Музыкальная соцсеть "На Завалинке".

Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

На завалинке

2503
14
Ссылка на пост
  • Шульженко Клавдия Ивановна
    Дата рождения: 24 марта 1906
    Дата смерти: 17 июня 1984
  • klavdia-shulzhenko
    Шульженко Клавдия Ивановна

    Клавдия Шульженко...
    Она пела о любви, жизни, дружбе. Песни Клавдии Шульженко стали символом военного времени и не затерялись в мирные годы. А она сама была самой яркой звездой советской эстрады. До сих пор - непревзойденной. Сияющей...
    В наши дни её, к сожалению, вспоминают редко. Ее песни с упоением слушали солдаты и матросы на всех фронтах Великой Отечественной войны. Легендарный «Синий платочек» на долгие годы стал ее визитной карточкой и «лирическим гимном войны»...

    Народная артистка СССР (1971)
    Народная артистка РСФСР (1962)
    Заслуженная артистка РСФСР (1945)
    Кавалер ордена Ленина (1976)
    Кавалер ордена Красной Звезды (1945)
    Награждена медалью "За оборону Ленинграда" (1942)

Песни в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко -
  • klavdiya-shuljenko---siniy-platochek-(2001) Клавдия Шульженко

Комментарии (19)
1
#880286

24 марта 1906 года в Харькове родилась будущая певица Клавдия Шульженко. Отец Иван Иванович Шульженко служил бухгалтером в Главном управлении железной дороги и серьёзно увлекался музыкой. Он играл на духовых инструментах в ансамбле художественной самодеятельности, пел соло в концертах. С семье было двое детей. Клавдия и её брат Николай вместе с родителями жили во флигеле небольшого дома на улице Владимирской. Клавдия училась в гимназии Е.Н. Драшковской, зачитывалась стихами русских поэтов, учила их наизусть и декламировала знакомым. Иван Иванович видел свою дочь певицей и привил ей любовь к народным украинским и русским песням и городским романсам. Девочка приходила в восторг от красивого папиного баритона.

В то время были популярны любительские концерты, спектакли. Семья Шульженко устраивала во дворе театральные представления, в которых участвовали и дети, самозабвенно пела и играла и Клавдия. Спектакли собирали всех жителей соседних домов. Они приходили со своими стульями, табуретами, скамейками. При «входе» в театр на маленькой тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали «кто сколько может». Табличка, лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов по постановке самого спектакля.

Само же юное дарование, между тем в мечтах, никогда не собиралась петь: она должна была стать только драматической актрисой. И «виноваты» в этом не только первые любительские спектакли, но и кинематограф и, конечно же, кумиры кино, которые в те годы властвовали на экране - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Глядя на них, Шульженко все больше думала о драматическом театре. Ее любимым предметом в гимназии была словесность. А вот к занятиям по музыке относилась с пренебрежением.

В Харькове был прекрасный театр, под руководством прославленного режиссёра Николая Николаевича Синельникова. Пересмотрев практически весь репертуар этого театра, Шульженко дала себе слово, во чтобы то не стало поступить туда работать. И её желание осуществилось. На показе в Харьковском драмтеатре, куда она пришла в неполные 17 лет, Клавдия Шульженко лихо исполнила любимую песню отца «Распрягайте, хлопцы, коней». А аккомпанировал ей тогда заведующий музыкальной частью Иосиф Дунаевский, судьба потом не раз сводила двух талантливых людей. Шульженко пришлась по душе режиссёру, и он зачислил её в труппу. Роли молоденькой актрисе доставались эпизодические: в «Периколе», в «Детях Ванюшина». Так, Клавдия пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». По словам отца актрисы, посетившего этот спектакль, выходило у неё это довольно убедительно. Выступала так же в клубах, в летнем театре «Тиволи», и в дивертисментах после окончания спектаклей.

Клавдия Шульженко твёрдо решила связать свою жизнь и биографию с театром. Жизнь её в то время была расписана по минутам. С утра она шла на репетицию к Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.

Кстати, именно Синельникову поклонники творчества Клавдии Ивановны должны быть благодарны за её яркое, душевное и проникновенное пение. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», - наставлял юную актрису режиссёр.

Однако судьба распорядилась по-своему: родители всё же решили отдать дочь в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. И именно Чемизов раскрыл Шульженко глаза на её талант, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». Вероятнее всего, сама бы она никогда не пошла по музыкальной части.

