- Золя Эмиль Дата рождения: 2 апреля 1840 года Дата смерти: 28 сентября 1902 года
Биография Эмиля Золя
Эмиль Золя, произведения которого занимают ведущее место во французском натурализме, сам был наполовину французом. Полугрек, полуитальянец, его отец был гражданским инженером в Провансе, где возглавлял строительство водопроводных сетей города Экса. Мать Золя, родом из северной Франции, была женщиной трудолюбивой, дисциплинированной. Она не могла найти себе применения в веселом, жизнерадостном Провансе. Отец Эмиля умер, когда мальчику исполнилось шесть лет, оставив свою жену один на один с усиливающейся нищетой и иском к городу Эксу.
Многое в творчестве Золя можно объяснить реакцией на взгляды его сильной, властной матери, на ее недовольство буржуазией, не принявшей эту женщину, на ненависть которую она питала к местной бедноте, боясь скатиться до такого же уровня. Если верен тезис о том, что лучшие критики общества - те, чье собственное положение в этом обществе ущербно, то Золя действительно была уготована роль социального романиста, а его творчество было своеобразной местью городу Эксу. Результатом влияния матери может считаться и то, что Золя выбирал сексуальные темы для того, чтобы выразить свое неприятие общества, отвергнувшего его. Беднота неразборчива в связях, средний класс лицемерен, аристократия порочна - эти идеи красной нитью проходят через все романы Золя.
С семнадцати до двадцати семи лет Золя вел богемную жизнь, не преуспев ни в чем. Он учился в Париже и Марселе, но так и не получил диплома. Он писал статьи для газет, в том числе по искусству. Одно время Золя снимал жилье вместе со своим другом юности из Экса художником Сезанном. Работал он и служащим у парижского издателя и книготорговца Ашетта. Временами его финансовое положение было таким тяжелым, что ему приходилось ловить воробьев на чердаках и жарить их. Была у Золя любовница - Александрина Мелей, серьезная благоразумная девушка, с развитыми материнскими инстинктами и честолюбием человека из среднего класса. Даже мать Золя одобряла их отношения. Эти отношения дали писателю столь необходимое для работы эмоциональное спокойствие. В 1870 году Александрина и Эмиль поженились.
Делом всей своей жизни Золя считал серию, состоящую из двадцати романов, задуманную в подражание "Человеческой комедии" Бальзака и прослеживающую судьбу одной семьи во времена Второй империи. Родоначальник этой семьи происходил из города Плассана в Провансе (очевидно, Экса). Законные потомки, семья Ругонов, - очень активные, умные люди, поддерживающие Луи Наполеона во время переворота 1851 года и вместе с ним приходящие к власти. Один из них, Эжен, становится министром в правительстве, где его природная беспринципность способствует карьере.
Другая, незаконная ветвь семьи, Муре - предприниматели из среднего класса. Один из представителей этой семьи открывает огромный универсальный магазин в Париже и строит свое состояние на разорении мелких конкурентов. Еще одна незаконная ветвь - Маккары. Это пролетарии, из среды которых выходят воры, проститутки, алкоголики. В их числе Нана и Этьен - главные герои двух романов, рассматриваемых в этой книге. Задача Золя - исследовать каждый уголок французского общества, вскрыть пороки, царящие там. Его романы - серия последовательных атак на официально провозглашавшиеся идеалы того времени: честь армии, набожность духовенства, святость семьи, труд крестьянина, слава империи.
Задуманные романы едва только начали создаваться, когда Вторая империя неожиданно рухнула. Поток событий вынудил Золя сжать временные рамки романов, и это было сделано весьма неуклюже. В этих романах создаются ситуации, более подходившие к семидесятым-восьмидесятым годам, нежели к пятидесятым-шестидесятым. Поражение Франции под Седаном дало Золя материал для создания большого военного романа "Разгром". Другими важными произведениями, стоящими особняком среди уже упомянутых, являются "Земля", мрачное и яростное исследование крестьянской жизни, и "Западня" - описание деградации человеческой личности под влиянием алкоголя. Хотя главные герои этих произведений и находятся в родственных отношениях, каждый из романов обладает собственными достоинствами и может быть прочитан независимо от других.
Золя, когда-то работавший журналистом, прекрасно знал, что книги, затрагивающие чувства людей, приносят доход. Его произведения, написанные с учетом этого, сделали их автора богатым. Со временем он удовлетворил амбиции человека, обязанного всем только самому себе. Золя переехал в "шикарный" дом в фешенебельном районе и обставил его с роскошной помпезностью. Другой своей тщеславной цели - попасть во Французскую академию, несмотря на все усилия, Золя так и не смог достичь, хотя и остался в истории как ее "вечный кандитат".
Родители Эмиля Золя
Враги пытались представить писателя чудовищем порока, купающимся в отбросах. Его защитники, напротив, видели в нем яростного моралиста, обличающего пороки эпохи. Сам же Золя предпочитал быть независимым и объективным ученым, исследующим результаты влияния наследственности и окружающей среды на человеческую личность. Этим он напоминает французского историка Тэна, который утверждал, что порок и добро - такие же естественные продукты, как сахар и купорос. Золя, безусловно, не был ученым.
Ему приходилось полагаться на психологию того времени, основой которого были чисто материалистические взгляды. Так, признавалось, что антиобщественное поведение - результат дегенерации нервной системы, передаваемой по наследству. Золя был настолько зачарован престижем науки, что рассматривал свои романы как лаборатории, где проводятся опыты с наследственностью, поставленной в определенные условия существования. Писатель также описывал реакцию наследственности на эти условия. Подобные теоретические взгляды отражены в работе Золя "Экспериментальный роман". Вероятно, мало кто из авторов мог показать такое непонимание своего собственного творческого процесса.
Собственная литературная практика Золя больше известна под именем "натурализм". Она устанавливала традиции, несколько отличные от раннего реализма Флобера. Того в одинаковой мере интересовали и феномены вещей, и правдивое воспроизведение действительности. Но у него не было склонности к описанию пороков и безобразий. Более того, реализм Флобера представлял собой литературную программу, лишенную какой-либо метафизики. Вот почему воздействие этих двух писателей имело различия. Приверженцы Флобера были изощренными стилистами, озабоченными совершенствованием искусства ради самого искусства, в то время как последователи Золя являлись в большей степени тяжеловестными социальными романистами, подобными Фрэнку Норрису.
Эмиль Золя со своими детьми
Как только были написаны "Ругон-Маккары", Золя избрал иное, более оптимистическое направление в литературе. Он стал искренне верить, что общество способно исправить само себя. Намеки на это появляются уже в романе "Жерминаль". Более очевидно это заметно в сочинении "Труд", рисующем утопическое, социалистическое общество. Одна из причин такого поворота событий может быть найдена в изменении личной жизни Золя. В течение многих лет брак его с Александриной был омрачен бесплодием. В 1888 году он влюбляется в молодую прачку Жанну Розера, покупает ей дом и, к большой радости становится отцом двух детей. Когда слухи об этом дошли до мадам Золя, она в ярости разбила часть шикарной мебели своего мужа. Но Золя новые отношения принесли освобождение от неуверенности в себе как в мужчине. Со временем он достигает и удовлетворенности, но его творчество постепенно теряет свою мощь и становится почти сентиментальным.
Его знаменитая защита Альфреда Дрейфуса, капитана-еврея во французской армии, осужденного по сфабрикованному обвинению в шпионаже, потрясшему Третью республику до основания, однако, была отнюдь не сентиментальной. В этом деле противниками писателя выступали старые враги - армия, церковь, правительство, высшие слои общества, антисемиты, зажиточные люди, которых бы сегодня назвали "истэблишментом". Залпом, который Золя направил в эту цель, было письмо, адресованное президенту Форе и опубликованное в "Авроре", - "Я обвиняю".
Эмиль Золя с фотоаппаратом
Золя сознательно шел на обвинение в диффамации и преуспел в этом. Зал судебного заседания стал ареной, которую он хотел приобрести. Суд вынес обвинительный приговор, по которому была подана апелляция. Начался второй процесс, но незадолго до вынесения приговора, Золя, с неохотой и по совету адвокатов, уехал в Англию. Здесь он мужественно переносил все неудобства английского климата и кухни, пока честь и достоинство Дрейфуса не были восстановлены.
Умер Золя в 1902 году в результате бессмысленной случайности: нагревательный прибор на древесном угле, закрытый дымоход и удушье. Весь мир объединился, чтобы отдать ему должное - давно заслуженное. На его похоронах присутствовал Дрейфус, а Анатоль Франс сказал, что Золя "был этапом в сознании человечества". Александрина же посчитала, что ее муж был настолько гениальным, что имел право на свой моральный кодекс, и усыновила его детей.
История жизни Эмиля Золя
Если попытаться хотя бы кратко обозначить все то, что Золя сумел сделать за свою жизнь, то станет понятно, почему заслуги французского писателя признаны во всем мире.
