10 декабря - Календарь Истории.
10 декабря.
Всемирный день футбола.
Всемирный день футбола отмечается по решению ООН. Таким образом, международное сообщество отдает дань этому виду спорта, который для многих миллионов не просто игра, а стиль жизни.
История этой великой игры уходит корнями в глубокое прошлое. Как пишут летописцы, рождение футбола проходило медленно и очень долго. Многие до сих пор считают родиной футбола Англию, но это не совсем верно. Упоминание об игре, напоминающей собой футбол, встречается у нескольких народов. Самый древний источник – это летописи династии Хань, что в Древнем Китае.
Китайские женщины играют в футбол
Им более 2000 лет. Игра носила название Тсу-Чу, что означает "толкать ногой". Эти упражнения включали в себя занятия с кожаным мячом, наполненным перьями и шерстью. Были и похожие на Тсу-Чу игры, целью которых было не дать противнику забить гол, для чего разрешалось использовать все части тела, за исключением рук. Подобное "развлечение" позволяло китайским воинам поддерживать хорошую физическую форму. Не отстает и Япония – похожую игру в мяч здесь играли около 1400 лет назад. По историческим данным, между 300 и 600 годами от Рождества Христа, японцы изобрели игру, названную Кемари (или Кенатт). В нее играло до 8 человек. Мяч диаметром около 25 см был покрыт мягкой кожей и набит опилками. Игрок должен был не допустить касания мячом пола, пасуя и жонглируя им ногами.
Даже великий Леонардо да Винчи, которого современники характеризовали как человека замкнутого, сдержанного в проявлении эмоций, не остался к ней равнодушным к этой игре.
:) Интересно, мяч надувают?
В его "жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" читаем: "при его желании отличиться, он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч".
Конечно, тот "футбол" был мало похож на футбол современный, поэтому трудно сказать, кто был его родоначальником – в похожие игры играли очень многие народы. И все же футбол в том виде, в каком мы привыкли его видеть, действительно появился в Англии. Там футбол зарождался в качестве развлечения черни. Самая популярная и жестокая английская версия игры в мяч называлась "футбол толпой". Разделившись на две команды с неограниченным количеством игроков, они пытались забросить "мяч" в "ворота" друг другу. Мяч и ворота взяты в кавычки, потому что они были совсем не похожи на современные: где-то мяч представлял собой надутый свиной пузырь, а где - то… отрубленную голову…. В свою очередь, ворота были либо чертой, либо просто выделенным местом. Что касается футбольного поля, то им служили улицы Англии. Есть еще мнение, что прототипом футбола была дикая игра саксонцев, которые жили в Англии в VIII веке. После сражений они пинали отрубленные головы противника на поле боя. Средневековый футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах.
Футбол был очень популярен, но практически полное отсутствие правил пугало людей, не вовлеченных в игру. Ведь тогда такая игра была очень опасна как для игроков, так и для болельщиков. Поэтому в 1314 году Эдуард II запрещает этот вид спорта: "Поелику от давки и толкотни, от беготни, за большими мячами происходящими, в городе шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, господу неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную эту игру запретить под страхом тюремного заключения". В 1349 году Эдуард III тоже запрещает футбол, дальше табу следуют от Ричарда II, Генриха IV, Джеймса III. Как вы, наверное, поняли, запрет вовсе не означал прекращение игры в него. В футбол играли невзирая на запреты.
По свидетельствам современников, в 1565 году на улицах Англии играли в футбол открыто. Тогда правил еще не существовало, поэтому игры заканчивались тяжелыми травмами игроков и болельщиков, нередко смертельными. Неудивительно, что многие ненавидели эту игру. Со временем в футболе появились правила: игрокам не разрешалось лягаться, ставить подножки, бить по ногам и ниже пояса. Тем не менее, силовые приемы и всевозможные потасовки считались тогда интересной особенностью этой игры, за которую его и любили. Футбол будоражил кровь.
На Руси тоже издавна существовали игры с мячом, напоминающими футбол. Одна из таких игр называлась "шалыгой": игроки ногами стремились загнать мяч на территорию противника. Играли в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. В.Г. Белинский писал, что "в играх и забавах русского народа отразились простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств".
Этот рисунок изображает жителей одного из городов Российской Империи, играющих в мяч.
На игру в мяч русские люди шли охотнее, чем в церковь, поэтому именно церковники в первую очередь призывали к искоренению народных игр. Больше всех неистовствовал глава староверов-раскольников протопоп Аввакум, который яростно призывал… сжигать участников игр!
В 1801 году Джозеф Стратт в книге "Спорт и иное времяпрепровождение" описал так этот вид спорта: "Когда затевается футбол, играющих разбивают на две группы, так, чтобы в каждой было одинаковое количество игроков. Игру проводят на поле, где выставляют двое ворот на расстоянии восьмидесяти или ста ярдов друг от друга. Обычно ворота – это две палки, врытые в землю на расстоянии в два или три фута друг от друга. Мяч – надутый пузырь, обтянутый кожей, – помещают посередине поля. Цель – забить мяч в ворота противника. Побеждает команда, первой забившая гол. Мастерство игроков проявляется в атаках на чужие ворота и в защите своих ворот. Частенько случается, что, чрезмерно увлекшись игрой, соперники без церемоний пинают и нередко попросту сбивают друг друга с ног, так что получается куча мала".
В середине XIX века в Великобритании произошел переход от "футбола толпы" к организованному футбол первые правила которого были разработаны в 1846 году в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 году в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб.
Моментом рождения того футбола, который мы знаем считается 1863 год. Тогда представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию.
Три из тринадцати параграфов этих правил указывали на запрещение игры руками в различных ситуациях. Только в 1871 году голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90 м) и ворот (8 ярдов, или 7 м32 см, остались неизменными).
До конца XIX века английская футбольная ассоциация внесла еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871); введен угловой удар (1872); с 1878 года судья стал пользоваться свистком; с 1891 года на воротах появилась сетка и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875 году веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890 году.
Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 годах. С 1891 года судьи стали выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры. С 1873 года берет свое начало история международных встреч по футболу и началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0:0.
С 1884 года на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).
В конце XIX веке футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке. В 1904 году по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА). В 1908 году футбол был включен в программу Олимпийских игр.
С тех пор футбол распространился по всему миру в таком виде, в каком мы его знаем и любим. Англия считается родиной футбола, и она действительно заслужила это звание. Прежде всего, за многовековую верность этому виду спорта. Несмотря ни на какие запреты.
Российский футбол за последние годы стал развиваться стремительными темпами, у команд появляются новые перспективные игроки и спонсоры, футбол стали транслировать чаще, что несомненно повысило интерес к этому виду спорта.
Интересны некоторые футбольные события:
В марте 1891 года была впервые использована сетка на футбольных воротах во время матча между сборными Севера и Юга Англии.
24 октября 1897 года в России проведен первый официально зафиксированный футбольный матч;
6 мая 1942 года на стадионе "Динамо" в осажденном Ленинграде прошел футбольный матч;
13 июля 1930 года в Уругвае начался первый в истории Чемпионат мира по футболу.
День прав человека.
День прав человека отмечается 10 декабря - именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Декларация была составлена представителями различных правовых и культурных систем из разных стран мира, поэтому в ней закреплены универсальные ценности и общая мера достижений всех народов и всех стран. В Декларации провозглашаются равное достоинство и ценность каждого человека. Указанная Декларация стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.
Основные положения этого документа в той или иной форме повторяются во многих международных договорах, в конституциях государств-членов ООН. Несмотря на то, что изложенные в Декларации обещания еще не полностью реализованы, сам факт того, что она выдержала испытание временем, свидетельствует о неизменной универсальности ее вечных ценностей - равенства, справедливости и человеческого достоинства.
Отрывок из выступления Генерального секретаря ООН:
"Образование в области прав человека - это значительно больше, чем просто урок в школе или тема дня; это процесс ознакомления людей с механизмами, которые им необходимы для того, чтобы жить в условиях безопасности и с чувством достоинства.
В этот Международный день прав человека давайте приложим совместные усилия по формированию и воспитанию в будущих поколениях культуры прав человека, по содействию торжеству свободы, укреплению безопасности и мира во всех странах".
В России, как и во всем мире, 10 декабря проходят мероприятия, на которых обсуждаются вопросы о правах человека и их защите. В этот день чтят память жертв геноцида и политических репрессий. Также ежегодно выбирается тема, посвященная данному празднику.
Именины.
