05 - Maria Callas - Camille Saint-Saens. Samson et Dalila, Act I - Printemps qui commence (1961)
0
09.10.2016 00:10
06 - Maria Callas - Camille Saint-Saens. Samson et Dalila, Act II - Samson... Amour! viens aider ma faiblesse! (1961)
0
09.10.2016 00:14
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
СЕН-САНС (Saint-Saëns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж - 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) - франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз.-обществ. деятель. Чл. Ин-та Франции (1881), почётный доктор Кембриджского ун-та (1893), почётный чл. Петерб. отделения РМО (1909). Род. в семье, связанной с иск-вом (отец увлекался лит-рой, писал стихи, мать была художницей-акварелисткой, бабушка, воспитывавшая С.-С. - пианисткой). В 3 года он начал обучаться игре на фп., в 41/2 - самостоятельно записывал свои композиции. В 1843-46 занимался у К. Стамати (фп.) и П. Мальдана (гармония и контрапункт), позднее пользовался советами Ф. Дельсарта (муз.-теоретич. предметы). С 1846 выступал как пианист. В 1848 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у Ф. Бенуа (класс органа), с 1851 - также у Ф. Галеви (класс композиции). Первое публично исполненное произв. С.-С. - "Ода св. Цецилии" (1852, 1-я пр. на конкурсе Об-ва св. Цецилии; партитура не сохранилась). Положит. оценку дали его 1-й симфонии (исп. 1853) Г. Берлиоз и Ш. Гуно. В 1853-1877 С.-С. работал органистом в соборах Парижа (Сен-Северен, Сен-Мерри, Ла-Мадлен), прославился совершенством импровизаций. Одноврем. в 1861-65 преподавал в школе Л. Нидермейера (класс фп.); среди его учеников - Г. Форе, А. Мессаже. Прекратив работу в соборах, С.-С. целиком отдался композиторской и исполнит. деятельности. Как пианист и дирижёр выступал (преим. со своими соч.) во мн. странах Европы, в т. ч. в России (1875 и 1887, Петербург и Москва), Юж. Америки, Сев. Африки, а также в США.
Творч. принципы С.-С. складывались под воздействием нац. традиций (клавесинисты, Берлиоз, большая опера, лирическая опера), а также иск-ва И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, венских классиков, программного симфонизма Ф. Листа. Многое дали ему творч. и дружеские контакты с Листом и А. Г. Рубинштейном. Композиторская деятельность С.-С. отличалась исключит. интенсивностью: создал многочисл. произв. во многих муз. жанрах. Однако наиболее яркая область его творчества - инстр. музыка, прежде всего концертно-виртуозная. Такие произв., как симфония с органом (посв. памяти Листа, 1886), программные симф. поэмы (особенно популярная "Пляска смерти", 1874), 2-й, 4-й, 5-й фп. (1868, 1875, 1896), 2-й виолончельный (1902), 3-й скрипичный (1880) концерты, "Интродукция и рондо-каприччиозо" для скрипки и оркестра (1863) выдвинули его в ряд крупнейших французских композиторов. В соч. С.-С. господствуют светлая поэтич. лирика, настроения радости, бодрости, рождаемые экспрессивной динамикой движения, сочные жанровые зарисовки, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм. Характерно сочетание живого импульсивного темперамента с уравновешенностью. Образы героич. подъёма, тревоги, смятения, печали - относительно редки. По своей природе иск-во С.-С. объективно, логично и ясно, интеллектуальное начало в нём часто превалирует над эмоциональным. Для стиля композитора типичны песенно-декламац. склад тематизма, широкое использование фольклорных интонаций и жанров, танц. ритмов. Произв. С.-С. отличают мелодич. насыщенность, бесконечно изменчивая, гибкая, подвижная и упругая ритмика (сильнейшая сторона его музыки), изящество и разнообразие фактуры. Он часто обращался к полифонич. приёмам; гармония его - в основном классическая. Соч. С.-С. свойственно сочетание свободного построения с логической стройностью и законченностью композиции в целом. Синтез классических и поэмных принципов формообразования, обращение к монотематизму характерны для ряда его произв. циклич. формы (напр., 3-я симфония, 4-й фп. концерт). Оркестровку С.-С. определяют типичные для франц. школы ясность и прозрачность колорита. Композитор в совершенстве владел тембровыми ресурсами оркестра, выразительными и виртуозными возможностями солирующих инструментов.
Среди соч. для инстр. ансамблей выделяются 1-й квартет (1899), септет для трубы, струн. квинтета и фп. (1881), отличающийся классич. простотой и ясностью, 3 сонаты - для гобоя и фп., кларнета и фп., фагота и фп. (1921), а также зоологич. фантазия "Карнавал животных" для инстр. ансамбля (1886) - программная сюита (из 14 номеров), блещущая юмором, меткостью жанровых зарисовок, содержащая также страницы проникновенного лиризма (No 13 - "Лебедь").
С.-С. проявлял живейший интерес к нар. музыке Франции и др., в частности вост., стран. Плодом её изучения явились многочисл. соч.: "Алжирская сюита" для оркестра (1880), "Овернская рапсодия" (1884) и фантазия "Африка" (1891) для фп. с оркестром, "Персидские мелодии" для голоса с фп. (на сл. А. Рено, 1870) и др.
Из 12 опер С.-С. наибольший успех завоевала "Самсон и Далила" (1876). Эта опера, отличающаяся богатой, пластичной мелодикой, явилась данью увлечения С.-С. муз. ориентализмом. В ней также нашли отражение ораториальность, проявляющаяся в неспешном развитии действия, обобщённой обрисовке персонажей и значит. роли хора. Музыке её присущи проникновенная лирика, напряжённые драм. нарастания, широта эпического размаха. Первое исполнение состоялось в Веймаре под упр. Листа, высоко ценившего оперу. Н. А. Римский-Корсаков называл это творение С.-С. "идеалом оперной формы".
Значительной была муз.-критич. деятельность С.-С., продолжавшаяся в течение почти полувека. Впервые он выступил в печати в 1872, периодически сотрудничал во многих парижских газетах и журналах ("Le Temps", "Le Figaro", "La Nouvelle Revue", "La Revue musicale", "La Revue de l'Art ancien et moderne", "Musica", "L'echo de Paris" и др.) Обширное муз.-критич. наследие С.-С. частично вошло в составленные автором сб-ки, в т. ч. "Гармония и мелодия" (1885), "Портреты и воспоминания" (1899), "Самовольные досуги" (в др. переводе - "Проделки", "Ecole buissonniиre", 1913). Как критик С.-С. отличался большой эрудицией, широтой и прогрессивностью эстетич. воззрений.
Под ред. С.-С. опубликованы полное собр. соч. Ж. Ф. Рамо, оперы К. В. Глюка "Армида", "Орфей", "Эхо и Нарцисс", а также нек-рые произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа и др. Совм. с П. Дюка после смерти Э. Гиро С.-С. завершил его оперу "Фредегона". Заботился о развитии французского национального муз. искусства инстр. жанров. С этой целью основал совм. с Р. Бюссином Национальное музыкальное общество (1871), пропагандировавшее творчество молодых франц. композиторов.
С.-С. выступал также как поэт, драматург. Ему принадлежат сб. стихов "Les Rimes familieres" (1890), комедия "Le roi Apepi" (1903) и др. лит.-художеств. произведения.
(Е.Ф.Бронфин. "Музыкальная энциклопедия").