|
1729 - Федор Григорьевич Волков (1729 - 15. 04. 1763), русский актёр и театральный деятель, создатель первого постоянного русского театра, "отец русского театра" (В. Г. Белинский).
Ф. Г. Волков родился в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом - ярославским купцом и промышленником - и где получил разностороннее образование. Волков с детства видел народные игрища (ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений), любительские спектакли и представления школьных драм. Фёдор отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру. В 1741 - 1748 годы Фёдор Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. В Москве Волков прошел свои первые театральные "университеты". Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. В 1746 году, в Петербурге, Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники. К созданию собственного театра Фёдор Волков подошел, имея большой запас театральных знаний. Первые представления театра, организованного им в Ярославле, были даны в 1750 году. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. В 1851 году известие о Ярославском театре доходит до Петербурга и выходит высочайший указ, требующий доставить труппу Волкова в Санкт-Петербург. В конце января 1852 года ярославцы, прибыли в Царское Село. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения. И 30 августа 1756 года императрица Елизавета издала приказ об учреждении "русского для представления трагедии и комедии театра". "Российский театр" был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский. 1756 - 1762 годы – расцвет творчества Фёдора Волкова, который за многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Обладая колоссальным актерским темпераментом, великолепными внешними данными, Волков играл как комические, так и трагические роли. Он положил начало своеобразию национального актерского искусства: почти все выдающиеся актеры 18 века играли как трагические, так и в комические роли, что делало их исполнение более близким жизненным образцам. В начале 1763 года Фёдор Григорьевич Волков выступил в качестве режиссера-постановщика маскарада "Торжествующая Минерва", организованного в Москве в честь коронации Екатерины II. Волкова горячо увлекла возможность выразить в массовом зрелище, обращенном к народу, важнейшие для него мысли и чувства, мечты о золотом веке. Великолепная организация сложного массового зрелища свидетельствовала об исключительных режиссерских способностях Волкова. Но принимая активное участие в руководстве колоссальным действием, контролируя различные участки маскарада, продолжавшегося три дня на сильном морозе, Фёдор Волков заболел и скончался 4 апреля 1763 года.
1784 - Лео фон Кленце (1784 - 27. 01. 1864), немецкий архитектор, художник и писатель. Считается выдающимся представителем классицизма, основатель стиля неогрек.
Лео фон Кленце родился в Шладене (Южная Саксония) в семье чиновника. Первоначально обучался юриспруденции, но затем увлёкся архитектурой, которое получил в Париже, находился под влиянием творчества Ш. Персье и П. Фонтена. В 1807 году Кленце путешествовал по Италии, это дало ему возможность ознакомиться с античными образцами и произведениями стиля Ренессанс. В 1814 – 1815 годах архитектор участвовал в конкурсе на создание проекта античной скульптуры в Мюнхене и победил в нем. В 1808 - 1813 годах был придворным архитектором Жерома Бонапарта в Касселе. А с 1815 года - баварского короля Людвига I в Мюнхене превращает город в "новые Афины". Градостроительные работы Кленце в Мюнхене и Афинах отличаются торжественной, строгой регулярностью. В своих тяжеловесных парадных постройках (Глиптотека и Старая Пинакотека в Мюнхене, Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге) Кленце комбинировал мотивы древнегреческого зодчества, которые воспроизводил с педантичной точностью и сухостью. В отличие от работ Шинкеля - зодчего, опередившего своё время, - творчество фон Кленце обращено в прошлое. Каждая его постройка - достаточно свободная вариация на тему того или иного исторического стиля. Возведённое в 1816 - 1830 годах в Мюнхене здание Глиптотеки - коллекции произведений скульптуры - выдержано в стиле древнегреческого зодчества, а фасад Старой пинакотеки - картинной галереи, в которой были собраны работы старых мастеров, - повторяет формы итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Впрочем, постройки фон Кленце тоже предвосхищают будущее зодчества: через несколько десятилетий подобное заимствование форм и орнаментов из прошлого, причём ещё более механическое, станет настоящим бедствием европейской архитектуры. Портик галерея, образованная колоннами или столбами, как правило, перед входом в здание с фронтоном (треугольным завершением, образованным скатами крыши и карнизом) или аттиком (стенкой над карнизом, украшенной скульптурой или надписями). В 1830 - 1842 годы по проекту фон Кленце был сооружён памятник Вал галла (по названию загробной обители павших воинов в древнегерманской мифологии) близ Регенсбурга. Центральный элемент мемориала - здание из серого мрамора в виде античного храма, внутри которого помещены бюсты ста шестидесяти трёх знаменитых немцев. Постройка удачно сочетается с живописным ландшафтом - она венчает высокий лесистый холм на берегу Дуная, от подножия холма к мемориалу ведёт величественная лестница. Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Для российского императора Николая I в 1839 году он исполнил проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Лео фон Кленце стоял у истоков музейной архитектуры в России. Построил первое в нашей стране здание, специально предназначенное для размещения художественных коллекций, - Новый Эрмитаж. Строительство Нового Эрмитажа по рисункам и чертежам Кленце осуществили в 1840 - 1851годах архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов. Рациональность плана и высокий уровень технического оборудования здания сочетаются с разнообразной отделкой интерьеров, стилизованных сообразно экспонируемым произведениям искусства. По рисункам Кленце мастер Г. фон Гессе изготовил алтарный витраж в Исаакиевском соборе. Лео фон Кленце умер в Мюнхене в 27 января 1864 года.
|
|
|
1795 - Екатерина Павловна Бакунина (1795 - 19. 12. 1869), фрейлина , художница.