Алексей, Борис, Василий, Всеволод, Гавриил, Иван, Николай, Роман, Сергей, Фёдор, Фёкла, Яков.
Народные приметы и фольклор Руси.
Романов день. Роман-Чудотворец.
На Романа рыбы ложатся в свои зимовальные ямы, на дно, зато идут на нерест налим, сиги и ряпушка.
По тучам да по звездам гадают о будущей погоде.
Если на заре лицом к северному ветру встать, то сметет он с тебя все надсады, все тяготы.
В это время у лосей отпадают старые рога, а в берлоге засыпает медведь.
Святому Роману русский народ молится о разрешении бесплодия и бесчадия.
Родившимся в этот день следует, носить аметист, лазурит.
Знаменательные события.
Первая церемония вручения Нобелевских премий.
В 1895 году, за год до своей кончины, шведский изобретатель и фабрикант Альфред Нобель составил завещание, в котором велел создать фонд, проценты с которого должны выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству.
По завещанию, указанные проценты делятся на пять равных частей, которые предназначаются для поощрения открытий в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы, а также за особые достижения перед человечеством в деле мира (Нобелевская премия мира). В 1900 году был создан Нобелевский комитет, выплачивающий премии.
Первые Нобелевские премии были присуждены 10 декабря 1901 года, в пятую годовщину смерти Нобеля.
По традиции, сложившейся с тех пор, Нобелевскую премию мира в Осло в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи вручает председатель норвежского Нобелевского комитета. Премия мира включает диплом лауреата, медаль и денежный чек. Премия мира может присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям.
В тот же день вечером в стокгольмской ратуше проходит нобелевский банкет с участием короля и королевы Швеции, членов монаршей семьи, нобелевских лауреатов, главы правительства Швеции, председателя риксдага, видных ученых и общественных деятелей.
В разные годы лауреатами Нобелевской премии были Альберт Эйнштейн, Лев Ландау, Петр Капица, Мария Кюри, Илья Мечников, Иван Павлов, Генрик Сенкевич, Иосиф Бродский, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Иван Бунин, мать Тереза, Теодор Рузвельт, Фритьоф Нансен, Михаил Горбачев, Нельсон Мандела и многие другие великие люди.
День в истории:
1520 - Мартин Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В то же году он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.
1541 - Казнены два английских дворянина, обвинявшихся в любовной связи с женой короля Генриха VIII Екатериной Говард.
1637 - У местечка Боровица поляками разбиты восставшие войска украинских казаков Павла Бута.
1683 - По указу царя Алексея Михайловича в России началось составление родословных книг.
1698 - Петр I составляет проект статуса ордена св. Апостола Андрея Первозванного.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного являлся высшей государственной наградой России до 1917 года. Петр I почитал Святого Апостола как своего покровителя и покровителя державы Российской. Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из следующих элементов: собственно знак (крест) ордена, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации, и серебряная восьмиконечная звезда с помещенным в ее центральном медальоне девизом ордена "За веру и верность". Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди, на золотой, покрытой разноцветными эмалями фигурной цепи. Эту высшую награду могли получить за чрезвычайные заслуги перед Отечеством только офицеры не ниже генерала, государственные деятели и духовенство. Первым кавалером Ордена в 1699 году стал дипломат и государственный деятель Федор Головин. Сам Петр I получил данную награду за взятие в устье Невы шведских военных кораблей и стал шестым кавалером Ордена. Среди его кавалеров были полководцы Апраксин, Потемкин, Румянцев, Суворов. За два века Орденом были награждены немногим более тысячи человек.
1768 - В Англии основана Королевская Академия искусств - наиболее влиятельная и авторитетная ассоциация художников Великобритании.
Она была учреждена по приказу английского короля Георга III. Первым президентом Академии был избран знаменитый английский исторический и портретный живописец Джошуа Рейнолдс. Со дня основания академия неоднократно меняла "место жительства" и только в 1868 году окончательно обосновалась в здании Бирлингтон-хаус на улице Пикадилли в Лондоне. В настоящее время состав Академии ограничен 80 местами, из которых 14 зарезервировано для скульпторов, 12 для архитекторов и 8 для граверов. Остальные 46 занимают живописцы. Новые академики выбираются действующими членами Академии. Основой деятельности Академии являются ежегодные публичные выставки. По правилам, участвовать в них могут не только академики, но и любой желающий художник. Для этого необходимо подать работу на рассмотрение конкурсной комиссии. Многие работы на ежегодных выставках продаются. Наряду с работой постоянно действующего музея, ежегодные выставки являются одним из основных источников дохода Академии, ведь Королевская Академия художеств по своему статуту не принимает финансовой поддержки от государства или короны.
1796 - Указ императора Павла I, освобождающий из сибирской ссылки всех пленных польских повстанцев.
1798 - Павел I принимает титул гроссмейстера ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена).
1799 - Во Франции вводится метрическая система.
1813 - Окончание строительства первого парохода в России на петербургском заводе Бержа.
Он назывался "Елизавета", имел длину 18 м и был снабжен паровой балансирной машиной мощностью 4 л. с. и бортовыми гребными колесами. Курсировал первый русский пароход на линии Петербург - Кронштадт.
1817 - Миссисипи стал 20-м штатом США.
1828 - Основан Санкт-Петербургский технологический институт.
1859 - Была создана первая в России организация помощи нуждающимся писателям - "Литературный фонд". У его истоков стояли Достоевский, Тургенев, Григорович, Короленко, Лев Толстой. При Советской власти идею писательского братства унаследовал Литературный фонд СССР, ныне преобразованный в Международный литфонд.
1866 - 63-летний Федор Иванович Тютчев написал свое самое знаменитое, самое цитируемое (и пародируемое) четверостишие: "Умом - Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать - В Россию можно только верить."
Эти строки - одна из характеристик российского государства и менталитета русских - стали известным литературным образом "загадочной русской души", носящим романтический характер. Стихотворение русского поэта превратилось в крылатую фразу. Особенно часто его цитировали в конце XIX - начале XX века новые "славянофилы" и "западники".
1868 - Появился первый в мире светофор - в Лондоне на углу Бридж-стрит и Парламент-сквер (Вращающийся газовый фонарь светил попеременно красным и зеленым светом).
1877 - Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг капитуляцией 34-тысячной турецкой армии завершилась длившаяся почти пять месяцев осада болгарского города Плевны (совр. название города - Плевен).
1908 - В Петербурге состоялся первый Всероссийский женский съезд.
1909 - Умер индеец по имени Красное Облако, верховный вождь сиу.
Вождь оглала Красное Облако, 1880 год, фотограф Джон Хиллерс
С 1859 по 1868 годы успешно противостоял белому вторжению на индейские земли, но в 1868 году подписал мирный договор. По мнению его соплеменников - просто продался белым, в связи с чем в 1881 году был лишен звания верховного вождя. Но нельзя не учитывать того, что он побывал в составе делегации в Вашингтоне и Нью-Йорке и мог трезво оценивать шансы индейского сопротивления, продолжая отстаивать интересы своего народа мирным путём.
1909 - Первый в Австралии пассажир аэроплана, Ч. С. Мадженнис, совершает полет с Колином Дерфисом.
1910 - Первый в мире подлет реактивного летательного аппарата. Совершает его румын Анри Коанда на обычном аэроплане, оснащенном 50-сильным поршневым мотором Клерже, который приводит в действие центробежный воздушный компрессор, создающий необходимую тягу.
1918 - Опубликован Кодекс законов ВЦИК о труде.
1920 - Мейми Смит стала первой негритянской певицей, записавшей пластинку ("Сумасшедший блюз" Перри Брэдфорда). За шесть месяцев продано свыше миллиона пластинок.
1921 - Возвращение в СССР частным владельцам предприятий, на которых занято не более 10 рабочих. Это было одним из шагов новой экономической политики (НЭПа).
1926 - В Ленинграде Трестом массового производства изготавливаются первые советские пожарные автомашины.
1932- ЦК ВКП(б) объявил прекращение принятия в партию и начало чистки.
1936 - В Москве открыт Центральный детский театр.
1936 - Эдуард VIII, объявляя по радио о своем отказе от английского престола, заявляет: "Я не нахожу возможным нести возложенные на меня обязанности без женщины, которую люблю!"
1938 - После долгих поисков американский кинорежиссер Дэвид Селзник выбрал на главную роль фильма "Унесенные ветром"
актрису Вивьен Ли.
1939 - Во Франции запрещено продавать мясо по понедельникам, вторникам и пятницам.
