг себя!» В результате миллионы домохозяек запрыгали перед телевизорами в ритме Фонды, мечтая иметь такую же подтянутую фигуру, как у нее, а следовательно, удержать своих благоверных у семейного очага. Она же, вновь почувствовав себя привлекательной женщиной, первым делом сменила мужа. А почему бы и нет: ее отец женился и разводился пять раз, и она достойного лучшего!
Новым избранником Фонды стал Тэд Тернер - миллиардер, медиа-магнат, человек, привыкший руководить, держать все под контролем. Жена, пропадающая на съемочных площадках, скачущая под музыку по всем каналам ТВ, была не для него. Дома будете прыгать, леди Джейн, перед супругом. А деньги зарабатывать, карьеру делать - его забота. И она, к удивлению родных и поклонников по всему миру, ушла из кино, сменила спортзал на велосипедные прогулки с Тэдом, стала его тенью. Думала, слюбилось, значит, и стерпится. Хватит, напрыгалась по жизни, пора успокоиться, прожить свой век с этим мужчиной, как за каменной стеной. Выдержала ровно десять лет. А в начале нового XXI века счастливая с виду чета развелась.
Для Тернера оказалось слишком сильным шоком узнать, что его примерная жена без его ведома и согласия приняла христианство. А Джейн просто уже не могла сидеть дома, и ее новое увлечение, на этот раз религией, было сродни былым юношеским протестам против сложившейся ситуации. Теперь она вновь свободна, с удовольствием человека, изголодавшегося по любимому делу, снимается в кино и даже тренируется, несмотря на приближающийся 70-летний юбилей. А еще издает мемуары под названием «Жизнь так длинна», ведь мир достоин узнать, что скрывается за ее улыбкой победительницы...
0
10.11.2011 09:04
Год выпуска: 1969
Страна: США
Жанр: Драма
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Режиссер: Сидней Поллак
В ролях: Джейн Фонда (Глория), Майкл Сэррэзин (Роберт), Бонни Беделиа (Руби), Брюс Дерн (Джеймс), Северн Дарден (Кесил), Гиг Янг (Роки), Сюзанна Йорк (Элис).
Америка в тяжелые годы Великой депрессии. Всюду безработица, бедность, люди уезжают из родных мест в поиска лучшей доли на чужбине и берутся за любую работу, чтобы заработать на кусок хлеба и крышу над головой.Поэтому не удивительно, что весьма сомнительный «крупнейший в мире» танцевальный марафон с призом в 1500 долларов легко собрал мрачном ангаре на побережье несколько десятков участников совсей страны.
Молодой ковбой и седой моряк, беременная женщина и унылый фермер, циничная девушка «с прошлым» Глория и немолодая бывшая актриса без будущего… Все они такие разные, но каждый готов на всё ради выигрыша. В изнеможении они танцуют сутками напролет — с перерывами только в 10 минут. От усталости, болии бессонницы прежде азартные и нарядные, участники марафона постепенно теряютчувство реальности и ощущение собственного «Я».
Они, как загнанные лошади, «на последнем дыхании» упорно стремятся к победе, не вспоминая о выбывших из гонки. Вот только — хватит ли сил даже у победителей, добравшихся до заветного финиша, жить после «финиша» дальше. Ведь загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
Награды:
"Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана (Гиг Янг) и семь номинаций на "Оскар": главная женская роль (Джейн Фонда), второплановая женская роль (Сюзанна Йорк), сценарий-экранизация (Джеймс По, Роберт И.Томпсон), художник-постановщик (Гарри Хорнер), монтаж (Фредрик Стайнкэмп), музыка (Джон Грин), художник по костюмам.
0
10.11.2011 10:50
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.