"1001 ночь" или "Арабские сказки"
Тысяча и одна ночь
Фильмов, снятых по произведению «1001 ночь» (Арабские ночи) множество. Чтобы получить своего зрителя вышло много фильмов с названием «1001 ночь» или «Арабские сказки», но чаще всего, такие фильмы мало что имеют что-то общее к известному произведению.
Например, есть турецкий сериал, который пользуется большим успехом. В нем даже имена первым ролям дали такие же, как и имена героев сказки. Название классическое, сюжет похожий, но …задумка режиссера даже близко не приближается к классике.
Анонс этого фильма «Убитая душевными переживаниями Шахерезада узнаёт о том, что жизнь её сына висит на волоске. Он страшно болеет. Есть способ излечиться, но процент положительного эффекта невелик. Героиня борется с этим в одиночку. Её муж скоропостижно покинул этот мир, её сын - единственная радость».
Но я расскажу про более успешные фильмы экранизированные по одноименному произведению «1001 ночь».
Для этого вспомним сюжет и оригинал произведения, который был впервые издан на французским языке в 1702-1717 годах.
Неизвестный автор
Опубликовано ок. 850
Источник Хазар Афсанах («Тысяча сказок»)
Первый перевод на французский (А. Галлан, 1702-1717)
Оригинальное название Alflaylah wa laylah
Язык оригинала арабский
Стильная обложка издания «Арабских ночей» 1908 года передает дух экзотики, привлекавший западного читателя к чтению восточных сказок.
Сказки, входящие в сборник, названный «Тысяча и одна ночь», являются самыми впечатляющими и волнующими произведениями в истории не только сказок, но и в целом мировой литературы. Сказки, рассказанные на протяжении тысячи и одной ночи Шахрезадой правителю Шахрияру, включают ставшие классическими «фундаментальные» сюжеты, такие как «Синдбад», «Алладин» и «Али-Баба и сорок разбойников». Эти истории незамысловаты, но в этом их привлекательность. Сказки«Тысячи и одной ночи» узнаваемы и легко воспринимаются, однако их главное достоинство - в самой их концепции. «Ночь» удивляет связью между рассказом, эротикой и смертью - связью, характерной для прозы всех времен и народов.
После того, как царь Шахрияр узнал о неверности своей жены, он решил каждую ночь заводить себе новую. Лишив девушку девственности, он убивал ее на рассвете. «Тысяча и одна ночь» открывается сценой, в которой Шахрезада, мудрая дочь визиря Шахрияра, оказывается в роли его очередной жертвы. Решив избежать такой судьбы, она начинает рассказывать правителю разные истории. Она талантливый сочинитель и прекрасный рассказчик, ее сказки настолько интригующие, эротичные, соблазнительные, провокативные, что истечении ночи Шахрияр не может ее убить. Каждую ночь сказка оканчивается «на самом интересном месте» и каждую ночь правитель откладывал казнь, чтобы узнать продолжение.
Манера рассказа, изобретенная Шахрезадой, чтобы остаться в живых, такова, что сказка никогда не доходит до кульминации. Все рассказы полны неудовлетворенных желаний, откровенно незакончены, заставляя читателя вздыхать и думать о продолжении точно так же, как это делает правителе Шахрияр. Эротизм сказок, экзотическая, образная манера повествования происходит от этого желания, балансирует на грани кульминации и неизбежно следующей за ней гибели - текста и его рассказчицы.
Первый фильм из серии «Арабских сказок» был снят в 1902 году. В основу фильма легла сказка «Али-Баба и сорок разбойников»
(фр. Ali Baba et les quarante voleurs) — французский немой короткометражный фильм Сегундо де Шомона, снятый в 1902 году по мотивам сказки «Али-Баба и сорок разбойников».
Кинокомпания Pathe Brothers
Режиссер Фердинанд Зекка
Длительность 8 мин
Страна Франция
Язык немое кино
Год 1902
Али-Баба с ослом подходит к скале. Осёл убегает, а Али-Баба лезет через дверь в скале. Вдруг приезжают 40 разбойников, открывается скала и каждый входит с похищенной принцессой. Али-Баба следит за ними и бежит, но скала закрывается. Он думает, что надо сделать, чтобы скала открылась вновь. Вдруг скала открывается, и Али-Баба прячется. Разбойники уходят и скала опять закрывается. Али-Баба приводит своего осла и входит в скалу. Внутри скалы он обнаружил пещеру с золотом, берёт немного золотых монет и уходит. В это время его мама волнуется за него. Приходит Али-Баба и кладёт мешок с золотом. Вместе с мамой он рассматривает мешок. Вдруг заходит его брат Касим и застаёт его с мамой. Али-Баба рассказывает ему о пещере и Касим бежит к пещере. Касим осматривает пещеру и прячется, так как пришли разбойники с кучей похищенных дам. Вдруг Мустафа, главарь разбойников, видит Касима и заставляет всех гостей уходить из пещеры. В итоге в ярости Мустафа отрубает Касиму голову. Разбойники прячутся в горшках. Одна дама случайно узнала о злобном плане и поджигает горшки. Мустафа приходит к Али-Бабе и показал ему танец, который исполняли похищенные Мустафой девушки. Одна девушка раскусила Мустафу. В честь Али-Бабы был устроен праздник.
