1319
5
ID 100160
178 лет со дня рождения Жоржа Бизе (Georges Bizet)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
25.10.2016 13:56
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
БИЗЕ (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (25 X 1838, Париж - 3 VI 1875, Буживаль, близ Парижа) - франц. композитор. Отец - преподаватель пения, мать - пианистка (была первой учительницей музыки сына). В 10 лет Б. поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана, а также Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ж. Ф. Э. Галеви (сочинение). Будучи одарённым пианистом (его высоко ценили Ф. Лист, Г. Берлиоз), Б. отказался от карьеры концертирующего виртуоза и целиком отдался творчеству. Уже в симфонии С-dur (1855, написана за 17 дней) проявился индивид. стиль Б. - ясность и живость выражения, архитектонич. стройность, светлый, солнечный колорит. В год окончания консерватории (1857) Б. одновременно работал над одноактной опереттой "Доктор Миракль" (премия на конкурсе, объявленном Ж. Оффенбахом) и кантатой на сюжет из эпохи Меровингов "Кловис и Клотильда" (Рим. пр., 1857).
В 1857-60 Б. как лауреат консерватории находился в Италии. Пренебрегая требованиями консерватории, он вместо отчётной кантаты на духовную тематику написал комич. оперу "Дон Прокопио" (1859) на сюжет, близкий "Севильскому цирюльнику" Россини, чем вызвал гнев профессоров консерватории. В 1860 он закончил симф. оду с хорами "Васко да Гама" (по эпич. поэме "Луизиады" Л. Камоэнса).
В 1860 Б., творчески обогащённый, возвратился в Париж, надеясь на быстрый успех. Но в условиях Второй империи (1852-70) муз. жизнь Франции была в упадке. Париж наводнила лёгкая, развлекат. музыка, в оперном же т-ре господствовали пышные спектакли в духе Дж. Мейербера. Чтобы содержать семью, Б. давал частные уроки, писал лёгкую музыку, перекладывал и корректировал сочинения др. авторов. В эти годы у него возникли замыслы мн. опер ("Кубок Фульского короля", "Кларисса Гарлоу", "Гризельда" и др.). В 1863 в Париже была впервые поставлена опера Б. - "Искатели жемчуга" ("Театр лирик"). Эта опера - дань модным тогда во Франции ориентальным сюжетам (действие происходит на острове Цейлон, среди идеализированных персонажей). Шаблонные драматургич. ситуации не сковали творч. фантазию композитора. Г. Берлиоз в рецензии на премьеру отмечал большие достоинства партитуры. Но успеха опера не имела. Сдержанно была принята и опера "Пертская красавица" (по одноимённому роману В. Скотта, 1867). В 1867 Б. опубликовал статью (единственную за всю жизнь), явившуюся своего рода его художеств. манифестом.
В ней он требовал от художника правдивости, бичевал псевдоученость, педантизм. В кон. 60-х гг. Б. заканчивает нек-рые ранее начатые сочинения, в т.ч. симфоническую сюиту "Воспоминания о Риме" (1866-68), фп. пьесы (среди них - "Хроматические концертные вариации", 1868), издаёт сб-ки песен.
70-е гг. - новый период в творчестве композитора. Дни Парижской Коммуны не прошли для него бесследно. Лозунг, провозглашённый Коммуной, - "Искусство - массам" был близок Б., и в своём дальнейшем творчестве композитор всё более последовательно утверждал демократич. идеалы. В 1872 была пост. опера Б. "Джамиле" (на сюжет поэмы "Намуна" Мюссе). Поэтичная музыка оперы лишена условно "восточных" черт, ложного этнографизма; воспользовавшись нек-рыми араб. мелодиями (место действия - Каир), Б. разработал присущие им ритмоинтонационные обороты, а в тонких по рисунку пейзажных и жанровых сценах воссоздал нац. колорит. В музыке главенствуют пастельные краски, композитор нашёл новые приёмы, развитые им в последующих сочинениях. Так, вместо традиц. бравурной выходной арии он написал для героини простую песенку нар. склада ("Газель"); в заключит. дуэте Джамиле и Гаруна многогранно показаны разл. оттенки в развитии эмоциональных состояний героев (предвосхищение динамичных диалогич. сцен "Кармен").
Творч. находками богато и следующее произв. Б. - музыка к драме "Арлезианка" Доде (1872, т-р "Водевиль", Париж), сюжетные положения к-рой имеют много общего с драм. перипетиями "Кармен". Спектакль насыщен муз. номерами (их 27, включая небольшие "связки" и куски повторяющихся эпизодов). Музыка несёт одну из важных смысловых нагрузок: раскрывает сущность драмы, обрисовывает атмосферу действия. Типичное для творчества Б. стремление к многосторонности в показе жизненных явлений, к резкому подчёркиванию их контраста и взаимосвязи, столь ярко проявившееся в музыке "Арлезианки", стало основой муз. драматургии "Кармен". Музыка к "Арлезианке" прочно утвердилась на конц. эстраде в виде 2 орк. сюит - 1-я составлена автором (исп. 1872), 2-я - его другом комп. Э. Гиро (1885).
Наиболее выдающееся творение Б., вершина оперного реализма во франц. музыке 19 в., - опера "Кармен". Премьера её (1875, т-р "Опера комик", Париж) ознаменовалась скандалом: бурж. публика была шокирована содержанием "Кармен", опера признана безнравственной, музыка безобразной. "Кармен" надолго исчезла из репертуара парижских т-ров. Автор не дожил до её возобновления: спустя 3 месяца после премьеры Б. внезапно скончался, не успев записать почти полностью разработанную им оперу "Дон Родриго" (по трагедии Г. де Кастро "Юность Сида" о легендарном герое Испании).
С кон. 70-х гг. "Кармен" завоёвывает крупнейшие оперные сцены мира. Уже в 1880 П. И. Чайковский утверждал, что "это в полном смысле слова шедевр". Он пророчески предрекал: "Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире...". В 1883 "Кармен" вновь была исп. в Париже. Опера шла в ред. Гиро (сделана для пост. в Вене, 1875), к-рый заменил разговорные диалоги речитативами и включил в 4-й акт балетные сцены, использовав музыку из "Арлезианки" и "Пертской красавицы" (в 20 в. нек-рые т-ры, в т.ч. берлинский "Комише опер", 1949, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1970, вернулись к первонач. ред. с диалогами).
Либр. оперы (написано по новелле П. Мериме "Кармен" А. Мельяком и Л. Галеви при активном участии Б.), сохраняя гл. сюжетные линии новеллы, освобождено от побочных интриг, в нём во многом переосмыслена трактовка осн. образов. Мрачная по краскам драма Мериме приобрела у Б. характер оптимистич. трагедии; он приблизил её эмоциональный строй к современности, утверждая музыкой открытые и смелые чувства. В основу муз. драматургии "Кармен" положены динамичные контрасты (сопоставление разнообразных явлений действительности). Выражению их соответствует т.н. "номерная структура", т. е. чередование архитектонически расчленённых, внутренне завершённых муз. номеров. "Кармен" - первая опера, мастерски передающая драму простых людей; в ней утверждаются их этич. права и достоинство.
("Музыкальная энциклопедия")