15 сентября день рождения великой писательницы и не менее великой женщины. Агата Кристи подарила нам смешного, чарующе умного Эркюля Пуаро и очевидный повод восхищаться не только женской красотой, но и женским умом.
Агата Кристи — Дейм Агата Мэри Кларисса Миллер (15 сентября 1891 — 12 января 1976) — знаменитая английская писательница, мастер детективного жанра, автор свыше 60 романов, 20 пьес и многих сборников рассказов, по многим из которых сняты одноименные кинофильмы и поставлены спектакли… Агата Миллер родилась 15 сентября 1890 года в городе Торки, графства Девон. Её родители были состоятельными переселенцами из Соединенных Штатов. Она была третьим (и последним) ребенком в семье и казалась родителям — Фредерику и Клариссе — медлительной и туповатой рядом с живыми и энергичными старшими детьми. В семье все свыклись с мыслью, что она ничего в жизни не добьется. В лучшем случае — удачно выйдет замуж. Детство будущей писательницы прошло в одиночестве — у нее не было товарищей, брат и сестра были намного старше, а начальное образование она получила дома. С одной стороны, это стимулировало фантазию, а с другой — развивало робость, чувство, которое она так и не смогла в себе никогда преодолеть. Получила она так же и хорошее музыкальное образование и только страх перед выступлениями на публике помешал ей встать на путь исполнительницы.
«Люди, которых я придумывала, – писала Кристи, – были для меня более реальны, нежели окружавшие меня на самом деле». Настольной книгой Агаты была «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, а первый услышанный ею детектив – «Голубой карбункул» Артура Конана Дойла. Как впоследствии она вспоминала, именно тогда «в каком-то уголке моего мозга, где рождаются темы для книг, появилась мысль: «Когда-нибудь я сама напишу детективный роман».
Еще в детстве она писала «стихи-арлекиниады» (их героями были Пьеро и арлекины), которые печатал местный журнал «Поэтри ревью». За опубликованный рассказ «Дом красоты» 18-летняя Агата даже получила приз – гинею, которой очень гордилась. Она была отличным рассказчиком и умела держать читателей в плену своих фантазий. Первый детективный роман Агаты — «Таинственное происшествие в Стайлсе» — был написан на спор со старшей сестрой Мэдж. Сестра утверждала, что создать хороший детектив очень трудно. Агата книгу написала, но издать долгое время не могла. Роман отказались печатать шесть издательств, и только седьмое рискнуло. Продано было 2 тыс. экземпляров, сочинительница получила мизерный гонорар — всего 25 фунтов стерлингов. Рождение «королевы детектива» в 1920 г. широкая публика не заметила.
В первый раз Агата Кристи вышла замуж в 1914 году за полковника Арчибальда Кристи, в которого была влюблена уже несколько лет — ещё когда он был лейтенантом. У них родилась дочь — Розалинда. В 1926 году умерла мама Агаты, а ее муж, полковник Арчибальд Кристи, потребовал развода. Несмотря на взаимную привязанность в начале, их брак окончился разводом в 1928 году: Арчи влюбился в свою коллегу по гольфу Нэнси Нил. Пытаясь сохранить брак ради дочери, Агата едва не сошла с ума: однажды обнаружили её пустую машину с упакованными вещами, в то время как сама Агата, без памяти, оказалась в некоем пансионате. Ей потребовалось некоторое лечение, чтобы восстановить память. По другой версии, исчезновение было задумано ей специально, чтобы отомстить мужу, которого полиция неизбежно заподозрила в убийстве писательницы. В 1930 году, путешествуя по Ираку, на раскопках в Уре она познакомилась со своим будущим супругом — археологом Максом Маллоуэном. С тех пор она периодически проводила несколько месяцев в году в Сирии и Ираке в экспедициях вместе с мужем. Во время Первой мировой войны Кристи работала в больнице, затем — в аптеке. Вероятно, это впоследствии повлияло на сюжеты ее произведений, где часто фигурируют яды и отравления. В 1920 году Кристи публикует свой первый детективный роман, который до этого был пять раз отвергнут британскими издателями. Вскоре у нее появляется целая серия произведений, в которых действует сыщик-бельгиец Эркюль Пуаро. Интеллектуал Эркюль Пуаро и комичный, старательный, но не очень умный капитан Гастингс. Позже в её романах появляется не менее известная мисс Марпл.И если Пуаро и Гастингс были скопированы с Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то пожилая дева мисс Марпл является собирательным образом, напоминающим главных героинь писательниц М. З. Брэддон и Анны Кэтрин Грин.
Писательница ни разу не сделала темой своих романов преступления сексуального характера. В отличие от сегодняшних детективов в её произведениях практически нет сцен насилия, луж крови и грубости. По её мнению такие сцены притупляют чувство сострадания и не позволяет читателю сосредоточиться на главной теме романа. «Детектив был рассказом с моралью, – писала она. – Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву. Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости». Лучшим своим произведением Агата Кристи считала роман «Десять негритят». Скалистый островок, на котором происходит действие романа, списан с натуры — это остров Бург в южной Британии. Читатели также оценили книгу — у неё самые большие продажи в магазинах.