Еще один "Багдадский вор" - фильм 1924
США (Дуглас Фэрбенкс),
155 мин., немой, черно-белый (раскрашенный)
Режиссер: Рауль Уолш
Продюсер: Дуглас Фэрбенкс
Авторы сценария: Дуглас Фэрбенкс, Лотта Вудс
Оператор: Артур Эдисон
Композитор: Мортимер Уилсон
В ролях: Дуглас Фэрбенкс, Сниц Эдварде, Чарлз Белчер, Джулиан Джонстон, Соджин, Анна Мэй Вонг, Брэндон Харст, Тот Дю Кроу, Ноубл Джонсон
БАГДАДСКИЙ ВОР (1924) / THE THIEF OF BAGDAD
Багдадский вор стал пиком карьеры Дугласа Фэрбенкса, который сыграл здесь главного героя с хулиганскими стильными очками.
Это еще один из самых зрелищных и захватывающих фильмов в истории кино, уникальная и интегральная концепция гениального создателя фильмов Уильяма Камерона Мензиеса. Построив сказочный Багдад на участке в шестьдесят с половиной акров (самый большой в истории Голливуда), Мензиес сотворил блистательный, волшебный, надолго запоминающийся и похожий на сон. но вместе с тем вполне реальный мир с зеркальными полами, парящими минаретами, летающими коврами, свирепыми драконами и крылатыми скакунами.
В то время как вор Ахмед занят поисками своей Принцессы, Фэрбенкс, с обнаженным торсом и в облегающих шелковых одеждах, создает эротичный экранный образ с подходящей партнершей Анной Мэй Вонг в роли монгольской рабыни. Хотя официально режиссером был талантливый Рауль Уолш, замысел Багдадского вора от начала и до конца разработал сам Фэрбенкс. Здесь он выступил в качестве режиссера-постановщика и сценариста, кинозвезды и каскадера, а также шоумена с безграничным честолюбием. Кстати, персидского принца в этом фильме сыграла женщина — Матильда Комонт.
Пожалуй, самый известный фильм "1001 ночи", который вошел в золотую классику кино - это
Багдадский вор 1940 год
Жанр: фэнтези, приключения, Семейный фильм
Страны: Великобритания, США
Режиссёры: Александр Корда, Золтан Корда, Людвиг Бергер, Майкл Пауэлл, Тим Уилан, Уильям Кэмерон Мензиес
Музыка: Миклош Рожа
Цитата: Люди порочны, в глазах у них ненависть, ложь на устах, а в сердце предательство. Однажды ты поймешь, великий царь, что люди уважают лишь три вещи на Земле: кнут, что сечет, ярмо, что давит, и меч, что рубит.
Длительность: 106 мин.
В 1942 году был снят полнометражный фильм по мотивам «Арабских сказок»
Арабские сказки, приключения, фэнтези. Режиссер: Джон Роулинз.
Жанры: приключения и боевик
Актеры: Сабу, Лейф Эриксон, Джон Холл, Мария Монтес и Билли Гилберт
Режиссер: Джон Роулинз
Страна: США
Премьера: 1942-12-26
Шахерезада, одна из величайших вымышленных героинь в мировой истории и литературе, захвачена злым халифом, а главный герой должен защитить ее.
Когда благородный и великодушный халиф Аль-Рашид взошел на трон халифата у него появилось очень много тайных врагов и недоброжелателей. Одним из самых незаметных, но подлых был его старший брат, жестокий и яростный Камир. Он был рожден без права престолонаследия, что и делало его таким злобным. В это же время в Багдаде жила танцовщица Шахерезада, чья красота и талант стали для многих предметом поклонения. Девушка выросла в нищете и выживании, поэтому всегда стремилась к богатой жизни. Её встреча с Камиром повлияла на судьбу целой страны.
