Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

509
7
Ссылка на пост
20 ноября - Календарь Истории.
  • 20.jpg
В этот день родились -
  • 0_f023a_473c5307_xl Алексей Баталов
  • Ершов Иван Васильевич Иван Васильевич
  • Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов Михаил
  • Гиппиус Зинаида Николаевна Гиппиус Зинаида

20 ноября.

 

 

325-й день года, до Нового года остается 40 дней.

 

 

 

Всемирный день детейВсемирный день детей.

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня детей как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

 ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным. 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка.

 Ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития.

 Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие - губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру.

 Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью.

 Детский фонд ООН ведет обширную работу по всем аспектам детского здоровья - от предродового периода вплоть до юности. Фонд принимает меры по обеспечению беременным женщинам доступа к надлежащему медицинскому наблюдению до и во время родов, укреплению возможности для семей справляться с детскими болезнями в домашних условиях, консультирует общины по вопросам обеспечения максимального уровня здравоохранения.

 Детский фонд прилагает особые усилия, добиваясь, чтобы дети, потерявшие родителей из-за ВИЧ/СПИДа, получали такой же уход, как и их ровесники. Он также помогает обеспечить достойную жизнь женщинам и детям, больным СПИДом.

 Международный день защиты детей отмечается ежегодно 1 июня.

 

 

 

Именины.

Александр, Алексей, Афанасий, Богдан, Валерий, Вениамин, Григорий, Евгений, Елизавета, Иларион, Кирилл, Михаил, Фёдор.

 

 

 

Народные приметы и фольклор Руси.

 

Примечено: на Федота ледостав (Федот - лёд на лёд наведёт) и гололед (Федот - лоб на лёд наведёт).

Первый снег лег на сырую землю толстым пластом - будешь с рожью.

Федот - разломи лед, пробует переход.

Если дорога бугром, то хлеб должен быть бугром, (хорошим, набористым.)

Если лед на реке становится грудами - хлеба будут груды, а гладко - так и хлеба будут гладко.

Родившиеся в этот день - очень работящи. Им следует носить топаз.

 

 

 

Знаменательные события.

 

 

 

Китобойное судно "Эссекс" было несколько раз протаранено гигантским китом

20 ноября 1820 года в Тихом океане произошел несчастный случай с американским китобойным парусником "Эссекс". Судно водоизмещением 238 тонн вышло на промысел из порта в штате Массачусетс в 1819 году.

 В течение почти полутора лет экипаж бил китов в южной части Тихого океана, пока один кашалот не положил этому конец. Китобойное судно "Эссекс" было несколько раз протаранено гигантским китом.

 20 матросов на трех крошечных шлюпках добрались до необитаемого острова Хендерсон, входящего ныне в состав британских островов Питкерн. Голод, жажда и каннибализм погубили почти всех, только через 95 дней после нападения кита капитана Полларда и еще одного моряка спасло другое китобойное судно.

 Первый помощник Чейз, спасшийся на другой шлюпке, написал отчет об этом "приключении". Спустя тридцать лет этот эпизод лег в основу романа Германа Мелвилла "Моби Дик".

 Все это полтора века считалось матросской "байкой про белого кита", пока в 1974 году похожую особь - молодую самку - альбиноса кашалота - действительно не поймали в Атлантике и не доставили в океанариум для изучения.

 

 

 

Нюрнбергский процессНачало Нюрнбергского процесса - суда над военными преступниками Третьего рейха.

Нюрнбергский процесс - международный судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников, который начался 20 ноября 1945 года. Он проходил в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия) и продолжался до 1 октября 1946 года. Суду были преданы высшие государственные и военные деятели фашистской Германии: Геринг, Гесс, фон Риббентроп, Кейтель, Розенберг, Борман и другие.

 Всем им было предъявлено обвинение в совершении тягчайших военных преступлений и в составлении и осуществлении заговора против мира и человечности - убийство военнопленных и гражданского населения, жестокое обращение с ними, разграбление собственности, установление системы рабского труда.

 Также ставился вопрос о признании преступными таких организаций фашистской Германии, как руководящий состав Национал-социалистической партии, штурмовые (СА) и охранные отряды (СС), служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо), правительственный кабинет и генштаб.