Песенная слава к Клавдии Шульженко приходила постепенно. Всё изменилось в 1924 году, когда в Харьков с гастролями приехала знаменитая певица Лидия Липковская. Девушка набралась смелости и пришла к оперной диве в гостиницу. Та выслушала несколько песен и пришла в восторг. Липковская посоветовала певице сменить репертуар на лирический, поскольку так её талант проявится еще ярче. Случай свел ее с поэтом Павлом Германом, он и предложил молодой певице несколько своих песен, в том числе скоро ставшую знаменитой «Песню о кирпичном заводе», в народе - «Кирпичики», на музыку Кручинина и «Шахту № 3». Исполнение этих двух песен и принесло настоящий успех певице.

В Краснозаводском драмтеатре в рабочем районе Харькова артист Брейтингам написал уже для Клавдии Шульженко песни, а музыка принадлежала студенту консерватории, в будущем известному композитору Юрию Мейтусу: «Папиросница и матрос», «Силуэт», балладу «Красный мак» и шуточную «На санках». Последнюю Клавдия Шульженко исполняла в течение многих лет. Вот с таким репертуаром и приехала она в Ленинград.

Успешный дебют молодой певицы состоялся в праздничном концерте в День печати в Театре оперы и балета. И пошло, поехало... И вот уже Клавдия Шульженко, артистка Ленинградской эстрады, приглашена в Мюзик-холл для участия в программах «Аттракционы в действии». В роли продавщицы мороженого Маши Фунтиковой она поёт две песенки на музыку Дмитрия Шостаковича в спектакле «Условно убитый». Ее лирические, жанровые песни «Дружба», «Портрет», «Записка» продолжают критиковать за избыток «чувствительности». За «мелодекламационную манеру», её сравнивают с певицей Кремер. Однако, в отличие от Кремер, певшей об экзотических странах и изысканных чувствах, Клавдия Шульженко в своих песнях рассказывает о чувствах простых людей, своих современников. И даже её испанские и латиноамериканские песни: «Челита», «Простая девчонка», воспринимались как песни о сверстницах - комсомолках 30-х годов.

Да так выглядела и сама Клавдия Шульженко с её коротко остриженными белокурыми волосами, приветливым, открытым, русским лицом. Клавдия Шульженко работает с джаз-оркестром Скоморовского, где состоялись премьеры её разных по характеру песен: «Андрюша» Жака, «Часы» Волкова, «Руки» Лебедева-Кумача, «Мама» Табачникова. Создает джаз-оркестр, дирижёр Семенов, под своим руководством. С ним подготовлены новые песни: «Письмо» Фомина, шуточная «Дядя Ваня» Табачникова, «В вагоне поезда» Жака, «О любви не говори» Владимирцова.

Там же, на сцене Мюзик-холла, певица встретила будущего мужа - одессита, конферансье, исполнителя сатирических куплетов и чечёточника Владимира Коралли (настоящее имя Вольф Кемпер).

В 1930-м году они перебрались в Ленинград, в две большие комнаты в коммуналке на Кировском проспекте. В 1932 году родился сын Гоша. Счастливое время!

 

В 1939 году певица стала лауреатом конкурса артистов эстрады, её пластинки выпускаются большими тиражами, а фото помещают в журнале «Советское искусство», в Ленинграде специально для Клавдии Ивановны организован джаз-оркестр.

 

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Клавдия вместе с мужем вступила в ряды армии, а их джазовый оркестр получил статус фронтового. Два музыканта из труппы Шульженко умерли в Ленинграде от истощения. В феврале 1942 года от «голодной» дизентерии умер отец Клавдии Шульженко. Ансамблю, вместе с Клавдией Шульженко и Владимиром Коралли, суждено было войти в историю героической обороны Ленинграда.

Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и душевными песнями выстоять и поверить в победу. Выступать приходилось иногда прямо в окопах и под бомбами и не раз жизнь Клавдии Ивановны висела на волоске. В 1942 году как-то после выступления к Клавдии Ивановне подошел Михаил Максимов и предложил исполнить песню собственного сочинения. Это был легендарный «Синий платочек». Проникновенное исполнение Шульженко, популярный мотив и душевный текст сделали эту песню знаменитой и поистине народной, также полюбились «Давай закурим» и «Морячка».

Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко обращается к сюите Соловьева-Седого «Возвращение солдата» и симфоническому вальсу Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад».

В 1943 году джаз-оркестр Клавдии Шульженко гастролировал по Кавказу и Средней Азии, начиная с лета 1945 года, певица начала выступать сольно. В её репертуаре – сотни песен, сотрудничество с известными композиторами и музыкантами, певцами и исполнителями. Самыми любимыми песнями самой исполнительницы были «Вальс о вальсе», «Молчание», «Друзья-однополчане», «Письмо матери», «Школьный вальс» и другие.