В 1958 году писательница возглавила английский Детективный клуб. В 1971 году за достижения в области литературы Агата Кристи была удостоена ордена Британской Империи, обладательницы которого также приобретают дворянский титул «дэйм», употребляющийся перед именем. Писательница умерла 12 января 1976 года у себя дома в городе Уоллингфорд (Wallingford), Оксфордшир после короткой простуды и была похоронена в деревне Чолси.
Интересные факты -
* Когда семья вышедшего в отставку полковника Кристи столкнулась с финансовыми проблемами, Арчи предложил жене решить их с помощью написания очередного остросюжетного романа. Книга «Тайный противник» с главными героями Томми и Тапенс Бересфорд вышла в 1922 г. Интересен следующий факт: писательница поначалу считала, что женщина — автор детективов будет встречена читателями с предубеждением, и хотела взять себе псевдоним Мартин Уэст или Мостин Грей. Однако издатель настоял на сохранении собственных имени и фамилии, потому что имя Агата было редким и запоминающимся.
* Сыщик-бельгиец Эркюль Пуаро появился в самом первом романе Кристи «Таинственное происшествие в Стайлзе» в дальнейшем был героем 25 романов, пока в 1975 году не «умер» в романе «Занавес: последнее дело Пуаро». Настоящий же успех пришел к Агате Кристи, когда на прилавках появился роман «Убийство Роджера Экройда». Затем последовали романы «Убийство в доме викария» и знаменитый «Восточный экспресс». В своей «Автобиографии» Кристи писала о долгом выборе прототипа главного героя. После долгих сомнений она остановилась на колоритной внешности одного из бельгийских беженцев, которых Англия принимала в годы войны. Чтобы объяснить наличие у него обширных криминалистических познаний, ему было придумано прошлое инспектора полиции. Единственным просчетом Агаты был пенсионный возраст героя. Представленный в первом романе пожилым человеком, он был вынужден пребывать в этом качестве на протяжении всей долгой творческой карьеры писательницы. Последней изданной при жизни Агаты Кристи книгой был «Занавес». Она словно чувствовала, что это реквием, и долго не хотела публиковать книгу. По сюжету Эркюль Пуаро погибает. Создательница Эркюля Пуаро пережила своего героя всего на несколько месяцев. После его смерти и самой писательнице нечего было делать на этом свете.
* В 1930 г. появился роман «Убийство в доме викария», в котором впервые был введен женский персонаж детектива-любителя — мисс Марпл. По словам внука писательницы Мэтью Причарда из героев Кристи ей больше нравилась мисс Марпл — «старая, умная, традиционная английская леди». Агата Кристи была поборницей эмансипации. Это распространялось, в первую очередь, на сферу интеллектуальной деятельности. Своё мнение она не раз озвучивала словами и поведением героинь своих романов. Её часто спрашивали: «Миссис Кристи, вы писали вашу мисс Марпл с себя?» — «Ну что вы, я на нее совсем не похожа. А появилась она очень просто — я нашла на чердаке в доме одной из моих бабушек старый ридикюль, вытряхнула из него крошки от сладких сухариков, два пенни и полуистлевшие шелковые кружева — вот вам и мисс Марпл». Последний роман Агаты Кристи о мисс Марпл был написан за год до смерти. Тогда писательнице исполнилось 85 лет.
* В 1958 г. она была избрана президентом старейшей организации — «Дэтекшн Клаб», открытой еще в 1930 г. Эту ношу она несла до самой своей смерти, деля часть обязанностей с лордом Гореллом, который вместо нее произносил торжественные тосты и вступительные речи. Агата Кристи оносится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы и является одним из самых публикуемых писателей за всю историю человечества (после Библии и Шекспира). Опубликовала более 60 детективных романов, 6 любовных романов (под псевдонимом Мэри Уэстмэкотт) и 19 сборников рассказов. 16 её пьес были поставлены в Лондоне. Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 2 миллиардов экземпляров и переведены более чем на 100 языков мира. После публикации последней книги Агата говорила: «Отныне я живу в долг. Жду в прихожей вызова, который неминуемо последует, после чего я перейду куда-то еще. Я готова ко встрече со смертью… Я всегда обожала эскимо. Однажды для дорогой старушки будет приготовлено изысканное холодное блюдо, и она уйдет по ледяной дороге. И больше не вернется».
Советы Эркюля Пуаро -
- Человек, который так и не повзрослел, самый опасный человек – он думает, что ему все дозволено.
- Умный человек всегда осторожен, даже во сне.
- Пристрастное отношение к людям часто мешает сделать правильные выводы. Следует доверять фактам, а не чувствам.
- Здравый смысл – скучная вещь. Каждый должен быть немножко сумасшедшим, с легкими завихрениями, и тогда жизнь покажется в новом свете, в совершенно неожиданном ракурсе.
- Я открываю свое сердце тем, кто обращается ко мне за помощью.
