4555
1
ID 422
27 января - В этот день родились...
День в истории -
Го Си - Осень в речной долине. |
1020 - Го Си - китайский живописец и теоретик искусства. Создал ряд величественных, суровых горных пейзажей, выполненных чёткой линией (одной только чёрной тушью), с тщательно переданными деталями ("Горы осенью после дождя", Галерея Фрир, Вашингтон; "Уединённая долина", Городской музей, Шанхай; "Весенний снег в горах Гуань", 1072 и "Деревня на высокой горе" - оба в Музее Гугун, Пекин). В трактате по живописи, который был дополнен и издан его сыном Го Ссы, Го Си требовал глубокого изучения природы и сформулировал основные законы построения пространства и перспективы в китайской живописи.
Жил в эпоху Северной Сун (960 - 1127), когда центром правления сунской династии (равно как и крупнейшим культурным центром) был город Бяньлян (нынешний Кайфын; провинция Хэнань в Центральном Китае). Года творческого расцвета – 1060 - 1080. Уже в молодости был принят в Академию живописи. Расписал ряд перегородок в императорском дворце. Подавляющее большинство его произведений не сохранилось; лишь немногие из работ, хранящихся в современных собраниях, можно считать безусловно подлинными. Го Си создал свой стиль, и максимально свободно владел кистью. Расписывая стены дворцов, он создавал огромные пейзажи, выполненные одной черной тушью. Эта особая, традиционно - китайская техника живописи требует большого мастерства в исполнении, владения разного калибра кистями, разной тушью. Она также требует безукоризненного наложения мазка, поскольку наложенную тушь исправить уже невозможно. Хороший, выполненный одной черной тушью пейзаж в той же мере не уступает пейзажу цветному, в какой блестяще выполненные рисунки некоторых европейских мастеров XVI - XVIII веков часто бывают лучше многих их собственных картин.
Вошел в мировую традицию не только благодаря своему мастерству живописца, но и потому, что оставил заметки об искусстве, изданные его сыном Го Сы в виде трактата "Высокое послание лесов и потоков". Текст этот, беспрецедентный не только для европейской, но даже и для самой китайской эстетики (где средневековый пейзаж, выделившись в самостоятельный жанр, все же не был еще теоретически осмыслен столь глубоко и тонко), служит лучшим комментарием к творчеству мастера. Го Си призывает художников к тщательному наблюдению и отбору "чудесных картин" на основе непосредственного натурного опыта, отвергая укоренившийся принцип "застывших форм" и нагромождения деталей, равно как и навык рабского подражания старым мастерам.
При императоре Хой Цзуне (1101 - 1126), который, напротив, культивировал в Академии любовь к деталям и пестрый декоративизм, дворцовые композиции на перегородках, равно как и многие пейзажи на свитках, исполненные Го Си, были уничтожены. Однако с веками его искусство, прилежно копируемое, прочно вошло в национальный канон.
Го Си - биография, читать подробнее...
1756 - Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 5. 12. 1791), австрийский композитор, представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В его музыке отразились идеи немецкого Просвещения и движения "Буря и натиск", претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Моцарт родился в Зальцбурге. Свой первый концерт для клавесина он сочинил в 1760 году, ему тогда было всего четыре года. А в возрасте шести лет Моцарт уже гастролирует и успешно выступает при дворе курфюрста Баварского. В том же 1762 году он дает сенсационные выступления в Вене. Всюду он возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами.
Спустя два года были опубликованы первые 4 сонаты, написанные Моцартом для скрипки и клавесина. В том же году, во время поездки в Лондон, семилетний композитор написал еще шесть сонат для клавесина и скрипки.
До 1769 года Моцарт продолжает гастролировать по странам Европы. В том же году на родине Моцарта ставится его первая пьеса "Мнимая простушка". Через год он едет с гастролями в Италию, здесь ему сопутствует шумный успех.
В возрасте 17 лет композитор был вынужден немного отойти от оперной музыки и по приказанию архиепископа писать много церковной хоровой музыки. Ему было запрещено выезжать из Зальцбурга, хотя он к тому моменту был уже знаменитым композитором.