1940 - Гитлер подписал секретные планы "Атилла" (оккупация Южной Франции) и "Феликс" (захват Гибралтара).
1940 - В Лондоне повешены первые немецкие шпионы - Хосе Вальдберг и Карл Мейер.
1945 - США дали согласие на учреждение в Нью-Йорке штаба ООН.
1948 - Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
1965 - Принято Постановление Совета Министров СССР о восстановлении в г. Москве Триумфальной арки, построенной в честь победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту архитектора О. Бове.
Арка восстановлена в 1968 году.
1965 - Михаилу Шолохову вручена Нобелевская премия в области литературы.
1997 - Суд Торонто разрешил курить марихуану эпилептикам.
1997 - В Казахстане Акмола был объявлен столицей республики (с мая 1998 года - Астана).
1999 - В письме российскому правительству один из лидеров чеченских боевиков Салман Радуев предложил за миллион долларов сдать России Шамиля Басаева и вывести боевиков из Чечни.
2000 - Удалось выйти на связь с межпланетной станцией, запущенной 35 лет назад. Выяснилось, что сейчас станция находится на расстоянии 133 миллиона километров от Земли. Станция не только ответила на сигнал, но и передала часть своей телеметрической информации. Небольшая станция "Пионер-6", весившая всего около шестидесяти килограмм, была запущена с мыса Канаверал 16 декабря 1965 года для изучения характеристик солнечной атмосферы. Предполагалось, что она проработает всего 6 месяцев. "Пионер-6" побил все рекорды по живучести космических аппаратов".
2004 - Во Владикавказе украли памятник Лермонтову.
Злоумышленники демонтировали монумент с помощью подъемного крана и водрузили его на "ГАЗель". Преступление произошло рядом с отделением милиции
2004 - Американского морского пехотинца, исчезнувшего в Ираке в июле этого года, а через 19 дней появившегося у родственников в Ливане, обвинили в фальсификации собственного похищения.
2007 - Канадский фермер, убивший и скормивший свиньям по меньшей мере шесть женщин, признан виновным в убийстве второй степени, а не первой, как ожидалось. Близкие его жертв недовольны мягкостью приговора, поскольку убийца сможет подать прошение о досрочном освобождении уже через 10 лет.
2007 - Худшими любовниками на свете являются немцы - таковы результаты опроса, проведенного в 50 странах мира среди 10 тысяч женщин. Среди мужчин, с которыми им не хотелось бы иметь дело, женщины назвали также шведов, голландцев и американцев. Самыми лучшими любовниками признаны итальянцы и французы.
В это день родились -
1815 — Ада Лавлейс (более известная как Ада Лавлейс) (1815 - 27.11.1852), математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», считается первым программистом в истории.
Августа Ада Кинг Байрон родилась в Лондоне. Она была единственной дочерью несравненной Анабеллы Милбэнк и поэта Джорджа Байрона, который назвав дочь Августой, сгинул в неизвестном направлении. Мать стоически перенесла разрыв и, окрестив крошку Адой, поклялась уберечь дитя от стишков и их сочинителей.
В тринадцать лет Ада начала оправдывать ожидания матери, проявляя больший интерес к точным наукам, нежели к пустым философствованиям. Как-то она приволокла в рабочий кабинет госпожи Милбэнк аккуратненькую папку с ворохом чертежей боевого летательного аппарата. Мать с сомнением посмотрела на дочь, потом на не по-детски точно исполненные эскизы... С тех пор в комнате юной леди ночевали не только «Мифы Древней Греции», но и труды Блеза Паскаля, Исаака Ньютона, братьев Бернулли и прочих математических грандов.
В 1833 году Ада познакомилась с Чарльзом Бэббиджем, который тогда еще занимал пост профессора математики Кэмбриджского университета, а после знакомства с его разработками и чертежами первой в мире вычислительной машины, она увлеклась этими идеями и впоследствии помогала ученому в переводе его работ на французский язык. Их переписка и сотрудничество продолжались до самой смерти Ады.
...То немногое, что вышло из-под ее пера, сделало ее Первой Программисткой человечества. И хотя программы, написанные Адой, никогда не отлаживались и не работали, ряд высказанных ею в 1843 году общих положений сохранили свое принципиальное значение и для программирования в последующие столетия.
Интересно, что терминология, которую ввела леди Ада, в заметной степени используется и современными программистами, а ее определение «цикла» почти дословно совпадает с приводящимся в современных учебниках программирования.
Еще в 1834 году она вышла замуж за Уильяма Кинга (в этом браке родилось трое детей), вскоре унаследовавшего титул лорда Лавлейса, что обеспечило Аде безбедное существование и возможность заниматься любимым делом.
Умерла Августа Ада Байрон Кинг 27 ноября 1852 года в Лондоне от кровопускания при лечении болезни, она была похоронена в фамильном склепе Байронов рядом со своим отцом, которого никогда не знала.
1821 — Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 8.01.1878), русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.
Николай Алексеевич Некрасов родился в городе Немиров Подольской губернии, в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе и русскому языку.
В 1832–1837 годах Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838 году против воли отца будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете.
С 1841 года начал сотрудничать в «Отечественных записках». В 1843 году Некрасов встречается с Белинским, идеи которого находят отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых – «В дороге» (1845) – получило высокую оценку критика.
В 1847–1866 годах Некрасов был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал рупором революционно-демократических сил.
После событий 1861 года, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот же год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы.
Умер Николай Алексеевич Некрасов (27 декабря 1877 года) 8 января 1878 года в Петербурге.
Его именем в нашей стране названы многие библиотеки и другие культурные и образовательные учреждения, улицы во многих городах России и других стран. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области и в усадьбе Карабиха.
1901 — Карандаш (настоящее имя — Михаил Николаевич Румянцев) (1901 - 31.03.1983), советский артист цирка (клоун), актёр. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР.
Михаил Румянцев родился в Петербурге. В 13 лет мальчик поступил в художественно-ремесленную школу. Окончив ее, уехал в город Старица, где начал рисовать афиши и плакаты для местного театра. Когда труппа была на гастролях в Твери, Румянцев решил там остаться, по-прежнему оформляя плакаты.
Но в Твери будущий клоун прожил совсем немного. В 1925 году Румянцев обосновался в Москве, рисуя киноафиши для «Экрана жизни». В следующем году он начал учиться в школе циркового искусства.
В 1928 году состоялся дебют Румянцева на арене цирка. Сначала клоун пародировал Чарли Чаплина, но вскоре отказывается от этого образа и начинает искать свой.
В 1935 году впервые появился клоун Каран Д’Аш в ленинградском цирке, а потом в московском. Номер Карандаша понравился публике. Спустя год, уже выступая в московском цирке, образ Карандаша дополняет маленький скотч-терьер. И с тех пор они становятся неразлучны.
Клоун основательно готовился к выступлениям и старался подобрать шутки для каждого города, где бывал. Номера Карандаша вызывали восторг у зрителей, в цирке был аншлаг. В 1950-е годы вместе с Карандашом начали выступать и его помощники, среди которых и Юрий Никулин.
Всего знаменитый клоун провел на арене 55 лет, выступая почти до самой своей смерти. Также он снялся в нескольких фильмах и киноальманахах.
Народный артист СССР, Герой Социалистического труда - Румянцев был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.
1918 — Анатолий Владимирович Тарасов (1918 - 23.06.1995), советский хоккеист, футболист и тренер по этим видам спорта. Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР.
Анатолий Тарасов родился в Москве. В 1937 году он поступил учиться в Высшую школу тренеров при Московском институте физкультуры. Вскоре спортивные руководители обратили внимание на талантливого и энергичного игрока, который обладал явными организаторскими способностями и хорошо зарекомендовал себя в качестве тренера.
В 1945 году он был рекомендован в наставники спортивного клуба Военно-воздушных сил Московского военного округа. Так Анатолий Тарасов стал тренером армейских команд одновременно и по хоккею с шайбой, и по футболу. Выбор руководства полностью оправдался: Анатолий Тарасов вывел команду в число несомненных лидеров.
Спустя два года его назначили играющим тренером хоккейной команды Центрального дома Красной армии (впоследствии - переименован в ЦСКА). Тарасов три раза становился чемпионом СССР (1948-1950). На ледяном поле он на личном примере показывал своим подчиненным, как надо играть. Всего же за свою долгую спортивную карьеру он выиграл в чемпионатах СССР 100 матчей, забив в них 106 шайб.
