1565
4
ID 100159
191 год со дня рождения Иоганна Штрауса (сына) (Johann Strauß Jr.)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
25.10.2016 13:52
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ШТРАУС (Strauß) Иоганн (сын) (25 X 1825, Вена - 3 VI 1899, там же) - австр. композитор, скрипач и дирижёр. Старший сын Иоганна Ш. Вопреки желанию отца, к-рый хотел сделать сына коммерсантом, стал тайно от него обучаться игре на скрипке (у концертмейстера оркестра Штрауса-отца - Ф. Амона). По композиции занимался у Дрекслера и др. В 6-летнем возрасте сочинил первый вальс (впоследствии опубл. под назв. "Первая мысль" - "Erster Gedanke"). В 1844, соперничая с отцом, организовал свой конц. ансамбль (состоял из 15 музыкантов-сверстников), преобразованный затем в оркестр, и успешно выступал с ним как скрипач-дирижёр и композитор. Публика постепенно отдала предпочтение младшему Ш. После смерти отца (1849) Ш. объединил оба оркестра под своим управлением и совершил с этим коллективом ряд конц. поездок по Европе. Ранее гастролировал с собств. оркестром по Сербии и Румынии (1847). В 1851 гастролировал в Гамбурге, Праге, Дрездене, Лейпциге, Варшаве. В 1856-1865 и 1869 посетил Россию, руководил летними конц. сезонами в Павловске (см. Павловский вокзал). Кроме собств. произв. и произв. др. зап.-европ. композиторов, Ш. исполнял здесь соч. рус. композиторов, в т. ч. впервые - "Песню одалисок" и "Марш Олоферна" из оперы "Юдифь" Серова (1862), "Характеристические танцы" Чайковского (1865, позднее включены Чайковским в его оперу "Воевода"), в 1864 посвятил спец. программу произв. М. И. Глинки. Ш. концертировал в России также в 1872 и 1886, выступая в Петербурге и Москве. В 1872 гастролировал в США, в т. ч. в Бостоне (дал 14 концертов), где для стотысячной аудитории дирижировал грандиозным хором и оркестром (20 тысяч музыкантов, сто дирижёров-помощников). В 1863-70 Ш. - дирижёр придв. венских балов.
Ш. вошёл в историю музыки как мастер танц.-бытовой музыки и оперетты. В творчестве Ш. венский вальс достиг классич. вершины своего развития (композитор прозван "королём вальса"). Им написано ок. 500 соч. конц.-бытового плана (вальсы, польки, кадрили, мазурки, марши, галопы), кроме того, ок. 50 таких произв. создано Ш. совм. с братьями. Важнейшая заслуга Ш. состояла в возведении жанров т. н. лёгкой музыки на высокий художеств. уровень. Опора на нар. песенно-танц. ритмоинтонации (австро-нем., венг., слав.) и практику бытового музицирования определила нац. характер произв. Ш., их демократизм. Современники называли вальсы Ш. "патриотическими песнями без слов". Мелодии его лучших вальсов ("Сказки Венского леса", "На прекрасном голубом Дунае" и др.) получили распространение в Австрии как народные. В области танц. музыки Ш. развил традиции своих предшественников - Ф. Шуберта, Й. Ланнера, К. М. Вебера, своего отца. Вальсы Ш. - романтически одухотворённые танц. поэмы, передающие разл. оттенки душевных состояний. Они носят разнообразные программные заглавия, среди них посвящённые России ("Прощание с Петербургом"), революции 1848 ("Песни свободы", "Песни баррикад", "Звуки единства", 1848), траурный вальс, написанный на смерть отца ("Вальс-некролог", 1849). Ш. развил форму венского вальса, унаследованную от Ланнера и своего отца (состоящую обычно из интродукции, 5 вальсов и коды), обогатил вальс со стороны мелодики, гармонии, инструментовки. Гл. средство выразительности вальсов Ш. - мелодия широкого дыхания, интонационные истоки к-рой восходят к бытовой венской песенности, её ритмич. рисунок гибок, подвижен, изменчив. При исполнении вальсов в них несколько укорачивается первая доля, при переходе от интродукции к собственно вальсу постепенно ускоряется темп, что придаёт танцу особую одухотворённую устремлённость.
Ш. - автор 16 оперетт, к-рые он начал писать с 1870-х гг., находясь под большим влиянием Ж. Оффенбаха. Претворяя нац. традиции комедийных спектаклей, Ш. (также как Ф. Зуппе и К. Миллёкер) создал особую разновидность венской оперетты. Одна из вершин творчества Ш. в этом жанре - оперетта "Летучая мышь" (1874). Это произв. вначале было холодно принято венской публикой и лишь после сенсационного успеха в др. странах было оценено в Вене. В 1885 Ш. создал ставшую одной из самых популярных в Европе оперетту "Цыганский барон". Среди др. оперетт выделяются "Весёлая война" (1881), "Ночь в Венеции" (1883). В венской оперетте Ш. важнейшая роль отводится музыке. В ней господствует стихия танца (поэтому её можно назвать танц. опереттой) - польки, мазурки, галопа, чардаша и особенно вальса, что насыщает действие стремит. движением, создаёт ощущение праздничности, романтич. подъёма чувств. Драматургически оперетты Ш. уступают опереттам Оффенбаха. По содержанию они менее злободневны, в них отсутствует сатирич. элемент, на первый план выступают лирич. мотивы. Традиции Ш. продолжили в своих опереттах О. Штраус, Ф. Легар, И. Кальман.
Ш. оказал большое влияние на композиторов, обращавшихся вслед за ним к стихии венской песенно-танц. музыки, - Г. Малера, Р. Штрауса (опера "Кавалер розы"), М. Равеля ("Благородные и сентиментальные вальсы" для фп., симф. поэма "Вальс"). Обработки вальсов Ш. для фп. делали И. Брамс, Л. Годовский, К. Таузиг и др. Крупнейшие музыканты-современники Ш. ценили его талант композитора и дирижёра (X. Г. фон Бюлов, Р. Шуман). Восторженно отзывались о Ш. также Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, И. Брамс. С глубокой симпатией говорили о нём рус. музыканты - А. Н. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. На сов. сцене идут оперетты Ш. и балеты "Штраусиана" и "Голубой Дунай", основанные на музыке Ш.
("Музыкальная энциклопедия")