16 июня - Календарь Истории.
16 июня.
Именины.
Афанасий, Дмитрий, Лукьян, Павел, Юлиан.
Народные приметы и фольклор Руси.
На Лукиана не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует: южный ветер - к урожаю яровых, северо-западный - к сырому лету, восточный - к наносным болезням. С севера - будет день ясный; прохладный ветер - к граду; с юга или запада - к ненастью; с юго-запада - ненастье надолго.
Если вихрь медленно поднимается кверху и долго перемещается, вращаясь, - погода будет ясная.
Если весь день будет идти дождь, будет много грибов.
Гроза в этот день сулит плохую уборку сена.
Если хочешь рыть колодезь в этот день, опрокинь на землю сковороду и по сырости ее узнаешь, есть ли вода близко.
Родившиеся в этот день как ветер. Их в доме не удержать. Им следует носить изумруд.
Знаменательные события.
Основана автомобильная компания "Форд Мотор".
16 июня 1903 года молодой американский инженер Генри Форд, заручившись поддержкой группы финансистов, основал свою собственную автомобильную фирму "Форд мотор компани". Главной целью изобретателя стало превращение автомобиля из предмета роскоши в предмет первой необходимости.
Поначалу компания Форда занималось производством автомобилей с двух-, четырех-, а впоследствии и шестицилиндровыми двигателями. Всего было выпущено 7 моделей: "А", "В", "С", "F", "К", "N", "R".
В 1908 году Форд выпустил модель "T" . Это был надежный и недорогой автомобиль. В год своего выпуска "Форд-Т" стоил 825 долларов, а уже к 1912 году стоимость автомобиля составляла всего 375 долларов, что сделало его самым доступным средством передвижения в Америке.
Автомобиль Форда был прост в управлении, не требовал сложного технического обслуживания и мог ездить даже по бездорожью. В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров и стали единственными владельцами фирмы.
В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании. Однако после скоропостижной кончины сына в 1943 году, Генри Форду вновь пришлось возглавить фирму. В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку, Генри Форду II.
В 1946 года за заслуги перед автопромышленностью Генри Форд - старший был удостоен почетной премии, а Американский институт нефти вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом.
Зарегистрирована торговая марка "Пепси-Кола".
В 1893 году молодой фармацевт Калеб Брэдхэм из Нью-Берна (штат Северная Каролина) создал фармацевтическую смесь из газированной воды, сахара, ванили, редких масел и орехов колы. Вскоре она стала продаваться в аптеках в качестве веселящего, укрепляющего и способствующего пищеварению напитка.
Спустя пять лет после изобретения Брэдхэм придумал для нее название - "Пепси-Кола", а 16 июня 1903 года зарегистрировал его как торговую марку. Название было составлено из наименований ингредиентов - пепсина (пищеварительный фермент) и ореха колы. Вскоре Калеб Брэдхэм организовал компанию "Пепси-Кола Компани".
В 1923 году из-за роста цен на сахар во время Первой мировой войны компания обанкротилась. Для оформления банкротства Калебу Дэвису Брэдхэму, создателю напитка и руководителю компании,пришлось не только представить в федеральный суд рецепт сиропа, но и подтвердить истинность этой информации под присягой.
Через восемь лет компания обанкротилась вторично. Однако, во время депрессии 1930- х годов в США "Пепси-Кола Компани" организовала успешную атаку на рыночные позиции своего главного конкурента "Кока-Колы".
Пепси начали продавать в бутылках по 12 унций по цене 5 центов. В то время как бутылка "Кока-Колы" объёмом 6 унций также стоила 5 центов. "Кока-кола" не могла выпустить напиток в другой бутылке, так как торговые автоматы принимали монеты по 5 центов, а у "Кока-Колы" оставался запас в 1 млрд. 6-унциевых бутылок.
Во время Второй мировой войны "Пепси-Кола" обошла популярные в то время напитки "Royal Crown" и "Dr. Pepper" и стала напитком № 2 после "Кока-Колы".
Открылся Всесоюзный пионерский лагерь "Артек"
Всемирно известная детская здравница "Артек" расположена на южном берегу Крыма в 12 километрах от Ялты. "Артек" был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулезом, по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Соловьёва.
Детский лагерь открылся 16 июня 1925 года. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. В следующем году "Артек" посетила первая зарубежная делегация - пионеры из Германии.
Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Позже на берегу построили лёгкие фанерные домики. В 1930-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, "Артек" постепенно был переведён на круглогодичную работу.
В годы Великой Отечественной войны "Артек" был эвакуирован в Сталинград, а затем в Алтайский посёлок Белокуриха. После освобождения Крыма от оккупантов, в апреле 1944 года, началось восстановление "Артека". В августе 1944 года открылась первая послевоенная смена.
В 1960- е годы активно развивалось международные связи "Артека", шло крупномасштабное строительство. Открылись лагеря-комплексы "Прибрежный", "Горный", "Янтарный", "Хрустальный", "Алмазный", "Горный".
В советские времена путёвка в "Артек" считалась престижной наградой как для советских детей, так и для иностранных школьников. В дни расцвета ежегодное количество путёвок в "Артек" составляло 27 тысяч.
В 1990 году в результате реорганизации Всесоюзный пионерский лагерь "Артек" превратился в Международный детский центр "Артек", специализирующийся на организации отдыха и оздоровления детей и подростков. После провозглашения Украиной независимости в 1991 году и до марта 2014 года лагерь "Артек", расположенный на территории Крыма, принадлежал Украине.
С марта 2014 года "Артек" вместе с Республикой Крым был принят в состав Российской Федерации и с тех пор принадлежит России.
Космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
16 июня 1963 года Валентина Терешкова на космическом корабле "Восток-6" совершила полет в космос. Она стала шестым по счету советским космонавтом. Одновременно на орбите находился космический корабль "Восток-5", пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов. О полёте они узнали из новостей по радио.
Полковник Николай Петрович Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов, вспоминал: "Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал её доклады по радио, единодушно заявили, что она провела старт лучше Поповича и Николаева. Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта".
Терешкова довольно тяжело перенесла полет. Однако несмотря на тошноту и физический дискомфорт, она выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере.
Эти три дня навсегда изменили жизнь Терешковой. Если на орбиту она улетала никому не известной фабричной девушкой из ярославской глубинки, которая по вечерам училась в техникуме и занималась парашютным спортом, то на Землю вернулась, чтобы стать Героем Советского Союза и первой в мире женщиной-генералом.
После Терешковой вторая женщина полетела в космос лишь через 19 лет. Ею стала Светлана Савицкая.
Дни истории:
1505 - Впервые обменялись дипломатическими посланиями русский царь Иван III и король Испании Филипп I.
1578 - Во Львове казнен руководитель борьбы против турок казацкий кошевой атаман Ивана Подкова.
Живя среди казаков, Иван Подкова выдавал себя за брата молдавского господаря Иоана III Водэ Храброго, возглавлявшего национально-освободительное движение и убитого турками. Есть версия, что он происходил из секейского рода Баториев, бежал к казакам, спасаясь от семейных интриг. Когда слухи об этом дошли до молдаван, недовольных своим воеводой Петром VI Хромым, они снарядили в 1577 году посольство к Ивану Подкове и просили его занять престол. При содействии отряда казацкого гетмана Якова Шаха из 600 казаков, и своего отряда, в который входили и молдаване, Подкова вторгся в Молдавию и низвергнул с престола Петра Хромого. Ивана Подкову поддержали народные массы. В конце ноября 1577 он занял столицу Молдавии Яссы и провозгласил себя господарём.
Удержаться в Молдавии Подкове удалось, однако, не более двух месяцев. Воевода Пётр, собрав свежее войско, двинулся к Яссам, чтобы возвратить потерянный престол, но был вторично разбит Подковой. Тогда Стефан Баторий, король польский, написал своему брату, трансильванскому воеводе Христофору, чтобы тот оказал помощь Петру Хромому.
В начале 1578 года Иван Подкова, видя, что ему не удержаться на престоле, решил оставить Молдавию и хотел пробраться к запорожским казакам. Но брацлавскому воеводе удалось уговорить Подкову отправиться в Варшаву, чтобы оправдаться перед Баторием. Король, однако, в угоду туркам заключил Подкову под стражу и приказал казнить его. 16 июня 1578 года во Львове на площади Рынок в присутствии большого количества местных жителей и османских послов славному казаку снесли голову.
Ивана похоронили в православной Успенской церкви. Однако казаки выкрали его тело, перевезли в Канев и похоронили в одном из православных монастырей под Чернечей горой.
Казнь Ивана Подковы и превратила его в народного героя. О нём слагали многочисленные предания, думы и песни. Он стал героем романтической поэмы Тараса Шевченко "Иван Подкова" (1839).
1671 - На Красной площади в Москве казнен Степан Тимофеевич Разин, донской атаман, предводитель Крестьянской войны 1670-1671 годов, крупнейшей в истории допетровской России.
С.А. Кириллов. «Степан Разин»
Разинское движение было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону, в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон крестьянин становился казаком. он ходил в воровские походы на Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. "Старые" казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества - донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.
В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 500-800 казаков, но к ним прибывали всё новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек.
Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию, носил характер неповиновения Московскому правлению и блокировал торговый путь на Волгу. Всё это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами.
Поход начался в мае 1667 года. Через реки Иловлю и Камышинку разинцы вышли на Волгу, выше Царицына и рабили торговые суда купцов. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей. Всё это ещё находилось в пределах того, что обычно делали казаки на Волге. Но позже действия разинцев вышли за рамки обычного казачьего воровства и превратились уже в антиправительственное выступление. Это - разгром стрельцов во главе с воеводой Чёрного Яра С. Беклемишевым на протоке Бузан, а затем - взятие Яицкого городка.
Весной 1668 года разинцы вышли в Каспийское море. Вблизи персидского города Решта у казаков произошёл бой с шахскими силами. Бой был тяжёлый, и разинцам пришлось вступить в переговоры. Но прибывший к шаху Сулейману посланник русского царя Пальмар привёз царскую грамоту, где сообщалось о выходе в море воровских казаков. В грамоте предлагалось персам, расправляться с ними без пощады. Переговоры с казаками были прерваны. По приказу шаха казаков перековали, а одного затравили собаками. В ответ разинцы взяли Фарабат.
Весной 1669 года казаки выдержали несколько боёв на полуострове Миян-Кале, а затем у Свиного острова вблизи Баку. Там произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Сефевиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении (у Свиного острова) в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом - дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин впоследствии, как поётся в известной песне "Из-за острова на стрежень…", бросил с корабля в воду.
После победы разинцы отправились к Астрахани, а затем на Дон.
Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть, собственно, война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын и подошли к Астрахани, которую им сдали горожане.
После взятия Астрахани на сторону Разина добровольно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара), а также чуваши, марийцы, татары, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком. На протяжении всей дороги повстанцы слали письма в различные регионы Руси с призывами к восстанию. Такие письма они называли "прелестными". Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь предводителями выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные казачьи предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская.