Хоккейной командой ЦСКА Тарасов руководил почти три десятилетия (вплоть до 1975 года). Обладавший мощным интеллектом и будучи по характеру максималистом, Тарасов всегда стремился вывести команду в чемпионы. Под его руководством команда ЦСКА становилась золотым призером чемпионата СССР 18 раз.
С 1958 года он 14 лет был тренером сборной СССР. Под его руководством команда СССР девять раз побеждала на чемпионатах мира (1963-1971) и трижды становилась чемпионом Олимпийских игр (1964, 1968, 1972).
Тарасов воспитал несколько десятков неоднократных чемпионов мира и Олимпийских игр. В их число входят такие легендарные хоккеисты как Валерий Харламов, Анатолий Фирсов, Владислав Третьяк, Борис Михайлов, Александр Рагулин, Виктор Кузькин, Александр Альметов, Борис Александров, Владимир Петров и другие.
Анатолий Тарасов так много сделал для становления и развития отечественной хоккейной школы, что до сих пор его с глубоким уважением вспоминают все российские хоккеисты. Он внес большой вклад и в мировой хоккей. Его опыт и спортивное мастерство нашли отражение в опубликованных им книгах — «Тактика хоккея» (1963) и «Хоккей грядущего» (1971).
Тарасов думал и о завтрашнем дне российского хоккея — продолжительное время он был председателем детского хоккейного клуба «Золотая Шайба», откуда вышло немало мастеров.
1934 — Виктор Сергеевич Попов (1934 - 2008), выдающийся русский хормейстер, педагог, создатель певческой школы, ученый-методист, основатель и руководитель Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Народный артист СССР.
Виктор Попов родился в городе Бежецке (ныне в Тверской области). Поступив в 10-летнем возрасте в хоровое училище, только что созданное А.В. Свешниковым «по образу и подобию» Синодального, Виктор Попов стал, сам того еще не осознавая, наследником многовековой культурной традиции.
К моменту окончания училища в 1953 году Виктор Попов проявил себя и как хормейстер, и как педагог. За восемь лет, проведенные в хоровом училище, он прошел путь, который многим не удается пройти и за всю жизнь. Все, что предоставила ему судьба в лице государства, попало на благодатную почву. Начав «с нуля», он выстроил свою жизнь и судьбу сам. Он видел примеры, достойные подражания, и выбрал дорогу созидания, преданности своему делу, полной самоотдачи.
Во время учебы в Московской консерватории в классе Владимира Павловича Степанова, а затем Александра Борисовича Хазанова Виктор Попов начал самостоятельную преподавательскую и хормейстерскую работу. Все начиналось с детских музыкальных школ в Красногорске и в Тушине.
Уже на третьем курсе, это был 1957 год, Попов получил приглашение от Владислава Геннадиевича Соколова подготовить программу с его детским хором для фестиваля и затем работал с ним до 1964 года.
В 1964 году к Попову обратился Владимир Сергеевич Локтев с просьбой помочь в ансамбле Дворца пионеров. С этим хором Виктор Попов выступал во Франции.
Два года (1958-1960) молодой специалист преподает в Московском городском педагогическом институте имени В.П. Потемкина, где при его непосредственном участии открывается музыкально-педагогический факультет.
Десять лет (1960-1970) были посвящены работе в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, причем в течение четырех лет Попов был деканом сразу трех факультетов: дирижерско-хорового, историко-теоретико-композиторского и народных инструментов. В 1974-1975 годах он заведовал кафедрой хорового дирижирования института.
В 1970 году Виктор Попов принимает два важнейших, судьбоносных решения. Во-первых, по приглашению Александра Васильевича Свешникова возвращается в альма-матер – становится дирижером хора мальчиков Московского хорового училища, во-вторых – создает Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Последующие двадцать лет Попов заботливо растит оба коллектива, создает свою концепцию репертуара, объединяет единомышленников, налаживает творческие контакты с композиторами, симфоническими дирижерами, много гастролирует в России и за рубежом.
В восьмидесятые начинается работа Попова в Московской консерватории. На кафедре дирижирования он проработал с 1980-го по 1993 год, ему было присвоено ученое звание профессора.
В 1989 году он организует мужской хор из старшекурсников и выпускников Хорового училища, а через два года на основе Училища – Академию хорового искусства.
Он сказал новое слово в воспитании детского голоса, перекинув мост через ранее непреодолимую пропасть мутационного периода.
Он создал все условия для появления солиста нового типа – с детства воспитывавшегося именно в недрах певческой школы, мыслящего музыканта, готового к самостоятельной творческой жизни. И в этой области он нашёл единомышленников – крупнейших специалистов в области вокала, предоставив им все условия для творчества.
Он создал вокально-хоровую школу на основе развития многовековых отечественных традиций, выстроил систему вокально-хорового образования, единую от начального до высшего звена.
Он вырастил собственную хормейстерскую школу – учеников, которые продолжают его дело.
Он способствовал развитию отечественной композиторской школы, исполняя сочинения современных композиторов самых разных направлений.
Он создал в своих интерпретациях особый художественный мир, где любое произведение, независимо от масштаба, это высказывание о самом главном: о жизни и смерти, о небесном и земном.
Он был и особым педагогом. Он воспитывал не ученика, а человека, не певца, а музыканта. «Это уже не просто певец, это Музыкант» – высшая похвала в его устах.
1957 — Майкл Кларк Дункан (1957 - 3.09.2012), американский актёр, наиболее известный своей ролью Джона Коффи в фильме «Зелёная миля», за исполнение которой Дункан выдвигался на премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Дункан родился в Чикаго, штат Иллинойс. Майкла и его сестру Джуди воспитывала мать-одиночка Джин Дункан. В университете "Алкорн" (Университет штата Миссисипи имени Алкорна) Кларк Дункан изучал средства коммуникации, но из-за болезни матери был вынужден оставить учебу. Благодаря выдающемуся телосложению (на пике формы его вес был 142 кг, при росте 196 см), он работал вышибалой в клубах Чикаго, а затем служил телохранителем в Лос-Анджелесе. Также Дункан занимался бразильским джиу-джитсу.
Первым крупным фильмом, в котором он снялся, стал фантастический боевик 1998 года «Армагеддон». Во время съёмок он познакомился с Брюсом Уиллисом, который впоследствии помог ему получить роль Джона Коффи в мистической драме Фрэнка Дарабонта «Зеленая миля», за которую Дункан был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус».
Вслед за этим последовали работы в других кинолентах, таких как «Девять ярдов», «Планета обезьян», «Царь скорпионов». Дункан также выступил актёром озвучания в анимационном фильме «Братец медвежонок» и в нескольких компьютерных играх, включая The Suffering: Ties That Bind, Soldier of Fortune и God of War II. В 2005 году он снялся в «Городе грехов», где сыграл роль Мэньюта. Его голосом также говорит Вахир из «Кунг-Фу Панды».
В 2009 году присоединился к вегетарианскому образу жизни, что впоследствии оценивал крайне положительно для своего здоровья.
В ночь с 12 на 13 июля 2012 года у Майкла Дункана случился инфаркт и остановка сердца. Его подруга вызвала скорую и провела необходимые реанимационные процедуры (делала непрямой массаж сердца до тех пор, пока не приехала скорая помощь), в результате чего сохранила ему жизнь.
3 сентября 2012 года Дункан скончался в Лос-Анджелесе, так и не восстановившись после серьезного инфаркта.
1964 — Таисия Николаевна Повалий (1964), украинская певица, исполняющая песни на украинском и русском языках. Народная артистка Украины.
Таисия Повалий (девичья фамилия Грянивец) родилась 10 декабря 1964 года в небольшом селе Шамраевка провинциального района под Киевом в простой семье, где родители очень любили и умели петь. После окончания 8 классов в средней общеобразовательной школе г. Белая Церковь будущая певица уехала в Киев и поступила в музыкальное училище им. Глиера на дирижерско-хоровое отделение. Наряду с этим она активно занималась академическим вокалом, что позволило Повалий в совершенстве научиться исполнять классические произведения, оперы и романсы.
После училища Таисия с 1984 года по 1990 год работает в Киевском Государственном мюзик-холле. Сначала начинающая певица выступала на сцене в составе вокальной группы, а затем перешла на сольные концерты. В 1990 году Повалий получила первую награду на известном конкурсе Гостелерадио СССР «Новые имена», а в 1991 году стала дипломантом конкурса «Азия Дауысы 1991» в город Алма-Ата.