В 1783 - 1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. 16 июня 1782 года состоялась премьера оперы Моцарта "Похищение из сераля" – первой оперы, написанной на немецком языке. А 1 мая 1786 года состоялась премьера оперы "Свадьба Фигаро", которой сопутствовал огромный успех. Музыка из этой оперы стала народной.
С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто "Женитьбы Фигаро", как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто "Дон - Жуана". Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем "Женитьба Фигаро".
Несмотря на успех Моцарта, его финансовое положение было не блестящим. После смерти императора Иосифа II в 1790 году материальные проблемы Моцарта оказались настолько сложными, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.
В конце сентябре 1791 года в Вене состоялась премьера оперы "Волшебная флейта" - последнего произведения Моцарта. А 5 декабря 1791 года великий композитор скончался от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией, хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или собратом - композитором Антонио Сальери.
Вольфганг Амадей Моцарт - биография, читать подробнее...
1775 - Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - представитель немецкой классической философии. Главным понятием его философии можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.
Фридрих Шеллинг родился в Леонберге близ Штутгарта в семье протестантского священника. Шеллинг рано обнаружил блестящие способности. В 15 лет он поступил в Тюбингенский университет с характеристикой "ingenium praecox" (нем. и лат. "скороспелый талант").
В университете интересы Шеллинга делились между философией и теологией. В 1793 году встретился с Фихте и на долгое время увлекся его философской системой.
После окончания университета Шеллинг работал домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига, одновременно изучая философию, математику, физику.
В 1798 году Шеллинг знакомится с Гёте и заинтересовывает его своей натурфилософией. Благодаря стараниям Фихте и поддержке Гёте, Шеллинг получает в том же году профессуру в Йенском университете. Шеллингу было всего 23 года. После переезда в Йену он вошёл в кружок йенских романтиков, в котором знакомится с братьями Шлегелями и Новалисом. Душой этого кружка была Каролина Шлегель, жена А. В. Шлегеля, игравшая в литературных сферах Германии роль немецкой де Сталь. Влияние её на представителей романтической и философской литературы было очень велико. В наибольшей степени испытал на себе это влияние сам Шеллинг, приобретший в Каролине Шлегель ближайшего друга, а впоследствии преданную жену. Супруги переезжают в Вюрцбург. Но вскоре Каролина неожиданно умирает. Через три года Шеллинг заключает брак с Паулиной Готтер и со временем становится главой большого семейства.
Конец жизни Шеллинга был омрачен судебным процессом против Паулуса, обнародовавшего без разрешения Шеллинга его лекции в берлинском университете. Процесс окончился не в пользу Шеллинга. Оскорблённый Шеллинг навсегда прекратил чтение лекций. Последние годы глубокой старости Шеллинг провёл окруженный оставшимися ему верными друзьями и многочисленной семьёй.
Скончался философ 20 августа 1854 года.
1826 - Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин (1826 - 10. 05. 1889), писатель, сатира которого остается современной, несмотря ни на какие перемены, происходящие в стране.
М. Е. Салтыков (псевдоним – Н. Щедрин) родился в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье.
Детские годы прошли в родовом имении отца. Получив хорошее домашнее образование, в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, а в 1838 году за отличную успеваемость переведен в Царскосельский лицей. Здесь он серьезно увлекся литературой под влиянием творчества Белинского, Герцена, Гоголя.
В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." – такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу.
Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848 года. Писатель был выслан в Вятку, где жил следующие 8 лет. В 1850 году его назначают на должность советника в губернском правлении города. Это дало возможность наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь.
После смерти Николая I, в ноябре 1855 года, ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку и он возвращается в Петербург, и возобновляет литературную работу. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в "Русском вестнике" с 1856 "Губернские очерки", сразу стало одним из самых любимых и популярных, читающая Россия назвала его наследником Гоголя.
В 1858 - 1868 годах с небольшим перерывом Салтыков был на государственной службе в Рязани, Твери, Пензе, Туле. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах - гротесках.