Клавдия Шульженко много гастролировать по стране, записывала новые песни. Она была признанным кумиром тогдашней советской эстрады, исполняла как старые свои песни, так и новые: «Студенческая застольная», «Студенческая прощальная» «К другу», «Срочный поцелуй», «Мой старый парк».

Певица смело осваивала пространство эстрадной площадки, населяла её людьми. С мастерством драматической актрисы певица создавала характер героини, одновременно показывала свое отношение к ней. Песни, порой непритязательные по содержанию, в исполнении Клавдии Шульженко приобретали глубину, второй план, живое дыхание жизни. Зримо возникали приметы быта: ветка сирени и синий платочек, пачки писем и связки старых нот...

 

Использовала певица кастаньеты в «Простой девчонке», бубен в «Тарантелле», листок бумаги в «Записке», веер в «Старом вальсе»... Руки актрисы находились в движении, они просили и страдали, утешали и обнимали. Мимика, поворот головы, легкое движение чаще просто иллюстрировали текст. Танцевальные ритмы - танго, фокстрот, особенно вальс, ах, сколько вальсов исполнила актриса! - делали её песни легко запоминающимися. На протяжении полувека Клавдия Шульженко оставалась лидером советской лирической песни, оказала влияние на новую генерацию артистов - Майю Кристалинскую, Эдуарда Хиля, Валерия Леонтьева, Марию Пахоменко.

Дебютом в кино Клавдии Шульженко была эпизодическая роль Веры в киноленте «Кто твой друг». Стоит отметить, что Клавдия Шульженко могла бы сняться и в одной из главных ролей в этом фильме. Музыку к картине написал Исаак Дунаевский, который, собственно, и пригласил её на съемки. Однако из этой затеи ничего не получилось. На киностудии «Белкино» был всего один комплект звуковой аппаратуры, и этот комплект достался другой съемочной группе. А жаль...

Режиссёр Ленкино Эдуард Юльевич Иогансон пригласил певицу принять участие в звуковой кинокомедии «На отдыхе». Но пригласил не сниматься, а только петь за исполнительницу главной женской роли. Музыку к фильму написал известный композитор Иван Дзержинский, который нечасто обращался к жанру лирической песни. Но его «Песня Тони» была удивительно хороша, и Шульженко согласилась. Фонограмму с исполнением записали до начала съемок, а потом уже на съемочной площадке героине только оставалось прилежно открывать рот и внимательно следить за артикуляцией, чтобы зрители впоследствии не заметили, что она поет буквально не своим голосом. Кажется, это был первый случай совмещения чужой фонограммы с изображением, совмещения, которое столь часто практикуется сегодня.

Клавдия Шульженко активно сотрудничала с Дунаевским, который пишет для певицы «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для музыкального фильма-ревю с ее участием «Веселые звезды» режиссёра Веры Строевой, в котором певица исполнила одну из самых любимых своих песен - «Молчание» на стихи Матусовского. В музыкальной комедии принимали участие популярные артисты советской эстрады и кино: Юрий Тимошенко и Лев Миров, Марк Новицкий, Мария Миронова и Леонид Утесов, Рина Зеленая.

У режиссёра Журавлева в декабрь 1983 года Клавдия Шульженко приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко», автор сценария Скороходов. Авторы фильма показали яркую жизнь певицы. Картина с участием самой звезды эстрады имел колоссальный успех.

В 1955 году распался брак Клавдии Шульженко с Коралли. Коралли чувствовал, что к нему самому зритель теряет интерес. Сначала его обошел Менакер, работавший примерно в том же жанре, потом Райкин. Владимир явно отставал от своей взлетевшей к заоблачным высям жены... Накануне Нового, 1956 года Клавдия Ивановна и Владимир Филиппович поняли, что просто не могут встречать праздник вместе: за 25 лет брак был исчерпан до капли.

Дальше был ужас раздела имущества, взаимные упреки. Они разменяли свою жилплощадь. Коралли переехал в соседний дом, а квартира певицы стала коммунальной, и в ней ей уже невозможно было репетировать.

Но в одиночестве певица пробыла недолго - в 1957 году она встретила свою новую любовь. Ее 39-летнего избранника звали Георгий Епифанов, в своё время он окончил операторский факультет ВГИКа. В Клавдию Ивановну он влюбился ещё до войны, когда случайно купил её первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на её концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь. Они стали супругами пред Богом и людьми. Он никак не мог поверить в своё счастье, а ей всегда казалось, что это сказочный сон.

Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на двенадцать с половиной лет, она родилась 24 марта 1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. И она рядом с ним всегда себя так и чувствовала, он был её каменной стеной, защищал, холил, лелеял.

Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок. А любимая писала: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошел в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, - великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось - все твоё».

Впрочем, мало кто знает, что выдающаяся певица Клавдия Шульженко, как и современные звезды, была достаточно прихотливой. Никогда не экономила и все деньги тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. Сегодня в музее Клавдии Шульженко демонстрируют фото, которые в советские времена показывать запрещали: в частности, где известная певица на отдыхе или дома.

Музыкант Андрей Григорьев – бывший участник группы «Красные Маки»: «Вот, Клавдия Ивановна чалму оденет, по городу идет. Очки чёрные, чтобы её только не трогали, автографы. Все равно узнавали». Общие выступления молодёжной группы «Красные Маки» и уже известной Клавдии Шульженко были выгодным делом для всех музыкантов. Молодежь заявляла о себе. А «кассу», используя сленг музыкантов, все-таки делала Клавдия Шульженко. Вспоминая Шульженко, Андрей говорит, что певица хоть и была прихотливой, но при этом никогда не пела под фонограмму, она всегда пела о любви, а не о комсомоле и партии, поэтому, наверное, и звание заслуженной и народной получила поздно.

Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостокович проиграл когда-то ей в преферанс. Среди личных вещей - концертное платье от Вячеслава Зайцева, который тогда, в отличие от самой Шульженко, был малоизвестным. В записной книжке – телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым ее связывала крепкая дружба.

Материал из открытых источников...

1
#880290

1
#880292

1
#880293

1
#880294

1
#880295

1
#880296

1
#880299
0
#880305

Тут вот еще...пост Ирины.    

 

И песни-в Поиске их оч. много

0
#880309

Спасибо, Альбина!  

 

 

 

0
#880310

Клип Пустынника с классными фото...и песенка-Верность  

Сколько чудесных роликов и песен в Ютубе-не переслушать замечательную Шульженко.... 

 

 

0
#880311

⁣А СНЕГ ПОВАЛИТСЯ, ПОВАЛИТСЯ...(Евг. Евтушенко)


К. Шульженко-посвящение.....

А снег повалится, повалится...
и я прочту в его канве,
что моя молодость повадится
опять заглядывать ко мне.

И поведет куда-то за руку,
на чьи-то тени и шаги,
и вовлечет в старинный заговор
огней, деревьев и пурги.

И мне покажется, покажется
по Сретенкам и Моховым,
что молод не был я пока еще,
а только буду молодым.

И ночь завертится, завертится
и, как в воронку, втянет в грех,
и моя молодость завесится
со мною снегом ото всех.

Но, сразу ставшая накрашенной
при беспристрастном свете дня,
цыганкой, мною наигравшейся,
оставит молодость меня.

Начну я жизнь переиначивать,
свою наивность застыжу
и сам себя, как пса бродячего,
на цепь угрюмо посажу.

Но снег повалится, повалится,
закружит все веретеном,
и моя молодость появится
опять цыганкой под окном.

А снег повалится, повалится,
и цепи я перегрызу,
и жизнь, как снежный ком, покатится
к сапожкам чьим-то там, внизу.....


1966

Немного фото.

Коралли и Шульженко

Шульженко-гимназистка  

 

С мужем Владимиром Ковалли(Кемпер) и сыном


И вот еще...замечательный ролик Бронисливы

⁣Клавдия Шульженко- Настанет день 1945

 

  • kor
  • gii
  • koral
0
#880334

Татьяна, 

Спасибо большое! 

1
#880337

" Звёзды Родины".

1
#880345

" Роман с квасом"-песня,в которой Клавдия Ивановна произносит ДВА слова.Поёт Владимир Коралли.

  • roman
1
#880372
Развернуть
Ответ на сообщение от Albina , 23.03.2017 11:15

Альбина! Спасибо большое! Клавдия Ивановна была любимой певицей моей бабушки и мамы. Если позволите, то выложу здесь, на мой взгляд, одну из лучших её песен...

0
#880378

Евгений, спасибо большое!!! 

0
#880379
Развернуть
Ответ на сообщение от Kuznja, 23.03.2017 14:45

Виктор, спасибо! 

Моя мама и свекровь очень любили слушать Клавдию Ивановну!

Спасибо за песню! Мне она тоже нравится!

1
#880412
Развернуть
Ответ на сообщение от Albina , 23.03.2017 11:15

Тебе за Шульженко спасибо, Альбина.За нашу нестареющую Клавдию Шульженко

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.