|
1457 - Мария Бургундская (1457 - 27. 03. 1482), с 1477 года герцогиня Бургундии, Эно и Намюра, графиня Голландии, единственная дочь и наследница герцога Бургундии Карла Смелого.
"Это дама красивая, благочестивая, добродетельная, которой я, благодарение Господу, превесьма доволен. Сложением хрупкая, с белоснежной кожей; волосы каштановые, маленький нос, небольшая головка, некрупные черты лица; глаза карие и серые одновременно, ясные и красивые. Нижние веки чуть припухшие, как будто она только что ото сна, но это едва заметно. Губы чуть полноваты, но свежи и алы. Это самая красивая женщина, какую я когда-либо видел."
Из письма Максимилиана (император Священной Римской империи) к другу Зигмунду Прюшенку.
Мария владела двумя языками - французским и нидерландским. После гибели отца, герцога Бургундии Карла Смелого, в январе 1477 года унаследовала престол герцогов Бургундских, что позволило ей стать одной из самых желанных невест Европы тех лет. Наследство Марии включало в себя районы нынешней северо-восточной Франции (Бургундию, значительную часть Лотарингии и Эльзаса), а также Франш - Конте, Фландрию, Эно и Брабант. Однако находившимся в катастрофическом экономическом состоянии герцогством (западная часть Бургундии) силой завладел французский король Людовик XI. Чтобы оправдать захват земель, Людовик предложил двадцатилетней Марии стать супругой его семилетнего сына дофина Карла. Но значительная часть подданных герцогини были против французского господства. В это время нашёлся ещё один претендент на руку Марии - сын императора Фридриха III. В итоге у Марии Бургундской, которая вышла замуж 14 августа 1477 года в Генте за эрцгерцога Максимилиана Габсбурга (впоследствии император Священной Римской империи Максимилиан I), остались графство Бургундия (Франш - Конте) и Нидерланды. Таким образом, эти владения вошли в состав фамильных владений дома Габсбургов. Также к потомкам Марии перешёл и орден Золотого руна, основанный её дедом, бургундским герцогом Филиппом Добрым, в 1429 году. Мария умерла в 1482 году в возрасте всего 25 лет от последствий падения с лошади во время соколиной охоты, будучи беременной. Муж пережил Марию на тридцать семь лет и, согласно Куспиниану, все эти годы "не мог удержаться от слез, вспоминая о ней". Он заказывал ее портреты, чеканил монеты и медали с её изображением, а также сделал героиней двух своих сочинений - Teuerdank и Weisskunig.
1743 - Джозеф Бэнкс (1743 - 19. 06. 1820), английский натуралист, ботаник, баронет. Президент Королевского общества (1778 - 1820). Рыцарь Большого креста ордена Бани.
Джозеф Банкс родился в семье члена Палаты общин. Первоначальное образование получил в школе Харроу, затем в Итоне. Ещё будучи молодым человеком, проявил интерес к исследованиям природы, изучая родной Линкольншир. В 1760 году поступил в Оксфордский университет. После смерти отца в 1761 году, Джозеф унаследовал обширное поместье Ривсбай Эбби. В это время Банкс знакомится с Карлом Линнеем. Банкс становится советником короля Георга III и призывает его поддерживать экспедиции для открытия новых земель, втайне лелея мечту и самому в них участвовать, чтобы утолить страсть к ботанике. В 1765 году Банкс совершил вместе с Фиппсом путешествие на Ньюфаундленд и Лабрадор с целью изучения местной природы. При описании флоры и фауны Ньюфаундленда и Лабрадора он впервые применил систему Линнея ( В системе Линнея все относится либо к животным, либо к растениям, либо к неживой природе (минералам)). В 1766 году Банкс был избран членом Королевского общества. В 1768 - 1771 годах Банкс сопровождал Джеймса Кука во время его первого кругосветного путешествия на Индеворе. В Бразилии он сделал первое научное описание бугенвиллеи (назвав её в честь Луи Антуана де Бугенвиля). На Таити в 1769 году учёные наблюдали прохождение Венеры между Солнцем и Землёй - основное назначение экспедиции. Путешествие продолжилось в Новой Зеландии и на восточном побережье Австралии, где Кук нанёс на карту береговую линию и открыл Ботанический залив (назван им так во многом в благодарность ботаникам экспедиции) и Большой Барьерный риф. Банкс, Даниэль