Но славу и известность принесла победа на Международном фестивале «Славянский базар», где в 1993 году Повалий получила «Гран-При» на конкурсе молодых вокалистов.
После победы на «Славянском базаре» артистическая карьера будущей легенды украинского шоу-бизнеса начала стремительно набирать обороты. 1994 год принес Таисии звания «Лучшей певицы Украины» и «Лучшего музыканта года», которые она завоевала на фестивале «Новые звезды старого года».
В 1995 году вокалистка выпускает свой дебютный альбом «Панно кохання» и получает звание Заслуженной артистки. В 1996 талантливую исполнительницу признают «Лучшей звездой года», а уже через год ей присваивают звание Народной артистки.
Список наград пополнился еще целым рядом значимых наград: орденами Дружбы, Святой Анны, Святого Николая Чудотворца и Святого Станислава, а также званием Народной артистки Ингушетии, полученным ею в 2012 году.
В 2000 году выходит сборник клипов Повалий «100 минут с Таисией Повалий», а также она ведёт активную студийную работу с Иосифом Кобзоном в записи альбома, посвященного Независимости Украины — «Одна — дина». В 2001 году в рамках концертной программы «Звезда, рождённая Украиной» дала благотворительный концерт для детей в ДК «Украина».
В начале 2000-х благодаря съемкам в мюзиклах «Вечера на Хуторе» и «Золушка», в которых она исполнила песни «Три зимы» и «Не спугните жениха», Повалий становится популярной за пределами Украины, в частности в России и странах СНГ. Вскоре она записывает ряд дуэтов с российскими звездами, среди которых Николай Басков и Стас Михайлов. 28 мая 2011 года открыта именная звезда Повалий на «Аллее звезд» в Киеве на Крещатике. В 2014 году именная звезда была демонтирована.
В 2015 году Повалий приняла участие в съёмках программы «Точь-в-точь» на Первом канале, где участники перевоплощаются в известных личностей.
10 декабря 1610 года патриарх Гермоген отказался благословить народ на присягу королевичу Владиславу – сыну польского короля. Поворотный момент в развитии Смуты. «Твердый адамант и непоколебимый столп, святейший патриарх Ермоген Московский и всеа Русии» (Казанское сказание)
10 декабря 1698 года Петром I учреждена первая (и высшая) награда России – императорский Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
10 декабря 1699 года Петром I учрежден Андреевский флаг (Аммон Г.А. Морские памятные даты. М.: Воениздат, 1987). Сохранилась запись царя на эскизе: «Святой Апостол Андрей Первозванный землю русскую светом Христова учения просветил».
По легенде, во время раздумий о флаге, император задремал. Он проснулся от светившего в окно солнца и увидел на бумаге лучи, преломленные через слюду в виде двух синих пересекающихся линий. Узрев в этом указание свыше, Петр тут же набросал окончательный рисунок флага.
10 декабря 1798 года российский император Павел I был провозглашён Великим магистром Мальтийского ордена.
Этому не помешал тот факт, что Павел был, во-первых, женат. Во-вторых, он вообще исповедовал православие, в то время как рыцари были католиками.
Разделявший рыцарские идеалы император оказал бежавшим от Наполеона рыцарям-госпитальерам всестороннее покровительство, поселил их в Воронцовском дворце и вознамерился присоединить Мальту к России. Амбициозным планам помешало убийство государя группой заговорщиков. Его наследник Александр I отменил все почести рыцарям, а вскоре добился удаления Мальтийского ордена из своей империи.
Экспонат дня – портрет императора Павла I (неизвестный художник, автор оригинала Боровиковский Владимир Лукич (1757-1801 гг.), 1800 г., Россия, XIX в.)
10 декабря 1798 года в Санкт-Петербурге родился Александр Павлович Брюллов- русский архитектор, художник, старший брат Карла Брюллова.
10 декабря 1812 года под Вильно (ныне – Вильнюс) во время Отечественной войны казаки М.И. Платова, «сидя неотвязно на хвосте у французов», подошли к Вильно, где в упорном бою разгромили 30-тысячную группировку неприятеля. Захвачен обоз с серебром и золотом. Значительная часть серебра пошла на украшение Казанского собора в Петербурге. В начале декабря Донской казачий корпус перешел границу и вступил в Пруссию.
Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом "прости",
Но даже плакать нету силы.
Пиши - прошу я одного...
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, -
С могилы сердца моего!
Ммм... интересное, живое, не парадное фото...
10 декабря 1821 года в городе Немиров Подольской губернии родился Николай Алексеевич Некрасов - выдающийся российский поэт, писатель и публицист, классик мировой литературы. Его вклад в развитие русской литературы сложно переоценить.
10 декабря 1866 года Федор Тютчев написал знаменитое стихотворение, актуальное и по сей день:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
10 декабря 1877 года русскими войсками была освобождена болгарская Плевна (совр. название города — Плевен). Исход Русско-Турецкой войны предрешен. «Всюду вырастала стена грозных русских штыков, и прямо в лицо паши гремело неудержимое «ура!» (Немирович-Данченко)
Это была историческая победа, которая положила начало освобождения от турецкого ига не только Болгарии, но и других славянских народов на Балканах. Плевну удалось взять не сразу. Было предпринято три кровопролитных штурма, после чего русские войска перешли к длительной осаде города, общее командование которыми осуществлял великий князь Николай Николаевич Старший. Турецкие войска предприняли попытку вырваться из блокады, но она не привела к успеху. После ранения командующего Османа-паши 50-тысячный гарнизон Плевны капитулировал. В плен попало более 43 тыс. человек, взято 88 орудий и 7 знамен. В битве за город русская армия потеряла 1700 человек. Турецкие потери составили около шести тысяч.
__________________________________________
10 декабря 1884 года родилась художница Зинаида Серебрякова.
Зинаида Лансере, будущая Серебрякова, появилась на свет в декабре 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом в семье творческих людей. Ее мать Екатерина Лансере происходила из рода потомственных франко-итальянских художников и архитекторов, да и сама она была одаренным художником-графиком. Отец Зинаиды Евгений Лансере, прославился как одаренный скульптор-анималист. Только дочь его совсем не знала: он умер, когда девочке едва исполнилось два года.
Дяди, старшие братья, друзья дома Лансере — все занимались живописью и увлекались рисованием. Первыми вдохновителями и учителями Зинаиды были дядя Шура (художник и художественный критик Александр Бенуа) и дядя Берта (художник, архитектор и академик Альберт Бенуа). Творческая атмосфера в доме Лансере и преемственность великой династии художников определили личность и судьбу девочки. Она с детства приучилась к тому, что рисовать и писать кистью — это так же естественно, как и дышать.
Атмосфера детства Зинаиды Лансере — это теплые и беззаботные семейные посиделки, домашние спектакли, чтение вслух и игра на фортепиано в кругу родных и друзей дома. Зимовали в большой квартире деда в Санкт-Петербурге неподалеку от Мариинского театра, а на лето отправлялись в любимое Нескучное.
Имя художницы обычно ассоциируется с обаятельными портретами ее родственников и друзей, а также с монументальными полотнами на крестьянские темы. Однако первые шаги Серебряковой на поприще живописи связаны с пейзажами — в первую очередь с видами Малороссии, где находилась родительская усадьба Нескучное. С ранних лет Зинаида помогала крестьянам собирать урожай в поле и в саду, поэтому и рисовать начала природу.
Одна из ее первых картин — «Яблоня» (1900 год) — была написана 16-летней Зинаидой тоже в родовом имении. Молодое деревце словно заявляет о своем деревенском здоровье и плодовитости — оно увешано крупными красными плодами, под которыми ветки даже чуть прогибаются. Символы плодородия, здоровья и свободы жизни на природе были краеугольными камнями творчества художницы на протяжении всей ее жизни.
В 1900 году Зинаида выпустилась из женской гимназии и поступила в петербургскую Академию художеств, учеба в которой будущей художнице не нравилась. Скоро она сменила Академию на художественную школу известной меценатки княгини Марии Тенишевой, а затем стала посещать мастерскую знаменитого портретиста Осипа Браза. Познакомившись с талантливой художницей Анной Остроумовой-Лебедевой во время путешествия по Италии в 1902—1903 годах, Зинаида Лансере окончательно перестала сомневаться в правильности выбранного пути — она решила заниматься живописью самостоятельно, без участия более опытных наставников.
