119 лет со дня рождения советского поэта Павла Григорьевича Антокольского
120 лет со дня рождения советского поэта Павла Григорьевича Антокольского !!!!!
Он родился в июне 1896 года, на закате ХIХ века. Ушел на закате ХХ века.
Ему посвятили стихи и Марина Цветаева, и Белла Ахмадулина. Актер, художник, драматург, переводчик, эссеист и большой русский поэт. Открыть его по-настоящему нам еще предстоит.
В седьмом классе я, по примеру одноклассников, завел песенник. К старшим классам появилась отдельная тетрадь для стихов. Как мы зарывались в эти тетрадки, когда наступила пора разлук и скитаний! Как потом они казались нам смешны, и мы стыдливо запихивали их подальше или просто теряли без сожаления...
Вот в такую тетрадку я однажды и выписал стихи Павла Антокольского, датированные 1915 годом.
Никогда тебя я не увижу,
Никогда не встречу на земле.
Только будут ангелы все ниже
Пролетать за окнами во мгле...
Я бесконечно повторял эти строки, когда шел по улице, и в голубых лужах лежало небо. Или когда ехал в трамвае, и девушка, на которую я украдкой любовался несколько остановок, вдруг выходила и исчезала в толпе.
На этих стихах лежал матовый свет давно канувшего Серебряного века, и казалось странным, что их автор живет где-то в Москве. Антокольского я видел по телевизору. И нескольких мгновений было достаточно, чтобы облик поэта навсегда остался в памяти. Пока он сидел в стороне, опершись на массивную трость, это был тщедушный, будто обуглившийся от страданий, старик с огромными глазами (Анастасия Ивановна Цветаева говорила о глазах Антокольского: "Молчанием мудрости горят его черные очи"). Казалось, последние силы оставили его. Но вот он выходил к микрофону читать стихи, и - просыпался вулкан.
Павел Григорьевич читал мощно и гулко, потрясая худыми руками и легко вознося над собой трость. Рядом с ним все другие, куда более известные поэты казались уже и не поэтами. Было ясно, что Поэт тут один, и это Антокольский.
Это он писал Марине Цветаевой в 1918-м: "Варвары господствуют в столице // И во дворцах разбиты зеркала..." Она ревниво ему отвечала: "Дарю тебе железное кольцо...// Чтоб не глядел ты девушкам в лицо..."
Павлик (всю жизнь близкие люди так его и звали) был актером Вахтанговской студии. Здесь он встретил ту, которую так боялся не встретить. Из воспоминаний Антокольского: "31 мая 1923 года скорый поезд увозил вахтанговцев из Петрограда... Была белая ночь. Все уже спали. Я стоял в вагонном коридоре у окна. Рядом со мною была юная, совсем юная актриса... Я совсем не знал ее. Она смотрела наивными, добрыми глазами и улыбалась... Улыбалась всем существом... Это была Зоя Бажанова, свет моей жизни".
Он посвящал ей стихи, спектакли, картины. "...И та, с которою обвенчан, // Вошла хозяйкой в каждый стих". В первом томе его собрания сочинений 1971 года двадцать три стихотворения посвящены Зое. Когда она умерла, он посвятил ей поэму "Зоя Бажанова". В 1969 году вся страна читала ее в журнале "Смена".
Одну из книг он так подписал жене: "Зое - на добрую память о времени злом..." А злого и страшного было много.
Гибель на фронте сына Володи.
Антокольский в порыве горя чуть не в одну ночь написал поэму "Сын".
Анастасия Цветаева вспоминала, что эта поэма "по России пролетела как стон, стон всех отцов, матерей, вслед погибшим мальчикам..." А был еще арест сестры Нади. Изгнание из Литинститута, где он преподавал.
Потом его вернули, и Антокольский успел поставить на ноги целое поколение поэтов. Белла Ахмадулина благодарно вспоминала: "Мы родились - он обрадовался нам, мы очнулись от детства - он уже ждал, протягивая навстречу руки..."
