1281
8
ID 105848
147 лет со дня рождения Франца (Ференца) Легара (Franz Lehár)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
30.04.2017 13:41
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ЛЕГАР (Lehár) Ференц (Франц) (30 IV 1870, Комаром, Венгрия - 24 X 1948, Бад-Ишль, Австрия) - венг. композитор и дирижёр. Сын композитора и капельмейстера воен. оркестра. Л. гимназистом посещал (с 1880) Нац. муз. уч-ще в Будапеште. В 1882-88 учился в Пражской консерватории игре на скрипке у А. Бенневица, теоретич. предметам - у Й. Б. Фёрстера. Начал писать музыку в студенч. годы. Ранние соч. Л. заслужили одобрение А. Дворжака и И. Брамса. С 1888 работал скрипачом-концертмейстером оркестра объединённых т-ров в Бармен-Эльберфельде, затем в Вене. Вернувшись на родину, с 1890 работал капельмейстером в разл. воен. оркестрах. Написал много песен, танцев и маршей (в т.ч. популярный марш, посв. боксу, и вальс "Золото и серебро"). Приобрёл известность после пост. в Лейпциге в 1896 оперы "Кукушка" (по имени героя; из рус. жизни времён Николая I; во 2-й ред. - "Татьяна"). С 1899 был полковым капельмейстером в Вене, с 1902 - 2-м дирижёром "Театра ан дер Вин". Постановкой в этом т-ре оперетты "Венские женщины" начался "венский" - осн. период творчества Л. Он написал свыше 30 оперетт, среди к-рых наибольший успех имеют "Весёлая вдова", "Граф Люксембург", "Цыганская любовь". Лучшие произв. Л. характеризуются искусным сплавом интонаций австр., сербских, словацких и др. песен и танцев ("Плетельщик корзин" - "Der Rastelbinder", 1902) с ритмами венг. чардашей, венг. и тирольских песен. В нек-рых опереттах Л. сочетаются совр. ему новейшие амер. танцы, канканы и венские вальсы; в ряде оперетт мелодии построены на интонациях рум., итал., франц., исп. нар. песен, а также на польских танц. ритмах ("Голубая мазурка"); встречаются и др. "славянизмы" (в опере "Кукушка", в "Танцах голубой маркизы", опереттах "Весёлая вдова" и "Царевич"). Однако в основе творчества Л. - венг. интонации и ритмы. Мелодии Л. легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", но они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центр. место в опереттах Л. занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классич. венской оперетты, вальсы Л. характеризуются нервной пульсацией. Л. находил новые выразит. средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно установить появление разл. танцев в Европе). Мн. оперетты Л. неоднократно переделывал, обновлял либр. и муз. язык, и они шли в разные годы в разных т-рах под др. назв. Л. придавал большое значение оркестровке, часто вводил нар. инструменты, в т.ч. балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато, чтобы подчеркнуть нац. колорит музыки. Его инструментовка эффектна, насыщенна и красочна; часто сказывается влияние Дж. Пуччини, с к-рым Л. связывала большая дружба; черты, родственные веризму и др., проявляются также в сюжетах и характерах нек-рых героинь (напр., Ева из оперетты "Ева" - простая фабричная работница, в к-рую влюбляется хозяин стекольного завода). Творчество Л. во многом определило стиль новой венской оперетты, в к-рой место гротесковых сатирич. буффонад заняли бытовая муз. комедия и лирич. драма, с элементами сентиментальности. Стремясь приблизить оперетту к опере, Л. углубляет драм. коллизии, развивает муз. номера почти до оперных форм, широко применяет лейтмотивы ("Наконец, одни!" и др.). Эти черты, наметившиеся еще в "Цыганской любви", особенно проявились в опереттах "Паганини" (1925, Вена; ее сам Л. считал романтической), "Царевич" (1925), "Фридерика" (1928), "Джудитта" (1934) Совр. критики называли лирич. оперетты Л. "легариадами". Сам Л. назвал свою "Фридерику" (из жизни Гёте, с муз. номерами на его стихи) зингшпилем.
("Музыкальная энциклопедия")