- Соблюдение тайны – искусство, требующее многократной и виртуозной лжи, и больших артистических способностей, и умения наслаждаться этой комедией от всей души.
- Сам я к лгунам отношусь с пониманием. Женщина, которая не лжет, – это женщина без воображения, а такие женщины мне не симпатичны.
- Мужчин опасность подстерегает повсюду, а женщин, главным образом, в любви.
- По-настоящему любит тот, кого меньше любят.
- Какой смысл иметь миллион друзей, если у тебя есть один злейший враг.
- Восстановить картину преступления – цель детектива. Нужно нанизывать факты один на другой так, словно вы кладете одну карту за другой, складывая карточный домик.
- Странная все-таки вещь – интуиция, и отмахнуться от неё нельзя, и объяснить невозможно.
- После нервного потрясения не следует избегать обстоятельств, при которых оно произошло, а, наоборот, нужно их снова пережить. По принципу: летчика после аварии снова посылают в полет.
- Характер человека, мой дорогой, не застывает. Он может набираться сил. А может и вырождаться. Каков человек на деле, становится видно только тогда, когда приходит испытание, то есть тот момент, когда вы или устоите на собственных ногах, или упадете.
- Большинство карьеристов несчастны. Поэтому-то они и добиваются успеха – они стараются сами себе что-то доказать и ради этого из кожи лезут вон, добиваясь признания окружающих.
- Прошлое следует забыть – ведь мы живем настоящим.
— В жизни иногда случаются просто ужасные вещи... Нужно обладать большой силой духа. — Чтобы убить себя? Да, пожалуй, вы правы. — А также чтобы жить, – сказал Пуаро, – для этого тоже нужно обладать силой духа.
- Не открывайте своего сердца для зла, мадемуазель. Впустив его туда, вы уже не сможете повернуть назад.
На публике Агата Кристи приковывала внимание своими остроумными высказываниями. Вот наиболее яркие из них:
«В жизни все повторяется гораздо чаще, чем можно подумать. Море бесконечно более разнообразно»
«Здравый смысл — скучная вещь. Каждый должен быть немножко сумасшедшим, с легкими завихрениями, и тогда жизнь покажется в новом свете, в совершенно неожиданном ракурсе»
«Утомительно, когда человек все время оказывается прав»
«Война не решает никаких проблем; победа действует так же губительно, как и поражение»
«Это просто удивительно, какое огромное наслаждение можно получать почти от всего, что существует в жизни. Нет ничего упоительнее, чем принимать и любить все сущее. Можно получать удовольствие почти от любой пищи и любого образа жизни: деревенской тиши, собак, проселочных дорог; от города, шума, толпы, грохота машин. Я счастлива сказать, что люблю почти все»
«Я поняла, что нельзя оборачиваться назад, нельзя даже пытаться оборачиваться назад. Жизнь — это улица с односторонним движением»
«Есть поговорка, что о мёртвых надо говорить либо хорошо, либо ничего. По-моему, это глупость. Правда всегда остается правдой. Если уж на то пошло, сдерживаться надо, разговаривая о живых. Их можно обидеть — в отличие от мёртвых»
«Нет большей ошибки в жизни, чем увидеть или услышать шедевры искусства в неподходящий момент. Для многих и многих Шекспир пропал из-за того, что они изучали его в школе»
«Друзей можно разделить на две категории. Одни вдруг возникают из вашего окружения и на время становятся частью вашей жизни. Как в старомодных танцах с лентами. Они проносятся сквозь вашу жизнь, так же, как вы через их. Некоторых запоминаете, других забываете. Но существуют и другие, не столь многочисленные, которых я назвала бы «избранными»; с ними вас связывает подлинная взаимная привязанность, они остаются навсегда и, если позволяют обстоятельства, сопровождают вас всю жизнь»
«Боюсь, что от человеческой натуры, за которой мне довелось наблюдать столь долгое время, хорошего ждать не приходится»
«Свобода стоит того, чтобы за неё бороться».
«Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, все остается живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, все разрушается.»
«Нет ничего утомительнее человека, который всегда прав.»
«Странно, женщины от любви хорошеют, а мужчины выглядят, как больные овцы.»
|
Десять негритят
Режиссер Станислав Говорухин
Актеры Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Александр Кайдановский, Алексей Жарков, Анатолий Ромашин, Людмила Максакова, Михаил Глузский, Алексей Золотницкий, Ирина Терещенко, Александр Абдулов
Производство Одесская киностудия. Год 1987
Десять человек приглашены на Негритянский остров под разными предлогами. Оказавшись в замке, каждый слышит записанный на пластинку смертный приговор. На столе — черные фигурки негритят, в каждой спальне — стишок на стене. «Десять негритят решили пообедать, один из них вдруг поперхнулся, и их осталось девять». Умирает человек — исчезает фигурка негритенка… Здесь каждый из героев - и жертва, и преступник, и сыщик. Кто этот загадочный мститель? Где сокрыта подоплека черного юмора, которым пропитан роман? Почему отличные артисты больше не собирались в такое созвездие в одном фильме? Было бы от кого глаз не оторвать!