ОСТРОВСКИЙ Аркадий (Авраам) Ильич [12(25) II 1914, Сызрань - 18 IX 1967, Сочи] - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Учился в Ленингр. центр. муз. техникуме (у И. М. Белоземцева по теории музыки и композиции, у И. А. Браудо по фп.). Был пианистом - иллюстратором, пианистом - солистом и аккомпаниатором. В 1940-47 пианист, аккордеонист и аранжировщик в джазе под рук. Л. О. Утёсова. Написал ряд инстр. фантазий, миниатюр, инструментовал мн. советские песни. Первая песня, определившая композиторское призвание О., - "Комсомольцы - беспокойные сердца" (1948, слова Л. И. Ошанина) была написана к 30-летию комсомола. В 1950-е гг. складывается творч. индивидуальность О. как композитора-песенника. О. создал серию песен, приуроченных к всемирным фестивалям демократич. молодёжи и студентов ("Зори московские", 1957, сл. М. С. Лисянского, 2-я пр., Москва). Писал музыку для детей ("Весёлые песенки", 1958, сл. З. Петровой; "Спят усталые игрушки", 1966, слова её же). Пора творческого расцвета композитора - 60-е гг. Гражданско-патриотич. тема становится главной в его творчестве. Среди лучших песен О. - "Пусть всегда будет солнце" (1962, сл. Ошанина, 1-я пр. Междунар. фестиваля песни в Сопоте), ставшая муз. эмблемой мира; песня-манифест "Голос земли", "Красная гвоздика" (обе - 1965, сл. Ошанина). Проникнута страстной гражданственностью песня "Время" (1967, сл. Ошанина, 3-я пр. на Междунар. фестивале в Сопоте), основная идея к-рой - ответственность перед потомками. О. создал ряд лирич. песен: "Как провожают пароходы" (1965, сл. К. Я. Ваншенкина), "Песня любви" (1965, сл. Ошанина). Бытовая тематика нашла отражение в цикле песен "А у нас во дворе" (1962, сл. Ошанина). Творч. восприимчивость композитора помогала ему верно подмечать актуальные проблемы совр. жизни. Для муз. языка его песен характерен синтез самых разных интонац. сфер: рус. песенность - от бытового романса, оборотов революц. гимнов до частушечных наигрышей; речитативность франц. шансон и эмоциональная открытость неаполитанских песен. Широко использованы им танц. ритмы - от польки, вальса, танго до твиста и биг-бита. Творчество О. внесло заметный вклад в жанр сов. песни. Светлый жизнеутверждающий характер музыки О. роднит её с музыкой И. О. Дунаевского.
ОСТРОВСКИЙ Аркадий (Авраам) Ильич [12(25) II 1914, Сызрань - 18 IX 1967, Сочи] - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Учился в Ленингр. центр. муз. техникуме (у И. М. Белоземцева по теории музыки и композиции, у И. А. Браудо по фп.). Был пианистом - иллюстратором, пианистом - солистом и аккомпаниатором. В 1940-47 пианист, аккордеонист и аранжировщик в джазе под рук. Л. О. Утёсова. Написал ряд инстр. фантазий, миниатюр, инструментовал мн. советские песни. Первая песня, определившая композиторское призвание О., - "Комсомольцы - беспокойные сердца" (1948, слова Л. И. Ошанина) была написана к 30-летию комсомола. В 1950-е гг. складывается творч. индивидуальность О. как композитора-песенника. О. создал серию песен, приуроченных к всемирным фестивалям демократич. молодёжи и студентов ("Зори московские", 1957, сл. М. С. Лисянского, 2-я пр., Москва). Писал музыку для детей ("Весёлые песенки", 1958, сл. З. Петровой; "Спят усталые игрушки", 1966, слова её же). Пора творческого расцвета композитора - 60-е гг. Гражданско-патриотич. тема становится главной в его творчестве. Среди лучших песен О. - "Пусть всегда будет солнце" (1962, сл. Ошанина, 1-я пр. Междунар. фестиваля песни в Сопоте), ставшая муз. эмблемой мира; песня-манифест "Голос земли", "Красная гвоздика" (обе - 1965, сл. Ошанина). Проникнута страстной гражданственностью песня "Время" (1967, сл. Ошанина, 3-я пр. на Междунар. фестивале в Сопоте), основная идея к-рой - ответственность перед потомками. О. создал ряд лирич. песен: "Как провожают пароходы" (1965, сл. К. Я. Ваншенкина), "Песня любви" (1965, сл. Ошанина). Бытовая тематика нашла отражение в цикле песен "А у нас во дворе" (1962, сл. Ошанина). Творч. восприимчивость композитора помогала ему верно подмечать актуальные проблемы совр. жизни. Для муз. языка его песен характерен синтез самых разных интонац. сфер: рус. песенность - от бытового романса, оборотов революц. гимнов до частушечных наигрышей; речитативность франц. шансон и эмоциональная открытость неаполитанских песен. Широко использованы им танц. ритмы - от польки, вальса, танго до твиста и биг-бита. Творчество О. внесло заметный вклад в жанр сов. песни. Светлый жизнеутверждающий характер музыки О. роднит её с музыкой И. О. Дунаевского.
("Музыкальная энциклопедия")