Но по моему мнению, пока лучшая экранизация сказок – это фильм снятый во Франции в 2007 году.
По мотивам «1001» ночи Франция 2007 год
Али-Баба и Сорок разбойников
год 2007
страна Франция, Италия, Германия
Название «Fairy Tale of Ali Baba and the 40 thieves»
режиссер Пьер Акнин
сценарий Мишель Делгадо, Клод-Мишель Ром
продюсер Жан-Пьер Герен, Вероника Маршат, Салим Фасси Фихри
оператор Дэниэл Сов, Аллен Смит
композитор Кристоф Лапинта
художник Жан-Жак Жерноль, Мартина Рапен
монтаж Тьерри Рудэн
жанр боевик, драма, приключения, комедия
Бюджет €10 000 000
премьера (мир) 13 октября 2007, ...
время 180 мин.
В 800 году жизнерадостный дровосек из Багдада раскрывает тайну сорока разбойников, которые наводят страх на город и окрестности: пещеру, где они прячут награбленные сокровища. Он берет себе немного на жизнь, даже не подозревая, какие испытания подстерегают его впереди: зависть алчного брата, месть вожака разбойников, коварство визиря, который мечтает сесть на трон калифа.
Али Баба и его семейство с веселой наивностью и не без помощи магии спасают посланца Карла Великого, разоблачают придворный заговор и, как предсказал волшебник Аль Мираджан, изменяют мир к лучшему.
Напомню два фильма:
Приключения Али-Бабы и сорока разбойников (СССР, Индия 1979 HD)
Жанр: приключения, мелодрама, Семейный фильм
Страны: СССР, Индия
Режиссёры: Латиф Файзиев, Умеш Мехра
Музыка: Рахул Дев Бурман, Владимир Милов
Длительность: 138 мин.
В древнем восточном городе Гупьабаде жил веселый и хитроумный дровосек Али-Баба с матерью и братом Касымом. Однажды Али-Баба получил письмо от отца, который ушел с караваном и пропал, и отправился за ним в Индию. Там он спас принцессу Марджину, дочь раджи, и вместе с ней вернулся в Гульабад, а его отец погиб во время нападения разбойников. Дома Али-Баба узнал о том, что разбойники взорвали плотину и лишили город воды. Много приключений выпало на долю Али-Бабы. Ему посчастливилось узнать тайну пещеры разбойников, в которой хранились награбленные ими сокровища. Благодаря хитрости и ловкости Али-Бабе удалось избавиться от разбойников. Вместе с друзьями он восстановил плотину, вернув жителям Гульабада воду.
Наверняка, будут сняты еще множество картин с названием «Арабские сказки», но я лично буду помнить –
Волшебная лампа Аладдина (1966)
Жанр: фэнтези, мелодрама, приключения
Страна: СССР
Режиссёр: Борис Рыцарев
Музыка: Алексей Муравлёв
Злой колдун-магрибинец взывает к звездам, чтобы те поведали ему имя человека, что найдет волшебную лампу, способную творить чудеса. Звезды ответили: 'Это Аладдин'. В Багдаде живет дочь султана, красавица Будур. Всякий, кто посмеет взглянуть на нее, будет казнен. Но своевольная и капризная принцесса заставляет Аладдина взглянуть на нее. Юноша как увидел принцессу, так сразу в нее и влюбился. А волшебная лампа со всемогущим джином, готовым выполнить любой приказ повелителя, помогла Аладдину сохранить свою любовь и справиться с Магрибинцем.
Если бы я продолжал бы тему мультфильмов, то места и времени затратил бы ... ух. Я ограничился несколькими фильмами, которые видел сам. Но когда я стал готовить материал, для меня была неожиданность - сколько много фильмов было снято по мотивам сказок "Арабские ночи"
Спасибо за ЭТОТ мультфильм - НЕ ВИДЕЛ.
Буду смотреть :)
А мультфильм замечательный-смотрите на здоровье,ув Датот))))))
А я ваши темы посмотрю с удовольствием-спасибо!
Али-Баба и его ослик.....1902 год-обалдеть!!!!!
Багдадский вор-1940 год!!!
Что-то смотрела, что-то уже не помню-СУПЕР пост!
И мультов много о 1000-й одной ночи)))
Читали эту книжку, как же)))))
И мама меня ругала почему-то,когда я это прочитала в школьные годы(а зачем, спрашивается,в доме родителей была эта книга????)
Вот мультфильм 1974 года-спасибо автору" Девочке Альбине"
Спасибо за тему этого кино!