КАРАЯН (Karajan) Герберт фон (5 IV 1908, Зальцбург - 16 VII 1989, Аниф, Австрия) - австр. дирижёр. С 3 лет начал учиться игре на фп., в 11 дал свой первый концерт. Муз. образование получил в "Моцартеуме" в Зальцбурге. В 1926 учился дирижированию в Венской муз. академии у Ф. Шалька. Дирижёрскую деятельность начал в 1927 в оперном т-ре г. Ульм, где работал до 1934. Одновременно (1930-34) руководил летними дирижёрскими курсами в Зальцбурге. В 1934-41 оперный дирижёр в г. Ахен (с 1935 генерал-музик-директор). В 1937 дебютировал в Гос. опере Берлина. В 1941-44 руководил Берлинской гос. капеллой. К. занимал одно из ведущих мест в зап.-европейской музыкальной жизни. С 1947 он - дирижёр (с 1949 директор) Об-ва друзей музыки в Вене, участвовал в фестивалях в Зальцбурге (впервые в 1948), Люцерне, Вене, Байрёйте, Эдинбурге, Берлине, Мюнхене; гастролировал с оркестрами Венской и Лондонской филармоний; выступал как дирижёр и режиссёр во мн. европ. оперных т-рах (в т. ч. в "Ла Скала"). После смерти В. Фуртвенглера (1954) К. возглавил Берлинский филармонич. оркестр (Зап. Берлин). Одновременно был муз. руководителем Венской гос. оперы (1956-64) и Зальцбургских фестивалей (1957-1960). В рамках Зальцбургских фестивалей осуществил (как дирижёр и режиссёр) ряд значительных оперных пост., в т. ч. оперы "Борис Годунов" (1965, на русском яз.). Трижды выступал в Сов. Союзе - в 1962 с оркестром Венской филармонии, в 1964 с "Ла Скала" и в 1969 с Берлинским филармоническим оркестром. Как дирижёр К. сочетал в себе исключительную силу воздействия на оркестр, талант и невероятную работоспособность. Яркая эмоциональность, безукоризненное чувство формы, жёсткая требовательность и фанатически точное воспроизведение текста авторской партитуры позволяли ему достигать в интерпретации самых разл. по стилю произв. как оперного, так и симф. жанров выдающегося художеств. уровня.
КАРАЯН (Karajan) Герберт фон (5 IV 1908, Зальцбург - 16 VII 1989, Аниф, Австрия) - австр. дирижёр. С 3 лет начал учиться игре на фп., в 11 дал свой первый концерт. Муз. образование получил в "Моцартеуме" в Зальцбурге. В 1926 учился дирижированию в Венской муз. академии у Ф. Шалька. Дирижёрскую деятельность начал в 1927 в оперном т-ре г. Ульм, где работал до 1934. Одновременно (1930-34) руководил летними дирижёрскими курсами в Зальцбурге. В 1934-41 оперный дирижёр в г. Ахен (с 1935 генерал-музик-директор). В 1937 дебютировал в Гос. опере Берлина. В 1941-44 руководил Берлинской гос. капеллой.
К. занимал одно из ведущих мест в зап.-европейской музыкальной жизни. С 1947 он - дирижёр (с 1949 директор) Об-ва друзей музыки в Вене, участвовал в фестивалях в Зальцбурге (впервые в 1948), Люцерне, Вене, Байрёйте, Эдинбурге, Берлине, Мюнхене; гастролировал с оркестрами Венской и Лондонской филармоний; выступал как дирижёр и режиссёр во мн. европ. оперных т-рах (в т. ч. в "Ла Скала"). После смерти В. Фуртвенглера (1954) К. возглавил Берлинский филармонич. оркестр (Зап. Берлин). Одновременно был муз. руководителем Венской гос. оперы (1956-64) и Зальцбургских фестивалей (1957-1960). В рамках Зальцбургских фестивалей осуществил (как дирижёр и режиссёр) ряд значительных оперных пост., в т. ч. оперы "Борис Годунов" (1965, на русском яз.). Трижды выступал в Сов. Союзе - в 1962 с оркестром Венской филармонии, в 1964 с "Ла Скала" и в 1969 с Берлинским филармоническим оркестром.
Как дирижёр К. сочетал в себе исключительную силу воздействия на оркестр, талант и невероятную работоспособность. Яркая эмоциональность, безукоризненное чувство формы, жёсткая требовательность и фанатически точное воспроизведение текста авторской партитуры позволяли ему достигать в интерпретации самых разл. по стилю произв. как оперного, так и симф. жанров выдающегося художеств. уровня.
("Музыкальная энциклопедия")