Суландер и финский ботаник Герман Споринг-младший собрали первую большую коллекцию образцов австралийских растений, описав впервые в науке большое число видов. Впоследствии материалы, собранные экспедицией в Австралии, легли в основу книги Банкса Florilegium (иллюстрированную художником Сидни Паркинсоном почти 800 рисунками и изданную в 35 томах). Также во время первого путешествия Кука Банкс привёз и несколько образцов растений из Южной Америки. Банкс вернулся в Англию 12 июля 1771 года и тут же стал знаменит. Он старался пойти с Куком и в его второе плавание, которое должно было состояться в 1772 году, но отказался от поездки, так как ему не позволили взять с собой двух музыкантов, которые играли бы для него во время ужина. В 1772 году он посетил - вновь вместе с Даниэлем Суландером - остров Уайт, Гебридские острова и Исландию, давшие ему богатый материал для естественнонаучных исследований. Поселившись в Лондоне, Банкс целиком занялся работой над Florilegium. В 1771 году он получил в Оксфорде степень доктора наук. 30 ноября 1778 года Банкс был избран президентом Королевского общества. В этой должности он состоял почти 42 года, направляя курс британской науки в конце XVIII и начале XIX века. Банкс посылал английских путешественников и учёных в разные уголки мира, щедро финансируя исследования. В 1781 году Банкс был возведён в дворянство, получил титул баронета, а в 1797 году стал членом Королевского тайного совета. В последние годы он много времени уделял археологии и древностям, равно как практическому садоводству и агрономии. В 1820 году он передал бразды правления Королевским обществом Уильяму Хайду Уолластону, но остался членом совета.
|
|
|
1744 - Дэвид Алан (1744 - 6. 08. 1796), Дэвид Алан вписал свое имя в историю изобразительного искусства огромными буквами. Он был известным шотландским живописцем, излюбленным сюжетом которого были исторические сцены. Созданные художником полотна имеют сегодня огромную историческую ценность.
Дэвид Алан родился в городке Аллоа, расположенном в центре Шотландии. Некоторое время он учился в Академии живописи Фулиса, после чего занялся собственным творчеством. В его стремлении особую поддержку оказал лорд Каткарт: лорд давал живописцу не только ценные советы, но и поддерживал его творчество материально.
В 1764 году Алан перебирается в Рим. Здесь, вдохновленный старинными постройками и духом древности, Дэвид занимается изучением античного искусства. Он копирует полотна древних великих мастеров, совершенствуя свою технику. Он смог создать собственную, неповторимую манеру письма, которую можно отличить невооруженным взглядом.
Через 13 лет Дэвид Алан покидает Рим и перебирается в Лондон. Некоторое время он работает над портретами, но это направление особого удовлетворения у художника не вызывает. В 1786 году Алан получает назначение на должность директора и владельца академии искусств.
В свои последние годы жизни Дэвид Алан вплотную занимался гравюрами и рисовал различные исторические сцены. Его самыми известными трудами можно назвать картины "Scotch Wedding", "Highland Dance", "Repentance Stool", "Illustrations of the Gentle Shepherd".
Практически на всех полотнах Алан реалистично изображает своих персонажей. Благодаря мастерскому владению кисти он тончайше передает желаемое настроение сцены.
Умер Дэвид Алан 6 августа 1796 года.
Дэвид Алан. Шотландская свадьба.
Дэвид Алан. Сэр Уильям Эрскин из Торри и его семья.
1769 - Иван Андреевич Крылов (1769 - 21. 11. 1844), русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала "Почта духов" и ходившей в списках пародийной трагикомедии "Трумф", высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми:
А ларчик просто открывался.
А Васька слушает да ест.
А вы, друзья, как ни садитесь - всё в музыканты не годитесь.
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
Слона-то я и не приметил.
Хоть видит око, да зуб неймет.
Рыльце в пуху.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном - басни "Кукушка и Орёл", "Осёл и Соловей", "Стрекоза и Муравей", "Квартет".
Иван Андреевич Крылов - биография, читать подробнее...