После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 году он был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Он переезжает в Петербург и принимает приглашение Н. А. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки". Теперь он целиком отдается литературной деятельности. Редакционной работой Салтыков - Щедрин занимался неутомимо и страстно, живо принимая к сердцу всё касающееся журнала. Окружённый людьми ему симпатичными и с ним солидарными, Салтыков - Щедрин чувствовал себя благодаря "Отечественным запискам" в постоянном общении с читателями, на постоянной, если можно так выразиться, службе у литературы, которую он так горячо любил. В 1869 - 1870 годах Салтыков - Щедрин пишет "Историю одного города", вершину своего сатирического искусства.
В 1875 - 1876 годах он лечился за границей, в Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.
В 1880- е годы сатира Салтыкова достигает кульминации: "Современные идиллии"; "Господа Головлевы"; "Пошехонские рассказы". В последние годы жизни создал свои шедевры: "Сказки"; "Мелочи жизни"; "Пошехонская старина".
Умер Салтыков - Щедрин (28 апреля) 10 мая 1889 года в Петербурге и погребён на Волковском кладбище, рядом с И. С. Тургеневым.
1832 - Льюис Кэрролл (настоящее его имя Чарльз Латуидж Доджсон) (1832 - 14. 01. 1898), английский математик и писатель. Наиболее известные произведения - "Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", а также юмористическая поэма "Охота на Снарка".
Льюис Кэрролл родился в семье приходского священника в графстве Чешир. Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным.
В возрасте 12 лет поступил в частную школу близ Ричмонда, а через год продолжил обучение в Rugby School. В 1895 году Кэрролл переехал в Оксфорд, где поступил в один из колледжей при Оксфордском университете.
Благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет, они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны. Свою литературную деятельность Льюис Кэрролл начал еще во время учебы в колледже. Свои короткие стихотворения и рассказы он отсылал в различные журналы, подписывая их псевдонимом Льюис Кэрролл. Постепенно приобрёл известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях.
Им было написано и опубликовано множество работ по математике под его собственным именем. Научные работы Кэрролла посвящены математической логике, и в них автор предвосхитил многие из ее положений.
В 1856 году в колледже появился новый декан - Генри Лиддел, вместе с которым приехали его жена и пять детей, среди которых была и 4- летняя Алиса. В 1864 году написал знаменитое произведение "Алиса в стране чудес". В своих сказках он с изрядной долей иронии изображает английское общество своего времени, а также посмеивается над нашим шаблонным мышлением.
Еще одним большим увлечением Льюиса Кэрролла была фотография, которой он уделял много своего времени. Умер он 14 января 1898 года в Гилфорде, графство Суррей.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (4)
27.01.2016 09:39
1932 - Римма Казакова (1932 - 19. 05. 2008), советская и российская поэтесса, автор многих популярных песен.
Римма (Рэмо) Казакова родилась в Севастополе, в семье военнослужащего. Имя, данное родителями, означает "Революция, Электрификация, Мировой Октябрь". В 20 лет взяла имя Римма. После окончания школы поступила на исторический факультет Ленинградского университета, который окончила в 1954 году.
Семь лет Римма Казакова жила в Хабаровске, работала на студии кинохроники редактором, а также лектором и преподавателем. После переезда в Москву Казакова переводила стихи народов СССР на русский язык с абхазского, кабардинского, узбекского, каракалпакского, таджикского, азербайджанского. Много ездила по стране с выступлениями.
Первые стихи Казаковой, принадлежавшей к поколению шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Рождественским, Кашежевой были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов "Встретимся на Востоке". В 1960 - 1980- х годах вышли сборники ее стихотворений "В тайге не плачут", "Помню", "Набело", "Русло", "Страна любовь", "Пробный камень", "Сойди с холма" и другие.
Главными мотивами стихов Казаковой являются любовь, дружба, верность, материнство, социальная тема. На стихи Риммы Казаковой написано немало популярных песен: "Мадонна", "Ненаглядный мой", "Ариадна", "Ты меня любишь", "Нет пути назад".
