906
5
ID 116061
131 год со дня рождения Эйтора Вила-Лобоса (Heitor Villa-Lobos)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
05.03.2018 13:38
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ВИЛА ЛОБОС (Villa-Lobos) Эйтор (5 III 1887, Рио-де-Жанейро - 17 XI 1959, там же) - браз. композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, муз.-обществ. деятель. В детстве не получил систематич. муз. образования. Впоследствии занимался у Ф. Браги, Э. Освальда. С 16 лет, путешествуя по стране, изучал быт народа, собирал и записывал браз. муз. фольклор. Одно из ранних его сочинений - орк. сюита "Песни сертана" (1909), созданная под впечатлением браз. сертанов (необжитые р-ны страны).
С 1923 В. Л. совершенствовался в Париже. Встречался с М. Равелем, М. де Фальей, С. С. Прокофьевым, композиторами "Шестёрки" и другими музыкантами, оказавшими влияние на его творчество. Он много писал, концертировал (ежегодно выезжал на родину, выступая как дирижёр с исполнением произв. совр. европ. композиторов и собственных). С 1931 В. Л. - правительств. уполномоченный по вопросам муз. образования в Бразилии. Во мн. городах Бразилии он основал муз. школы и хор. коллективы. Разработал стройную систему муз. воспитания детей (придавал большое значение хор. пению, считая его фундаментом дальнейшего проф. обучения). В 1942 организовал Нац. консерваторию хор. пения. В 1945 по его инициативе в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки (был её бессменным президентом). В. Л. вёл широкую конц. деятельность, дирижировал на родине, в странах Юж. Америки, в Нью-Йорке, Бостоне, Лондоне, Париже, Риме, Лисабоне и других городах, пропагандируя за рубежом бразильскую музыку.
Произв. В. Л. носят ярко выраженный нац. характер. В творчестве композитора обобщены типичные черты браз. нар. иск-ва: ладовые, интонац., гармонич., ритмич., жанровые. Часто основой его сочинений были популярные нар. песни (модинья, тоада, эмболада), танцы (самба, сиранда, лунду). Партитуры В. Л. наряду с классическими включают нар. инструменты (преим. ударные и шумовые). Один из примеров фольклорной музыки у В. Л. - "14 Шоро" (1920-29; шоро - пьеса, исполняемая уличным ансамблем того же названия), представляющие собой своеобразную муз. картину Бразилии. В ранний период творчества В. Л. испытал влияние веризма (до нач. 20 в. в Бразилии господствовала итал. опера). Нек-рым сочинениям присущи характерные для веризма мелодраматизм, преувеличенная эмоциональность, аффектация чувств. На творческом развитии композитора отразилось также непродолжит. увлечение музыкой Р. Вагнера (прежде всего его орк. стилем). Но особенно сильно сказалось в творчестве В. Л. воздействие импрессионизма, проявляющееся в декоративной красочности гармонии (обилие хроматизмов, альтерированных аккордов), ажурной оркестровке (пристрастие к камерным составам, к неожиданным тембровым сопоставлениям), изысканной (зачастую трудной для исполнения) фп. фактуре. Сочетание импрессионистской техники с нац. основой характерно для фп. сюиты из 3 циклов "Мир ребёнка" (1918, 1921, 1925) - одного из лучших произв. В. Л., и фп. цикла "Сиранды" (1926). В творчестве В. Л. нашли отражение новые веяния европ. музыки (фп. трио No 3, 1918; Трио для гобоя, кларнета и фагота, 1921). Черты неоклассицизма присущи произв. 30-40-х гг. с их своеобразным "необахианством", широким использованием классич. линеарной полифонии. С наибольшей полнотой неоклассицистские принципы воплотились в одном из популярных сочинений В. Л. - цикле "Бразильские бахианы" (1930-44). Не прибегая к внешней стилизации, В. Л. трактует муз. формы баховской эпохи "по-бразильски": "Прелюдия" из "Бахианы" No 1 написана в характере нар. лирич. песни модиньи, "Интродукция" имеет подзаголовок "Эмболада" (бразильская шуточная песня-скороговорка), "Хорал" из "Бахианы" No 4 - "Песня сертана", "Жига" из "Бахианы" No 7 - "Сельская кадриль" и т. п.
Творч. наследие В. Л. (создал более 1000 произв., мн. из них не опубл. и не числятся в каталогах) отличается жанровым разнообразием. Среди сочинений композитора - балеты (популярны как в Бразилии, так и за рубежом), оперы, симф., хор., камерно-инстр., вок. музыка и др. Из симф. жанров ему ближе поэма, сюита. Одна из особенностей творчества В. Л. - стремление к сюжетности, что находит отражение в его симфониях.
В. Л. принадлежит учебное пособие "Практическое руководство для изучения фольклора" в 6 томах ("Guia Prбtico - Estudo Folclorico", 1932) - энциклопедия муз.-поэтич. фольклора Бразилии.
("Музыкальная энциклопедия")