Эмиль Золя является одним из крупнейших писателей XIX века, автором более двадцати романов, создателем нового направления в литературе - натурализма. Кроме того. Золя был известен своими резкими выступлениями против антинародных социальных реформ и преследований человека. Наиболее известен процесс в защиту офицера французского Генштаба А. Дрейфуса, еврея по национальности, которого клеветнически обвинили в шпионаже в пользу Германии. Ярая антисемитская истерия сопровождала судебное разбирательство. Золя выступил на этом процессе в числе тех, кто отстаивал невиновность Дрейфуса, и, отчасти благодаря ему, ложное обвинение позже было снято. И тем не менее этот перечень заслуг писателя не может в полной мере отразить его богатую событиями жизнь.
Будущий писатель был единственным ребенком известного гражданского инженера доктора Ф. Золя, который построил канал в Эксе и был консультантом первой общественной железной дороги в Европе (от Будвейза до Линца). Правда, отец умер, когда мальчику было всего шесть лет, поэтому он не успел оказать на сына существенное влияние. Главным человеком для Золя всю жизнь оставалась мать.
Он получил образование в частном колледже Д'Э, где постоянно завоевывал призы на уроках физики и рисования. Как это ни покажется странным, Эмилю даже удавалось одерживать верх в рисовании над Полем Сезанном, впоследствии знаменитым художником. Зная толк в художественном творчестве. Золя позже станет яростным защитником другого известного художника - Э. Мане - и будет выступать против официальной салонной живописи.
Потом он учился в привилегированной Эколь Нормаль, закончил курс, но так и не смог выдержать экзамен на звание бакалавра права. Однако это не помешало ему получить приличное место сначала в Акцизной палате, а затем в конторе издательства Ашетт, где он даже одно время возглавлял отдел продаж и рекламы.
В литературу Золя пришел так же, как и многие другие современные ему писатели, - через журналистику. Продолжительное сотрудничество в газетах "Новости", "Фигаро", "Марсельеза", "Трибюн" впоследствии сказалось на форме многих его романов, написанных как романы-фельетоны, - например, "Марсельские тайны" (1867). Публицистику Золя практически не оставлял до конца своих дней, откликаясь на все важнейшие события: войну с Пруссией, Парижскую Коммуну, выступал против клерикальной и военной реакции. Поэтому совершенно не случайно, что во время осады Парижа он становится секретарем республиканца Александра Глес-Бизана, а позже - парламентским корреспондентом "Колокола" и "Семафора".
Со временем круг тем его публицистики расширился: Золя писал не только литературно-критические, но и искусствоведческие статьи. Некоторые из них позже были объединены в книги. В 1866 году вышли книги статей Золя "Что я ненавижу" и "Мой салон", а в следующем году - "Эдуард Мане". Однако статей было так много, что они не умещались в эти три книги, поэтому впоследствии публицистические сборники стали выходить у него регулярно. Из них наиболее известны такие книги, как "Республика шествует" (это название дано составителем книги Ж. Кайзером), "Кампания", "Романисты-натуралисты", "Экспериментальный роман". В последние два сборника вошли и те статьи Золя, которые он в 1875-1880 годах печатал в журнале "Вестник литературы" по рекомендации И. Тургенева.
Эмиль Золя
Портрет кисти Мане
В начале шестидесятых годов появляются первые прозаические произведения Золя, в 1864 году вышел его сборник новелл "Сказки для Нинон", на следующий год - роман "Исповедь Клода", в котором отразились некоторые события жизни самого писателя, а в 1866 году - "Завет умершей". Последний роман вызвал настоящий скандал в издательстве Ашетт, и Золя пришлось уйти оттуда в газету "Новости", где он стал штатным корреспондентом по разделу хроники.
Всего через год Золя выпускает новый роман - "Тереза Ракен", которым заявляет о своей приверженности новой литературной школе - натурализму. Вскоре писатель становится главой этой школы.
Термин "натурализм" Золя рассматривал в его естественнонаучном значении и понимал как изучение природы. Применительно же к литературе это понятие означало для него то же самое, что и реализм, то есть правдивое отображение реальной действительности во всей ее полноте. Золя считал, что литература должна быть сродни науке. Ее задача - изучать факты и основываться не на воображении, а на анализе, на терпеливом собирании "человеческих документов", то есть она должна быть похожей на научное исследование. Кроме того. Золя считал, что для писателя нет запретных тем, он имеет право вторгаться в самые темные и низменные сферы человеческого бытия, поскольку вдохновение ему дает только реальная действительность во всей ее неприкрытой правде.
