1371
4
ID 101117
140 лет со дня рождения Мануэля де Фалья (Manuel de Falla)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
23.11.2016 13:27
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (23 XI 1876, Кадис - 14 XI 1946, Альта-Грасия, Аргентина) - испан. композитор и пианист. В детстве учился у матери, пианистки. В 1889-95 брал уроки фп. игры у X. Траго в Мадриде, в классе к-рого с 1896 занимался в консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт. В 1890-1896 написал первые пьесы, в т. ч. для камерно-инстр. ансамбля, в 1897-1904 - пьесы для фп. и 5 сарсуэл (пост. только "Любовные увлечения Инес" - "Los amores de la Inйs"). В 1902-04 обучался композиции у Ф. Педреля, к-рый оказал на Ф. плодотворное влияние, ориентировав на нац. муз. традиции и изучение испан. муз. фольклора - основы нац. муз. школы. Подлинно испан. характер носит первое значит. произв. Ф. - опера "Короткая жизнь" (соч. 1905; 1-я пр. на конкурсе мадридской Академии изящных иск-в, 1905), написанная на драм. сюжет из нар. жизни; её отличают выразительные и психологически правдивые образы, колоритные пейзажные зарисовки. Завоевав в 1905 1-ю пр. на конкурсе пианистов в Мадриде, Ф. много концертировал; одноврем. давал уроки игры на фп., сочинял музыку. В 1907-14 жил в Париже; творч. общение с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем и др. способствовало расширению его художеств. взглядов, обогащению стиля, совершенствованию мастерства. В "4 испанских пьесах" для фп. ("Арагонская", "Кубинская", "Монтанья. Пейзаж", "Андалусийская", соч. 1906-09, Мадрид - Париж) Ф. самобытно претворил влияние "Иберии" И. Альбениса. В 1912 (по совету Дюка) он переработал партитуру оперы "Короткая жизнь", к-рая была пост. в Ницце (1913) и Париже (31 XII 1913). В 1914 Ф. возвратился в Мадрид, где по его инициативе было создано Нац. муз. об-во для пропаганды старинной и совр. музыки испан. композиторов. Трагич. событиям 1-й мировой войны 1914-18 Ф. посв. "Молитву матерей, которые держат на руках своих сыновей" (для голоса с фп., сл. Г. Мартинеса Сьерры, 1914). В сочинениях 1910-20-х гг. получили законченное выражение осн. черты стиля Ф. - синтез достижений зап.-европ. муз. иск-ва нач. 20 в. с нац. испан. муз. традициями, характером и духом испан. нар. творчества. Эти особенности ярко проявились уже в вок. цикле "7 испанских нар. песен" (1914). Мастерски претворён характер южноиспан. музыки, в т. ч. канте хондо (см. Испанская музыка), в одноактном балете-пантомиме с пением "Любовь-волшебница" (1915), изображающем картины быта испан. цыган (из музыки балета Ф. создал орк. сюиту в 7 частях, одна из них - "Ритуальный танец огня", получивший мировую известность). Характерные особенности франц. импрессионизма в сочетании с испан. муз. основой проявились в крупном соч. для фп. с оркестром "Ночи в садах Испании" ("симф. впечатления" в 3 частях - "В Хенералифе", "Далёкий танец", "В садах Сьерры де Кордоба", соч. 1909-15, Париж - Мадрид). Широкую известность получил балет "Треуголка" в исполнении "Русского балета С. П. Дягилева" (1919, Лондон; хореография Л. Мясина, дирижёр Э. Ансерме, декорации и костюмы П. Пикассо; переработан из музыки к пантомиме "Коррехидор и мельничиха", написанной Ф. в 1916 по заказу Дягилева на основе жанрово-бытовой новеллы П. А. Аларкона "Треугольная шляпа", пост. 1917); "Треуголка" исполняется в театр. и конц. вариантах (известна также в виде симф. сюиты). Ценный вклад в репертуар пианистов Ф. внёс своей "Бетической фантазией" (Бетика - назв. римской провинции Юж. Испании, совр. Андалусии) - блестящей виртуозной пьесой, основанной на андалусских нар. темах; в ней использованы выразительные и технические приёмы, идущие от испан. гитарного исполнительства (написана в 1919 по просьбе Артура Рубинштейна и ему посвящена). С 1921 Ф. жил в Гранаде, где в 1922 организовал (совм. с Ф. Гарсиа Лоркой) фестиваль канте хондо, имевший большой обществ.-культурный резонанс. В Гранаде написан "Балаганчик маэстро Педро" - муз.-театр. произв. (собств. либретто на сюжет 26-й главы 2-й части "Дон Кихота" Сервантеса), сочетающее элементы оперы (с преобладанием в вок. партиях декламации и речитатива), балета-пантомимы и кукольного представления; в музыке претворены особенности муз. фольклора Кастилии (в отличие от андалусийского, на к-ром основаны многие предыдущие соч. Ф.), оригинально использован камерный оркестр с участием клавесина. 3-частный концерт Ф. для клавичембало (или фп.), флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели отмечен чертами неоклассицизма (1923-26, посв. В. Ландовской); возрождая в нём традиции испан. муз. классики, Ф. сочетает их с совр. выразит. средствами. В 1924-38 создал ряд небольших орк. и фп. пьес и романсов. На протяжении мн. лет работал над монументальной сценич. кантатой "Атлантида" (по поэме Ж. Вердагера-и-Сантало, на собств. либр.); не завершённая Ф., была закончена его учеником Э. Альфтером. Исполнялась в виде оратории в 1961, пост. как опера в 1962 в т-ре "Ла Скала" в Милане. В кон. 1939 Ф. эмигрировал из франкистской Испании в Аргентину; там изредка выступал как дирижёр.
Выдающийся европ. композитор 20 в., Ф. продолжал линию развития нац. испан. школы в музыке, начатую деятелями Ренасимьенто. В своих соч. Ф. выразил испан. характер в его общенац. содержании и муз. форме, свободной от местной ограниченности. Ярко индивидуальному стилю Ф. свойственны сжатость формы, изысканная отточенность муз. изложения, концентрированность муз. мыслей, напряжённая экспрессивность и вместе с тем сдержанность эмоций, богатство и разнообразие ритмики, сочный, рельефный тематизм, красочность (в поздних соч. - аскетич. строгость) оркестровки; гармония Ф. носит тональный характер (в соч. 1920-х гг. встречается политональность). Творчество Ф. - вершина совр. испан. музыки; оно принадлежит и к высшим достижениям зап.-европ. муз. иск-ва 20 в. Его соч. исполнялись в СССР (в 1928 опера "Короткая жизнь", или "Миг жизни", под назв. "Девушка из предместья" пост. Муз. т-ром им. Вл. И. Немировича-Данченко в Москве). Мн. пьесы Ф. получили известность в переложениях для скрипки и для виолончели с фп., сделанных скрипачами Ф. Крейслером, П. Коханьским, виолончелистом М. Марешалем и др. Ф. - автор муз.-критич. работ, в т. ч. очерка о канте хондо, статей о Р. Вагнере, К. Дебюсси, М. Равеле, Ф. Педреле.
("Музыкальная энциклопедия")