Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

166
5
Ссылка на пост
"Отцвели уж давно хризантемы в саду"

Сборник романсов Николая Харито

9 ноября 1918 года, 90 лет назад, на Кубани нелепый трагический случай оборвал жизнь талантливого композитора и поэта, автора всемирно известного романса «Отцвели хризантемы» Николая Ивановича Харито.

По легенде, в ту секунду, когда прозвучал выстрел и Николай Харито упал замертво, сраженный пулей ревнивца-офицера барона Бонгардена, в соседнем зале одного из ресторанов города Тихорецка, где праздновали свадьбу, кто-то запел тихо-тихо: «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Автор этого романса лежал, истекая кровью, и улыбка навсегда застыла на его прекрасном лице...


Николай Харито был необыкновенно красив, учтив и талантлив. По свидетельствам современников, в него просто нельзя было не влюбиться. Его обожали завсегдатаи модных дворянских салонов и фешенебельных гостиных. Именно там звучали романсы в исполнении выдающихся мастеров этого жанра.

Николай Харито был любимцем публики, посещающей концертные залы, где выступали звезды тогдашней эстрады: Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский. Их творчество было ярким явлением отечественной музыкальной культуры. В их голосах звучали боль и радость, печаль и... надежда.

В начале ХХ столетия романсы были чрезвычайно модны. Композиторы — известные и только начинающие — считали для себя большой честью, когда их произведения исполняли Михаил Вавич или Юрий Морфесси. Поэтические тексты романсов сочиняли для них Анна Ахматова и Александр Блок, Сергей Есенин и даже Владимир Маяковский. Их тексты и ноты предприимчивые дельцы издавали огромными тиражами, но продавали по доступной цене. Ноты романсов, поэтические строки распространяли почтальоны и даже... печники и трубочисты...

Часто Иза Кремер и Александр Вертинский исполняли собственные песни и романсы (она — интимно-лирические, он — печальные), выражая в этих произведениях скорбь своих сердец. Сильно картавя (что очень не нравилось Константину Сергеевичу Станиславскому), Вертинский пел:

Я жду вас, как сна голубого,
Я гибну в любовном огне.
Когда же вы скажете слово?
Когда вы придете ко мне?
Мадам, уже падают листья,
И осень в смертельном бреду,
Уже виноградные кисти
Желтеют в забытом саду.

Судьба романса, который даже в прошлом веке почему-то назывался «старинным», во многом зависела от исполнителя, от его таланта и культуры. Старинные романсы! Сколько в них душевного тепла и обаяния, мелодичности и эмоциональной взволнованности! Они всегда находили путь к человеческим сердцам. Эти произведения являлись прямыми наследниками романсов XIX века, когда шедевры романсовой лирики создавали композиторы Алябьев, Булахов, Гурилев, Варламов, а авторами текстов наиболее известных романсов были Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Апухтин, Тургенев, Полонский, Плещеев... Многие из этих произведений со временем забылись, о них нынче даже не вспоминают. Но другие, наиболее яркие и талантливые — «Я вас любил», «Выхожу один я на дорогу», «Я встретил вас» — пленяют и сегодня лирическим настроением и правдивостью передаваемых чувств.

К середине XIX века выкристаллизовываются два вида романса — «профессиональный» и бытовой. Первый создавался профессиональными композиторами на стихи известных поэтов. В основе романсов Франца Шуберта лежит поэзия Иоганна Гете, творчество Роберта Шумана связано с произведениями Генриха Гейне, Михаил Глинка писал романсы на стихи Александра Пушкина, Петр Чайковский — на стихи Алексея Толстого, Николай Римский-Корсаков — на стихи Аполлона Майкова. Второй вид романса родился в народной среде. Впрочем, и среди бытовых романсов появлялись произведения высокой художественной ценности. Эти два вида романса — профессиональный и бытовой — не были изолированы, а напротив, обогащали друг друга.

Характерным для музыкально-поэтической культуры нашей страны был городской романс. Произведения этого жанра — «Утро туманное, утро седое», «Мой костер в тумане светит», «Гори, гори, моя звезда» — создали, как уже упоминалось выше, талантливые композиторы и известные поэты. Свою лепту в историю городского романса внес и одесский композитор Григорий Лишин, автор оперы «Дон Сезар де Базан» и «Пролога» к открытию Городского театра, сочинив романс «О, если б мог выразить в звуке...»