В сентябре 1670 года разинцы взяли часть Симбирска и осадили Симбирский кремль. Отряды Разины при поддержке примкнувшего местного населения в сентябре осадили Цивильск, захватили Алатырь и Саранск, без боя овладели Пензой и Козьмодемьянском. Повстанческие отряды спровоцировали волнения в Галицком, Ефремовском, Новосильском, Тульском и других уездах, также под влиянием слухов о успехах восстания крестьянские волнения вспыхнули в Боровском, Каширском, Коломенском, Юрьев-Польском, Ярославском уездах, куда разинские эмиссары не добрались.
Для подавления восстания правительством были отправлены значительные силы: в сентябряе из Мурома выдвинулось войско во главе с князем Ю.А. Долгоруковым, а из Казани выступило войском под командованием князя Д.А. Барятинского. Войско Долгорукого в октябре 1670 года разбило отряды Разина около села Мурашкино к северу от Арзамаса, в декабре освободило Саранск, Пензу. Барятинский в начале октября нанёс поражение Разину в окрестностях Симбирска. Затем разблокировал Цивильск и освободил Козьмодемьянск, занял Алатырь.
Крупнейшее сражение повстанцев с царскими войсками состоялось 7 и 8 декабря 1670 года у сел Баево и Тургенево (Мордовия). Повстанцами (20 тыс. чел. при 20 пушках), командовал мордовский мурза Акай Боляев ( Мурзакайка, мурза Кайко), царскими войсками - воеводы, князь Ю. Барятинский и присланный ему на помощь главнокомандующим Долгоруковым - В. Панин
В сражении под Симбирском Степан Разин был тяжело ранен и был вывезен преданными ему казаками на Дон. Оправившись от ранения, Разин начал собирать войско для нового похода. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на всё казачество, в апреле 1671 года Разина с братом Фролом пленили и впоследствии выдали его царским воеводам. 2(12) июня того же года Степан и Фрол Разины были доставлены в Москву. После четырёх дней допроса, в ходе которого были применены пытки, 6(16) июня Степан Разин был четвертован на Красной площади.
Война в Поволжье, под предводительством атаманов Василия Уса и Фёдора Шелудяка, продолжалась и после казни Разина. Лишь 27 ноября (7 декабря) 1671 года правительственные войска овладели столицей разинцев Астраханью. В ходе мятежа исключительную жестокость проявляли и повстанцы, и каратели.
1780 - Пожар Гостиного двора.
Деревянные лавки сгорели полностью, уцелела только часть Гостиного двора, обращенная к Невскому проспекту. Пострадали и дома, стоявшие поблизости. Вскоре вышел указ Екатерины II, предписывавший купцам открывать лавки в разных частях города, дабы пожар не мог нанести слишком большой урон.
1784 - в Голландии запрещена оранжевая одежда.
1822 - Открылось здание цирка на Крестовском острове,
первое в Санкт-Петербурге здание, построенное специально для цирка.
1876 - Началось плавание Альфреда Енсена - первого мореплавателя, решившегося пересечь Атлантический океан на парусной лодке.
1880 - Капитан 1-го ранга Александр Можайский вошел в Департамент Торговли и Мануфактуры с прошением о выдаче ему пятилетней привилегии на воздухоплавательный аппарат.
1909 - Заложены 4 линкора типа "Севастополь". "Гангут" и "Полтава" были заложены на Адмиралтейском заводе, "Севастополь" и "Петропавловск" - на Балтийском. Постройку кораблей планировалось осуществить в 38 месяцев, закончив в августе 1912 года, но в реальности она значительно растянулась из-за недостаточного финансирования, и как следствие, запоздалого заключения договоров на поставку комплектующих.
Головной корабль серии - "Севастополь" будет торжественно спущен на воду 16 июня 1911 года, следом, в июне-сентябре - остальные линкоры. Достроить корабли и передать флоту не успеют и к 1914 году, будут спешно доделывать в начале Первой мировой войны.
1909 - Впервые продан американский самолет (Glenn Curtiss за $ 5,000).
1917 - I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде (285 эсеров, 248 меньшевиков и 105 большевиков из 822 делегатов, по данным из википедии - 1090 делегатов из которых 777 заявили о своей партийности).
Большинство высказывается за образование коалиционного правительства, и только Ленин утверждает, что большевики готовы немедленно взять власть.
18 июня 1917 года по призыву Съезда советов была проведена колоссальная демонстрация, на которую собралось около 400 тысяч человек. Основным ее лозунгом было "Долой войну!", но были и другие: "Долой десять министров-капиталистов!", "Вся власть Советам!".
1927 - В Москве прошла первая легкоатлетическая эстафета на призы газеты "Вечерняя Москва".
1930 - Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о введении декретного времени (поясное время плюс один час) с целью более рационального использования светлой части суток. Таким образом, время на территории часовых поясов в России отличалось от всемирного времени на номер часового пояса (в часах) плюс один час (с 1981 года в летний период - на два часа) (постановление было отменено в 1991 году).
1936 - В передовице "Правды" впервые использована фраза "Неустанная забота партии и правительства".
1938 - В футбольном матче ленинградского "Спартака" с московским "Буревестником" спартаковец Евгений Шелагин забил пять мячей. Он стал первым в нашей стране футболистом, добившимся такого результата. Общий счет игры - 6:0 в пользу "Спартака".
1956 - Английская телекомпания Би-Би-Си провела первую в мире телетрансляцию с подлодки, находящейся в открытом море.
1959 - Открытие в Москве ВДНХ.
1967 - Пять парашютистов-инструкторов ВВС Великобритании: майор авиации Дж. Тэтл, младший лейтенант А.К. Кидд и сержанты Л. Хикс, П.П. Кин и К.Дж. Тисдейл совершили затяжной прыжок над Боскомб Даун (графство Уилтшир) с высоты 11942 м. Это максимальная высота, с которой когда-либо прыгали парашютисты.
