МЕЛИК-ПАШАЕВ Александр Шамильевич [10(23) X 1905, Тбилиси - 18 VI 1964, Москва] - сов. дирижер. Нар. арт. СССР (1951). Получил домашнее муз. воcпитание, обучался игре на фп. С 1921 был пианистом-концертмейстером в Тбилисском оперном т-ре, где в 1923 дебютировал как дирижер в опере "Лейла" Долидзе; работал там до 1931 (с перерывом). Дирижировал классич. операми, участвовал в пост. сов. опер "Орлиный бунт" Пащенко (1928), "Прорыв" Потоцкого (1930), "Шота Руставели" Аракишвили (1931). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука (теоретич. дисциплины проходил у X. С. Кушнарёва и В. В. Щербачёва). С 1931 дирижёр, в 1953-62 гл. дирижёр Большого т-ра. Под упр. М.-П. были поставлены мн. рус. и зарубежные классич. оперы, а также произв. сов. композиторов. Среди его лучших работ спектакли "Отелло" (1932), "Абесалом и Этери" (1939), "Черевички" (1941), "Вильгельм Телль" (1942), "Кармен" (1943), "Пиковая дама" (1944), "Борис Годунов" (1946), "Руслан и Людмила" (1948), "Аида" (1951), "Декабристы" (1953), "Фиделио" (1954), "Банк-бан" (1959), "Война и мир" (1959), "Фальстаф" (1962). М.-П. как оперного дирижёра отличало тонкое понимание вокальной специфики, умение работать с певцами. Выступал в концертах, где дирижировал, как правило, монументальными произв. Л. Бетховена, Дж. Верди, И. Брамса, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича и др. Гастролировал за рубежом в 50-е и 60-е гг. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938). Гос. пр. СССР (1942, 1943). Под упр. М.-П. прошли спектакли "Князь Игорь" (1958) и "Кармен" (1958) в Праге, "Пиковая дама" (1961) в Лондоне и Остраве, "Фауст" (1961) в Будапеште, "Аида" (1963) в Лондоне. "Гран при" (Франция) за запись опер "Князь Игорь" (1953), "Война и мир" (1962). За запись оперы "Борис Годунов" пр. Американской академии иск-в (1964). Автор муз. произв.
МЕЛИК-ПАШАЕВ Александр Шамильевич [10(23) X 1905, Тбилиси - 18 VI 1964, Москва] - сов. дирижер. Нар. арт. СССР (1951). Получил домашнее муз. воcпитание, обучался игре на фп. С 1921 был пианистом-концертмейстером в Тбилисском оперном т-ре, где в 1923 дебютировал как дирижер в опере "Лейла" Долидзе; работал там до 1931 (с перерывом). Дирижировал классич. операми, участвовал в пост. сов. опер "Орлиный бунт" Пащенко (1928), "Прорыв" Потоцкого (1930), "Шота Руставели" Аракишвили (1931). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука (теоретич. дисциплины проходил у X. С. Кушнарёва и В. В. Щербачёва). С 1931 дирижёр, в 1953-62 гл. дирижёр Большого т-ра. Под упр. М.-П. были поставлены мн. рус. и зарубежные классич. оперы, а также произв. сов. композиторов. Среди его лучших работ спектакли "Отелло" (1932), "Абесалом и Этери" (1939), "Черевички" (1941), "Вильгельм Телль" (1942), "Кармен" (1943), "Пиковая дама" (1944), "Борис Годунов" (1946), "Руслан и Людмила" (1948), "Аида" (1951), "Декабристы" (1953), "Фиделио" (1954), "Банк-бан" (1959), "Война и мир" (1959), "Фальстаф" (1962). М.-П. как оперного дирижёра отличало тонкое понимание вокальной специфики, умение работать с певцами. Выступал в концертах, где дирижировал, как правило, монументальными произв. Л. Бетховена, Дж. Верди, И. Брамса, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича и др. Гастролировал за рубежом в 50-е и 60-е гг. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938). Гос. пр. СССР (1942, 1943). Под упр. М.-П. прошли спектакли "Князь Игорь" (1958) и "Кармен" (1958) в Праге, "Пиковая дама" (1961) в Лондоне и Остраве, "Фауст" (1961) в Будапеште, "Аида" (1963) в Лондоне. "Гран при" (Франция) за запись опер "Князь Игорь" (1953), "Война и мир" (1962). За запись оперы "Борис Годунов" пр. Американской академии иск-в (1964). Автор муз. произв.
("Музыкальная энциклопедия")