В начале ХХ века городской романс становится неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры. В этот период популярности романса, его востребованности необыкновенно ярко проявилось композиторское дарование Николая Ивановича Харито.

Николай Харито
Николай Харито

Николай Харито родился 19 декабря 1886 года в Ялте. Его отец — Иван Павлович работал здесь горным инженером, мать — Надежда Георгиевна Харито, гречанка по национальности, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. В семье было четыре дочери и сын Николай. Родители состояли в гражданском браке, поэтому дети носили фамилию матери.

Музыкальные способности Николая проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он хорошо играл на фортепиано, сочинял небольшие музыкальные пьесы и писал стихи. В период обучения в гимназии Николай часто выступал в концертах на ученических вечерах, исполняя произведения Иоганна Баха, Людвига Бетховена, Фредерика Шопена, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами.

В 1907 году семья Харито переехала в Киев, и Николай поступил на юридический факультет Университета святого Владимира.

Поражение революции 1905—1907 годов, неверие в возможность демократических преобразований, царившие в обществе, вызывали у молодежи стремление к активизации политической борьбы. В годы учебы в университете Николай Харито примыкает к передовой части студенчества, участвует в политических забастовках и антиправительственных демонстрациях, за что попадает в «черный список» на исключение из университета. Лишь заступничество известного ученого, профессора кафедры международного права Отто Эйхельмана не столько спасло, сколько отсрочило наказание. В университете тут же сочинили по этому поводу четверостишие:

Не все хорошее забыто,
Не всюду царствует обман.
Среди студентов есть Харито,
А в профессуре — Эйхельман.

В 1911 году Николай Харито, уже будучи членом подпольной организации, возглавляемой эсером Дмитрием Богровым, стрелявшим в министра внутренних дел Петра Столыпина, был арестован и сослан в Архангельскую губернию под негласный надзор полиции. Северный климат пагубно повлиял на здоровье Харито — он заболел туберкулезом и, получив разрешение властей, отправился на лечение за границу. Одновременно с лечением Николай Харито посещал вольнослушателем занятия в консерватории. К этому времени он уже был автором романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (это был первый романс, созданный 24 летним композитором).

Всего Харито написал около 50 романсов. Многие из них стали популярными и часто исполнялись в концертах, а также записывались на граммофонные пластинки. Не все романсы Харито были художественно равноценны, но их любили. Они напоминали людям, что где-то есть (или может быть) другая жизнь, полная любви и счастья.

Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду», который Николай Иванович Харито написал в 1910 году, сразу же обрел популярность. Первое его название — «Хризантемы», затем «Отцвели уж давно», и только затем он стал называться по полной строке текста.

Романс родился в Киеве, осенью, когда город утопал в любимых цветах Николая Харито — хризантемах. Первым исполнителем произведения был автор. Он — душа любого общества — приковывал внимание слушателей искренностью чувств и проникновенным лиризмом исполнения. Романс сразу стал знаменит. Этому способствовал и кинофильм «Хризантемы» с участием Анны Карабаевой и Ивана Мозжухина, поставленный в 1913 году, — тогда множество кинолент снималось по сценариям, написанным на сюжеты популярных романсов.

По совету друзей Николай Харито обратился к известному издателю Леону Идзиковскому с просьбой напечатать романс. Но для его издания необходимо было отредактировать текст. И тогда композитор попросил киевского певца, исполнителя романсов Шумского внести свои поправки. Василий Шумский с удовольствием выполнил просьбу, но при этом не постеснялся объявить себя соавтором. Так и был издан романс, где наряду с именем композитора был указан Шумский как автор текста.

Но Харито, видимо, не возражал против соавторства. Более того, он посвятил романс Василию Дмитриевичу Шумскому, который включил его в программу своих концертов в театре Бергонье (ныне Киевский академический русский драматический театр имени Леси Украинки). В этом же театре Николай Харито встретил свою любовь. Но беда шла рядом.