Она работала с А. Пахмутовой, В. Шаинским, И. Крутым и другими известными композиторами. Первая песня – "Ненаглядный мой" появилась как стихи в журнале "Юность", его прочитала А. Пахмутова – и родилась песня. Песни на стихи Казаковой пели Серов, Аллегрова, Пугачева, Лещенко, Киркоров, Распутина... Почти у каждой звезды в репертуаре были песни со словами Риммы Казаковой.
Но она еще успевала заниматься и общественной деятельностью. Пять лет проработала Римма Казакова на посту секретаря Правления Союза писателей СССР, организовывала повсеместные Пушкинские праздники поэзии, Дни литературы разных народов, способствовала возрождению поэтических вечеров в Политехническом музее.
Скончалась поэтесса 19 мая 2008 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
1948 - Михаил Николаевич Барышников, выдающийся российский и американский балетмейстер и величайший танцовщик балета XX века, один из немногих русских артистов, которые оказали влияние на развитие и судьбу мирового балета. При этом блистательная карьера Барышникова складывалась нелегко, и судьба не всегда баловала его.
М. Н. Барышников родился в Риге (Латвия) в семье офицера. Его отец был отправлен в Ригу по долгу службы, у него был суровый характер, и сыном в основном занималась мать. Именно мать научила его любить искусство и отдала его в балетную студию.
С 12 лет Миша стал учиться в Рижском хореографическом училище, а затем принят в Ленинградское хореографическое училище. Учителем Барышникова был А. И. Пушкин, учивший и Рудольфа Нуриева. По окончании училища Барышников поступил в Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, где вскоре стал исполнять ведущие партии.
Звезда Барышникова взошла мгновенно. Его несомненный талант был понят и признан. Не только уникальные профессиональные данные - прыжок с баллоном и элевацией, идеальная координация движений, музыкальность и превосходно усвоенная школа (безупречная форма исполнения), - но и уникальный артистический дар завоевывали зрительские сердца. Вместе с театром он ездил на гастроли по всему миру и в 1974 году отказался вернуться в СССР из Торонто. С этого времени Михаил сыграл большое количество ведущих партий в балетах классических и современных, а также был хореографом, поставив "Щелкунчика" и "Дон Кихота". Своими работами Барышников оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию.
В 1980 - 1989 годах Барышников возглавлял "American Ballet Theatre", а в 1990 году основал собственную передвижную труппу вместе с хореографом Майком Моррисом.
Барышников навсегда покинул мир классического балета и как танцовщик. Обладая истинным честолюбием в самом высоком смысле этого слова, он перестал выступать в классических балетах в тот момент, за которым наступает роковой для каждого балетного артиста период угасания физических сил. Мы никогда не видели Барышникова танцующим ниже его профессионального уровня. Он навсегда останется в памяти зрителей великим артистом классического балета XX века. С 1974 по 2002 год Барышников снялся в пяти художественных фильмах. Был номинирован на премию "Оскар" за фильм "Поворотный момент", трижды получил премию "Эмми" за участие в посвященных его творчеству телевизионных передачах. В 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле "Метаморфозы" на Бродвее, был номинирован на премию "Тони.
Интересные факты:
Поэт Иосиф Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений: "Классический балет есть замок красоты…" (из сборника "Часть речи") и "Раньше мы поливали газон из лейки…" (из книги "Пейзаж с наводнением").
Михаил Барышников является владельцем ресторана "Русский самовар" в Нью-Йорке, который он открыл вместе с Бродским. Известно, что Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский - Нобелевскую премию по литературе.
Михаил Барышников номинировался на "Оскар" за роль второго плана в картине "Поворотный пункт". Фильм был представлен в одиннадцати номинациях на премию, но не получил ни одной.
В картине "Поворотный пункт" в одной из сцен Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого "Хрустальный Дом".
Снимался в последних сериях последнего сезона сериала "Секс в большом городе" в роли русского художника Александра Петровского. Играл любовника Кэрри Брэдшоу.
0
28.01.2012 07:30
1980 - Марат Сафин, первая ракетка мирового тенниса, победитель Открытого первенства США (2000), вторая ракетка мира по итогам 2000 года, финалист Открытого чемпионата Австралии 2002 года, обладатель Кубка Дэвиса 2002 года. Одержал победу в финальном матче турнира "Мастерс" в Торонто против израильтянина Харела Леви. Впервые в своей карьере обошел по количеству очков Евгения Кафельникова (победил за 54 минуты со счетом 6 - 2, 6 - 3). Выиграл Открытый чемпионат США по теннису. Стал первым российским теннисистом, одержавшим победу в этом турнире и признан лучшим спортсменом России.
Марат Мубинович (Михайлович) Сафин родился в Москве. Его мать, Рауза Исланова, была очень известной теннисисткой, входившей в десятку лучших теннисисток СССР, затем работала тренером в "Спартаке". Когда мальчику было пять лет, он вместе с матерью впервые попал на теннисный корт. Настало время, когда Марат сам взял в руки теннисную ракетку. Мама и стала его первым тренером.
С 1994 года Марат живет и тренируется в Испании. В 1997 году он стал профессиональным теннисистом. В 2000 году к нему пришел первый крупный успех – он выиграл US Open (Открытый чемпионат США). На первой строчке рейтинга он удерживался в течение 9 недель.
До 2005 года крупных побед у него больше не было, но затем он выиграл турнир Большого шлема в Австралии. Этой победой, по мнению самого теннисиста, он был обязан своему тренеру Петеру Лундгену. В Уимблдоне Марат выступал менее успешно: в 2001 году ему удалось добраться только до четвертьфинала, а в 2008 году – до полуфинала.
Марат отличается эмоциональностью во время матчей, он бурно реагирует как на победы, так и на поражения. Его сестра Динара Сафина также является известной российской теннисисткой.
0
28.01.2012 07:30
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
1836 - Леопольд фон Захер - Мазох, (1836 - 9. 03. 1895), австрийский писатель, автор романов и новелл на эротические темы. Писатель Захер - Мазох сегодня известен не столько своими произведениями, сколько термином "мазохизм", напрямую связанным с его именем.
Захер - Мазох родился в Лемберге (тогдашнее название Львова) в римско - католической семье начальника полиции Королевства Галиции и Лодомерии Леопольда фон Захера. Предками его отца были испанцы, которые в XVI веке поселились в Праге, и богемские немцы.
Он был старшим из пяти детей в семье директора галицийской полиции. Мать его происходила из древней славянской фамилии. Знание русского языка впоследствии дало ему возможность читать в подлиннике русских авторов: Карамзина, Пушкина, Тургенева и других. Когда Леопольду было 12 лет, семья переехала в Прагу, где мальчик выучил немецкий язык, на котором потом и писал свои произведения.
Уже в детстве в нем начали проявляться склонности, которые потом и сделали его знаменитым. Захер - Мазоха привлекали ситуации жестокости; ему нравилось смотреть на картины с изображением казней, а любимым чтением были жития мучеников. Однажды став свидетелем взрослых отношений полов, он получил впечатления, которые отложились на всю жизнь.
В 1854 году он перебирается в столицу герцогства Штирия – древний Грац. В Граце он обосновался почти на два десятилетия. Здесь Леопольд завершил образование защитой докторской диссертации по философии и истории, в местном университете получил доцентуру по истории и, казалось, перед ним открылась блестящая академическая карьера.
В 1858 году он анонимно опубликовал роман "Одна галицийская история. Год 1846". С той поры у него ежегодно выходило по одной и более книг. После успеха романа "Дон Жуан из Коломыи" (1872), он решает отказаться от дальнейшей академической карьеры историка и полностью посвятить себя литературе. В 1881 году Захер - Мазох поселился в Лейпциге и остальную жизнь провел в Германии.