Екатерина Бакунина приходилась сестрой Александру Бакунину, лицейскому товарищу Пушкина. Летом она подолгу жила в Царском Селе и навещала брата в Лицее. Александр Пушкин познакомился с Бакуниной и страстно увлекся ею. Свое чувство он выразил в цикле посвященных ей элегий 1816 года: "Уныние", "Месяц", "Певец", "Осеннее утро". Об этой девушке, впервые пробудившей любовь в юном поэте, писали и его товарищи- лицеисты С. Д. Комовский и И. И. Пущин. Екатерина Бакунина часто навещала своего младшего брата и всегда бывала на лицейских балах. "Прелестное лицо ее, - по словам Комовского, - дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи".
Екатерина Бакунина училась живописи у Александра Брюллова, и сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте...
Екатерина Павловна Бакунина - биография, читать подробнее...
1824 - Алексей Иванович Абрикосов (1824 - 31. 01. 1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века кондитерскую фабрику "Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей" (ныне концерн "Бабаевский"), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учётного Банка, действительный статский советник.
А. И. Абрикосов родился в Москве и был внуком кондитера Степана Николаева, основателя династии, приехавшего в Москву из Пензенской губернии... Пензенская помещица Левашова очень гордилась своим крепостным Степаном. Никто в округе не умел готовить таких воздушных пирожных и такой нежной абрикосовой пастилы. Но в 1804 году кондитер уговорил барыню отпустить его в Москву на оброк зарабатывать деньги. В Первопрестольной, как и в родной деревне, Степан занялся сладостями. Уже через несколько лет он выкупил для своей семьи вольную, открыл собственную бакалейную лавку и официально приписался к Семеновской купеческой слободе. А в 1814 году взял себе "говорящую" фамилию Абрикосов, увековечившую его легендарную пастилу...
Алексей Иванович обучался в Практической академии коммерческих наук, но не закончил ее, хотя всю оставшуюся жизнь делал пожертвование на развитие академии. Сначала работал по найму, а с 1847 года стал заниматься самостоятельным предпринимательством. В 1849 году Абрикосов женился на Агриппине Александровне Мусатовой, дочери московского парфюмерного и кондитерского фабриканта. Пять тысяч рублей приданого послужили начальным капиталом кондитерского предприятия Абрикосова. В 1897 году товарищество Абрикосова приобрело земельный участок на Малой Красносельской улице (Сокольники), где и была построена кондитерская фабрика. К началу 20 века это уже было очень большое предприятие, штат которого насчитывал 1900 сотрудников, производство в год составляло примерно четыре тысячи тонн различных кондитерских изделий. В 1899 году товарищество Алексея Абрикосова удостоилось знатного звания "Поставщик Двора его Императорского Величества". Товарищество работало очень успешно: его годовой оборот составлял почти 2 млн. рублей. Сыновья Алексея Ивановича оказались не менее талантливыми предпринимателями, чем отец. Сейчас основанное Абрикосовым предприятие является кондитерским концерном "Бабаевский". С 1883 года Абрикосов являлся учредителем и директором торговли "Братья Поповы", занимающейся чаем, а также был учредителем купеческого общества взаимного кредита в Москве. С 1880 по 1902 годы был учредителем и председателем Совета Учётного банка. В начале ХХ века товарищество "А.И. Абрикосова Сыновья" входило в пятерку крупнейших кондитерских фирм России. Огромные обороты приносили баснословные барыши, но при этом никто из Абрикосовых не погряз в роскоши. Абрикосовы не жалели денег на образование и на благотворительность. Алексей Абрикосов часто делал различные пожертвования, участвовал в комитете по оказанию помощи семьям убитых и раненых в турецкой войне. В 1870 году Алексей Иванович Абрикосов стал одним из потомственных почётных граждан. Награжден орденами святой Анны и святого Станислава 2-ой степени, а в 1876 году – золотой медалью "За усердие". Алексей Иванович Абрикосов умер 31 января 1904 года. Концерн "Бабаевский" и сегодня одно из самых известных кондитерских предприятий страны. Среди потомков Алексея Ивановича были не только крупные промышленники, но и ученые, философы, издатели, секретарь Льва Толстого. Уже в советское время актер Андрей Абрикосов прославился на всю страну ролями в кино и театре им. Вахтангова. А Алексей Абрикосов стал одним из основоположников отечественной патологоанатомии, Героем Социалистического Труда. Его именем назван один из переулков в районе Медицинской академии имени Сеченова.