Вернувшись в 1915 году в Киев, Харито попытался продолжить учебу в Университете. Но окончить его так и не довелось. Шла Первая мировая война, и Николай был призван в армию. Он стал юнкером Николаевского пехотного военного училища, после окончания которого был отправлен на службу в Тихорецк, в расположение армии Антона Ивановича Деникина.

Именно  в Тихорецке в ноябре 1918 года прозвучал тот зловещий выстрел. Гибель Харито повергла всех, кто его знал, в состояние скорби и уныния.

Моглила Николая Харито
Моглила Николая Харито

А годом ранее, в 1917-м, октябрьские события застали Харито врасплох. Он, в недавнем прошлом — борец с самодержавием, разделявший передовые идеи либерально настроенного студенчества, осужденный царской властью за революционную деятельность, волей обстоятельств оказался в лагере белогвардейцев и защитников монархии...

Новая власть этого не простила. В течение многих лет имя композитора и автора стихов многочисленных романсов Николая Харито замалчивалось, а его произведения объявлялись плодом мещанского мелкобуржуазного вкуса. И только в далеком эмигрантском зарубежье, в Европе и Америке, помнили и исполняли «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Страдая от ностальгии, слушали граммофонные записи, которые находили у коллекционеров и на «блошиных» рынках…

Но и в нашей стране были люди, которые делали все возможное и невозможное, чтобы вернуть имя Николая Харито из небытия. Украинская певица Анжела Черкасова, школьный учитель Виталий Донцов, бывший военнослужащий Лев Кудрявцев, Оксана Борисюк изучали жизнь и творчество Харито, собирали по крохам его биографию, с трудом разыскали его заброшенную могилу на Лукьяновском кладбище в Киеве, где он был перезахоронен (первоначально его предали земле в Тихорецке), рядом с сестрой Еленой, умершей от «испанки».

…Почти 100 лет звучит романс Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Он выдержал испытание временем. С безмерным чувством тоски и ностальгического надрыва его исполняли Алла Баянова и Валерий Агафонов, Вадим Козин и Петр Лещенко. Он звучит в одном из эпизодов кинофильма «Любовь Яровая». Сегодня его поют оперные певцы и эстрадные исполнители, поп-звезды и рок-музыканты.


Семен КОГАН (Одесса),
Александр АНИСИМОВ

 

 

 

    imageg
    hqdefault-(2)
Комментарии (6)
0
#900914

Спасибо! Наверное, нет человека, который не знает и не любит этот великолепный романс Николая Харито.....

⁣Судьба отвела Николаю Харито (1886-1918) всего 32 года земной жизни, а талант подарил бессмертие. Автор множества романсов, он известен, прежде всего, пленительно-трогательным: «Отцвели уж давно
Хризантемы в саду,
Но любовь всё живёт
В моём сердце больном»..........


А послушать этот великолепный романс в разных исполнениях можно здесь...


Николай Харито

  • harito
1
#900915

С вашего позволения, Кирилл, добавлю о Харито к этой замечательной Истории Романса-Хризантемы....

⁣Мировосприятие Николая Харито, как и легендарного Пьеро - Александра Вертинского, во многом сформировало незаконнорождённое происхождение.
Мама - Надежда Георгиевна Харито, жительница Балаклавы, юной девушкой страстно полюбила приехавшего по направлению на работу в Ялту горного инженера Ивана Петровича Иванисова.
Он не скрывал: в Санкт-Петербурге у него осталась семья. От этого союза родилось 5 детей: сын Коля и четверо сестёр - Вера, Лида, Елена и Надежда.
По тогдашним законам церкви и государства все они считались незаконнорождёнными и поэтому носили фамилию матери.


⁣Дети росли в большом особняке в Ялте, который, как человек весьма состоятельный, купил Иван Петрович. Так же в Алупке ему принадлежал сосновый лес площадью 22 гектара, где он мечтал открыть частный санаторий для больных туберкулёзом.
Надежда Георгиевна была светской дамой, хорошо образованной и музыкально одарённой. Все дети с младенчества обучались игре на фортепиано.
Но самым одарённым был Коля, родившийся 19 декабря 1886 года. Уже 5-летним крохой мальчик стал играть на фортепиано и писать стихи.
Гости из обеих столиц охотно посещали вечерние домашние концерты с участием детей.  