 В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, рассмотрены многочисленные показания и документальные доказательства. Для координации действий по расследованию и поддержанию обвинения был образован Комитет из главных обвинителей: от СССР - Руденко, от США - Джэксон, от Великобритании - Шоукросс и от Франции - де Ментон. Председателем суда был представитель Великобритании Д. Лоуренс.

30 сентября – 1 октября 1946 года был оглашен приговор. Все подсудимые, кроме троих, были признаны виновными в предъявленных обвинениях и приговорены: часть - к смертной казни через повешение, другие - к пожизненному заключению. Лишь единицы получили сроки от 10 до 20 лет тюрьмы. Трибунал признал преступными организациями СС, гестапо, СД и руководящий состав нацистской партии.

 Ходатайства осуждённых о помиловании были отклонены Контрольным советом, и в ночь на 16 октября 1946 года приговор о смертной казни был приведён в исполнение. Суды над военными преступниками меньшей величины продолжались в Нюрнберге вплоть до 1950-х годов, но уже в американском суде.

 Нюрнбергский процесс - первый в истории международный суд, признавший агрессию тягчайшим уголовным преступлением, наказавший как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, истребления миллионов невинных людей.

 

 

 

Дни истории:

 

 

1877 - Томас Эдисон объявляет о своем изобретении - фонографе. Через три месяца он получит патент.

1913 - В Москве на Театральной площади открывается "Электротеатр", построенный на средства Александра Ханжонкова (Дом Ханжонкова) - один из первых московских кинотеатров (ныне - киноцентр "Москва" на Триумфальной площади).

1916 - Тонет "Британик" - корабль-близнец "Титаника", налетев на немецкую мину. Он уходит на дно всего за 50 минут, но погибает только 21 человек, так как судно удалось посадить на мель.

1979 - Впервые больному переливается искусственная кровь

1998 - Пуск первого модуля Международной космической станции (модуль "Заря")

 

 

Комментарии (9)
1
#856658


1805 - Впервые прозвучала единственная опера Людвига ван Бетховена «Фиделио». великий немецкий композитор, дирижер и пианист - Людвиг Ван Бетховен – ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире.  Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. В 1800-х годах Бетховен теряет слух. Из-за глухоты он отделяется от мира, лишается звукового восприятия, становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы композитор работает над оперой «Фиделио», которая относится к жанру опер «ужасов и спасения».  В обстановке военного времени спустя неделю после вступления в Вену оккупационных войск Наполеона в «Театер-ан-дер-Вин» 20 ноября 1805 года под управлением автора впервые прозвучала единственная опера Людвига ван Бетховена «Фиделио». Сюжет оперы прост и романтичен. Главная героиня – Леонора, которая под видом юноши Фиделио проникает в тюрьму и вызволяет оттуда любимого супруга — бесстрашного тираноборца Флорестана.  Героическая опера, одно из величайших творений мирового музыкального театра, в своем первом исполнении успеха не имела. Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер, а потом и в Берлине.

1935 — Лётчик-испытатель П. М. Стефановский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в воздух тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями. Проект «Звено» — авиационный проект, разрабатывавшийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым и основывавшийся на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Истребители крепились на крыле и фюзеляже — а также под ними. Для этого на носителе крепились специальные стержневые пирамиды и подкосы с замками крепления, управляемые от лётчиков. Подвешиваемые самолёты крепились в трёх точках, из которых замок был в задней точке, а передние две освобождались автоматически. Сконструированная для этой цели почти четырёхметровая ферма в убранном положении располагалась между шасси вдоль фюзеляжа самолёта-носителя. Будучи выпущенной для приёма истребителя, она устанавливалась вертикально, опускаясь гораздо ниже и впереди колёс. Ферма оканчивалась поперечной перекладиной. Истребитель сверху фюзеляжа, перед кабиной лётчика, имел крюк с замком от бомбодержателя. Процесс соединения самолётов происходил в такой последовательности. В воздухе, над аэродромом, истребитель очень точно подходил под бомбардировщик, пристраивался к выпущенной ферме, зацеплялся своим крюком за поперечную перекладину — причал. Затем ферма с помощью специальных механических устройств подтягивалась к фюзеляжу ТБ-3, крылья истребителя упирались в тележки колёс самолёта-носителя. Старт выполнялся в обратном порядке... 20 ноября 1935 года состоялся полёт авианосца с пятью истребителями, получившего название «Авиаматка». В этом варианте при взлёте и посадке два истребителя И-16 находились под крыльями, два И-5 на крыльях, а один И-Z прицеплялся и отцеплялся под фюзеляжем уже в полёте. При испытании авианосец пилотировал Стефановский, а истребители — Залевский, Никашин, Алтынов, Супрун и Степанчёнок.

