06 - Maria Callas - Medea (Cherubini) - Dei tuoi figli la madre (1955)
0
14.09.2017 15:10
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
06 - Maria Callas - Medea (Cherubini) - Dei tuoi figli la madre (1955)
КЕРУБИНИ (Cherubini) Луиджи Мария Карло Зенобио Сальваторе (14 IX 1760, Флоренция -13 III 1842, Париж) - композитор. По национальности итальянец. Чл. Ин-та Франции (1815). С детства обучался музыке у своего отца Бартоломео К. (аккомпаниатора т-ра "Пергола", Флоренция), затем у Б. и А. Феличи, Дж. Каструччи, П. Биццари. Завершил муз. образование в Болонье, где под рук. Дж. Сарти в совершенстве овладел иск-вом полифонии. В юности писал в основном церк. музыку (в т. ч. Месса, 1773). В 1779 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. - "Квинт Фабий". В 1782-88 пишет оперы-сериа и буффа для т-ров Ливорно, Флоренции, Рима, Венеции, Мантуи, Турина. В 1784-86 работал в Лондоне, получил звание придв. композитора. С 1788 жил в Париже, где в том же году поставил оперу "Демофонт". Франция стала для К. второй родиной. В годы Великой франц. революции композитор выступил как художник-новатор. Он написал музыку, предназначавшуюся для массовых празднеств, траурных церемоний, в т. ч. "Гимн Пантеону" (ко дню перенесения в Пантеон останков Марата), "Гимн братству", "Песни Десятого августа", а также марши для оркестра Нац. гвардии. К. вёл интенсивную муз.-пед. и просветит. работу. Он преподавал в школе Нац. гвардии, с 1795 (со дня основания) был одним из инспекторов и преподавателей Парижской консерватории (с 1816 профессор), в 1822-41 - её директором. Под его рук. консерватория стала одним из лучших муз. уч. заведений Европы. К. принадлежит ряд муз. трактатов, уч. пособий, в т. ч. "Курс контрапункта и фуги" (1835). После установления диктатуры Наполеона Бонапарта (ноябрь 1799) и в последующие годы в жизни К. наступил трудный период. Из произв. последних лет (более 100) лишь немногие (преим. духовных жанров) отмечены самобытностью и достигают уровня сочинений революционных лет.
К. - один из крупнейших оперных композиторов периода Великой франц. революции. Он синтезировал в своём творчестве лучшие нац. традиции итал. оперы (оперы-сериа и буффа) и принципы глюковской драматургии. Уже в "Демофонте" К. стремился к передаче контрастной динамики драм. действия, уравновешивая вок. и орк. партии как одинаково важные средства муз.-сценич. выразительности. Его творчество как бы завершило эпоху классич. оперного иск-ва 18 в. и в то же время проложило путь романтич. опере 19 в. К. явился одним из создателей нового муз.-сценич. жанра - "оперы спасения": "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Два дня" (1800, в России получила известность под назв. "Водовоз"). Одним из ярких произведений К. является трагич. опера "Медея" (1797), во многом предвосхищающая романтич. оперу 19 в. Для оперного стиля К. характерны мужественная простота и классич. ясность, "говорящие" инстр. речитативы, мелодии, свобода и выразительность, использование нар. песенных мотивов. Лучшие черты творчества К. проявились в увертюрах и интродукциях-антрактах опер, к-рые сыграли большую роль в эволюции инстр. музыки 18 в. Среди произв. др. жанров выделяется церковная музыка, отличающаяся безупречным полифоническим мастерством. Музыку К. высоко ценили Л. Бетховен и М. И. Глинка.
("Музыкальная энциклопедия")