Натурализм Золя понимал как правду в искусстве, хотя это не одно и то же. Писатель доказывал также, что человеческое общество ничем не отличается от животного мира и люди полностью зависят от своей биологической сущности. Он буквально взорвал благонамеренное общество заявлением о том, что человеком движут инстинкты и все его поступки целиком и полностью определяются биологическими факторами.
Семья Золя
Однако в своем художественном творчестве писатель не всегда следовал этой своей теории, так как жизнь оказывалась богаче и талантливый литератор не мог не чувствовать противоречий, которые заключались в его излюбленном методе.
В этом же романе проявились основные элементы задуманной писателем "Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи". Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. Золя в один ряд с такими писателями, как В. Гюго, О. Бальзак, Г. Флобер.
Золя работал над своей эпопеей больше двадцати лет. Если первый роман серии - "Карьера Ругонов", в котором показаны истоки семьи и бонапартистский государственный переворот 1851 года, вышел в 1871 году, то последний - "Доктор Паскаль", где ученый Паскаль составил генеалогическое древо этой семьи, увидел свет в 1893 году. Золя это сделал намеренно, чтобы читатель с первого и до последнего романа мог проследить все многочисленные линии семейства Ругон-Маккаров и без труда разобраться в родстве героев.
Через историю одной семьи Золя заклеймил "нелепую эпоху безумия и позора", какой представлялась ему II империя. Он показал глубокое нравственное падение власть предержащих, бешеную жажду наживы, интриги и разврат, которые поразили общество. Для русских читателей наиболее известными романами из серии о Ругон-Маккарах стали "Нана" (1880), "Жерминаль" (1885), "Земля" (1887), "Человек-зверь" (1890) и "Доктор Паскаль" (1893). Причем на русский язык они переводились практически одновременно с их публикацией во Франции. Эпопея "Ругон-Маккары" Золя включает в себя двадцать томов и, по мнению критиков, является как бы продолжением такой же многотомной художественной истории французского общества, как "Человеческая комедия" Бальзака.
Золя блестяще освоил форму многотомной эпопеи и в промежутке между сериями "Ругон-Маккары" и "Евангелия" написал антиклерикальную трилогию "Города", над которой работал с 1894 по 1898 год.
Писатель, конечно, не сумел бы создать все, что ему удалось сделать, если бы не обладал удивительной работоспособностью. Он трудился по девять-десять часов в сутки и успевал ежедневно написать от 1000 до 2500 слов. При этом он всегда тщательно разрабатывал сюжетную схему своих произведений. Не случайно один из критиков заметил, что его романы можно считать "исследованием по социальной математике".
Кроме многочисленных статей и романов, Золя также писал стихи и пьесы, хотя его творческое наследие неоднозначно по своим художественным достоинствам. Среди его произведений есть и откровенно слабые вещи. Любопытно, что в некоторых пьесах Золя выступил против идей романтизма, которым увлекался в молодости.
В 1898 году Золя опубликовал статью "Я обвиняю", которая стала началом кампании в защиту Дрейфуса. Чтобы самому избежать заключения, Золя был вынужден эмигрировать в Англию.
Могильный камень, оставшийся в качестве кенотафа на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой 4 июня 1908 г. в Пантеон
Жизнь Эмиля Золя никогда не была спокойной. Скандалы сопровождали писателя начиная с самых первых его статей и крупных произведений. После того как Ватикан осудил натуралистические позиции писателя и назвал его произведения наущением дьявола, все романы Золя попали в "Индекс запрещенных книг". Серьезно пострадал и английский издатель Визетелли, который был сначала оштрафован, а затем заключен в тюрьму за публикацию романов Золя "Нана", "Накипь" и "Земля". И тем не менее романы этого писателя пользовались огромной популярностью. Достаточно сказать, что первое издание романа "Нана" вышло тиражом 55000 экземпляров, что явилось неслыханным тиражом для Франции.
Интерес вызывала и сама личность писателя, многие хотели познакомиться с этим великим возмутителем общественных нравов. Однако его внешность могла вызвать разочарование. Он был невероятно тучен и даже порой садился на диету, чтобы сбросить несколько килограммов веса. Но это мало помогало, и Золя для солидности отрастил бороду. К тому же он был близорук, пользовался лорнетом, который потом сменил на пенсне.
В обыденной жизни главную роль для него играла мать, поэтому он достаточно поздно женился; в браке у него не было детей. Правда, потом, когда ему исполнилось уже сорок восемь лет, его любовница-служанка родила ему двух детей.
Умер Золя также весьма необычно - от печного угара.