1972 - В Нью-Йорке открыл свои двери Музей джаза.
1975 - Рэнди Фарленд в Южной Дакоте (США) нашел цветок клевера с четырнадцатью лепестками.
1982 - Английский футболист Брайан Робсон в матче против Франции забил самый быстрый гол чемпионатов мира (на 27-й секунде).
1983 - Ю.В. Андропов стал председателем Президиума Верховного Совета СССР.
1998 - Американец Рей Макарег за 30 секунд пустил 99 мыльных пузырей в то время, когда у него во рту сидел живой тарантул.
1999 - В Афинах американский бегун Морис Грин установил ныне действующий мировой рекорд в беге на 100 метров - 9,79 сек.
2016 - На месте бывших казарм Кавалергардского полка, где Маннергейм служил с 1891 по 1897 год после окончания Николаевского военного училища, открыта мемориальная доска царскому генералу. Символическую ленточку разрезали министр культуры Владимир Мединский и глава администрации президента Сергей Иванов. Установка вызвала неоднозначную реакцию в обществе - критики напоминали об участии финской армии в блокаде Ленинграда, а сторонники - о заслугах Карла Маннергейма перед царской армией.
В августе принято решение о демонтаже мемориальной доски и 13 октября она будет снята.
За лето памятную доску несколько раз обливали красной краской, было судебное разбирательство.
1876 - Началось плавание Альфреда Енсена - первого мореплавателя, решившегося пересечь Атлантический океан на парусной лодке.
Его лодка.
Шли дни, недели. Альфред Енсен еще пару раз сходил за палтусом, удачно продал улов и заказал самым опытным в Глостере корабелам постройку дори.
Лодку строили из дуба и канадской сосны, строго следуя традициям, бережно оберегая от дурного глаза. Плохо, если на недостроенный корпус сядет ворона или сова, – погибнуть и лодке, и рулевому. Зато если какая малая пичуга – это добрый знак. А уж если пчела, то это вернее верного к удаче.
Однако традиции традициями, но плавание через океан предполагало такие требования к лодке, что без «новаций» было не обойтись. Так, для повышения мореходности обычную плоскодонку превратили в швертбот. Еще снаружи к днищу прикрепили чугунные балластины. В обычных дори их не использовали, остойчивость обеспечивали наваленные на дно камни, от которых избавлялись по мере того, как лодка загружалась выловленной рыбой, но тут был особый случай. Если же дори все-таки опрокинется, удержать ее на плаву должны были три водонепроницаемых отсека.
К июлю строительство было завершено. Длина лодки составила ровно 20 футов, ширина – пять с половиной. Мачту, высотой 13 футов, при необходимости можно было сложить. Гафельный грот имел площадь 15 квадратных метров. На бушприте крепились стаксель и кливер. Общая площадь парусности составляла чуть более 20 квадратных метров.
Дори Альфреда Енсена в музее Глостера.
Дори имела палубу, под которой можно было укрыться в непогоду и хватало места для парусов и продовольствия. Его Альфред Енсен собирался взять из расчета, что плавание в 3000 миль займет порядка трех месяцев.
Прежде чем спустить дори на воду, ей следовало дать имя. Енсен не раздумывал: «Centennial» – «Столетие». После погрузки провианта и воды борта лодки выступали над поверхностью воды не больше чем на четверть метра.
Все шло к тому, что слова упрямого датчанина были не пустой похвальбой, и глостерские рыбаки стали хором отговаривать его от безумной затеи. Тут одного бесстрашия мало, и умения тоже, тут такое везение нужно, какое редко выпадает простому смертному. Море слишком сильно, а человек так слаб. И чтобы в одиночку… Немыслимо!
Енсен слушал и стоял на своем. Накануне отплытия он сходил в церковь и долго молился перед алтарем, а рано утром 15 июня 1876 года поднял паруса и покинул Глостер.
Начало пути.
«Первая неделя, пожалуй, была самой длинной в плавании, – рассказывал он потом. – Все было затянуто туманом. Я боялся заснуть и уже через два дня чувствовал себя совершенно вымотанным. Солнце терялось в дымке, так что невозможно было воспользоваться секстантом, а компас врал и капризничал. Сначала я не понимал, в чем дело, а потом сообразил, что в погрешностях виноват чугунный балласт. В общем, я решил завернуть в Саг-Харбор, это в Новой Шотландии».
В Саг-Харборе моряк как следует отоспался, пополнил запасы продовольствия, залил в дубовые, окованные железными полосами бочонки свежую воду. А вот настроить компас так и не удалось. Впрочем, это его не очень волновало. Он намеревался держаться умеренных широт, не отклоняясь на север, где могли встретиться айсберги, и не опускаясь к экватору. Моряк рассчитывал на Гольфстрим, который должен был подхватить дори, и устойчивые западные ветра. К тому же ему было безразлично, в какой точке высадиться. Англия, Франция, Испания или Португалия – все равно, лишь бы пересечь Атлантику.
25 июня Альфред Енсен снова вышел в океан.
Первые дни море радовало спокойствием. А потом начался шторм. Уменьшив парусность до минимума, Енсен удерживал дори носом против волны. Так продолжалось пять дней, в течение которых моряк если и смыкал глаза, то лишь на те мгновения, что отделяют одну волну от другой. Но потом ветер изменил направление, притих. Енсен наконец-то смог подсушить промокшие вещи и приготовить горячую пищу. После этого он добавил парусов…
Остался позади остров Сейбл, на песчаных отмелях короторого нашли свой конец по меньшей мере пятьсот судов, и оттого прозванный «островом кораблекрушений». Далее курс лежал южнее Большой Ньюфаундлендской банки.