1990 — «в процессе осуществления оперативно-поисковых мероприятий» был задержан Андрей Романович Чикатило (1936-1994) — маньяк, садист, жестокий убийца, извращенец, имя которого стало нарицательным. Кровавая драма, длившаяся с 1978 по 1990 года в Ростовской области, не имела аналогов в истории криминалистики. Человек с высшим образованием, отец двоих детей, Чикатило совершил 53 доказанных убийства (по оперативным сведениям им было совершено более 65 убийств). Жертвами маньяка были женщины и дети. Операция по поиску серийного убийцы «Лесополоса», начавшаяся в декабре 1985 года в Ростовской области — одно их самых масштабных оперативных мероприятий советских правоохранительных органов. За всё время операции на причастность к серии убийств было проверено более 200 тысяч человек, попутно было раскрыто 1062 преступления, была накоплена информация на 48 тысяч человек с сексуальными отклонениями, на спецучёт было поставлено 5845 человек, проверено 163 тысяч водителей автотранспорта.  Были даже использованы военные вертолёты, чтобы патрулировать железнодорожные пути и прилегающие к ним лесополосы. Розыск убийцы обошёлся государству примерно в 10 миллионов рублей в ценах 1990 года.

 

1
#856756

В это день родились - 20 ноября -

1480 - Фернан Магеллан (1480 - 27.04.1521), португальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий. Фердинанд Магеллан родился 20.11 (по другим данным, 17.10) 1480 года. Место его рождения спорно, основные авторы указывают в качестве такового город Саброза, но, возможно, он родился в городе Порту. О семье мореплавателя также известно немногое, в частности, то, что она принадлежала к дворянству. Он с детства любил море - с ним и связал свою жизнь.  В 1505 году он вошел в состав команды Фринциско де Альмейда, предпринявшего первое плавание под флагом Испании на Восток. Благодаря этому путешествию, Магеллан приобрел неоценимый опыт в морском деле, поскольку за время плавания изучил практически все корабельные профессии «на собственной шкуре». Достаточно продолжительное время Магеллан жил в Индии и Мозамбике, где и стал капитаном. В 1512 году он возвратился в Лиссабон, а в 1517 году прибыл в Испанию, где поступил на службу к королю Карлу (будущему императору Карлу V).  Согласно булле Папы Римского 1493 года, все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Магеллану было предложено возглавить плавание на запад, чтобы получить доказательства того, что острова, богатые специями, лежат к западу от линии демаркации и, соответственно, принадлежат Испании. 22 марта 1518 года это предприятие получило королевское одобрение. Магеллан был поставлен во главе флотилии.  Он вошел в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. На самом деле он был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением.  Путешествие окончилось удачно – было доказано, что Земля – круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину – Фердинанд Магеллан был убит на острове Мактан (Филиппины) во время схватки с местными жителями 27 апреля 1521 года. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута. Остатки команды Магеллана (всего 21 человек) достигли берегов Испании 8 сентября 1522 года.

1602 — Отто фон Герике (1602 - 11.05.1686), немецкий физик, инженер и философ. Отто фон Герике родился 20 ноября 1602 года в Магдебурге. Учился в университетах Лейпцига, Гельмштадта, Лейдена. Известен благодаря своим опытам по исследованию свойств атмосферного воздуха.  Ученый доказал наличие атмосферного давления, изучил свойства упругости, плотности и весомости воздуха. Также доказал, что воздушная среда является проводником звука и поддерживает горение. Изобрел воздушный насос.  В истории широко известен опыт Герике с «магдебургскими полушариями», описанный в его знаменитом трактате «Новые, так называемые магдебургские опыты с пустым пространством». При большом скоплении народа, под руководством Отто фон Герике, две медные полусферы были сложены вместе, воздух из пространства между ними был откачан насосом. После этого 16 лошадей не смогли разорвать полусферы, удерживаемые атмосферным давлением.  Опыт был повторен многократно в разных городах, впоследствии Отто фон Герике довел число лошадей до 24. Кроме изучения воздуха, немецкий физик был известен благодаря своим опытам по исследованию электричества.  Он описал явления электрического отталкивания и электролюминесценции, сконструировал электростатическую машину, проводил множество опытов по изучению магнетизма. Автор первого водяного барометра, гигрометра, манометра и воздушного термометра.  Отто фон Герике систематизировал множество наблюдений за погодой. Увлекался астрономией, придерживался гелиоцентрической системы. Также много внимания уделял философии и правоведению. Долгое время работал в Швеции как инженер и механик. Невзирая на столь явную наклонность к научным занятиям, Отто фон Герике никогда не уклонялся от возлагаемых на него его родным городом гражданских обязанностей, приняв на себя почетную должность бургомистра города Магдебурга (1646 год) чуть ли не в самое смутное для страны время и в этой хлопотливой должности он состоял 32 года.

1869 - Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 - 9.09.1945), русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма. Зинаида Гиппиус родилась в Белёве Тульской области, в немецкой дворянской семье юриста. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, и девочка училась во многих школах.  С детства Зина увлекалась поэзией и живописью, любила прогулки верхом. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы. Гиппиус стояла у истоков русского символизма. Вместе с мужем они основали Религиозно-Философское Общество в Петербурге. Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы – «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году был написан роман «Чёртова кукла».  Пишет поэтесса и эссе, чаще всего под псевдонимом Антон Крайний, хотя использует и другие имена Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер. После Октябрьской революции 1917 года Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж и в последующем сборнике стихов резко осуждает новый строй России. В 1920 году Гиппиус с мужем поселилась в Париже. Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, супруги остро переживали свою отчуждённость от родины. По её инициативе в Париже было создано общество «Зелёная лампа» (1927—1939), призванное объединить те разнообразные литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России. В эмиграции она продолжает заниматься творчеством, а также активной общественной деятельностью.

1886 - Карл Риттер фон Фриш (1886 - 12.06.1982), австрийский этолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1973 году (совместно с Конрадом Лоренцем и Николасом Тинбергеном) «за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных». Известен главным образом благодаря изучению пчёл.  Карл Риттер фон Фриш родился в Вене, в семье университетского профессора-хирурга. С детства мальчик рос в ученой среде и интересовался поведением животных. Свои наблюдения он подробно записывал и публиковал в журналах о природе. После школы продолжил свое образование в Венском университете. Сначала по стопам отца поступил на медицинский факультет, но затем заинтересовался и начал изучать зоологию и этологию (науку о поведении животных). Вскоре Фриш начал работать ассистентом в Институте Зоологии при Мюнхенском университете. Первые исследования сделал под руководством Гертвига. Вместе они изучали, как свет воздействует на окраску рыб. Фришу удалось опровергнуть существовавшее мнение, что все беспозвоночные лишены цветового зрения.  В 24 года ученому была присвоена докторская степень. Спустя 10 лет Фриша приглашают возглавить факультет зоологии Ростокского университета. В 1950 году ученый возвращается в Мюнхен, отстраивает заново разрушенный институт и работает там с небольшими перерывами почти всю свою жизнь.  В 1958 году Фриш получает звание заслуженного профессора. Много сил и времени ученый посвятил изучению поведения пчел. Он первым выявил у роя коммуникативные функции: «язык кругового танца», обнаружил пчелиные феромоны, чувствительность к ультрафиолету, также как и у рыб, цветовое зрение. Фриш доказал, что пчелы могут различать более десятка разных запахов. За «открытия, связанные с созданием и установлением индивидуальной и групповой модели поведения пчел» Фриш был удостоен в 1973 году Нобелевской премии.

