24 сентября в 1852 году французский инженер Г. Жиффар совершил в Париже первый в мире полет на дирижабле.
Первый полет на дирижабле
170 лет назад 24 сентября в 1852 году французский инженер Г. Жиффар совершил в Париже первый в мире полет на дирижабле
Анри Жиффар (Henry Giffard, 8 февраля 1825 – 15 апреля 1882) с юных лет работал на железнодорожном транспорте – в то время наиболее передовой отрасли хозяйства. Опыт, полученный в железнодорожных мастерских и при вождении поездов, помог ему получить глубокие технические знания. Под влиянием работ Жюльена в 1851 он разработал проект дирижабля с паровым двигателем, а затем, с помощью друзей, построил первый управляемый аэростат.
Создание воздушного шара, без сомнения, было значительным шагом в сфере воздухоплавания. В 1783 году людям, казалось, что это было пределом их мечтаний. Полёты на воздушном шаре вызывали неподдельный восторг, один из аэронавтов 18 века писал: «Ничто не может сравниться с тем блаженством, которое я почувствовал, поднимаясь в небо». Однако прошло всего пол века и людям захотелось научиться противостоять ветру – воздушный шар был абсолютно неуправляемым.
Одним из первых идея создания управляемого аэростата посетила Анри Жиффара – рабочего железнодорожной мастерской в Париже. Мужчина не имел инженерного образования, однако он понимал, что первым шагом к реализации его идеи – и самой большой трудностью – был двигатель.
В середине 18 века паровой двигатель был достаточно развитым и заслуживал доверия, но стандартная паровая машина не подходила для установки на летательный аппарат: она была массивной и слишком тяжёлой. Анри работал над усовершенствованием «миниатюрного» двигателя на протяжении года. В итоге ему удалось уменьшить стандартный аппарат до 45 кг. В сочетании с мощностью в 3 лошадиные силы облегчённая конструкция двигателя была настоящим рекордсменом тех времён.
Форма оболочки дирижабля сильно отличалась от привычной формы воздушного шара. Баллон длинной 44 метра был покрыт металлической сетью и напоминал сигару с заострёнными концами. Котёл, двигатель, запасы угля и пассажиры размещались на платформе, которая крепилась к сети. За направление движения дирижабля отвечал пропеллер, диаметр трёх лопастей которого составлял три с половиной метра.
Дирижабль имел оболочку продолговатой формы с заострёнными концами. Длина оболочки 44 м, максимальный диаметр 12 м, объём 2500 м3. Она заполнялась светильным газом. Под оболочкой крепилась горизонтальная балка, на заднем конце которой устанавливался треугольный парус.
Для наполнения оболочки «сигары» Жиффар использовал лёгкий светильный газ, горючий и взрывчатый. Для обеспечения безопасности Анри экранировал все компоненты двигателя, вывел дымовую трубу вниз и создал в ней искусственную тягу с помощью пара. Объём баллона в первой версии дирижабля составлял 2500 кубических метров.
Под балкой размешалась небольшая открытая платформа с перилами. Здесь имелось место для воздухоплавателя, размещались органы управления и паровой двигатель мощностью 3 л.с. Во избежание пожара длинная дымовая труба отводила продукты сгорания в сторону и вниз от оболочки. Двигатель вращал большой трёхлопастный винт, установленный прямо над гондолой. "Сухой" вес аппарата 150 кг, с водой и запасом топлива 250 кг.
При безветрии собственная скорость дирижабля составляла от 7,2 до 11 км/час. Полёт продолжался около трёх часов. Пролетев 27 км, Жиффар затушил огонь в топке, стравил часть газа и приземлился возле посёлка Трапп (юго-западнее Версаля).
Анри Жиффар не был доволен успехами первого опытного полёта. Из-за ветра дирижабль не был достаточно управляемым, машина не сделала полный круг, как планировал изобретатель. Аэростат развил скорость в 11 км/ч, Анри удавалось лишь немного отклоняться от курса, заданного потоком ветра.
Неудача не остановила Жиффара, он решил усовершенствовать своё изобретение. Новый дирижабль был намного больше первого, объём баллона составлял 3700 кубических метров. Во время очередного испытания Анри и его помощник едва не погибли – оболочка начала выходить из сети, к которой крепилась платформа аэроплавателей. Жиффар успел посадить платформу, когда баллон наконец выскользнул и исчез в воздухе.
Несмотря на предыдущие неудачи, Анри продолжал разработки, и новый его проект был чрезвычайно амбициозен – задуманная емкость баллона должна была составить порядка 220 000 кубических метров, а длинна этого летательного аппарата достигала в проекте около 600 метров. При этом расчетная максимальная скорость должна была приблизиться к 72 км/ч. Обеспечить такие выдающиеся показатели на тот момент не мог ни один двигатель, и Анри взялся за разработку принципиально нового силового агрегата.
Котлов у него должно было быть несколько, при этом один из них использовал керосин, а другой – газ прямо из оболочки дирижабля! Однако денег на постройку этого аппарата Жиффару собрать не удалось.
1858 он изобрёл струйный инжектор для забора воды в котёл, значительно улучшивший характеристики силовой установки. Эта разработка принесла Жиффару целое состояние – полтора миллиона франков, позволившее продолжить работы в области воздухоплавания.
До постройки нового дирижабля Жиффар решил провести опыты с большими оболочками. В 1867 он создал воздушный шар объёмом 5000 м3, демонстрировавшийся на всемирной Парижской выставке. В 1878 на таком же мероприятии летал его шар "Le Grand Ballon Captif" объёмом уже 25 000 м3. Он поднимал над Парижем сразу 40 человек. Шар имел оболочку, состоящую из 7 слоёв ткани и резины. Аэростат таких размеров оставался непревзойдённым до 1914.
Проведя эти опыты, Жиффар решил, что готов к реализации давно задуманного проекта. Конструктор решил увеличить его объём до 50 000 м3. Однако вскоре его поразила тяжёлая болезнь, в результате которой он ослеп. Не вынеся этого, 15 апреля 1882 конструктор свёл счёты с жизнью отравившись хлороформом.
Хотя Жиффару не удалось создать полноценный транспортный дирижабль, его опыты позволили приблизить реализацию этой возможности.
Песни про дирижабли - добавляйте