Только сейчас, через 33 года после своего ухода, Павел Григорьевич Антокольский открывается во всей полноте. Дом-музей Марины Цветаевой выпустил книгу "Далеко это было где-то...". Ее подготовили внук поэта Андрей Тоом (математик, профессор университета в бразильском штате Пернамбуку) и его жена Анна Тоом. В книге впервые опубликованы две пьесы, автобиографическая повесть и более двухсот стихотворений Антокольского. Вот одно из них, обращенное к нам из 1953 года:
Мы в Истории вычеркнем
это и то,
Соскребем и подчистим
и строки и сроки.
Мы возьмем на засов,
что свинцом залито,
Что зарыто лопатой
у края дороги.
Нет, не в памяти твердой,
не в здравом уме,
Но послушно, старательно,
как рядовые,
Задохнемся в любой
удушающей тьме
И родимся на свет,
коли надо, впервые.
Что случилось? Кто помнит? Кто смеет посметь?
Начинайся сначала,
бессмертная смена!
Не звонила в набат
колокольная медь,
Не скликала она мертвецов
поименно...
СЕТЬ.
Прочтите, кто не читал поэму:СЫН Перечитайте, кто читал. Хотя...перечитывать эту поэму жутко .....
-----------------
Евгений Симонов читает стихи Павла Антокольского
Владимир Трошин - Поздно ночью (Э.Колмановский - П.Антокольский) 1961г.
Булат Окуджава
ПИСЬМО АНТОКОЛЬСКОМУ
Здравствуйте, Павел Григорьевич!
Всем штормам вопреки,
пока конфликты улаживаются и рушатся
материки,
крепкое наше суденышко летит по волнам
стрелой,
и его добротное тело пахнет свежей смолой.
Работа наша матросская
призывает бодрствовать нас,
хоть вы меня и постарше, а я помоложе вас
(а может быть, вы моложе, а я
немного старей)...
Ну что нам все эти глупости?
Главное - плыть поскорей.
Киплинг, как леший, в морскую дудку
насвистывает без конца,
Блок над картой морей просиживает,
не поднимая лица,
Пушкин долги подсчитывает,
и, от вечной петли спасен,
в море вглядывается с мачты
вор Франсуа Вийон!
Быть может, завтра меня матросы
под бульканье якорей
высадят на одинокий остров
с мешком гнилых сухарей,
и рулевой равнодушно встанет
за штурвальное колесо
и кто-то выругается сквозь зубы
на прощанье мне в лицо.
Быть может, все это так и будет.
Я точно знать не могу.
Но лучше пусть это будет в море,
чем на берегу.
И лучше пусть меня судят матросы
от берегов вдали,
чем презирающие море
обитатели твердой земли...
До свидания, Павел Григорьевич!
Нам сдаваться нельзя.
Все враги после нашей смерти
запишутся к нам в друзья.
Но перед бурей всегда надежней
в будущее глядеть...
Самые чистые рубахи велит капитан надеть!
1963
Песенка шута(Э. Колмановский-П Антокольский-Владимир Трошин) Из спектакля-12-я ночь)
Я люблю тебя в дальнем вагоне,
В желтом комнатном нимбе огня.
Словно танец и словно погоня,
Ты летишь по ночам сквозь меня.
Я люблю тебя - черной от света,
Прямо бьющего в скулы и в лоб.
Не в Москве - так когда-то и где-то
Все равно это сбыться могло б.
Я люблю тебя в жаркой постели,
В тот преданьем захватанный миг,
Когда руки сплелись и истлели
В обожанье объятий немых.
Я тебя не забуду за то, что
Есть на свете театры, дожди,
Память, музыка, дальняя почта...
И за все. Что еще. Впереди.
---------
Словами черными, как черный хлеб и жалость,
Любовь жила и жгла, божилась и держалась.
Служила, как могла, боялась общих фраз.
Все было тяжело и странно: ни уюта,
Ни лампы в комнате, ни воздуха в груди.
И только молодость качалась, как каюта,
Да гладь соленая кипела впереди.
Но мы достаточно подметок износили,
Достаточно прошли бездомных дней и верст.
Вот почему их жар остался в прежней силе
И хлеб их дорог нам, как бы он ни был черств.
И я живу с тобой и стареюсь от груза
Безденежья, дождей, чудачества, нытья.
А ты не вымысел, не музыка, не муза.
Ты и не девочка. Ты просто жизнь моя.
11 Сергей Лемешев - Как соловей о розе (Т.Хренников - П.Антокольский) (1951)