1889 — Эдвин Хаббл (1889 - 28.09.1953), один из наиболее влиятельных астрономов и космологов в XX веке, внесший решающий вклад в понимание структуры космоса. Эдвин Пауэлл Хаббл родился в американском городе Менсфилде, в семье владельца страховой компании. Мальчик с детства привык зарабатывать себе на карманные расходы, не смотря на то, что семья не бедствовала. На восьмилетие дедушка Эдвина подарил ему телескоп. С тех пор Хаббл вплотную заинтересовался астрономией. После окончания школы Эдвин поступил в Чикагский университет, где углублял свои знания по астрономии и физике. Одновременно он увлекался боксом, да так успешно, что едва ли не стал профессиональным боксером. Интересно, что за выдающиеся способности в астрономии Хаббл получил право продолжения учебы в Англии, но внезапно передумал и стал изучать в Оксфорде международное право.  Бакалавр права Хаббл возвращается в Америку и начинает работать в обсерватории Чикаго. В рамках докторской диссертации Эдвин Хаббл принялся за изучение природы слабых туманностей и открыл еще более 500 туманностей.  Во время Первой мировой войны ученый отказался от предложения перейти в обсерваторию Маунт-Вилсон и ушел добровольцем на войну. Лишь после войны в звании майора Хаббл приехал в Маунт-Вилсон.  Здесь он продолжил изучение туманностей, особенно заинтересовавшись Андромедой. Благодаря наблюдениям за ней, Хаббл смог доказать звездную природу спиральных туманностей и подтвердить концепцию островных вселенных.  Также ученый впервые предложил современную классификацию галактик по их формам, разработал методику оценки расстояний по яркости звезд, заложил основу в теорию расширяющейся вселенной. Лекции Хаббла посещал и Альберт Эйнштейн.

1925 — Майя Плисецкая (1925 - 2.05.2015), артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда. Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в семье консула. В детстве родители Майи были репрессированы, и девочку воспитывали дядя и тетя Мессереры, которые танцевали в балетной труппе Большого театра. Суламифь Мессерер стала по сути второй матерью Майи. В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. А прославивший ее на весь мир танец «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, станцевала еще студенткой. После училища Майю приняли в кордебалет Большого театра. Вскоре талантливая девушка стала ведущей балериной театра. Свою первую партию она исполнила в 1945 году – это была фея Осени в «Золушке» Прокофьева. Спустя два года выступила в роли Одетты и Одилии в «Лебедином озере» Чайковского.  Среди других наиболее известных партий балерины: Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова. В 1959 году Плисецкой было присвоено звание Народной артистки СССР. Она стала прима-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит «Кармен-сюиту». Роль Кармен в исполнении Плисецкой – одна из наиболее известных в истории мирового балета. В начале 1970-х годов Плисецкая успешно дебютировала в качестве хореографа. После ее постановки балета Щедрина «Чайка», Плисецкую приглашают художественным руководителем балета Римской оперы (1983-1984). В последующие годы она поставила еще несколько успешных балетов на различных мировых сценах. С конца 1980-х годов балерина работала в основном в Испании. В 1990 году ушла из Большого театра и спустя пять лет организовала и возглавила труппу «Имперский Русский Балет». Также она много снималась в кино и на телевидении. Плисецкая оставила сцену в возрасте 65 лет, затем длительное время участвовала в концертах, потом вела мастер-классы. С 1994 года являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя». Выдающаяся балерина, хореограф, Народная артистка СССР, обладательница множества наград и премий различных государств - Майя Михайловна была доктором Сорбонны и почетным профессором Московского государственного университета. Также снималась в кино, автор нескольких мемуаров. Супруга композитора Родиона Щедрина. Считается одной из величайших балерин XX века.