 


 


 



Гимна­зические годы . 


 


 


 



Для директора гимназии Артура Готлиба незаконное происхождение талантливого Коли Харито не стало чем-то особенным. В возглавляемом им учебном заведении работала жена Максима Горького - Екатерина Пешкова. В опекунский совет входил Антон Чехов. В те годы у него в Ялте тогда часто гостил Фёдор Шаляпин. Правда, ещё никто не знал, что через несколько лет он будет исполнять знаменитые «Отцвели хризантемы» Николая Харито под аккомпанемент Сергея Рахманинова. В той же гимназии в 1904-1906 годах учились: Павел Войков - будущий дипломат-революционер и Самуил Маршак - будущий детский писатель. Через годы Николай Иванович посвятит своему ялтинскому другу Войкову романс «Минувшего не воротить» на стихи Татьяны Строевой. Конечно, такие демократические личности не могли не влиять на талантливого подростка. А он своей игрой на фортепиано украшал все гимназические вечера.
Родители не стали препятствовать, когда в старших классах Коля решительно заявил: он хочет жить отдельно. И его жилище тут же стало местом сборов всех молодых революционеров Ялты.


«Хризантемы» .....


Существует очень красивая легенда об истории создания самого популярного романса Николая Харито:


«Появился этот изумительный шедевр после такого случая. Капельдинер передал в ложу № 5 Киевского оперного театра, где сидел Николай Харито, открытку от незнакомки с надписью: «Какой вы интересный! Вы выделяетесь среди всей этой толпы!»
Записка, действительно, была. Она даже сохранилась в архиве покойной сестры поэта Надежды Лавровской–Харито. Но написана она была через восемь лет после создания романса, то есть в 1918-м.
А вот идею писать романсы Коле подсказали друзья.
И осенью 1910 года впервые прозвучали строки «Отцвели уж давно хризантемы в саду…». При этом сам автор подрабатывал аккомпаниатором в кинотеатре, располагавшемся на Фундуклеевской улице в здании театра Бергонье (сейчас это здание Театра русской драмы имени Леси Украинки). Там впервые и прозвучал пленительный романс, моментально ставший популярным.

Друзья же потащили автора «Хризантем» в самое популярное и авторитетное киевское издательство Леона Идзиковского, располагавшееся на Крещатике. Владельцем издательства в то время был сын Леона - Владислав Леонтьевич Идзиковский (1864-1944).   


 


 


 


 Кроме прославленных «Хризантем», перу Харито принадлежат такие романсы, как «Тени минувшего» (сл. А.Френкеля, «Уйди и навеки забудь…»), «Астры осенние» (сл. С.Грея, «Астры осенние, грусти цветы…»), «Минуты счастья» (сл. А.Апухтина, «Не там отрадно счастье веет…»), «Слёзы» (сл. Ф.Тютчева, «Слёзы людские, о слёзы людские…») и много других.  


 


 


 



Эсера Харито Николая в числе 720 студентов отчислили из университета - «за выступления против правительства». Ротмистр Кулябка регулярно строчил доносы, на основании которых неоднократно проводились обыски на квартире Харито. Как результат – арест и высылка на 3 года под надзор полиции в посёлок Пинегу Архангельской губернии, куда его с товарищами и отправили в феврале 1911 года в спецвагоне.
«Революционеров» поселили отдельно от уголовников в тёплых бараках и даже сносно кормили. В качестве трудовой повинности им назначили валку и обработку леса.
Молодая супруга Харито - Мария Олимпиевна Федорович – как декабристка последовала за ним в Пинегу. А познакомились они в Киеве, в том же театре Бергонье. Молодости и ссылка не помеха, и Николай продолжает сочинять.
Одно из произведений - «Третью ночь бушует вьюга» - он посвятил друзьям-ссыльным. Но суровые условия жизни привели к начальной стадии туберкулёза. Серьёзно стали болеть и другие ссыльные. Их жалобы возымели действие, и Харито получил разрешение на выезд «для специального лечения» в Швейцарию с зачётом срока лечения в общий срок ссылки
Следующие 2 года он проводит в Швейцарии. Там вольнослушателем посещает консерваторские занятия. А после возвращения в Киев пришлось искать работу: на восстановление в университете рассчитывать не приходилось.
В вихре любовных страстей Николай устраивается на работу тапёром в тот самый кинотеатр, где впервые прозвучали «Хризантемы». Владелец – Матвей Тимофеевич Строев – так расположился к 27-летнему юноше, что предложил Николаю стать гувернёром его детей.


 


 


 



Николай Харито был не просто гувернёром, а другом семьи Строевых. Через некоторое время он стал получать авторские отчисления от публикаций своих произведений: его романсы пользовались огромным спросом, тиражи их нот постоянно возрастали. Харито обрёл, наконец, материальную независимость, но расстаться с семьёй Строевых уже не мог, влюбившись в юную дочь Матвея Тимофеевича - Татьяну.
Между тем в огромной киевской квартире Строева поселилась и Надежда Георгиевна Харито с дочерьми, сняв несколько комнат. Матвей Тимофеевич видел в Николае преемника своего театрального дела. Николай и Татьяна переехали в отдельную квартиру, на Пушкинской, 10.
Сочетаться официальным браком не могли: Мария Олимпиевна не соглашалась на развод.


Начало Первой мировой войны разрушило течение мирной жизни. И хотя по состоянию здоровья Харито не мог быть призван в армию, его всё же призвали.
22 марта 1917 года Николай Харито окончил училище, далее служил на Соломенке, там, где сейчас Национальная академия МВД. Через год был призван в войска генерала Деникина, служил в Тихорецке на Кубани.

Роковая дуэль


Певица Анжела Черкасова так описывала трагическую гибель Н.И.Харито со слов его сестры Надежды Ивановны:  


 


 


 



«Осенью 1918 года Николай Харито, достаточно смелый и рисковый молодой человек, отправился по приглашению друзей на свадьбу в Тихорецк. Непросто было добраться до Тихорецка: гражданская война в разгаре, едва ли не на каждой станции пассажиров подстерегали всевозможные опасности. Среди множества гостей он выделялся привлекательностью, мужественностью, что подогревали ещё и восторженные рассказы о нём присутствовавших друзей. Как всегда, было повышенное внимание к Николаю Харито со стороны женской половины.


В Тихорецке была свадьба, одна из двух сестёр-близнецов, Софья Гонсерова, выходила замуж. Её сестра Вера пришла на торжество с блестящим офицером, бароном Бонгарденом, приехавшим из Петербурга. Женился приятель композитора, его университетский товарищ А.Козачинский.


Николай Иванович, как всегда, сидел за роялем, играл и пел. Вера, как и все рядом находившиеся дамы, буквально смотрела ему в рот, он же был популярный человек - молодой, красивый! Барон Бонгарден раз увёл с собой Веру, второй... Наконец, изревновавшись, пригласил Харито выйти поговорить.
Вышли. И, как рассказывали, Бонгарден застрелил его в упор. Смерть была мгновенной».


Это случилось 9 ноября 1918 года. Николаю Харито не исполнилось и тридцати двух лет. Обрядили покойника в военный мундир (ещё один аргумент для недоброжелателей относительно белогвардейских настроений погибшего). Похоронили там же, в Тихорецке, а через год мать и сестра Надя забрали его тело в Киев.
Гроб Харито ночевал в так называемой железной церкви Иоанна Златоуста, что стояла на Галицкой площади (близ нынешней площади Победы), и всю ночь рядом с ним была 15-летняя сестра. Надежда вспоминала, как пробыла около любимого брата целую ночь, и как всё гремело, когда отскакивали от железных стен храма пули. Девушка вздрагивала от звука выстрелов, то и дело пронизывавших тишину. Ей казалось: это снова и снова стреляют в брата! Ведь шла гражданская война, и ночью борьба между враждующими силами обострялась.


Отпевали покойника во Владимирском соборе. Мать похоронила сына на Лукьяновском кладбище, рядом с дочерью, сестрой Николая – Еленой, умершей от «испанки».

«Он погиб, как в настоящем жестоком романсе, от пули ревнивца, выстрелившего в упор, - говорит Оксана Борисюк, заместитель директора Лукьяновского кладбища.


- Всех, кто знал Николая Харито, случившееся повергло в шок. Ведь его знали как человека, для которого честь женщины не была пустым звуком.  


 


 


 



Однажды Надя с братом и сёстрами шли по улице. Прикуривая, Николай немного отстал, а тут, откуда ни возьмись, студенты. Поравнявшись с девушками, он сказали что-то вроде «Какие хорошенькие...».
Николай в мгновение ока оказался рядом с сёстрами, стал спрашивать, что им такое сказали юнцы. Потом ринулся за студентами - проучить их за то, что пристают на улице. Объяснение едва не перешло в драку. Такую реакцию у Николая вызывало посягательство на доброе имя любой женщины».   


 


 


 



 Только в 1985 году исследователи узнали, что в ряду № 11 покоится прах Николая Ивановича Харито.  


 


 


 



Сотрудники заповедника обратились к студентам Художественной академии с просьбой сделать проект памятника. В конкурсе победила работа Ирины Урунжбековой: надгробие, напоминающее рояль с поднятой крышкой. Захоронение взяли под государственную охрану. А внизу, под датами жизни, рядом со скрипичным ключом, высекли строки:
«Отцвели уж давно хризантемы в саду».





Сестра Николая Харито – Н.И.Лав­ровская – оставила отзыв об исполнении романсов брата певцом Олегом Погудиным (род. в 1968 г.): «В числе романсов, которые поёт молодой артист Олег Погудин, есть романс «Кончилось счастье».


 


 


 



Его сочинил мой брат Николай Харито, безвременно ушедший из жизни в начале века, автор многих широко известных романсов — «Хризантемы», «Тени минувшего», «Астры осенние» и других, всего около пятидесяти. Исполнение Олега Погудина я считаю идеальным. Именно так пели романсы в кругу родных, друзей и знакомых моего брата, да и сам он пел так же: от чистого сердца, с верой в людей и человеческие чувства, без малейшей позы или желания понравиться.
Ведь романс — это сама правда, и спеть его по-настоящему может только правдивый, хороший человек. Мне и удивительно, и радостно, что современная молодёжь помнит и любит романс и так верно его чувствует».


Элла ФУРМАНСКАЯ, СЕТЬ.  


 


Крым, Ялта, Александровская гимназия   


 


П.Л. Войков, С. Маршак, Н Харито-гимназисты


 


 


 


 

  • har-gimnaziya
  • yalta
  • haritoooo
1
#900917

Валерий Агафонов(фильм Дядя Ваня) 


0
#900918
Развернуть
Ответ на сообщение от Tatiana, 28.07.2017 01:22

Фактически биографический пост о Николае Харито!) Большая часть биографических сведений, судя по всему, из книги Л. Кудрявцева. Но я её нигде не нашёл. Ни в электронном виде, ни в печатном

0
#900944
Развернуть
Ответ на сообщение от Digger, 28.07.2017 03:16

Нет, Кирилл. Замечательные информация и биография-ваши, а я всего лишь
дополнила некоторыми нюансами.

Мне, например, оч. важно знать что-то об исполнителе, потом я легче и с бОльшим интересом воспринимаю звучащую музыку...и прочее..
Собственное мнение
Но это, конечно,кому как.

⁣Лев Кудрявцев в своей книге "История одного романса" Жизнь и творчество композитора и поэта Н. И. Харито пишет:
"Подробности жизни этого удивительного человека я собирал буквально по крупицам. Пришлось побывать на его родине в Ялте, а также в Гурзуфе, Симферополе, Партените.
К глубокому моему огорчению, никаких сведения там о нем не сохранилось»


Но кое-что можно прочесть в Сети...кто что подаст)))Разумеется, выбирать самое достоверное, что не слишком расходится в информации с основными, заслуживающими доверие, источниками))

0
#900954
Развернуть
Ответ на сообщение от Digger, 28.07.2017 03:16

Большое спасибо за интересную информацию!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.