Здравствуй, Пасха! - В течение года Православная церковь отмечает двенадцать великих, или двунадесятых, праздников. Среди них весенний праздник Пасхи считается самым главным. Он словно оказывается возвышеннее прочих, да и большинство двунадесятых праздник
Здравствуй, Пасха! - В течение года Православная церковь отмечает двенадцать великих, или двунадесятых, праздников. Среди них весенний праздник Пасхи считается самым главным. Он словно оказывается возвышеннее прочих, да и большинство двунадесятых праздников отсчитывается именно от Пасхи. Недаром в народе существует выражение: «Эка Пасха - шире Рождества!» Прочие же народные поговорки, ей посвященные, тоже наполнены ликованием и торжественностью: «В Светлое воскресенье солнышко играет, землю вешнее солнышко воскресает».
Борис Кустодиев.
«Пасхальный обряд (Христосование)». 1916 г.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жавронок взлетел,
И, в небе синем исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, - они вещали, -
Проснись, твой царь, твой Бог воскрес.
Проснитесь горы, долы, реки.
Хвалите Господа с небес,
Побеждена им смерть вовеки.
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка, зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь - любовь»
Е.Горчакова
Николай Пимоненко.
«Пасхальная заутреня в Малороссии». 1891 г.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
А. Майков
Николай Рерих
«Русская Пасха»
На Воскресение Христа
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть -
Да не погибнем мы!
Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
В. К. Кюхельбекер
Б.М.Кустодиев
«Канун Пасхи»
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
И. А. Бунин
А.Гурьева-Сажаева
«Пасха у тёти Дуси»
Хвала Воскресшему
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.
Хвалите сонм бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут вякая печаль
И ропот безнадежный!
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал навеки!
К. Р.
(Великий князь Константин Романов)
Б.М.Кустодиев
«Светлое Воскресение» (эскиз)
Красота
Одна есть в мире красота -
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
К. Д. Бальмонт
Архипова Людмила
«Пасхальная ночь»
Благовест
Я ждал его с понятным нетерпеньем,
Восторг святой в душе своей храня,
И сквозь гармонию молитвенного пенья
Он громом неба всколыхнул меня.
Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов.
К. Бальмонт
Владимир Егорович Маковский
«Молебен на Пасху» 1887-1888
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскрес!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.
А. Плещеев
Ю.Кузенкова
«Пасха»
Пасхальные вести
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали падать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...
Поднялись - морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна...
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Я. Полонский
Илья Каверзнев
"Светлая Пасха"
День Православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,
Своею дальнею волною
И ту долину захватя,
Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя,* -
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она.
О, дай болящей исцеленья,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.
Ф.Тютчев
Икона Андрея Рублева
«Воскресение Христово (Сошествие в ад)». 1408-1410 гг.
Агнца поменяли на яйцо
Историками установлено, что праздник Пасхи существовал задолго до появления христианской религии. Впервые он появился у древних евреев, и на арамейском языке слово «пасха», или «пасех», означает «прохождение», или «пощада». Этот праздник - память об освобождении евреев из египетского плена. Накануне Пасхи закалывали жертвенного агнца (ягненка), и его кровью мазали косяки и перекладину входа в жилище.
Праздновать Пасху в месяц нисан (в Палестине это был первый весенний месяц, ныне он соответствует периоду между 21 марта и 22 апреля), согласно Священному Писанию, повелел сам Саваоф. Вот что на этот счет говорит книга Исход, одна из первых книг Библии: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев... В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца... и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах... Это - Пасха Господня».
Христиане уже с первых лет существования своей религии заимствовали у древних иудеев введенный самим Богом праздник Пасхи. Поначалу первые христиане копировали еврейский обряд жертвоприношения, но потом агнец был заменен птичьим (чаще всего куриным) яйцом
Примечательно, что в первые века христианства появилась новая трактовка происхождения слова «пасха»: его стали производить от греческого «пасхейн» - «страдать».
При этом для праздника были выбраны другие дни: не период между 10-м и 14-м днем месяца нисана, а первое воскресенье после дня полнолуния, которое приходилось на день весеннего равноденствия или сразу после него. Высчитывание дня Пасхи - сложный процесс, который церковью производится на много лет вперед. В этом году Пасху празднуют 15 апреля.
Н.А.Кошелев
"Дети, катающие пасхальные яйца"
В ком больше веры
Главным предметом пасхального праздника у христиан стало, как мы уже говорили, крашеное яйцо. Происхождение обряда его окрашивания в красный цвет связывается с Марией Магдалиной. По преданию, она пришла к римскому императору Тиберию и протянула ему яйцо со словами: «Христос воскрес!» Император ответил: «В это чудо так же сложно поверить, как и в то, что это яйцо может стать красным». И в этот момент яйцо в руках Марии Магдалины немедленно покраснело.