1927 — Михаил Александрович Ульянов (1927 - 26.03.2007), советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, театральный деятель, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Один из наиболее ярких и самобытных артистов Советского Союза и постсоветской России. Михаил Ульянов родился в селе Бергамак Муромцевского района Омской области. Фамилию Ульянов Михаил (Жуков – по отцу) взял после войны, перед поступлением в театральное училище.  В 1950 году Михаил окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова, с которым связана вся творческая жизнь актёра. Его амплуа определилось сразу и четко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. Очень быстро это нашло своё подтверждение в знаменательном для театра спектакле по пьесе А.Н. Арбузова «Город на заре».  В первое десятилетие работы в театре роли Ульянова были главные и второстепенные, положительные и отрицательные, классика и современность. Среди калейдоскопа образов выделилась и осталась роль Рогожина в инсценировке романа Ф.М. Достоевского «Идиот».  В 1960-е годы Ульянов создает несколько заметных образов в кино. Его знаменитый Трубников («Председатель», 1964) стал советской классикой; мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чарнота («Бег», 1970), маршал Жуков – эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства. Критик Валерий Кичин писал: «Это был актёр, которому подвластны любые краски — от высокой патетики до гротеска, от народной драмы до цирковой эксцентриады». Диапазон киноролей актёра был невероятно широк и варьировался от «жёстких руководителей, сильных и волевых людей» до «трусливых „стукачей“ и исписавшихся драматургов» Он успешно сочетал работу в театре, кино, на радио и телевидении. В 1973 году дебютировал как режиссёр, поставив на сцене Вахтанговского театра пьесу В.Розова «Ситуация», в 1976 году был сорежиссёром в постановке «Ричарда III», в 1979 осуществил постановку эпического романа В.М. Шукшина «Я пришёл дать вам волю» и сыграл в нём Степана Разина.  В сентябре 1987 года Михаил Ульянов назначен художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова. Он избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем правления Союза театральных деятелей РСФСР, председателем Союза театральных деятелей России, народным депутатом СССР (1989–1992).  Михаил Александрович является автором книг: «Моя профессия», «Работаю актёром», «Возвращаюсь к самому себе». Народный артист СССР и РСФСР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных, кинематографических и театральных премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции и «За заслуги перед Отечеством» III степени - Ульянов был награжден и другими наградами, в том числе и иностранными. Умер великий актер Михаил Александрович Ульянов вечером в Москве на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.

1928 — Алексей Владимирович Баталов (1928), советский российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.  Алексей Баталов родился во Владимире, в актёрской семье. Мальчик рос в окружении знаменитых актёров, писателей, поэтов, композиторов. Отчимом Алеши был писатель-сатирик В.Ардов. В дом приходили И.Ильф и Е.Петров, М.Зощенко, Ф.Раневская, Л.Русланова, Б.Пастернак, М.Булгаков, О.Мандельштам, А.Ахматова, Д.Шостакович... В выборе профессии у Алексея сомнений не было — он поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950 году, и до 1957 года был актёром сначала Центрального театра Советской Армии, а затем и МХАТа. В то же время он получил приглашение сняться в кино.  Режиссёр И.Хейфиц пригласил Баталова на главную роль в фильме «Большая семья», увидев в Алексее тип современного героя, но не плакатного, а живого, реального. Именно этот режиссёр сделал из Баталова актёра, сняв его ещё в четырёх картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова — чистые и душевные люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность. Работал актёр и с другими режиссёрами — у М.Донского он снялся в картине «Мать» (1956), у М.Калатозова в фильме «Летят журавли» (1957), который вошёл в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и принёс множество призов престижных кинофестивалей. Режиссёр М.Ромм снял фильм «Девять дней одного года» (1962) с Баталовым в роли физика Гусева. Лента была признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени, а Ромм, Баталов и Смоктуновский — кумирами советской интеллигенции. Алексей Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым и к режиссёрам, и к материалу, с которым он работал. Один перечень этих картин доказывает его профессионализм и неординарность: «Живой труп», «Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и др. Одним из способов творческого самовыражения Баталова стала режиссёрская работа. В 1958 году он дебютировал с фильмом «Шинель», затем снял ещё две картины: «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (1973). Все работы — пример своеобразного, интересного и, в то же время, бережного перенесения литературного смысла в экранный. Особое место в творчестве Баталова занимает работа на радио, где его радиотеатр — это театр живого актёра. Среди его радиопостановок: «Казаки» Л.Толстого, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Поединок» А.Куприна, «Герой нашего времени» М.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира. По этим спектаклям учились работать радиорежиссёры, их изучали театроведы.  С 1975 года Алексей Владимирович — преподаватель ВГИКа, профессор. Помимо России его ученики работают во многих странах мира. Он сам часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актёрской школы. Также Баталов пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о знаменитых людях «Прогулки по Москве»....

1937 — Виктория Самойловна Токарева (1937), российская писательница и сценарист.  Виктория Токарева (в девичестве Зильберштейн) родилась в Ленинграде.  Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей: в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, и ей пришлось получать музыкальное образование, четыре года учась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище (окончила в 1958 году), а затем — в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу, позже работала редактором на киностудии «Мосфильм». В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году. На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая гвардия»). В 1971 году её приняли в Союз писателей СССР. Среди книг, написанных в наши дни, — «Хэппи энд» (1995), «Вместо меня» (1995) и «Лошади с крыльями» (1996), также она публикуется в журналах «Новый мир» и «Юность». Герои Токаревой — обыкновенные люди с обыкновенными проблемами, хорошо знакомые читателю. Большинство её героев — женщины, именно поэтому в основном она считается женской писательницей.

1937 - Аза Владимировна Лихитченко (1937), советская телеведущая, народная артистка РСФСР. Аза Лихитченко  в 1959 году окончила Школу-студию МХАТ, курс П.В. Массальского, где её однокурсником был В.С. Высоцкий, и их связывали теплые отношения. По окончании Школы-студии Аза была принята в Севастопольский русский драматический театр, на сцене которого сыграла в нескольких спектаклях. Кстати, Аза собиралась стать актрисой, но свою единственную работу в кино — эпизодическую роль в фильме А.Рыбакова «В начале века», посвящённом жизни и деятельности молодого В.И. Ленина, где она играла и пела, – называет «грехом молодости». В 1959 году Лихитченко прочла объявление о конкурсе дикторов. И пошла, не очень-то рассчитывая на успех: в те годы попасть на телевидение было сложнее, чем в отряд космонавтов. Но ей повезло, она прошла конкурс и с 1960 года стала диктором Центрального телевидения. «Так я и выбрала себе профессию, — говорит Аза Владимировна, — трудную, сложную, но интересную. Неповторимую и благодарную». В то время на радио и ТВ огромное значение придавалось культуре речи. Сотрудники отдела всегда были в тесном контакте с такими знатоками русского языка, как Ираклий Андроников и Дитмар Розенталь. На вопросы юной Азы немолодой уже Розенталь обычно ласково отвечал: «Азочка, вы-то как раз можете говорить всё, что угодно, — всё будет правильно». 1 января 1968 года в эфир Центрального телевидения впервые вышла информационная программа «Время», главная и самая серьёзная телепрограмма страны, одной из ведущих которой стала Аза Лихитченко. Человек эмоциональный, она всегда читала новости живо и грамотно, чем быстро завоевала любовь и признание зрительской аудитории. В 1970-1980 годы Лихитченко – одна из самых популярных ведущих программы «Время».  Наряду с Лихитченко в передаче работали Игорь Кириллов, Анна Шатилова и Вера Шебеко. Самые ответственные выпуски поручалось вести только им. Профессионализм дикторов теперь кажется непостижимым, ведь часто на свой страх и риск им приходилось на ходу править текст, в том числе и в информации государственной важности. Многолетний опыт и интуиция научили Азу Владимировну чувствовать реакцию «зала» — её многомиллионной аудитории.  В 1980 году Лихитченко стала директором дикторского отдела ЦТ, а ведущей программы «Время» она работала до 1993 года. В начале 1990-х годов новое останкинское руководство заменило дикторов журналистами, и уникальную профессию упразднили.