В 1905 году Борис Серебряков объехал несколько церквей в поиске священника, который бы согласился обвенчать двоюродных брата и сестру, но получал лишь отказы. Молодые люди уже почти отчаялись и всерьез начали рассматривать вариант перехода в лютеранство, где более лояльное отношение к этому вопросу. Однако нашелся священник, который за 300 целковых (немалые деньги по тем временам) уладил дело.
Сразу после свадьбы молодые отправились в Париж, где начинающая художница стала брать уроки живописи в легендарной Академии де ла Гранд Шомьер. Однако Серебрякова хотела вернуться в Нескучное — только там художница чувствовала себя по-настоящему счастливой. «…Полная простота, почти убожество, почти тоска и уныние, и все же счастьем жизни веет от этой комнаты, и в ней ведет свою игру, резвится и смеется ласковая молодость», — писал Александр Бенуа об атмосфере деревенского быта в имении.
В имении Серебряковы стали родителями: в 1906 году родился первенец Евгений, через год — второй сын, Александр. Борис работал инженером путей сообщения и по долгу службы пропадал в командировках порой по полгода. Художница в это время воспитывала детей и неустанно работала — ее вдохновляли естественный колорит деревенской природы и бескрайние моря ржи. Эта вовлеченность в круглогодичный цикл крестьянских работ, в смену времен года есть во многих картинах Серебряковой этого периода. Одна из самых известных — этюд «Уборка хлеба», где крестьянки дружно трудятся в поле в ярко-красных и синих сарафанах и кипенно-белых рубахах.
автопортрет «За туалетом» (1909 год)
Брат Серебряковой, Евгений, написал ей, что скоро в Москве откроется выставка «Мир искусства» и ей непременно нужно что-нибудь выставить, — она послала две работы: «За туалетом» и «Зеленя. Осенью» (1908). Работы Серебряковой получили хвалебные отзывы художественных критиков и других живописцев, а вскоре были приобретены Советом Третьяковской галереи. «Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…» — вспоминал Александр Бенуа.
Наступил творческий расцвет Серебряковой, а одновременно с ней триумф отмечало и новое русское искусство. В это время были популярны многие неоклассики: Валентин Серов, Константин Сомов, Константин Коровин, Виктор Борисов-Мусатов. Авангард еще не был силён, и казалось, что русская живопись пойдет по вектору Мане и Дега. В работе Серебрякова не использовала абстрактных форм и скрытых смыслов, предпочитая изображать природу, невинные детские игры, красивое и здоровое женское тело. Последнему она посвятила еще одну монументальную картину — «Баня» (1913), в центре сюжета которой банный день крестьянок.
Родились еще двое детей — девочки Татьяна и Екатерина. В этот период Серебрякова много рисовала мужа, домашних, природу, себя. Одна из ее самых известных работ — портрет детей «За завтраком» (1914) — создана именно тогда: детские лица, обращенные к художнице, стол, белая скатерть, кольца для салфеток, фарфоровая супница, руки бабушки, разливающей суп по тарелкам. Мирная домашняя сцена на картине контрастировала с надвигающейся на Россию бедой — в это время уже шла Первая мировая война.
Революция 1917 года застала Серебрякову в родовом имении Нескучное — рухнул спокойный устоявшийся усадебный быт, надежды на выставки за рубежом, каникулы на крымском побережье. Соседние имения разорялись восставшими крестьянами — находиться в Нескучном тоже уже было небезопасно.
Борис уехал в командировку в Сибирь, потом отправился в Москву, куда его пригласили в качестве специалиста по дорожному строительству. Почта работала плохо, писем от мужа художница практически не получала. В отчаянии она писала брату Николаю: «…я здесь в безумном беспокойстве — вот 2 месяца, что не имею ни строчки от Бори, это так страшно, что я с ума схожу. В августе он писал часто, и письма доходили, а с 28-го никаких известий нет».
В начале 1919 года из Оренбурга наконец-то приехал Борис Серебряков, перевез семью из Нескучного в Харьков и снова отправился на поиски работы. В марте этого же года Борис умер у художницы на руках от сыпного тифа — заразился по пути домой из командировки. Серебрякова овдовела в 36 лет, как и ее мать. Удивительное совпадение — Борису Серебрякову было всего 39 лет, как и отцу художницы, когда тот умер.
Началась другая жизнь в голодном Харькове — теперь, с четырьмя детьми на руках, ей не на кого было полагаться. Писать в это время было тяжело, но Зинаида нашла в себе силы взяться за уголь и карандаш: масляные краски стали непозволительной роскошью. В это же время до семьи художницы дошла весточка из Нескучного — родовое имение разорено и сожжено.
Оставаться в Харькове стало невозможно — не было ни заказов, ни поддержки близких. В декабре 1920 года художница решила перевезти семью в Петроград — осели на Никольской улице, в квартире деда Николая Бенуа. «Поселились в трех комнатах, поставили „буржуйку“. В остальных комнатах приходилось ходить в пальто. Под мастерскую была отведена небольшая комната с балконом, ее легче было отапливать», — вспоминала дочь художницы Татьяна Серебрякова.
Новая советская власть хоть и не отобрала квартиру, но вскоре подселила в комнаты чужих людей. К счастью, ими оказались близкие по духу искусствовед Сергей Эрнст и художник Дмитрий Бушен — неразлучные друзья и оба страстные балетоманы. Благодаря их помощи старшая дочь Татьяна начала посещать балетные занятия, а Серебрякова смогла наблюдать за сложным и интересным миром закулисья Мариинского театра. Так появилась целая серия балетных сцен, легко и стремительно намеченных пастелью. Ее юные танцовщицы, переодевающиеся и готовящиеся к выступлениям, невесомы, невинны, грациозны и в то же время серьезны.
В 1924 году Серебрякова окончательно осознала, что в новой Советской России у нее нет ни перспектив, ни надежды обеспечить семью. Единственная возможность хоть как-то существовать — писать портреты на заказ, но это случалось редко. Художница решила, что выход один — ехать во Францию и работать там. В Париже уже жил дядя Зинаиды Александр Бенуа.
В России художница оставила 74-летнюю мать и всех детей: Женю, Сашу, Тату и Катю. Серебрякова рассчитывала уехать на время, но судьба сложилась так, что в эмиграции во Франции художница провела большую половину своей жизни — 43 года.
Зарабатывать деньги живописью в Париже оказалось вовсе не так просто: на пятки наступал авангард, а приверженность к классическим формам оказалась непопулярной. Публика с каждым годом становилась все равнодушнее к творчеству художницы — из-за нехватки денег ей было трудно снять квартиру и мастерскую, порой даже нечем было заплатить натурщикам. В 1925 году Серебряковой с помощью дяди Александра Бенуа удалось добиться выезда в Париж младшего сына Александра, а в 1928 году — младшей дочери Екатерины.
В Париже Серебрякова жила замкнуто: дружила с семьей Бенуа, а также перебравшимися в Париж художниками Константином Сомовым и Дмитрием Бушеном, искусствоведом Сергеем Эрнстом. Чтобы не проводить лето в душном Париже, осваивала французскую Ривьеру, Прованс, Бретань, ездила к родственникам в Англию и Швейцарию, вновь посетила Италию. Для экономии снимала только дешевое деревенское жилье, вдали от скопления отдыхающих.
В 1928 году удача все-таки улыбнулась художнице. После участия в выставке «Старое и новое русское искусство» в Брюсселе она получила предложение от бельгийского барона Броуэра написать портреты членов его семьи. На этом везение Серебряковой не закончилось — барон спонсировал два ее путешествия в Марокко в 1928 и 1932 году с одним условием — после возвращения Серебряковой он выберет из ее марокканских этюдов любые понравившиеся. Пейзажи, написанные в этих поездках, принадлежат к лучшему из того, что создано художницей в эмиграции.
Оказавшись в одиночестве в экзотической африканской стране, Серебрякова была вынуждена учиться рисовать быстро: никто не соглашался позировать. К тому же невозможно было передвигаться по марокканской Медине без риска заблудиться, поэтому у нее был только один шанс, чтобы схватить образ. И все же она сделала десятки набросков людей разных рас, восхищаясь их колоритной красотой: «Меня поразило все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать».
Природа Северной Африки, экзотика Касабланки и Марракеша, арабские кочевники, африканцы в бурнусах, загадочные мусульманки, снежные отроги Атласских гор стали плодотворной почвой для творчества — во время двух поездок по Марокко Серебрякова сделала около 60 набросков и этюдов.