С тех пор на христианскую Пасху близким, друзьям и знакомым дарят крашеные яйца. При этом принято «чокаться» яйцами, ударяя тупым острым концом крашенки яйцо соперника. Согласно христианским канонам, тот, чье яйцо при этом не треснуло, имеет меньше грехов, чем его противник.
Однако этнографами установлено, что этот обычай христиане тоже изобрели не сами, а позаимствовали все у тех же иудеев. Еще за сотни лет до Иисуса Христа у древних евреев «стукание» куриными яйцами символизировало встречу двух светил - дневного и ночного. Считалось, что так сталкиваются истинная и ложная веры, причем первая, естественно, побеждает, возвещая о приходе мессии. При этом понятно, что владелец того из двух яиц, которое при «стукании» осталось целым, считается большим праведником, чем его соперник. Другими непременными угощениями Светлого праздника являются пшеничный кулич и творожная (сырная) пасха как питание пустынников, в числе которых некоторое время довелось побывать и Иисусу Христу.
К.Костанди
"Страстной четверг на севере"
Страстная неделя
Неделя перед Пасхой называется Страстной, или Светлой. Каждый ее день имеет собственное название.
В Великий (Страстной) понедельник священники напоминают верующим о ветхозаветном патриархе Иосифе, проданном братьями в Египет, а также евангельское повествование о проклятии Христом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник проповеди посвящаются обличению Иисусом фарисеев и книжников и притче, произнесенной Спасителем в иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
В Великую среду христианам положено с глубокой скорбью вспоминать о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о получении им за это пресловутых 30 сребреников. Также говорят о знаменитой грешнице, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила его таким образом к погребению и последующему воскрешению.
А Великий четверг также называется Чистым четвергом, поскольку именно в этот день Христос во время тайной вечери омыл ноги своим ученикам, что считается знаком любви и внимания Бога к каждому истинно верующему.
В день Великой (Страстной) пятницы христиане вспоминают о суде Понтия Пилата над Иисусом Христом, после которого последовали распятие на кресте и смерть Спасителя. В православных храмах на утрене в это время читаются Евангелия, а на вечерне поется канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». С закатом солнца до окончания пасхального богослужения все верующие должны воздерживаться от пищи.
В день Великой субботы говорят о пребывании Христа во гробе, куда он был положен своими самыми верными почитателями. В храмах происходит освящение пасхальной еды. В Иерусалиме в этот день в течение сотен лет к верующим сходит благодатный огонь, который в наши дни самолетами развозят по всем странам, где чтят христианские традиции. Великая суббота - канун дня воскрешения Спасителя, то есть Светлой Пасхи.
Шумные гульбища запрещались
Как известно, христианские традиции на Руси испокон веков причудливо уживались (и по сей день уживаются) с языческими обрядами и обычаями. Не обошло это сочетание и праздник Пасхи. Официальная православная церковь во все времена смотрела на эти вольности, как говорится, сквозь пальцы, но иногда терпение патриархов иссякало, и тогда они привлекали светскую власть для «искоренения крамолы».
В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому в пасхальные дни запрещались «шумное празднование, пьяные гульбища, пение на улицах и в людных местах, бесовские игры, оскверняющие великий день Светлой Пасхи».
Более того - через год тот же царь еще одним указом запретил на Пасху «рассказывание языческих сказок и загадывание загадок на вечерниках». Как ни странно, в том же царском документе содержится и запрет на... игру в шашки и шахматы в Пасхальную неделю. Впрочем, и в те, и в последующие времена строгих царских запретов мало кто придерживался.
В СССР, начиная с 20-х годов, Пасхальная неделя была объявлена одним из пережитков прошлого, борьба с которыми стала важной государственной и политической задачей.
Вот цитата из журнала «Безбожник», вышедшего в апреле 1932 года: «У нас пасха, как и другие религиозные дни, является праздником для немногочисленных отсталых приверженцев поповщины, мулльщины и ламщины... Пасха для кулака, попа, сектантских пропагандистов - средство, при помощи которого они будут пытаться сорвать пламы социалистического строительства, социалистической индустриализации, коллективизации... И надо этим попыткам, этому средству - пасхе - дать решительный отпор, необходимо твердой рукой препятствовать проведению крестных ходов и других поповских мракобесных шествий».
Несмотря на некоторое смягчение отношения к религии после смерти Сталина, праздник Пасхи власти Советской страны и после этого не слишком жаловали. В некоторые годы, когда Пасхальное воскресенье оказывалось поблизости от 1 мая, по решению правительства выходной объединялся с Днем международной солидарности трудящихся, и тогда даже верующим на Пасху приходилось работать. Лишь в постперестроечное время подобных фактов неуважения к древним традициям власти больше не допускали.
(Валерий ЕРОФЕЕВ)