1770
2
ID 100967
230 лет со дня рождения Карла Марии фон Вебера (Carl Maria von Weber)
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (1)
18.11.2016 13:36
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ВЕБЕР (Weber) Карл Мария фон (18 или 19 XI 1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн - 5 VI 1826, Лондон) - нем. композитор, дирижёр, пианист, муз. писатель. Один из первых композиторов-романтиков, создатель нем. романтич. оперы, организатор нац. муз. т-ра. Муз. способности В. унаследовал от отца, оперного капельмейстера и антрепренёра, игравшего на мн. инструментах. Странствуя с труппой отца, В. с детства сроднился с т-ром, но не получил ни общего, ни систематического муз. образования. Брал уроки композиции у М. Гайдна и аббата Г. Фоглера, к-рый сыграл особенно важную роль в муз. развитии В. и привил ему любовь к фольклору. В 12 лет В. написал пьесы для фп. и оперу "Сила любви и вина", в 14 лет - оперу "Немая лесная девушка" (пост. во Фрейберге, в Вене, Праге, Петербурге). Выступал также как пианист, с 17 лет - как дирижёр. В. объездил много городов и завоевал славу блестящего виртуоза, руководил постановкой своих опер. С 1813 композитор жил в Праге, где до 1817 возглавлял оперный т-р. Представляя собой характерный для романтиков тип разностороннего художника, В. совмещал обязанности дирижёра, режиссёра, хормейстера, репетитора, критика. Деятельность В. проходила в условиях нац. обществ. подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность творчества В., сформировало его эстетич. взгляды. Среди наиболее значит. произв. пражского периода - сб. песен "Лира и меч" (1814, сл. Т. Кёрнера), в к-ром композитор воплотил новые интонации, рождённые освободительной борьбой нем. народа против франц. завоевателей.
Зрелый период творчества В. связан с Дрезденом, куда он переехал в 1817 и где был дирижёром и руководителем оперного т-ра до конца своей жизни. Здесь В. организовал нем. труппу, к-рая сыграла большую роль в утверждении нац. оперного иск-ва в противовес господствовавшей в то время итал. опере. В. - один из. первых разбил оркестр на группы инструментов, стал дирижировать палочкой. В этот период В. написал музыку к пьесе "Прециоза" П. А. Вольфа (1820), произв. для фп. и др. инструментов. В 1820 он закончил оперу "Вольный стрелок" (либр. Ф. Кинда по одноим. новелле И. А. Апеля, пост. 1821, Берлин, под упр. автора). Это была первая нем. романтическая опера, определившая дальнейшие пути муз. т-ра. Опера характерна противопоставлением быта и фантастики. Действие оперы разворачивается на фоне быта и картин природы, сочувствующей или противостоящей человеку (преобладает образ леса). Свойственное романтизму внимание к тонким движениям души претворено в образах мятущегося, томимого сомнениями героя и самоотверженной героини. В этом произв. впервые получила отражение излюбленная тема нем. романтизма - искупление греха чистой жертвенностью, любовью. Композитор обратился к традиц. жанру нем. зингшпиля, наполнив его новым содержанием. Муз. драматургия оперы строится на контрастном развитии двух интонац. сфер. Одна из них основана на нем. нар. песенности и рисует картины нар. быта, к-рые приобрели широкую популярность (хоры охотников и подружек невесты). Другая сфера избрана В. для характеристики фантастич. тёмных сил. Композитор отводит большую роль лейтмотивам, повышает значение оркестра. Оркестр становится красочным, изобразительным (сцена литья волшебных пуль в Волчьем ущелье), намечает драматургию тембров. Одним из первых В. построил увертюру на темах оперы.
В следующей опере - "Эврианта" (1822-23, либр. X. Шези по франц. легенде 13 в. - "История Жерара де Невер и прекрасной и добродетельной Эврианты Савойской, его милой", пост. 1823, Вена, под упр. автора) композитор обратился к жанру большой романтической оперы. Он создал образы сильных героев, наделённых высокими чувствами (прототипы героев оперного творчества нем. композиторов 19 в. - Р. Вагнера, Р. Шумана и др.). В "Эврианте" отчётливее, чем в "Вольном стрелке", выявилось стремление В. к непрерывно развивающейся муз. драматургии. В опере отсутствуют разговорные диалоги, в ряде случаев композитор отказывается от дробления сцен на отдельные законченные номера. В фон действия наряду с картинами природы включаются рыцарские поединки, молитвы, свадебные шествия с многочисл. участниками и др. В связи с этим возрастает роль ансамблей и хоров. Важным достижением В. явилось воплощение в мелодике оперы взволнованной человеческой речи.
В своей последней сказочной опере-феерии - "Оберон" (1826, либретто Дж. Р. Планше по поэме К. М. Виланда, пост. 1826, Лондон, под упр. автора) В. вернулся к традиц. жанру зингшпиля, однако в отличие от "Вольного стрелка" для этой оперы определяющими явились не бытовые мотивы, а сказочные (действие происходит в воздушном мире эльфов). Важное место занимают в опере романтич. картины природы. Ряд сцен окрашен вост. колоритом, в опере использованы подлинные нар. арабские и турецкие мелодии. Этот же приём применён в музыке к драм. спектаклям "Турандот" Гоцци в пер. Шиллера, "Прециоза" Вольфа.
В. - основоположник нац.-романтич. нем. оперы, обобщивший искания композиторов раннего периода муз. романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор) и подготовивший своим творчеством принципы муз. драматургии Р. Вагнера. Значительны его поиски и достижения в инстр. жанрах и прежде всего в фп. музыке. В. - один из создателей романтич. инструментальной поэмы, в к-рой он использовал (как и в опере) формы бытовых жанров - марш, вальс и т. п. Большинство этих произв. принадлежит к блестящему виртуозному стилю. "Приглашение к танцу" для фп. (1819) - первая в истории музыки программная конц. пьеса со сменой разнохарактерных образов, имеющая в своей основе форму вальса (в 1841 Г. Берлиоз переложил это произв. для оркестра). "Концертштюк" для фп. с оркестром (1821) - первый образец жанра одночастного концерта для фп. с оркестром. Большое место в творчество В. занимает камерная вок. музыка (ансамбли, около 130 песен). Им написано также много произв. для разл. инструментов (кларнет, фагот, валторна, гитара и др.).
В. был также талантливым критиком. Его деятельность оказала большое влияние на развитие нем. муз.-критич. мысли. Он сотрудничал в 16 периодич. изданиях различных городов (Берлин, Веймар, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Прага, Штутгарт) В. занимали проблемы муз образования, просвещения, творчества композиторов и исполнителей Он писал рецензии на оперные пост. и концерты. Особо выделяется цикл "Музыкальные и драматические заметки ", состоящий из 20 статей, посвященный анализу современных В. франц. и нем опер. Другой цикл статей - "Мысли к музыкальной топографии Германии, как опыт вклада в летопись искусства и вместе с тем указатель для путешествующих музыкантов" - осуществлён не полностью. В. принадлежат фрагменты неоконч автобиографич романа "Жизнь музыканта" (рус. пер - "СМ", 1935, NoNo 7, 8 и 10).
("Музыкальная энциклопедия")