Но Северная Атлантика коварна, и вскоре небо вновь затянули тучи, а гребни волн украсили пышные воротники снежно-белой пены. Один шквал следовал за другим. И все же на этот раз Енсен был спокойнее, да и «Сентениэл» вела себя великолепно. Настолько, что, закрепив руль, можно было даже выкроить время для сна.
Но Северная Атлантика бывает и снисходительна. Выглянуло солнце. Тучи уступили место перистым облакам. Войдя в зону попутных ветров, Енсен поставил брифок – большой прямой парус. Это позволило ему делать по 100 миль в сутки.
На 11-й день плавания ему встретилась баркентина под турецким флагом. Ее капитан не ожидал увидеть так далеко от берега маленькую лодку, ходко идущую курсом на восток. Капитан приказал спустить паруса. Так же поступил и Енсен. Узнав от мореплавателя, куда он направляется, турок предложил взять дори на борт и доставить «Сентениэл» и ее капитана в Европу.
– Платой за это будет ваше участие в палубных работах.
Поблагодарив за «великодушие», Енсен отверг предложение, попросив сообщить точные координаты места их встречи. Турок не отказал в такой малости: 41°50' северной широты и 54°00' западной долготы.
На следующий день «Столетие» заметили с английского барка, направлявшегося из Мексики в Ливерпуль. Англичане тоже предложили помощь, и на сей раз Енсен заколебался.
«Это была предательская мысль, – много позже признавался он. – Нелегко было справиться с искушением, но я подумал, что уже не смогу вернуться в Глостер, мне будет стыдно возвращаться, что никогда не прощу себе этой слабости, что до конца своих дней буду жить с этим позором, – и я отказался. Английский шкипер отдал мне честь, и через час барк превратился в крохотное белое пятнышко у самого горизонта».
Кровь на виске.
Назавтра Альфред Енсен уже корил себя за гордыню. Потому что опять заштормило. Шквалистый ветер трепал дори, иссекая ее струями дождя. Работа с парусами изматывала настолько, что моряку время от времени приходилось спускать их и дрейфовать на плавучем якоре.
10 июля, когда шторм неистовствовал так, что лодка напоминала норовистую лошадь, измученный Енсен вновь решил выпустить на плавучий якорь. Он выпрямился, опустил в воду березентовый мешок на железной раме, а потом… Рывок якоря, уперевшегося в воду, изменил ритм качки. Моряк не удержал равновесия и упал, ударившись виском о край бочонка с водой.
Больше часа он был без сознания. В чувство его привел холод. Дори была полна воды. Енсен попытался подняться, но руки подломились, и он опрокинулся навзничь, с головой уйдя под воду. Он дернулся вверх, выдавливая из легких соленую жидкость. Перед глазами плыли красные круги – в точности того же цвета, что и кровь, которой был перепачкан бочонок.
Ослабевшему Енсену потребовалось несколько часов, чтобы вычерпать воду. Потом он забрался под палубу и забылся тяжелым сном.
На следующее утро он сделал то, на что не хватило сил вчера, – проверил свои запасы. Кое-что пришлось отправить на корм рыбам, а оставшиеся продукты моряк разложил на палубе для просушки, благо погода в очередной раз волшебным образом изменилась, и теперь лишь легкий ветерок морщил гладь океана.
Две бутылки в подарок.
«Сентениэл» упорно приближалась к европейскому побережью. Позади уже была большая часть пути. Ровный ветер баловал паруса, теплое солнце – человека у руля. Вот только временами начинала кровоточить рана на виске, соленые брызги не позволяли ей затянуться.
В один из таких безмятежных солнечных дней к лодке приблизился большой немецкий пароход. Так близко и резко, что «Сентениэл» подняло волной от форштевня и отбросило в сторону. Енсен не испугался, а вот капитана парохода, и в особенности столпившихся на палубе пассажиров, это очень впечатлило. Они наперебой стали уговаривать моряка прекратить это сумасшествие и присоединиться к ним.
- Не волнуйтесь, - спохватившись, добавил капитан парохода. – Это вам ничего не будет стоить.
– Нет, –для наглядности Енсен помотал головой. – Спасибо за приглашение, но оно не изменит мои планы. Я уже столько испытал, что меня ничем не напугаешь.
Пассажиры парохода сопроводили его слова рукоплесканиями, а капитан уважительно поинтересовался, не может ли он быть полезен хотя бы в чем-то. Может быть, нужны продукты? Или пресная вода?
Енсен задумался, мысленно проинспектировал свои запасы и сказал, что, пожалуй, не отказался бы от бутылки рома.
– Исключительно для того, чтобы выпить за ваше здоровье, капитан, и ваше, господа.
Снова раздались аплодисменты, и улыбающийся капитан парохода распорядился принести бутылку. Ее спустили с борта на конце, и, пытаясь ее поймать, Енсен оступился и шлепнулся на палубу. Он тут же со смехом поднялся, отвязал бутылку и отсалютовал ею.
Восхищенный капитан приказал принести вторую бутылку, и она отправилась тем же путем.
Потом прозвучала команда «малый вперед» и пароход стал удаляться.
Енсен сел на палубу, стянул сапог, закатал штанину и стал разглядывать огромный синяк, «украсивший» бедро. От постоянного сидения у руля ноги были как ватные, и он явно переоценил свои силы, как мальчишка прыгая по палубе дори, ловя спущенную с парохода бутылку.
На самом краю.
Прошло еще несколько дней. До Англии – теперь уже было ясно, что он высадится на берег не в Португалии, не в Испании или во Франции, а именно в Англии, – оставалось чуть более трехсот миль. По сравнению с тем, что пройдено, сущая ерунда.
