13 ноября 1851 года Николаевская, а при Советской власти – Октябрьская железная дорога соединила две…
13 ноября 1851 года, отправился первый поезд из Петербурга в Москву. В нём ехали 192 пассажира.
"ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПОМЕШАЮТ КОРОВАМ ПАСТИСЬ, КУРЫ ПЕРЕСТАНУТ НЕСТИ ЯЙЦА, ОТРАВЛЕННЫЙ ДЫМОМ ВОЗДУХ БУДЕТ УБИВАТЬ ПРОЛЕТАЮЩИХ МИМО ПТИЦ, ДОМА БЛИЗ ДОРОГИ ПОГОРЯТ» ИЗ АНГЛИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ, 20-Е ГОДЫ XIX ВЕКА.
Как сегодня компьютер и мобильный телефон полностью переменили мир, так и в середине XIX века сделали жизнь иной паровоз и железные рельсы. Александр Сергеевич Пушкин в одном из писем отмечает бытовую деталь: хороший астраханский арбуз в Москве стоит полтинник, а в Петербурге три рубля. Почему? А все по русской пословице «За морем телушка полушка, да рубль перевоз».
Рельсы, вагонетки все использовано в промышленности еще в XVII—XVIII вв. Ползунов в России и Уатт в Англии независимо друг от друга изобрели паровую машину. Век XIX должен был неизбежно стать веком паровоза. И все же еще в двадцатые годы противники железных дорог писали в английских газетах, что «железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет убивать пролетающих мимо птиц... дома близ дороги погорят... в случае взрыва будут разорваны на куски все пассажиры». Баварская медицинская комиссия в Германии предупреждала об опасности развития у пассажиров болезни мозга из-за быстрого движения. Пессимисты в России добавляли, что пути нельзя будет строить из-за сурового русского климата. Да и где взять столько топлива?
Меж тем специально для улучшения дорог в 1809 году был создан институт Сообщения. Он выпустил плеяду высококвалифицированных современных специалистов для строительства и эксплуатации российских железных дорог. В качестве своеобразной репетиции в России немцем была построена Царскосельская железная дорога, связавшая Петербург с Царским селом. Этот полигон позволил выполнить следующую задачу — строительство к 1851 г. двухпутной железной дороги Санкт-Петербург — Москва, а затем к 1862 г. дороги Санкт- Петербург — Варшава.
В 70-90-е годы Россией овладела железнодорожная лихорадка. За строительство дорог взялся частный бизнес. Под руководительством премьера Витте за короткий срок был реализован удивительный проект железной дороги через всю страну, дo Владивостока. Эти дороги надежнее и крепче самых твердых скреп соединили разные районы страны и способствовали стремительному росту ее экономики. В связи с этим как не вспомнить о первой построенной железной дороге до Брянска. В 60-е годы XIX века Брянск в российском масштабе был городком незаметным, вести дорогу из Москвы через наш город вначале никто и не собирался. Первая московская дорога на юг, понятно, пошла через губернский город Орел. А потом, чтобы подешевле орловское зерно на экспорт вывозить, в Министерстве путей сообщения начертили новую линию: от Орла до Витебска через Брянск, Рославль и Смоленск. В 1867 году концессию на строительство получило Орловское земство, а главным подрядчиком строительства назначили московского купца Петра Ионовича Губонина. Очень необычный для своего времени был человек. Губонин успел заранее по бросовым ценам скупить леса в местах, где должна была пройти дорога, а также построить в Брянском уезде первый распиловочный шпальный завод.
Кстати, шпалы тогда пилили вручную. Губонина упомянул Некрасов в знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо» Там крестьянин-строитель вспоминает, как прежде ел хлеб с мякиной и кострицей, от которого крутило живот, ...А ныне милость Божия! Досыта у Губонина Дают ржаного хлебушка, Жую — не нажуюсь. Это как раз про нашу, вручную прорытую, пробитую, отсыпанную в брянских лесах и болотах дорогу. Работа была адова, однако дорогу сделали всего за каких-то полтора года, и 24 ноября 1868 года на станции в Брянске продали первый железнодорожный билет.
Губонин нажил на стройке 19 миллионов рублей. Вместо оговоренных 60 миллионов Губонин истратил на строительство всего 41.
Из Петербурга до Брянска, вместо прежних десяти дней на лошадях, теперь стало возможным доехать за 36 часов. И вот ведь, сколько лет с тех пор прошло, а никто у нас с похожей удивительной скоростью больше дорог не строил.
Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, почти прямая линия, хотя раньше существовал небольшой изгиб между Окуловкой и Малой Вишерой. Существует легенда, что при проектировании дороги император Николай I лично начертил дорогу между двумя столицами, а изгиб возник из-за того, что карандаш обогнул приложенный к линейке палец. На самом деле в том месте был перепад высот, что затрудняло движение составов, движимых маломощными паровозами. Для того, чтобы не вцеплять дополнительный локомотив, и был создан объезд.
Ирина, доброе утро! Спасибо за интересный материал! А мне сразу вспомнилось...
ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ
Музыка Михаила Глинки
Слова Нестора Кукольника
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится*
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенно считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Не воздух, не зелень страдальца манят, -
Там ясные очи так ярко горят,
Так полны блаженства минуты свиданья,
Так сладки надеждой часы расставанья.
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
15 июля 1840, слова.
*В более привычной редакции поется «Веселится и ликует / Весь народ». Глинка, как и Кукольник, был убежденным монархистом, но так как к музыке Глинки у большевиков претензий не было, то в советское время его творчество не только не тронули, но даже активно пропагандировали, лишь тексты освободили от «контрреволюционной» лексики. Например, оперу "Жизнь за царя" переименовали в "Ивана Сусанина". Это обычное явление в культуре.
Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом, вошла в цикл романсов Глинки "Прощание с Петербургом" (1840). Паровоз тогда назывался пароходом. Одна из самых известных песен из репертуара Федора Шаляпина.
За песнЮ в исп. Харатьяна спасибо, Ирина.И за интересный рассказ тоже.
А я вот вспомнила песню:Красная Стрела... (Ал. Мажуков-Н. Зиновьев)