Художница даже организовала парижскую выставку своих марокканских работ, которая собрала множество восторженных отзывов, но продать практически ничего не удалось. И это была типичная ситуация для художницы — она совсем не имела коммерческой жилки. Художник Константин Сомов вспоминал о ней: «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударят».
Денег по-прежнему не хватало, хотя дети Серебряковой тоже работали не покладая рук: Саша делал кинематографические декорации, а Катя мастерила восковых кукол. Но детям и матери в России было еще хуже. Они все время недоедали, квартиру возле Мариинки, в которой жили четыре поколения семьи Бенуа, «уплотнили» — если в первые послереволюционные годы Серебряковы жили в трех комнатах квартиры, то теперь они втроем ютились в одной комнатушке.
Вплоть до 1940 года Серебрякова оставалась гражданкой СССР и хранила надежду на воссоединение с семьей. Но во время оккупации Франции фашистами ей грозил концлагерь за связь с СССР. Чтобы получить нансеновский паспорт — международный документ, удостоверяющий личность беженца,— ей пришлось отказаться от советского гражданства. А это означало прекращение переписки с родными, оставшимися в Советской России. Возможность получать от них письма появилась лишь через 6 лет.
В 1957 году постоянный представитель СССР при ЮНЕСКО Владимир Кеменовой и посол СССР во Франции Сергей Виноградов передали художнице предложение от советского правительства вернуться домой. Но пришли болезни и старость — Серебряковой было уже за 70, и она практически не писала. На переезд художница так и не решилась.
Автопортрет. 1956. Тульский областной художественный музей, Тула
В мае 1960 года Серебрякова узнала, что наконец-то встретится со старшей дочерью Татьяной, которой разрешили посетить мать в Париже после 36 лет разлуки. Татьяна к тому времени уже стала маститым театральным художником во МХАТе. Серебрякова не любила фотографироваться, поэтому Татьяна не знала, как мать выглядит спустя все эти годы, и была счастлива увидеть, что она почти не изменилась.
После этого свидания Татьяна Серебрякова обратилась в правление Союза художников СССР с просьбой организовать выставку произведений матери на родине. И очень кстати: в эпоху хрущевской оттепели правительство поставило задачу вернуть лучших представителей искусства из числа эмигрировавших. Серебрякова в этом смысле была безупречным кандидатом — она никогда не позволяла себе антисоветских замечаний, к тому же была искренней патриоткой России. В ее скромную парижскую квартиру с важной миссией приехали влиятельные советские художники Дементий Шмаринов, Александр Герасимов и Андрей Соколов — отобрать работы для персональной выставки в СССР.
Серебрякова не верила происходящему, хотя собственноручно набивала подрамники и осторожно прикладывала к ним картины. Ведь долгие десятилетия до ее живописи никому не было дела. Не верила она и тогда, когда работы были отправлены на родину, когда уже была готова афиша к выставке. Художница боялась не оправдать ожиданий, боялась, что ее найдут скучной и банальной.
В 1965 году наконец-то открылись сразу три ее выставки — в Москве, Киеве и Ленинграде; подготовка к ним заняла пять лет. Зинаиде Серебряковой было уже за 80, и она ждала вестей о реакции публики на картины. И дождалась. Успех был оглушительным — толпы у входа на выставки, восторженные отклики в газетах. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой. Советские музеи скупали ее картины, а альбомы с ее работами выпускались миллионными тиражами. Наконец-то картины Серебряковой увидели те, кто только слышал о ней.
Мода на Серебрякову стала даже чрезмерной — ей подражали молодые художницы не только в манере письма, но и в манере одеваться и укладывать волосы. Репродукции ее картин стали украшать стены многих домов советской интеллигенции, а коллекционеры приобретали полотна за баснословные суммы. А у художницы-эмигрантки наконец-то отлегло от сердца: ее картины вернулись на родину.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в возрасте 82 лет. Она похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. Автор: Дарья Лёгкая
__________________________________________
10 декабря 1884 года - Первое издание романа Марка ТВЕНА "Приключения Гекльберри Финна" появилось на прилавках Англии и Канады. В феврале следующего года книга будет издана в США.
10 декабря 1887 в день 10-летия победы под Плевной в Москве в Москве был открыт памятник Героям Плевны.
Внутри памятника находилась часовня, стены которой были выложены изразцами и украшены семью бронзовыми досками с именами погибших солдат. На двух плитах было описание боя и постройки памятника. В конце 1990-х годов памятник Героям Плевны был полностью отреставрирован.
10 декабря 1901 года в Санкт-Петербурге родился Михаил Николаевич Румянцев (Карандаш) - советский артист цирка, актёр. Народный артист СССР
10 декабря 1901 года присуждены первые Нобелевские премии.
Процедуре награждения предшествует большая работа, которая ведётся круглый год многочисленными организациями по всему миру. В октябре лауреаты уже окончательно утверждаются и объявляются. Окончательный отбор лауреатов осуществляют Шведская Королевская академия наук, Шведская академия, Нобелевская ассамблея Каролинского института и Норвежский нобелевский комитет.
Процедура награждения происходит ежегодно, 10 декабря, в столицах двух стран — Швеции и Норвегии. В Стокгольме премии в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы и экономики вручаются королём Швеции, а в области защиты мира — председателем Норвежского нобелевского комитета — в Осло, в городской ратуше, в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Наряду с денежной премией, размер которой меняется в зависимости от дохода, полученного от Hобелевского Фонда, лауреатам вручается медаль с его изображением и диплом.
Первый Нобелевский банкет состоялся 10 декабря 1901 года одновременно с первым вручением премии. В настоящее время банкет проводят в Голубом зале городской ратуши. На банкет приглашается 1300—1400 человек. Форма одежды — фраки и вечерние платья. В разработке меню принимают участие повара «Погребка ратуши» и кулинары, когда-либо получавшие звание «Повар года». В сентябре три варианта меню дегустируются членами Нобелевского комитета, которые решают, что будет подаваться «к столу Нобеля». Всегда известен только десерт — мороженое, но до вечера 10 декабря никто, кроме узкого круга посвящённых, не знает, какого сорта.
Для Нобелевского банкета используется сервиз и скатерти со специально разработанным дизайном. На уголке каждой скатерти и салфетки выткан портрет Нобеля. Посуда ручной работы: по краю тарелки проходит полоса из трёх цветов шведского ампира — синий, зелёный и золото. В такой же гамме украшена ножка хрустального фужера. Сервиз для банкетов был заказан за 1,6 миллиона долларов к 90-летию Нобелевских премий в 1991 году. Он состоит из 6750 бокалов, 9450 ножей и вилок, 9550 тарелок и одной чайной чашки. Последняя — для принцессы Лилианы, которая не пила кофе. Чашка хранится в специальной красивой коробке из дерева с монограммой принцессы. Блюдце от чашки было похищено.
Столы в зале расставляют с математической точностью, а зал украшают 23000 цветов, присылаемых из Сан-Ремо. Все движения официантов строго прохронометрированы с точностью до секунды. Например, торжественный внос мороженого занимает ровно три минуты с момента появления первого официанта с подносом в дверях до того, как последний из них встанет у своего стола. Подача других блюд занимает две минуты.
Ровно в 19 часов 10 декабря почётные гости во главе с королём и королевой спускаются по лестнице в Голубой зал, где уже сидят все приглашённые. Шведский король ведёт под руку нобелевскую лауреатку, а если таковой не окажется — жену Нобелевского лауреата по физике. Первым произносится тост за Его Величество, вторым — в память Альфреда Нобеля. После этого раскрывается тайна меню. Меню напечатано мелким шрифтом на картах, приложенных к каждому месту, и украшено профилем Альфреда Нобеля в золотом тиснении. Во время всего ужина звучит музыка — приглашаются очень знаменитые музыканты, в их числе были Ростропович и Магнус Линдгрен.
Банкет завершается выносом мороженого, увенчанного, как короной, шоколадной монограммой-вензелем «N». В 22:15 шведский король даёт знак к началу танцев в Золотом зале ратуши. В 1:30 гости расходятся.
Абсолютно все блюда из меню, начиная с 1901 года и далее, можно заказать в ресторане ратуши Стокгольма. Стоит такой обед немногим менее 200 долларов США. Ежегодно их заказывает 20 тысяч посетителей, и традиционно наибольшей популярностью пользуется меню последнего нобелевского банкета.
10 декабря 1904 года физиолог Иван Петрович Павлов стал первым русским лауреатом Нобелевской премии. Награда была присуждена ему за исследование механизмов пищеварения и кровообращения.