2 августа, в трехстах милях от ирландского островка Клир-Айленд, Енсен встретил английский бриг. Два часа маленькая дори и большой парусник шли рядом, словно красуясь друг перед другом. Потом их пути разошлись, и на мачте брига опустился и вновь поднялся флаг – корабль Ее Величества королевы Виктории салютовал отважному американцу.
И тем же вечером на «Сентениэл» опять обрушился шторм. Он был не сильнее прочих, поэтому, не особо волнуясь, Енсен убрал паруса, выбросил плавучий якорь и залез под плубу – отдохнуть и поспать.
Он не проверил, в каком состоянии крепление брезента к раме плавучего якоря, и зря. Штормы и соль повредили пеньковые концы, некоторые нити лопнули… Через час лопнули еще несколько нитей, один край оторвался, и мешок превратился в тряпку. Дори тут же развернуло бортом к волне.
Енсен понял, что произошло что-то неладное, стал вылезать наружу, и в этот момент огромная волна подхватила лодку и опрокинула ее.
Моряк оказался в воде.
Если бы он не был опоясан страховочным концом, то его, оглушенного и захлебывающегося, наверняка отбросило бы в сторону – и тогда все, конец.
Альфред подтянулся к дори и вцепился в балластины у киля.
Он не знал, сколько лежал вот так: грудью на днище, с ногами в воде. Все смешалось – волны, время. Финал был неизбежен, но он не боялся. Все равно когда-нибудь Господь призовет к себе. Это Он устанавливает срок, и не простому рыбаку из Глостера перечить Всевышнему. Только было обидно. Стерпеть насмешки, не поддаться уговорам, построить лодку, почти пересечь океан… Вот именно – «почти».
Енсен не чувствовал пальцев, вцепившихся в балластины. От холода было трудно дышать. Он поднял голову и увидел волну – такую огромную, грозную и одинокую, что в ней была его последняя надежда. Только такая волна – из тех, которые моряки называют «бродягами», могла вернуть лодку на ровный киль. Если, конечно, не предпочтет разнести лодку в щепки…
Волна нависла над ним, закрыв небо, и обрушилась с грохотом. Лодка задрожала и стала переворачиваться. Ее мачта вынырнула из воды, застыла на мгновение, пошла вверх… и дори встала на ровный киль. Енсен вынырнул у борта, ухватился за планширь, рванулся и перевалил себя через борт.
Нет, не зря он молил Господа в маленькой глостерской церкви помочь ему, не оставить… Помог. Не оставил.
Непослушными руками он открыл полупустую бутылку рома. Он выпил все, до последней капли, а потом стал вычерпывать воду. Это заняло еще больше времени, чем тогда, когда он разбил голову о бочонок, а волны захлестнули «Сентениэл».
Вытянув изорванный в лохмотья плавучий якорь, он поднял кливер, закрепил руль и посмотрел, что у него осталось из припасов.
Один из бочонков с водой раскололся, два других были давно пусты, в ящиках с продуктами были не продукты – месиво.
Значит, в его распоряжении одна фляга с водой и мясные консервы. При жесткой экономии этого должно хватить… Если хватит. Енсен не знал, какие опасности еще подстерегают его. Те же большие корабли, которых предостаточно у берегов Западного Уэльса. Не каждый вахтенный разглядит в океане его суденышко, подомнут – и не заметят.
Разглядели. Через четыре дня Енсен встретил американский бриг «Альфредон», идущий из Ливерпуля в Балтимор.
– «Альфредон», – вслух прочитал моряк название корабля. – Забавно, почти мое имя. Но мы совсем не близнецы.
Енсен сверил координаты, пополнил скудные запасы продовольствия и воды, но отказался подняться на борт даже для того, чтобы отведать горячей пищи.
До берега было еще больше ста миль. Енсен одолел их – без сна, вычерпав свои силы до самого дна.
Прибытие.
9 августа «Сентениэл» вошла в пролив Святого Георга, и на другой день, 10 августа, Альфред Енсен ступил на английский берег недалеко от селения Аберкастл. У местного викария он официально зафиксировал факт своего прибытия в Европу.
После двухдневного отдыха моряк продолжил свой рейс до Ливерпуля. 21 августа 1876 года на подходе к порту ему были предложены услуги буксира и лоцмана, на что Енсен ответил, что, одолев Атлантику, сейчас как-нибудь да справится. И тогда паровой буксир стал его почетным эскортом.
В Ливерпуле он был встречен как герой. Толпа скандировала здравицы – ему и Соединенным Штатам. Последнее, в общем-то, и было главной целью путешествия.
В Ливерпуле Альфред Енсен пробыл несколько месяцев. Ему буквально не давали проходу – людям хотелось взглянуть на того, кто сделал то, что сделать невозможно. Такое внимание к своей персоне тяготило моряка, поэтому он был рад, когда погрузил свою лодку на греческий пароход и на его борту отправился в Америку, домой. Туда он и прибыл в первых числах февраля следующего года.
Остаться в тени, однако, ему было не суждено. В Нью-Йорке его встречали тысячи восторженных сограждан. Его имя появилось на первых страницах газет. А потом был Глостер. Здесь не было громких криков, но рукопожатия рыбаков были не менее красноречивы. И не менее впечатляющим было уважение, какое рыбаки проявили к его дори.
«Сентениэл» на руках донесли до порта. И это шествие было даже величественней, чем процессия, которой 4 июля в Глостере был отмечен День независимости. Тогда рыбаки так ничего и не смогли придумать, а сейчас и придумывать ничего не пришлось.
