8 июля - День семьи, любви и верности. Петр и Феврония.
8 июля, начиная с 2008 года в России отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку в православной традиции.
Идея праздника возникла у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. Инициативу поддержали региональные руководители и общественные деятели, Государственная дума, Совет Федерации и Русская православная церковь. Интересно, что инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России - ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.
Символом праздника выбрана ромашка. Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. В день празднования плетут венки из ромашек, дарят букеты ромашек и «февроньки» — открытки с изображением ромашек или других символов семьи. Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки. Популярной традицией стало заключение браков 8 июля: по этому случаю многие ЗАГСы продлевают часы работы и отказываются регистрировать разводы. Наибольшей популярностью пользуются залы регистрации гражданских состояний Мурома, где стараются зарегистрировать брак жители других городов и стран.
Семья – это радостный детский смех.
Семья – то, что в жизни нам дарит успех!
Пусть будут опорой друг другу родные,
И пусть всех минуют несчастья любые!
Семья – нашей жизни надежный оплот,
Что в детстве и в старости нас бережет.
Семья – на любви построенный дом,
Пусть радость и счастье царствуют в нем!
Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Петр и Феврония княжили в Муроме в ХII-ХIII веках, были образцом супружеской любви и верности...
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году после смерти своего брата Павла. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой – тело князя покрылось струпьями и язвами. У кого только Пётр не пытался получить исцеление... Лучшие врачи оказались бессильны перед неизвестной им тяжкой болезнью. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.
Простев А.Е. Болезнь князя Петра Муромского. 2008
В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Пётр повелел себя везти туда, ведь сам он на коне сидеть уже не мог. А после приезда послал в ту деревню своих слуг на поиски.
Один из них забрёл в первый попавшийся на глаза двор, вошёл в дом и увидел: сидит одна-одинёшенька девушка за ткацким станком и ткёт холст, а возле неё заяц прыгает, будто ручной.
Сбил слуга князя муромского шапку со своей головы, скомкал в руках и убрал за спину, а сам начал говорить: Зашёл я в дом ваш, потому что ищу врача искусного. Господин мой тяжко болен. Покрылся весь язвами, бедный. Кого ни просили, никто не смог его вылечить. Прошёл слух, что у вас здесь есть врачи искусные. Вот потому я и хожу по домам, расспрашиваю. Господин готов наградить любого, кто его вылечит.
Простев А.Е. Промысл Божий. Встреча больного князя Петра и Февронии. 2008
Девушка ответила: Приведи его сюда. И если у него сердце чистое, то будет здоров! А награду здесь не требуют.
Пётр внимательно выслушал и незамедлительно повелел везти его в дом, где жила девушка.
Феврония передала через слугу, что надо вытопить баню, попарить Петра, как следует, и намазать мазью, которую она приготовила, все струпья на теле, только один оставить непомазанным. И будет Пётр здоров!
Мазь принесли, баню истопили. Петр пошел мыться, затем помазал язвы и струпья свои, а один струп оставил непомазанным, как и было велено. К утру его тело стало чистым. Только один струп остался, который он не помазал. Поразился Петр быстрому исцелению и от радости готов был взять Февронию в жены, даже обещал это девушке.
Но когда представил, что дочь нищего древолаза станет его супругой, быстро передумал, послал Февронии подарки, а сам уехал в Муром выздоровевшим.
Но как только вернулся он домой, снова покрылся струпьями и язвами. Со стыдом он припомнил свои дурные мысли, из-за которых лишился чистоты и душевной, и телесной. И вправду: как сердце может быть чистым, когда плохо думаешь о людях, сделавших тебе добро? Недолго раздумывая, Петр отправился к Февронии.
Теперь он твердо решил: если вновь девушка исцелит его, то он женится на дочери древолаза. Князь Петр снова выздоровел и... полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Привез он Февронию в Муром, взял ее в жены, и зажили они счастливо.
Простев А.Е. Таинство венчания. 2008
Бояре уважали своего князя, но вот беда – надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. А те частенько Петру нашептывали всякие гадости.
— Мы все готовы верно служить тебе, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала нашими жёнами. Если хочешь оставаться нашим правителем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же пусть наберёт себе богатства, сколько пожелает, и уходит прочь.