10 декабря 1918 года в Москве родился Анатолий Владимирович Тарасов - легенда советского хоккея, советский хоккейный и футбольный тренер, Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР. Кандидат педагогических наук, полковник. Анатолий Владимирович воспитал несколько десятков неоднократных чемпионов мира и Олимпийских игр.
10 декабря 1921 года возвращение в СССР частным владельцам предприятий, на которых занято не более 10 рабочих. Это было одним из шагов новой экономической политики (НЭПа).
Николай Масалов, чей подвиг лёг в основу сюжета монумента Воина-освободителя в Трептов-парке родился 10 декабря 1922 года. Рискуя жизнью, он спас немецкую девочку во время взятия Берлина. Этот солдат стал символом победы в самой жестокой войне в истории человечества.
10 декабря 1933 года Нобелевская премия в области литературы вручена Ивану Алексеевичу Бунину.
10 декабря 1936 года в Москве спектаклем "Золотой ключик" открылся Центральный детский театр.
10 декабря 1941 года на Ораниенбаумском плацдарме под Ленинградом морской пехотинец В. Вересов, когда кончились патроны, последней гранатой взорвал себя и окруживших его врагов.
10 декабря 1942 года немецкая дальнобойная артиллерия 5 часов обстреливала Ленинград.
10 декабря 1942 года. Сталинград. Фото: Г. Зельма. «В крупных населенных пунктах, имеющих крепкие каменные здания, очень часто приходится иметь дело с противником, расположенным буквально рядом, в 10–15 метрах». «Сталинское знамя», статья «Особенности уличных боев»
10 декабря 1943 года партизаны отряда Вяльцева разгромили немецко-фашистский карательный отряд в районе Волчий Остров (между Чудским озером и р. Плюсса), который был занят грабежом мирного населения. Карательный отряд был уничтожен, а награбленное имущество возвращено населению.
10 декабря 1944 года старший сержант Алексей Панков переправился через Неман севернее г. Хазельберг (Краснознаменск Калининградской области) во время ночной разведки лично уничтожил 1 блиндаж и захватил в плен немецкого солдата, ещё нескольких ранил. Во время следующей разведки он взял в плен ещё двух вражеских солдат. 5 января 1945 года Панков был награждён орденом Славы 2-й степени. Участник Парада Победы. Полный кавалер ордена Славы.
10 декабря 1947 года учрежден Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
10 декабря 1960 года началось строительство нефтемагистрали «Дружба».
10 декабря 1965 года Михаилу Александровичу Шолохову вручена Нобелевская премия по литературе.
10 декабря 1990 года - Первый выход в эфир "Радио России". Строго говоря, с этого момента можно вести отсчет истории и всей Российской телерадиокомпании, так как 30 человек, создавшие новое радио, были и первыми творческими работниками ВГТРК.
10 декабря 2004 года умер Раднэр Зинятович Муратов- киноактер. В кино дебютировал а 1955 году, а в народную память вошел ролью Василия Алибабаевича в комедии «Джентльмены удачи».
10 декабря 2019 года скончался Юрий Михайлович Лужков.
фото: Мэр Москвы Юрий Лужков с бревном на ленинском субботнике. Россия. 1993 г.
Советский и российский государственный и политический деятель. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (2016). Лауреат государственных премий СССР и Российской Федерации, Заслуженный химик РСФСР (1986), Заслуженный строитель Российской Федерации (1996).
2-й Мэр Москвы с 6 июня 1992 по 28 сентября 2010. Занимал эту должность 18 лет.
Руководитель департамента строительства Владимир Ресин, президент Российской федерации Борис Ельцин и мэр Москвы Юрий Лужков осматривают новостройки в районе Северное Бутово. Россия. 1992 г. Фотограф Дмитрий Донской.
Осенью 2010 года уволен Президентом России Дмитрием Медведевым «в связи с утратой доверия Президента России». Однако уже в 2016 году Президент России Владимир Путин наградил Юрия Лужкова орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени с формулировкой «За активную общественную деятельность». Также возглавлял Москву в 1990—1991 годах в качестве председателя исполкома Моссовета (до избрания Гавриила Попова мэром Москвы). В течение 9 лет (2001—2010 годы) был также сопредседателем Высшего совета партии «Единая Россия», из которой вышел сразу после отставки с поста мэра.
Посвящается футболу...
Не заманишь меня на эстрадный концерт, Так прошу: не будите меня поутру - Буду я помирать - вы снесите меня Владимир Высоцкий |
Левый крайний! Левый шпарит, левый лупит. Правый край спешит заслоном, Левый крайний, милый мой, О, атака до угара! Мяч лежит в своих воротах, Левый крайний! Не сбываются мечты, И под краном Андрей Вознесенский |
Вот революция в футболе: Евгений Евтушенко |
Немного о футболе есть и ЗДЕСЬ
Спасибо за труд!
Александр Павлович Брюллов - Автопортрет. 1830
10 декабря 1798 года родился Александр Павлович Брюллов. Русский архитектор, рисовальщик и живописец, академик, заслуженный профессор 1-й степени по архитектуре Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Тайный советник. Один из основоположников «помпейского стиля» в русской архитектуре периода историзма. Старший брат живописца Карла Павловича Брюллова.
Талантливый художник и архитектор Александр Брюллов всю жизнь прожил в тени своего более популярного брата Карла, но не был менее выдающимся творцом. В день рождения Александра Брюллова - о самых известных творениях архитектора.
Михайловский театр
Александру Брюллову удалось аккуратно «вписать» театр в ансамбль площади. Достаточно сдержанный фасад театра гармонично смотрелся с соседним зданием Михайловского дворца. Лишь крыша выдавала предназначение постройки: за куполом над зрительным залом была видна высокая коробка сцены.
За свою историю театр часто менял названия: Ленинградский театр оперы и балета, затем Петербургский. С 1989 года театр носил имя Мусоргского. Лишь в 2001 году ему вернули свое историческое имя.
Пулковская обсерватория
В 1839 году на высоте 75 метров над уровнем моря по проекту Александра Брюллова была построена новая обсерватория, которой предстояло стать одним из важных мировых центров наблюдений за космическими объектами. Общая стоимость сооружения достигла 2 100 500 рублей. На эти деньги были построены здание обсерватории с тремя башнями, а также два дома, в которых жили астрономы.
С первых лет работы обсерватория славилась уникальными инструментами. В XIX веке там находился самый большой в мире оптический телескоп – рефрактор Мерца и Малера – с диаметром объектива 38 сантиметров. А в Советские годы предметом гордости обсерватории был БПР – большой пулковский радиотелескоп, который в итоге стал прообразом крупнейшего в мире радиотелескопа РАТАН-600.
Петропавловская церковь в Парголово
Александр Павлович Брюллов. Церковь св. апостолов Петра и Павла. Акварель. 1830 год
Церковь была возведена в Парголово по просьбе вдовы графа Павла Шувалова Варвары Петровны. Она обратилась к Брюллову с просьбой разработать проект склепа, в котором мог бы найти покой прах её супруга. Строительство церкви растянулось на 10 лет. Стрельчатые окна, кирпичные стены здания, облицованные светло-жёлтым пудостским известняком, башня с ажурным шпилем – Александр Павлович создал эффектный храм в неоготическом стиле.
После освящения в 1846 году церковь стала семейным храмом Шуваловых-Воронцовых.
Церковь Святых Петра и Павла на Невском проспекте
Фасад лютеранской церкви Св. Петра. Рисунок Ф.А. Клагеса (1830-1840-е гг.)
Кирпичная церковь с деревянной башенкой была построена в июне 1730 года, а через 100 лет, когда постройка обветшала, конкурс на создание лучшего проекта новой церкви выиграл Александр Брюллов. В 1833 году старое здание снесли и заложили новое, а в 1838 году церковь уже освятили.
Внутри церкви висело несколько работ знаменитого брата Брюллова – Карла. Картина с распятием украсила алтарь церкви, по сторонам висели круглые изображения Святых Петра и Павла.
Караван-сарай в Оренбурге
Город Оренбург. Караван-Сарай. Рис. 2-й пол. 19 в.
В XIX веке башкиры неоднократно обращались к властям с просьбой возвести в Оренбурге здания, где их дети могли бы получать знания. Николай I дал свое согласие, после которого начался сбор средств на строительство комплекса, проект которого разработал Александр Брюллов.
Зодчий решил использовать национальный колорит, стилизовав комплекс под традиционный башкирский аул, в центре которого была восьмиугольная мечеть, напоминающая по форме юрту.