Через несколько месяцев Альфред Енсен приобрел большую рыбацкую шхуну и потом много-много лет ловил палтуса на Ньюфандлендской банке. Он дожил до глубокой старости (Альфред Енсен умер в 1927 году), и все эти годы рыбаки его звали так, что все и всем было понятно – Енсен-Столетие.
Когда его называли так, он смущался, а на «дежурный» вопрос, как он решился отправиться в одиночку через океан, отвечал так:
– Все началось с того, что мы поспорили с друзьями…
Мемориальная доска в честь плавания Альфреда Енсена.
Журнальный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №9 (78), 2015 г.
На 16 июня (дата 2019 года) приходится один из главных христианских праздников — День Святой Троицы или Пятидесятница (в православной традиции его отмечают в воскресенье на 50-й день после Пасхи).
16 июня 1671 года казнен бунтовщик Степан Разин. В своих «прелестных письмах» во время бунта Разин призывал постоять за царя и убивать предателей бояр и чиновников, говорил, что с ним идут патриарх Никон и сын царя Алексея Михайловича
16 июня 1815 года — битва при Катр-Бра между англо-голландской армией под командованием Веллингтона и французскими войсками маршала Нея. 100 дней.
16 июня 1880 года Александр Можайский подал в Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов заявку на «привилегию» на «воздухолетательный снаряд». По итогам ее рассмотрения был выдан первый патент на самолет.
16 июня 1894 родился Фёдор Иванович Толбухин - Маршал Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны показал себя настоящим стратегом, командуя войсками Южного,4 и 3-го Украинских фронтов. Освобождал Донбасс, Крым, страны Европы. Умер 17 октября 1949 года. 7 мая 1965 выдающемуся военачальнику было присвоено звание Героя Советского Союза (посм)
16 июня 1907 распущена 2-я Госдума – П.А. Столыпин обвинил депутатов в заговоре против царской семьи
16 июня 1909 года закладка в Санкт-Петербурге четырех линкоров типа «Севастополь». Проект линкора-дредноута был разработан в Санкт-Петербурге под руководством профессора Морской академии И.Г. Бубнова при участии А.Н. Крылова. Линкоры были спущены на воду в 1911 году, вступили в строй в 1914 году. В то время они являлись лучшими кораблями этого класса. Линкоры участвовали в Первой мировой, Великой Отечественной войнах. Линейные корабли находились в составе ВМФ до 1956 года.
16 июня 1925 года в Крыму открыл свою первую смену лагерь-санаторий «Артек». Он стал визитной карточкой советской пионерии и самым известным пионерским лагерем Советского Союза.
Одна из основателей Компартии Германии, активистка борьбы за права женщин Клара Цеткин в гостях у пионеров лагеря «Артек». 1925 г.
16 июня 1930 г.СНК СССР ввёл декретное время.
До 1930 года в СССР действовало летнее время, введенное в 1917 году Временным правительством. В 1930 году стрелки часов были переведены на один час вперед относительно поясного времени – как сказано в Большой советской энциклопедии, «в целях более рационального использования светлой части суток и перераспределения электроэнергии между бытовым и производственным потреблением», а обратно в 1931 году их не вернули. Это время стали называли "декретным", так как оно было введено Декретом Совнаркома 16 июня 1930 года. Такой порядок существовал до 1981 года.
16 июня 1941 года военный атташе в Берлине генерал Тупиков назвал в донесении дату нападения на СССР – 22-25 июня. Геббельс в дневнике, 16 июня 1941 года: нападение на Россию будет «самое мощное из всех, какие видела когда-либо история»
16 июня 1942 года майор Георгий Зимин во главе группы из 7 истребителей вступил в бой с 27 немецкими самолетами. В этом бою было сбито 10 немцев. Наши потери – один самолет. Войну Георгий Васильевич Зимин закончил генерал-майором, а военную службу – маршалом авиации.
С декабря 1931 года Георгий Васильевич Зимин в рядах Красной Армии. В 1933 году по специальному набору отправлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1935 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 31-й ОИАЭ на Дальнем Востоке (лётчик, с 1936 года - командир звена, с 1937 года - исполняющий должность командира отряда, с 1938 года - заместитель командира и командир эскадрильи).
Участник боёв с японцами у озера Хасан в августе 1938 года в должности исполняющего обязанности командира эскадрильи 40-го ИАП. Летал на И-16, совершил 32 боевых вылета на на штурмовку наземных войск и разведку. С 1939 года - заместитель командира 53-го ИАП на Дальнем Востоке. В 1941 году окончил 1-й курс Военно-Воздушной академии (в Монино).
С июля 1941 года капитан Г.В. Зимин на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира 42-го ИАП, летал на МиГ-3. 31 октября 1941 года представлен к званию Героя Советского Союза (за 7 воздушных побед), но не получил его. С января 1942 года - командир 485-го ИАП (31 марта 1943 года преобразован в 72-й Гвардейский ИАП); летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-7. В июле 1942 года вторично представлен к званию Героя (уже за 11 побед), но опять не получил его. В апреле 1943 года назначен командиром 240-й ИАД; летал на Як-1, Як-9 и Як-3.
К сентябрю 1943 года командир 240-й истребительной авиационной дивизии (3-я Воздушная армия, Калининский фронт) Гвардии полковник Г.В. Зимин совершил 163 боевых вылета, провёл 39 воздушных боёв и сбил лично 13 самолётов противника (в наградном листе говорится о 13 личных и 4 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1130).
К концу войны генерал-майор авиации Г.В. Зимин совершил 249 боевых вылетов, провёл 69 воздушных боёв, в которых сбил лично 14 самолётов противника. Сражался на Брянском, Северо-Западном, Ленинградском, Калининском, 2-м, 3-м и 1-м Белорусских фронтах.