Пётр предложил им самим узнать, что думает об этом его супруга.
И вскоре на очередном пиру, когда бояре опьянели, они осмелели и завели разговор:
— Госпожа княгиня! Весь город просит тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим!
— Хорошо, возьмите! – скромно отвечала Феврония.
— Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Пётр властвовал над нами, а жёны наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Возьми, сколько тебе нужно, богатства и уходи, куда пожелаешь!
Феврония смутилась, но не растерялась:
— Ну, тогда и вы мне обещайте дать, кого я попрошу у вас. Тогда исполню вашу просьбу.
Бояре обрадовались:
— Всё, что пожелаешь – будет твоим!
— Отдайте мне супруга моего, князя Петра!
Удивились бояре необычной просьбе: Ну, коли князь сам захочет, ни слова тебе не скажем. А сами представили: если Пётр покинет Муром, то каждый из них может занять место князя.
Князь долго думал, как правильно поступить, но прислушавшись к своей мудрой жене, все же оставил княжеское служение.
Бояре практически изгнали супругов из города, они приготовили суда с прислугой на реке Оке и отправили бывшего князя с Февронией куда глаза глядят. Вечером того же дня судно пристало к берегу, Пётр переживал о будущем, Феврония поддерживала и утешала его, как могла.
— Нес скорби, князь. Будем верить, что Бог не оставит нас в беде! Если без ведома Всевышнего даже один волос с головы человека не падает, то стоит ли нам беспокоиться о своём будущем?
Повар на берегу обрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы и приготовить ужин, а Феврония после трапезы, увидев на берегу обрубки, проговорила: Пусть будут они утром большими деревьями! На следующий день произошло чудо: все увидели большие деревья с ветвями и листвой.
Пока князь с княгиней отсутствовали, бояре поссорились из-за власти, пролили кровь, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией. Вскоре к Петру приехали послы из Мурома, умоляя его вернуться на княжение.
В своей речи послы молвили:
Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе с просьбою великой: вернись на княжение, не оставляй нас. В эту ночь много вельмож погибло в городе. Каждый из них захотел стать князем. Перебили они друг друга мечами. А кто уцелел, пришли сюда вместе со всем народом и умоляем тебя: прости нас! Мы хотим, чтобы ты правил в Муроме, мы признаем Февронию твоей супругой и обещаем вас не разлучать.
Простев А.Е. Возвращение в Муром
Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Феврония была доброй помощницей и верной женой Петру. Она уважала своего супруга и никогда с ним не спорила, а Пётр, видя кроткий нрав своей жены, благодарил Бога за семейное счастье.
Когда пришла старость, Пётр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Евфросиния.
Простев А. Е. Осенние листья. 2008
Они молили Бога, чтобы умереть им в один день, и повелели сделать из одного камня два гроба, имеющих между собой перегородку. Супруги завещали, чтобы их обоих положили вместе в одной гробнице. Скончались князь с княгиней, как и просили Бога, в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье.
Но люди рассудили, что иноков нельзя положить в одном гробу, и решили князя Петра похоронить в городе у соборного храма, а Февронию в загородном женском монастыре, где она и провела свои последние дни. Народ нарушил волю усопших, и общий их гроб, который был высечен по просьбе княжеской семьи еще при их жизни, остался пустым.
Но на следующий день люди увидели, что гробы, в которые положили Петра и Февронию, пусты, а тела их нашли в городском соборном храме в общем гробе. Дважды тела Петра и Февронии разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Ведь кого сам Бог соединяет, того люди уже не могут разлучить ни при жизни, ни после смерти...
Пётр и Феврония были канонизированы на церковном Соборе вХVI веке, в 1547 году, а днём памяти святых стала дата их смерти – 25 июня (8 июля по новому стилю).
Повесть жития святых новоявленных чюдотворец муромских благовернаго Петра нареченнаго во иноцех Давида, и супруги его княгини Февронии, во иноцех Ефросинии (старообрядческая рукопись, 1850-е гг.)
Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Святые Петр и Феврония стали образцом супружества и почитаются церковью, как православные покровители христианского брака.
Им молятся верующие о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Вот такая история жизни святых Петра и Февронии, история верности, преданности и настоящей любви...
из открытых источников.