1946 — Кирилл (патриарх Московский) (1946), епископ Русской православной церкви. с 1 февраля 2009 года — патриарх Московский и всея Руси.  Патриарх Кирилл (в миру – Владимир Михайлович Гундяев) родился в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург), в семье священника. После окончания школы в 1965 году он поступил в духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию. Уже в студенческие годы Гундяев активно участвовал в делах церкви – был участником III Всехристианского Мирного конгресса в Праге, IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Упсале... В 1969 году Владимир был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл, через 4 дня — рукоположен в иеродиаконы, а 1 июня — в иеромонахи. Окончив с отличием в 1970 году академию со степенью кандидата наук по богословию, он остался там профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора Ленинградских Духовных школ.  Работу в академии Кирилл совмещал с деятельностью личного секретаря митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, при этом продолжая много времени уделять участию во внешней деятельности Московского Патриархата. Он представлял духовные школы на Генеральной Ассамблее всемирной православной молодежной организации «Синдесмос», на различных международных конференциях, сопровождал Патриарха Пимена в поездках за границу.  В 1971 году иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московской Патриархии при Всемирном совете церквей в Женеве, а спустя три года назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии и занимал эти должности до 1984 года. В этот же период он был членом различных комиссий и участником многих совещаний по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, участвовал во многих международных поездках от РПЦ, а в 1976 году был посвящен в сан епископа и определен епископом Выборгским. Уже через год Кирилла возвели в сан архиепископа и назначили управляющим Патриаршими приходами в Финляндии и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. В 1984 году Кирилл стал архиепископом Смоленским и Вяземским (в 1989 году этот титул был заменен на «архиепископ Смоленский и Калининградский»). На этой должности он способствовал восстановлению и постройке более 150 храмов на данных территориях, открытию первого духовного училища в Смоленске, разработал новое положение о Духовных училищах. В ноябре 1989 года архиепископ занял пост Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и постоянного члена Священного Синода по должности. Как председатель отдела он участвовал в работе по подготовке законов «О свободе вероисповеданий» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». Указом Патриарха Алексия II в 1991 году архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита. В этот же период он был членом Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя, Совета по внешней политике МИД России, председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом.  Также он стал инициатором создания Всемирного русского народного собора в 1993 году, главой которого был избран Патриарх Алексий II, а одним из его заместителей – митрополит Кирилл. В составе официальных делегаций Кирилл участвовал в ряде миротворческих акций, способствовал налаживанию межхристианских и межправославных отношений, принимал участие в контактах с Церквами многих стран, читал лекции в различных университетах мира. В декабре 2008 года, после кончины Алексия II, митрополит Кирилл тайным голосованием был избран Местоблюстителем патриаршего престола, а 27 января 2009 года на Поместном Соборе был избран Патриархом РПЦ. Церемония интронизации Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя...

0
#856920

Альбина, такие даты!!Хоть немножечко не пройти мимо, пока Календарь не ушел мимо нас в очередное ЗАВТРА.... ⁣Нюрнбергский процесс Вчера и завтра. Часть 1 ⁣Фильм посвящен суду над нацистскими преступниками, а также событиям, которые предшествовали этому процессу века. Как американский капитал способствовал приходу Гитлера к власти, какие интриги западноевропейских политиков сопровождали начало войны, почему советским юристам было столь непросто добиться сурового наказания военных преступников, а также другие малоизвестные факты - в документальном фильме "Нюрнбергский процесс. Вчера и завтра". ⁣TV Center

0
#856922

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ Канал Россия ⁣Легендарная Майя Плисецкая - одна из самых выдающихся балерин ХХ века, гордость русского советского балета - рассказывает о себе: арест родителей, война, раннее и удачное начало балетной карьеры, шесть ⌠невыездных∎ лет, брак с композитором Родионом Щедриным, который придал балерине новое дыхание... ⌠Первая половина моей жизни была плохая, а вторая - хорошая,∎ - говорит о себе Майя Михайловна. Из фильме зрители впервые узнают малоизвестные факты биографии великой танцовщицы. Автор сценария и режиссер-постановщик: Борис Караджев Знаменитая русская балерина, Народная артистка СССР (1959) Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В 1943 году окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия - Маша в балете П.И.Чайковского "Щелкунчик" (1944). За долгие годы работы балерина исполнила огромное количество ведущих партий мирового балетного репертура: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" Чайковского), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок" С.С.Прокофьева), Раймонда ("Раймонда" А.К.Глазунова), Китри ("Дон Кихот" Л.Ф.Минкуса), Аврора ("Спящая красавица" П.И.Чайковского), Кармен ("Кармен-сюита" на музыку Бизе-Щедрина), Анна Каренина ("Анна Каренина" Р.К.Щедрина), "Умирающий лебедь" на музыку Ш.-К.Сен-Санса и т.д. В 1972 году Майя Плисецкая совместно с И.И.Рыженко и В.В.Смирновым-Головановым поставила балет "Анна Каренина" в Большом театре. Балерина была удостоена Ленинской премии (1964) и награждена орденом Ленина. ПОРТРЕТЫ ЭПОХИ-МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

0
#856923

⁣Михаил Александрович Ульянов - большой человек и актер. Он любил театр и кино, но больше любил людей.

0
#856924

Михаил Ульянов-ПОСЛЕДНИЙ ВЫСТРЕЛ........

0
#856925

Альбина, спасибо за Календарь!

0
#856953

Татьяна, спасибо большое!!!

Очень интересные дополнения!

0
#856962

Календарь твой украшает этот сайт. Мне он нравится А завтра уже 21, и будет новая страничка, и будет опять что-то интересное)) Спасибо за труд!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.