Июнь 1943 года. Накануне Курской битвы наших бойцов готовили к встрече с «Тиграми». Во фронтовой печати – схемы уязвимых мест T-VI с рифмованными призывами: «Если точен твой прицел – танк врага не будет цел!» «Не страшен танк для храбреца, для танка смерть – в руках бойца»
16 июня 1944 года во время удара по каравану в Выборгском заливе штурмовик Героя Советского Союза (Указ от 16 мая 1944 года), гвардии старшего лейтенанта Николая Николаева был подбит зенитной артиллерией. Отважный летчик направил объятую пламенем машину на вражеский транспорт.
Николай Иванович Николаев окончил Тамбовское училище гражданской авиации, работал лётчиком-инструктором в Метростроевском аэроклубе. В 1939 году Николаев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году он окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. С начала Великой Отечественной войны – на её фронтах. В июле 1941 года его самолёт был сбит, но раненый лётчик сумел спастись.
К апрелю 1944 года гвардии старший лейтенант Николай Николаев командовал эскадрильей 8-го гвардейского штурмового авиаполка 11-й штурмовой авиадивизии ВВС Черноморского флота. К тому времени он совершил 127 боевых вылетов на штурмовку вражеской боевой техники, нанеся противнику большие потери.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом геройство и отвагу» гвардии старший лейтенант Николай Иванович Николаев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» он получить не успел, так как 16 июня 1944 года во время боёв на Балтийском море гвардии капитан Н.И. Николаев погиб – направил свой горящий подбитый самолёт на немецкий транспорт, ценой своей жизни уничтожив его.
16 июня 1945 года в Берлине погиб – разбился на мотоцикле – Николай Берзарин.
Николай Эрастович Берзарин – командующий 27-й, 34-й, 39-й и 5-й ударной армиями РККА во время Великой Отечественной войны. Первый комендант взятого советскими войсками Берлина и начальник Берлинского гарнизона (24 апреля 1945-16 июня 1945 года). Генерал-полковник (20 апреля 1945). Герой Советского Союза (6 апреля 1945).
Маршал Жуков назначил 24 апреля 1945 года Берзарина первым советским комендантом и начальником советского гарнизона г. Берлин.
28 апреля 1945 года был опубликован подписанный Берзариным приказ № 1 «О переходе всей полноты власти в Берлине в руки советской военной комендатуры». Городская комендатура разместилась в районе Лихтенберг (нем. Lichtenberg), в то время как штаб-квартира советского гарнизона, которая также подчинялась ему, находилась в районе Карлсхорст.
Как городской комендант он выступает за восстановление порядка, создаёт городскую полицию и предоставляет заказы для снабжения населения. Кроме того, он приглашает первый послевоенный магистрат и беспокоится об оживлении культурной жизни в городе.
Н.Э. Берзарин находился в должности коменданта Берлина 54 дня.
16 июня 1945 года Берзарин погиб в автокатастрофе на перекрёстке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) в берлинском районе Фридрихсфельде. Его гибель породила несколько версий смерти, слухов и легенд. Причиной аварии явилось то, что генерал Берзарин раньше ездил по Берлину на двухколесном американском мотоцикле «Harley». В то утро он впервые сел за руль подаренного ему накануне трофейного немецкого «Zündapp KS 750» с коляской. На перекрестке Шлоссштрассе-Вильгельмштрассе наперерез шла колонна советских грузовиков со стройматериалами. Мотоцикл генерала на скорости 70 км/ч приблизился к перекрестку, и генерал Берзарин, решив проскочить сквозь колонну, нажал на газ. Однако сказались отсутствие навыков езды на мотоцикле с коляской, Берзарин потерял управление, и ударившись о левый борт грузовика, получил множественные тяжелые ранения головы и груди, и погиб на месте. Вместе с ним погиб его ординарец, сидевший в коляске мотоцикла. Эта версия была представлена Сталину как официальная.
16 июня 1952 года родился Александр Геннадьевич Зайцев - советский спортсмен фигурист, Заслуженный мастер спорта СССР, двукратный олимпийский чемпион по фигурному катанию на коньках в парном разряде, шестикратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы. Выступал за Центральный спортивный клуб Армии в паре с Ириной Родниной. Состоял в КПСС с 1976 года.
16 июня 1954 года родился Сергей Анатольевич Курехин - музыкант-авангардист, композитор, актер, создатель и руководитель группы «Поп-механика» - самая заметная и неоднозначная фигура советской рок музыки и рок культуры в целом
16 июня 1959 года торжественно открыта Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ), объединившая сельскохозяйственную, промышленную и строительную выставки. Выставочный комплекс действовал с 1939 года как «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ) – до 1941 года, а после войны прошла масштабная реконструкция.
16 июня 1963 года Валентина Терешкова совершила космический полет, став первой в мире женщиной-космонавтом. Позывной – «Чайка». Чтобы родные не волновались, она сказала, что уезжает на соревнования парашютистов… И стала 77-й женщиной – Героем Советского Союза
16 июня 1984 года на заводе им. Ленинского комсомола спущена на воду головная многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 К-284 (по классификации НАТО – «Акула») (СПМБМ «Малахит», главный конструктор – Г.Н. Чернышев). Вступила в строй 30.12.1984 г. Всего построено 15 единиц. В 1996 году участники работ по созданию корабля были отмечены Государственной премией РФ.
16 июня 1996 года состоялись выборы Президента, где для определения победителя потребовалось два тура. Выборы прошли 16 июня и 3 июля 1996 года и отличались остротой политической борьбы между кандидатами. Основные конкуренты – Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов.