Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

300
3
Ссылка на пост
23 февраля - В этот день родились...
  • 23-fevralya
День в истории -
  • 23-fevralya 23 февраля-

1443 - Матвей I Корвин (Матьяш Хуньяди) (1443 - 6. 04. 1490), венгерский король из клана Хуньяди, при котором средневековое Венгерское королевство достигло пика своего могущества. Прозвище "Корвин", или "Ворон", он получил от того, что именно эта птица изображена на его гербе. После десятилетий феодального хаоса восстановил венгерскую государственность путём проведения многослойных реформ.

Матиаш родился в Колошваре, в Трансильвания, ныне Клуж-Напока (Румыния). Младший сын Яноша Хуньяди, видного румынского трансильванского землевладельца, который был регентом Венгрии при Владиславе III (Уласло I), малолетнем короле Польши и Венгрии, и прославился своими походами против турок, отодвинувшими завоевание ими Венгрии на 70 лет. Когда в 1456 отец умер в результате вспыхнувшей эпидемии чумы, Матиаш и его старший брат Ласло оказались втянуты в сложные интриги вокруг воцарившегося в Чехии и Венгрии на короткое время малолетнего Ласло V.  В результате старший из братьев - Ласло Хуньяди был казнен по подозрениям в государственной измене, а 14-летний Матьяш Хуньяди был заточён в темницу  сначала в Вене, а затем в Праге. Но в конце 1457 король Ласло V умер, и тогда регент Чехии Йиржи (Георг) Подебрад немедленно освободил Матиаша, что дало возможность сословному собранию избрать его королем Венгрии. В январе 1458 года горожане и относительно небогатое дворянство, стоя на дунайском льду у крепости Буда, провозгласило Матьяша королём Венгрии. Самого Йиржи вскоре избрали королем Чехии, и для закрепления дружбы между властителями его дочь Екатерина вышла замуж за Матиаша. Матиаш обнаружил выдающиеся способности в управлении людьми и событиями, в относительно короткое время распространив свою власть на большую часть страны.
В начале правления Матьяша Корвина его политика определялась эстергомским архиепископом Яношем Витезем. Матьяш Хуньяди и Янош Витез начали политику централизации страны, предусматривавшую усиление королевской власти в противовес баронам и формирование государственного аппарата из среднего дворянства, горожан-бюргеров, зажиточных крестьян. Феодальные рекрутские наборы, проводимые аристократами, были заменены наёмным национальным войском, формировавшимся на регулярной основе. С целью обеспечить независимость королевского войска от баронов была проведена и финансовая реформа. При Матьяше был установлен сбор налогов на регулярной основе.
Блеск королевского двора в Буде, "Жемчужине Дуная" притягивал к себе учёных, деятелей культуры, гуманистов и просто образованных людей со всей Европы. В 1465 году Матьяш Корвин основал в Братиславе Академию Истрополитану - первый университет в Словакии. Основал в 1472 году в Будапеште типографию, где в 1473 году была напечатана первая книга. Организовал так же в столице прославленную общедоступную бибиотеку "Корвиниана", собранную ещё его отцом Яношем Хуньяди, ядро которой составили анжуйские рукописи, а также собрания Я. Витеза и Я. Паннония. Библиотека в 1470-х годах насчитывала более 1000 томов. Расцвет же библиотеки относится к 1480-90 годам, собрание которой в это время составляло до 2000 томов. В "Корвиниане" работали 30 переписчиков, знатоков древних языков. Редактировал тексты гуманист из Дубровника Ф. Петанчич (Петанций). Книги для библиотеки заказывались во Флоренции и в других центрах тогдашней книжности. В 1476 году Матьяш, после смерти первой жены, женился на дочери неаполитанского короля Фернандо I Неаполитанского Беатрисе и Венгрия приобщилась к культуре итальянского Ренессанса. Венгрия стала оказывать значительное культурное влияние на ряд соседних государств, вплоть до Великого княжества Литовского.
Вероятно, наибольшая внешнеполитическая ошибка Матиаша - это его решение в меньшей степени принимать в расчет турок, эту величайшую опасность, угрожавшую самому существованию Венгрии, а вместо этого пытаться расширить свои владения в западном направлении. И хотя он в течение продолжительного времени владел большей частью территории Австрии, включая Вену, его целью были не только земли Габсбургской короны, но и территории в Чехии. Матиашу удалось захватить большую часть Моравии и Силезии. Венгрия в 1482 году объявила войну Австрии, которая успешно окончилась для Матьяша. В 1485 году он овладел Веной, ставшей его новой резиденцией. К концу своего правления Матьяш присоединил к своим владениям Австрию, Славонию, Штирию и Каринтию, раннее принадлежавшие Габсбургам. В 1482 году Матьяш Хуньяди установил дипломатические связи с Русским государством. При Матиаше нечасты были периоды, когда бы он не участвовал в крупных военных конфликтах по тому или иному поводу. Поразительно, но при таких обстоятельствах Матиашу все же удавалось поддерживать в Венгрии интенсивную культурную жизнь.
Во время правления Матьяша в целом сохранялось перемирие с султаном, и случались лишь спорадические набеги турок. В целом, Матьяш создал централизованное государство, однако в условиях агрессии Османской империи и высокой социальной напряжённости внутри Венгерского королевства оно не могло стабильно существовать длительное время. Устное народное творчество сохранило о нём память как о "справедливом короле".
Ни в политическом, ни в культурном плане Венгрия никогда больше не играла столь значительной роли в европейской истории. И действительно, лишь через 36 лет после смерти не имевшего законных наследников Матиаша, Венгрия пала жертвой турецкого вторжения.

 

Комментарии (7)
0
#637

1685 - Георг Фридрих Гендель (1685 - 14. 04. 1759), великий немецкий композитор эпохи Просвещения, наряду с И. С. Бахом - крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального искусства. Он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий - оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма.

Георг Фридрих Гендель родился в Галле (Саксония). Отец, уже немолодой врач-хирург, был сначала против музыкальных занятий сына и намеревался сделать сына юристом, не придавая серьезного значения музыке как будущей профессии. Но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста...

Георг Фридрих Гендель - биография, читать подробнее 

Произведения послушать 

 

Уильям Чамберс 1723 - Уильям Чемберс (1723 - 8. 03. 1796),  шотландский архитектор, представитель классицизма в архитектуре.
Уильям Чемберс родился
в Гетеборге в семье шотландского купца. Получил коммерческое образование. В 1740 году Чемберс поступил на службу в Шведскую Ост-Индскую компанию. По службе совершает поездки на Восток, в Индию и Китай, где его привлекло своеобразие индийских и китайских построек. Он постоянно делал их зарисовки. По возвращении в Европу с 1749 года Чемберс посещает парижскую Школу искусств.
 Уильям Чемберс в течении 5 лет изучает античное искусство и школы ренессанса в Риме. В 1755 году он приезжает в Англию. В последующие годы, наряду с Робертом Адамом, У. Чемберс был крупнейшим лондонским зодчим, личным архитектором Августы Саксен-Готской, принцессы Уэльской.
Получив благодаря покровительству лорда Бюта, доступ в поместье принца Уэльского в Кью, Чемберс занялся планировкой этих знаменитых садов...

Уильям Чемберс - бография, читать подробнее...

 

1744 - Майер Амшель Бауэр (Ротшильд) (1744 - 19. 09.1812),  основатель международной династии предпринимателей, основатель банка во Франкфурте-на-Майне.

Майер Амшель родился в гетто в доме Пфане (Сковородка), что во Франкфурте-на-Майне. Фамилии мальчику, как и всем евреям Пруссии, не полагалось. Отец его Амшель Мозез (известный по своей первой фамилии как Бауэр) был мелким ростовщиком с состоянием в 1375 гулденов и содержал небольшую меняльную контору, на вывеске которой красовался красный щит, что по-немецки звучит, как "Rot Schild".
Когда Майеру исполнилось двенадцать лет, его отправили в Ганновер на обучение в банк Оппенгеймера.  Сообразительный малый быстро постиг секреты финансовых сделок того времени. Он узнал монеты германских княжеств, приметы подделок, определял выгодные обменные курсы. И рассчитывал сложный процент (что не всем дано).
Легенда гласит, что состояние семьи выросло… из мусора. Подросток начал собирать на свалке вышедшие из обращения монеты, выброшенные медали, эмблемы со старинных рыцарских доспехов и щитов, придавать им товарный вид и продавать. Предприимчивый мальчишка быстро стал своим среди антикваров.
После смерти родителей Майер вернулся во Франкфурт и продолжил отцовское дело - занялся обменом и продажей монет и медалей. Очень скоро он стал известен среди любителей старины. Скопив деньги, Майер открыл собственную антикварную лавку в  популярном кабачке "Под зеленым абажуром". Здесь же - в комнатушке в 4 квадратных метра - расположился первый банк дома Ротшильдов, где проезжие купцы могли поменять деньги одних германских княжеств на другие.
Достаточно быстро Майер Амшель прослыл ответственным ростовщиком, которого стала уважать вся округа. Потихоньку взрослея, он начал заниматься дополнительными услугами, такими как предоставление кредитов. В этом деле он оказался одним из лучших партнеров, так как обладал безукоризненной репутацией и точностью.
При посредничестве своего клиента генерала фон Эсторфом Майер знакомится с ландграфом Гессен-Кассельским Вильгельмом IX. Коллекция Майера настолько привлекла внимание молодую коронованную особу, что тот решил выкупить ее. Каково же было его удивление, когда Майер Амшель Ротшильд подарил ему всю коллекцию антиквариата. Это был гениальный тактический ход. C одной стороны, делец остался практически ни с чем, с другой - получил полный доступ к гораздо большему капиталу. Не своему, конечно. Ротшильд стал личным придворным банкиром Фридриха Вильгельма, который сделал его своим доверенным лицом во время бегства ландграфа в Прагу от наполеоновских войск. Майер Амшел Ротшильд не только сохранил капитал, но и так распорядился многомиллионным состоянием что оно заметно возросло, к этому времени относится и заложение основы собственного состояния.
С 1764 года Майер Ротшильд начал поставлять монеты и золото в княжеский дом Гессен-Кассель. Глава дома Вильгельм I приблизил Майера ко двору, назначив придворным фактором. Принц Вильгельм слыл одним из самых богатых и знатных германских князей, торговал наемными армиями и жил на широкую ногу. Обязанности придворного фактора, каким был Майер, заключались в том, чтобы приумножать казну князя, покрывать его расходы на армию, предметы роскоши, снабжать двор, конюшни, кухню и подвалы.
В 27 лет Майер женился на 17-летней Гутле Шнаппер - дочери местного ростовщика. У Ротшильдов родилось 5 сыновей и 5 дочерей. Все пятеро сыновей стали достаточно известными деятелями своего времени. Их называли "Пять пальцев одной руки". 27 сентября 1810 года Майер Амшель основал фирму "Майер Амшель Ротшильд и сыновья" с капиталом в 800 тыс. флоринов. Пятеро его сыновей стали совладельцами.  Пуская в оборот наличные средства курфюрста, находившиеся в его распоряжении, Ротшильд-отец стал устраивать государственные займы в небывалых до того размерах. Прирост остался в руках семейства банкиров, а сами богатства были возвращены наследниками Ротшильда преемникам ландграфа.
Глава банковской династии Майер Амшель Ротшильд умер 19 сентября 1812 года во Франкфурте-на-Майне, не представляя тех финансовых вершин, которых достигнет начатое им дело.

 

0
#638

1745 - Иван Егорович Старов (1745 - 17. 04. 1808), русский архитектор. Блестящий русский зодчий эпохи Екатерины II специализировался на создании резиденций вельмож и величественных храмов. Произведения Старова отличают идейная и художественная выразительность, ясность и логичность планировочного и объемного решения, монументальность, достигнутые лаконичными средствами. В своих творческих исканиях Старов был на уровне высших достижений культуры своего времени. По своей величавой простоте, архитектоничности, скульптурности его произведения могут быть поставлены рядом с лучшими сооружениями всех времен и народов.

Иван Старов родился в Москве. Будущий великий зодчий не отличался знатным происхождением. Отцом его был дьякон Московской епархии. Поэтому мальчика сначала отдали в духовную школу. Однако затем по желанию родителей Иван начал получать светское образование. В 1755 году он поступил в гимназию при только что основанном Московском университете - первом и единственном на тот момент университете России.  Через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук...

Иван Егорович Старов - биография, читать подробнее...

 

1879 - Казимир Северинович Малевич (1879 - 15. 05. 1935), российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.

Казимир Малевич родился близ Киева. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Около 1890 года отец переводится на завод, который находился в селе Пархомовка, около Белополья. Здесь Казимир оканчивает пятиклассное сельскохозяйственное училище. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. С 1895 по 1896 год Казимир недолго учится в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко.
 В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске, где отец поступает на работу в управление железной дороги: "Город Курск в будущей моей биографии займет большое место. Работа моя в Курске развивалась под влиянием "передвижников" Шишкина и Репина, с которыми я был знаком по репродукциям. Природа стала для меня той действительностью, которую нужно в полной правдивости передать в этюде…" Вместе с несколькими чиновниками, любителями живописи Казимир создает ателье и кружок любителей искусства. Он мечтает заработать деньги на учебу в Москве и поступает на службу в технический отдел управления железной дороги чертежником.
В 1899 году Малевич женился на Казимире Ивановне Зглейц. Но в 1905 году он решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против. Ведь Малевич оставлял её с детьми в Курске.  В Москве Казимир посещает с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище.
Казимир живет и работает в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. С 1906 по 1910 год Малевич учится в частной студии Ф. И. Рерберга. В 1907 году принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Художник принимает участие и на двух следующих выставках "Товарищества". В 1910 году принял участие в первой выставке "Бубнового валета", организованной Ларионовым и Гончаровой.
В то время Малевич увлекается импрессионизмом. Молодой художник сосредоточен на передаче общего состояния ликующей полноты природной жизни, купающейся в лучах ослепительного весеннего солнца.
Картины Малевича начала десятых годов свидетельствуют об освоении им наследия Гогена и фовистов.
С 1912 года начинается творческое содружество Малевича с поэтом-заумником А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым. Художник участвует в ряде изданий русских футуристов.
На второй "Последней футуристической выставке картин" 1915 года, названной "0,10 (ноль-десять)" проходившей в Петрограде, Малевич показывает 39 новых картин. Это были беспредметные работы, представленные под названием "Новый живописный реализм". Среди картин был и знаменитый "Черный квадрат".
"Черный квадрат", по замыслу Малевича, воплощает идею новой духовности, является своего рода иконой, пластическим символом новой религии. Д. Сарабьянов замечает, что "это был рискованный шаг к той позиции, который ставит человека перед лицом Ничего и Всего".
С резкой критикой Малевича выступил А. Бенуа: "Черный квадрат в белом окладе. Это не простая шутка, не простой вызов, не случай или маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели".
В июне 1916 года Казимир Малевич призывается на военную службу. Служит в Смоленске. После Февральской революции он присоединяется к Объединению левых художников.
В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимается просветительской работой. В первые дни Октябрьской революции художник избирается членом комиссии по охране художественных ценностей Кремля.
В сентябре 1919 года Малевич едет работать в Витебск, в Народную художественную школу, которую возглавлял М. Шагал.
В 1922 году вместе с учениками художник уезжает из Витебска в Петроград. Он участвует в берлинской Первой русской художественной выставке. Позже Малевич назначается директором Музея художественной культуры, позднее преобразованного в Институт художественной культуры.
В 1927 году Казамир Малевич  уехал в заграничную командировку в Варшаву, где была организована его персональная выставка, затем - в Берлин, где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке.
С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в киевском художественном институте.
В 1930 году Малевич читает курс лекций в Доме искусств в Ленинграде. Его неожиданно арестовывают и несколько месяцев держат в тюрьме, подвергая допросу. Но в 1931 году художник получает экспериментальную лабораторию в Государственном Русском музее.
В 1933 году Малевич тяжело заболевает. Скончался Казимир Малевич в Ленинграде 15 мая 1935 года. Урна с его прахом была захоронена около дачи в Немчиновке. Место отмечено белым кубом с черным квадратом на нем. Похороны Малевича превратились в символический акт.
 Был ли Малевич всего лишь художником-недоучкой? Достиг бы он высоких творческих вершин, если бы пытался реализовать свой талант в классических направлениях живописи? Эти вопросы никогда не найдут своего ответа.
 Приход Малевича был обусловлен временем. Казимир Малевич очень тонко и остро чувствовал эти нарастающие подводные течения судьбы и умел попадать в самый эпицентр их круговорота, всякий раз успешно оказываясь на поверхности.
 Творческое наследие художника до сих пор не получило и вряд ли когда-либо получит какую-то однозначную оценку специалистов и поклонников живописи. Однако его гигантский масштаб не могут отрицать даже самые ярые противники Казимира Малевича.

Казимир Малевич.Чёрный супрематический квадрат. 1915.

Казимир Малевич.Чёрный супрематический квадрат. 1915.

Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1916.

 

Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1916.

Казимир Малевич. Скачет красная конница. 1928-1932.

Казимир Малевич. Скачет красная конница. 1928-1932.

Казимир Малевич-Спортсмены. 1930-1931.

Казимир Малевич. Спортсмены. 1930-1931.

 

0
#639

1889 - Виктор Флеминг (1889 - 6. 01. 1949), американский кинорежиссер.

Виктор Флеминг родился в Пасадене, Калифорния, США.
Флеминг пришел в 1910 году в кино в качестве ассистента оператора. До этого он сначала был автогонщиком и фотографом. С 1911 года начал работать с режиссером Алленом Дуэном. Позже, в 1915 году Виктор перешел в фирму  "Triangle" и работал под наблюдением Дэвида Гриффита. Виктор Флеминг был оператором в нескольких фильмах с Дагласом Фэрбэнксом под режиссурой Дуэна.
Когда Америка вступила в Первую мировую войну, Флеминг служил в разведке в отделе фотосъёмки и позже сопровождал президента Уилсона по Европе в качестве старшего оператора.
В 1919 году Виктор Флеминг вернулся в Голливуд и дебютировал в качестве режиссера двумя лентами с участием Фэрбенкса: "Когда клубятся тучи" (When The Clouds Roll By) и "Неженка" (The Mollycoddle). В 20-е годы снимал фильмы в разных жанрах, постепенно завоевывая репутацию крепкого профессионала. Он часто добивался от актёров блестящей игры и выдавал элегантную, развлекательную продукцию, особенно ему удавались мужские приключенческие фильмы, такие как "Красная пыль" (Red Dust, 1932), "Остров сокровищ" (Treasure Island, 1934, по Р. Л. Стивенсону), "Отважные капитаны" (Captains Courageous, 1937, по Р. Киплингу). В его багаже были и мелодрамы, и даже популярный мюзикл "Волшебник страны Оз" (The Wizard Of Oz, 1939).
Виктор Флеминг сторонник четкого акцентированного монтажа, он не боится некоторого мелодраматизма и наигрыша, умеет сочетать драматические и комедийные краски. Лучшей же работой Флеминга признан фильм «Унесенные ветром» (Gone With The Wind, 1939,) по одноимённому роману Маргарет Митчелл с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях. За этот фильм Виктор Флеминг в 1940 году получил "Оскар".
Два последних фильма Флеминга "Приключение" и "Жанна Д'Арк" не имели успеха.
Умер Виктор Флеминг 6 января 1949 года от сердечного приступа.

 

Юлиус Фучек1903 - Юлиус Фучик (1903 - 8. 09. 1943), чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии.

Юлиус Фучик родился в в рабочей семье в Праге, столице Чехии, находившейся тогда в составе Австро-Венгрии. Во время первой мировой войны семья Фучика переехала в Пльзень - отец работал на заводе "Шкода". С детства Юлиус увлекался музыкой. В 1921 году Фучек окончил реальное училище в Пльзене. Позже учился на философском факультете Пражского университета. Уже в 18 лет Юлиус Фучек стал членом коммунистической партии Чехословакии. В 1921 же году он также начинает сотрудничать с редакциями коммунистических и прогрессивных газет и журналов, таких как "Прамен", "Правда", "Руде право", "Социалист" и "Авангард". Он помещал в них статьи из области литературной и театральной критики. Вскоре он стал одним из редакторов печатных органов компартии газеты "Руде право" и журнала "Творба".
Репортажи и очерки Фучека были выдающимися образцами партийной публицистики тех лет. Будучи коммунистическим журналистом, он постоянно сталкивается не только с буржуазной цензурой, но и с полицейским аппаратом, которые делали все для того, чтобы заставить Фучека замолчать. В 30-е годы, когда дальнейшее пребывание в Чехословакии стало грозить ему тюрьмой, коммунистическая партия направляет Фучика в Советский Союз, в частности, в Ташкент, в качестве собственного журналиста газеты "Руде право". И на основании полученных впечатлений он создал книгу "В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём", которую посвятил Советскому союзу, а затем и значительный цикл художественных очерков.
Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны - деятелем Движения Сопротивления. По заданию партии он писал боевые статьи и заметки, в которых призывал народ к отпору фашистским захватчикам и борьбе с оккупантами. С 1941 года Фучик являлся членом нелегального ЦК компартии Чехословакии и руководил подпольными изданиями компартии.
24 апреля 1942 года Фучек вместе с шестью другими членами освободительного движения был арестован гестапо.   Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую свою известную книгу "Репортаж с петлёй на шее", документально-художественное свидетельство о героизме борцов антифашистского Сопротивления... Юлиус Фучик совершил не только человеческий, но и профессиональный подвиг, описав все то, что происходило день за днем с ним и вокруг него в течение года пребывания в руках фашистских палачей. За эту свою книгу Юлиус Фучик был посмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира.
Летом 1943 года Юлиус Фучик заключён в концлагерь в Германии, подвергнут пыткам и 8 сентября 1943 года казнён в берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине.

 

Цитаты:
"Мы говорим на разных языках, но нет никакой разницы в нашей крови - крови и воле пролетариата". (Репортаж с петлёй на шее)
"Люди, я любил вас, будьте бдительны!".
"Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за Вас".
"Смотреть на людей со сломленной совестью ещё страшнее, чем на избитых". (Репортаж с петлёй на шее)
"Самое страшное, что могут с вами сделать друзья - предать. Самое страшное, что могут с вами сделать враги - убить. Бойтесь равнодушных. С их молчаливого согласия в мире происходят самые ужасные вещи!"
Человек не становится меньше от того, что ему отрубят голову.

Ежегодно 8 сентября по решению IV конгресса Международной организации журналистов в память известного чешского журналиста Юлиуса Фучика, отмечается Международный день солидарности журналистов.

 

0
#640

Александр Михайлович Згуриди1904  - Александр Михайлович Згуриди (1904 - 16. 09. 1998), советский российский кинорежиссёр научно-популярного кино, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1969). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1950).

Александр Згуриди родился в Саратове, по национальности чистокровный грек. Закончил юридические курсы при Саратовском университете. Свой первый научно-популярный фильм о заболеваниях лошадей "Стронгилиды" Александр снял в 1931 году в лаборатории научных фильмов Государственного института микробиологии и эпидемиологии в Саратове.
С 1932 года Александр Згуриди работал на студиях "Мостехфильма", "Союзтехфильма" (впоследствии "Центрнаучфильм"). Разрабатывал особый жанр фильма о животных, учился и экспериментировал в процессе работы.
 Александр Згуриди стал одним из ведущих мастеров научно-популярного кино, и с первого советского полнометражного фильма о природе "В глубинах моря" (1939 год) начинается его слава кинематографиста, большое число его работ отмечено престижными премиями и дипломами.
С 1947 года - вёл педагогическую работу во ВГИКе.
1966 год - профессор, руководил режиссёрской мастерской.
 В 1957-1965 годах - вице-президент и президент Международной ассоциации научного кино.
В 1958-1965 годах - заместитель председателя Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР.
 С 1960 года - художественный руководитель 1-го творческого объединения киностудии "Моснаучфильм".
1968-1975 годы - автор, создатель и ведущий телепередачи "В мире животных".
В 1996 году режиссер Александр Михайлович Згуриди был отмечен премией "Золотой Овен" в категории "Человек кинематографического века".
К сожалению, киностудия "Центрнаучфильм", создателем которой в 1960-е годы был Александр Згуриди, пока не может носить его имя. По действующему закону имя присваивается спустя 20 лет со дня смерти человека, а Згуриди скончался в Москве 16 сентября 1998 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Валентина Телегана1915 - Валентина Петровна Телегина (1915 - 4. 10. 1979), советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1974).

Валентина Телегина родилась в Новочеркасске (ныне Ростовская область).
 В 1937 году окончила Ленинградский институт сценических искусств (мастерская С. А. Герасимова).
 С 1936 по 1940 год - артистка Ленинградского театра-студии под руководством С. Э. Радлова (в 1939-1942 годы - Ленинградский театр им. Ленинградского Совета)
 В 1940-1941 годах - театра Балтфлота.
В кино с 1934 года.
в 1945 году Телегина вошла в штат киностудии "Союздетфильм", переименованную затем в 
ЦКДЮФ имени М. Горького.

Основная тема искусства актрисы - воплощение характера русской женщины во всём её многообразии...

Валентина Петровна Телегина - биография, читать подробнее...

 

0
#641

В. Д. Фёдоров1918 - Василий Дмитриевич Фёдоров (1918 - 19. 04. 1984), русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1979).

 Василий Фёдоров родился в селе Щеглово на левом берегу реки Томи (ныне город Кемерово), в семье рабочего-каменщика. Детство и юность Василия прошли в деревне Марьевка Яйского района Кемеровской области.  Работать начал в колхозе.
Позже Василий Фёдоров поступил учиться в Новосибирский авиатехникум. Под псевдонимом Василий Лёхин сделал первую попытку издать свои стихотворения, отправив их в газету "Большевистская смена". Однако их не напечатали.
 С 1938 года по 1947 год Фёдоров работал на авиационных заводах Сибири технологом, мастером и старшим мастером. Одновременно писал стихи.
 В 1939 году в заводской многотиражке и в областной комсомольской газете Василий Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков. Затем стихотворения Фёдорова стали появляться в журнале "Сибирские огни", позже, в 1944 году в коллективном сборнике "Родина". В это же время молодой поэт поступил на заочное отделение Литературного института и окончил его в 1950 году. С этого времени он жил в Москве. С 1959 года Василий Дмитриевич Фёдоров являлся членом редколлегии журнала "Молодая гвардия"...
 Первая книга В. Д.  Фёдорова "Лирическая трилогия" увидела свет в 1947 году.  Василий Федоров - необыкновенный лирик, певец любви, вознесший культ женщины до вселенских высот. Перу поэта принадлежат многие поэмы, так же известны его стихи о любви.
Василий Дмитриевич Фёдоров умер 19 апреля 1984 года и похоронен в Москве.

 

Всё речи да речи...
 Молчи, фарисей!..
 Никто не поверит,
 Имея понятье,
 Что дети родятся
 От жарких речей,
 От жарких речей,
 А не жарких объятий.

 Душа да душа!..
 Замолчи ты, ханжа!
 Мы тоже святые,
 Но разве же худо,
 Что к женам нас манит
 Не только душа,
 А женского тела
 Горячее чудо.

 Ты книжный,
 Ты скучный.
 Должно, не любя,
 Тебя зачинали,
 Когда заскучалось...
 Все люди как люди,
 И, кроме тебя,
 Ошибок в природе
 Еще не случалось.
А я когда-то думал,
 Что седые
 Не любят,
 Не тоскуют,
 Не грустят.
 Я думал, что седые,
 Как святые,
 На женщин
 И на девушек глядят.

 Что кровь седых,
 Гудевшая разбойно,
 Как речка,
 Напоившая луга,
 Уже течет
 И плавно,
 И спокойно,
 Не подмывая
 В страсти берега.

 Нет,
 У седой реки
 Все тоже буйство,
 Все та же быстрина
 И глубина...
 О, как меня подводит седина,
 Не избавляя
 От земного чувства!
Радость,
 Нежность
 И тоска,
 Чувств нахлынувших
 Сумятица,
 Ты - как солнце
 Между скал:
 Не пройти
 И не попятиться.

 Не тебе
 Такой наряд:
 Сердце вон
 За поглядение.
 Ты светла,
 Как водопад,
 С дрожью,
 С ужасом падения.

 Ты извечная,
 Как Русь,
 Ты и боль
 И врачевание.
 Я не скоро
 Разберусь,
 В чем
 Твое очарование.

 

0
#642

Алексий II1929 - Патриарх Алексий II  (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) (1929 - 5. 12. 2008),  епископ Русской православной Церкви,  15-й Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Алексей Ридигер родился в Таллине, в Эстонии, в семье глубоко верующих людей. В детстве Алексей неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь, в то время находившийся на территории Финляндии. И с детства мальчик прислуживал в церкви, учился в русской средней школе в Таллине.

Уже в раннем отрочестве, по собственному свидетельству Алексея, у него появилось желание стать священником. Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского. С 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла. 
В 1947 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. В 1950 году Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона. В 1953 году окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия
.
В 1958 году возведен в сан протоиерея. В марте 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. В сентябре того же года рукоположен в епископы Таллинские и Эстонские. С 1964 года был управляющим делами Московской Патриархии, членом Священного Синода.
 25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. В 1971 году во чуткость к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии.
 Алексий участвовал в комиссиях по проведению празднований в честь восстановления Патриаршества, 1000-летия крещения Руси. В 1986 году назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением править Таллинской епархией. 7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Алексий избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10 июня 1990 года
.
 Алексий II сыграл большую роль в укреплении позиций Русской православной церкви в России, добился роста ее авторитета. Он способствовал сближению светской и церковной культур. При Алексии II произошло воссоединение РПЦ и зарубежной РПЦ.
 Он написал и опубликовал большое количество богословских и церковно-исторических трудов.
 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался 5 декабря 2008 года и похоронен в Богоявленском соборе Москвы.

 

0
#643

1934 - Евгений Павлович Крылатов (1934), выдающийся советский и российский композитор. Народный артист России (1994). Лауреат Государственной премии СССР (1982).
 Написал музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Член Союза композиторов, Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей.

Евгений Крылатов родился в городе Лысьва (ныне Пермского края) в рабочей семье. Когда Евгению было 2 года, семья переехала из города Лысьва в Мотовилиху - рабочий пригород Перми, где его родители работали на заводе.
 

В семье любили и понимали музыку. Отец Евгения подростком брал уроки игры на скрипке, самостоятельно выучился игре на рояле, пел. Мать любила и пела народные песни.

Тяга к музыке у Евгения проявилась рано. Он любил слушать патефон, буквально не отходил от черной радиотарелки на стене. В 8 лет Евгений Крылатов сам попросил родителей записать его в Дом пионеров, в фортепианный кружок. Тогда же он начал сочинять свои первые музыкальные пьески.

После окончания Мотовилихинской музыкальной школы, Евгений Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище, которое заканчивает в 1953 году и поступает в  Московскую консерваторию, где учится сразу на двух факультетах: по классу сочинения у профессора М. И. Чулаки и по классу фортепиано В. Н. Натансона. В 1959 году Евгений заканчивает её. Среди дипломных работ Евгения Крылатова - фортепианный концерт, "Памирское каприччио", балет "Цветик-семицветик", который в 1965 году был поставлен в Большом театре и шёл на его сцене в течение 5 лет.

За свою творческую жизнь Евгений Крылатов создал большое количество сочинений в самых разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка к спектаклям Московских театров и балетам, радио и телевидения. Но особенно плодотворно его творчество в кинематографе.

Е. П. Крылатов - народный артист России (1994), лауреат Государственной премии СССР (1982), премии Ленинского комсомола (1987), премии мэрии Москвы (2003), почетный гражданин Пермской области (2004). Член Союза композиторов, Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей России.

Сегодня, не смотря на возраст, композитор Евгений Павлович Крылатов продолжает свою активную творческую деятельность, живет и работает в Москве.

Евгений Павлович Крылатов - произведения, послушать ...

 

1944 - Олег Иванович Янковский (1944 - 20. 05. 2009), советский, российский актёр театра и кино, режиссёр. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987), двух Государственных премий Российской Федерации (1996, 2002).

Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах "Щит и меч", "Служили два товарища", "Тот самый Мюнхгаузен", "Полёты во сне и наяву", "Ностальгия". На театральной сцене его самыми яркими работами стали роли в спектаклях "Идиот" Ф. М. Достоевского, "Синие кони на красной траве" М. Ф. Шатрова, "Оптимистическая трагедия" Вс. В. Вишневского, "Чайка" А. П. Чехова, "Шут Балакирев" Г. И. Горина.

Интересные факты:

Олег Янковский как-то признался, что на решение стать артистом его подвигла первая любовь. Когда он жил в Минске и учился в 10-м классе, его друг познакомил его с Лилей Болот, спортсменкой, очень красивой девушкой (она была старше Олега на 3 года). Чтобы произвести на неё впечатление, он представился ей артистом минского театра. Но обман раскрылся, и он поклялся стать артистом, чтобы доказать Лиле, что он действительно может им быть.

Одна из несостоявшихся ролей Олега Янковского - в фильме "Нечаянные радости" о великой актрисе немого кино Вере Холодной режиссёра Рустама Хамдамова. Когда фильм был уже снят наполовину, дирекция "Мосфильма" обнаружила, что отснятый материал совершенно не соответствует сценарию. Съёмки были прерваны, плёнка смыта, режиссёр отстранён от съёмок. На основе этого сценария Никита Михалков снял свой фильм "Раба любви" с Еленой Соловей в главной роли. Роль, которую в фильме Хамдамова играл Янковский, исполнил Евгений Стеблов.

В последние годы своей жизни Татьяна Пельтцер уже забывала слова, когда играла в спектаклях Ленкома. Как-то она играла Клару Цеткин в спектакле "Синие кони на красной траве", где Олег Янковский играл Ленина. Она вышла на сцену и вдруг сказала: !Господи боже мой! Батюшки мои! Ну ничего не помню". Олег Янковский не растерялся и спросил: "Клара, вы, наверное, хотите сказать, что пролетариат должен объединяться?" Пельтцер ответила: "Да, батюшка, хочу!". И весь оставшийся диалог Янковский вёл сам.

Олег Иванович Янковский - биография, читать подробнее...

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.