Постепенно у него рождается замысел цикла под общим названием "Завещание Каина". Книги выходили одна за другой. Слава его гремела далеко за пределами немецкоязычного мира вплоть до Америки, находя широкий отклик в разных странах. Его произведения переводились на многие европейские языки и издавались массовыми тиражами. Особенно популярным Захер - Мазох был во Франции, где его сочинения публиковались ведущими издательствами, и где его галицийская проза вызвала такой же интерес, как и его эротические истории.
Последние годы своей жизни Захер - Мазох провел в немецком поселке Линдхайм в Гессене, где и умер 9 марта 1895 года. Необычайность его судьбы не закончилась и на этом - как утверждают, урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года. Он вошел в историю литературы не только как выразитель мазохизма – он открыл для немецкой литературы народную жизнь Восточной Европы.
1879 - Павел Петрович Бажов (27.01.1879 - 3. 12. 1950), уральский писатель, автор сборника сказов "Малахитовая шкатулка". Сказочники не удостаиваются высших наград (Сталинская премия и орден Ленина Бажову - редкое исключение), но их значительно меньше романистов, поэтов, драматургов, значит, и талант их особый, и признание их подлинно, так как они получают его не от власти, а от самого благодарного читателя - детей.
П. П. Бажов родился на Урале в семье рабочего Сысертского завода, семья жила вблизи Екатеринбурга. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в Екатеринбурге и Камышлове. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Первая книга очерков "Уральские были" вышла в 1924 году. В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов "Девка Азовка", а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов - "Малахитовая шкатулка". Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами. В 1942 и 1944 годах "Малахитовая шкатулка", заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.
В 1943 году за книгу "Малахитовая шкатулка" Павел Бажов был удостоен Сталинской премии второй степени. За литературную работу писатель был награждён орденом Ленина.
В 1944 году "Малахитовая шкатулка" была переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 году – в Париже. Переведено это произведение на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки, всего, по некоторым данным, на 100 языков мира...
Кроме своей знаменитой "Малахитовой шкатулки" Бажов – автор шести очерковых книг, главным образом по истории революции и Гражданской войны на Урале и в Сибири, им написаны автобиографические повести "Зелёная кобылка" (1939) и книга мемуаров "Дальнее - близкое" (1949).
Произведения Бажова, восходящие к уральским "тайным сказам" – устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально - бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.
По мотивам сказов созданы кинофильм "Каменный цветок" (1946), балет С. С. Прокофьева "Сказ о каменном цветке" (1954), одноименная опера К. В. Молчанова (1950), многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи.
Скончался П. П. Бажов 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске.
1888 - Виктор Гольдшмидт (1888 - 20. 03. 1947), химик и геолог, один из основоположников геохимии и кристаллохимии. Придумал геохимическую классификации элементов, предложил закон изоморфизма, названный его именем. Выдвинул одну из первых теорий относительно состава и строения глубин Земли, причем предсказания Гольдшмидта подтвердились в наибольшей степени. Одним из первых рассчитал состав верхней континентальной коры.
Гольдшмит родился в Цюрихе. Семья Гольдшмидта переехала в Норвегию в 1901 году, когда Генрих Гольдшмидт получил должность профессора химии в Кристиании (старое название Осло).
Первая научная работа Гольдшмидта называлась "Контактовый метаморфизм в окрестностях Кристиании". В ней он впервые применил термодинамическое правило фаз к геологическим объектам. Серия его работ под названием "Геохимия элементов" считается началом геохимии.
Работы Гольдшмидта об атомных и ионных радиусах оказали большое влияние на кристаллохимию.
Во время немецкой оккупации Гольдшмидт был арестован, но незадолго до запланированной отправки в концентрационный лагерь был похищен Норвежским Сопротивлением, и переправлен в Швецию. Затем он перебрался в Англию, где жили его родственники. После войны он вернулся в Осло.
Виктор Гольдшмидт умер в возрасте 59 лет 20 марта 1947 года в Осло. Его главный труд, "Геохимия", был отредактирован и издан посмертно в Англии в 1954 году.
1891 - Илья Эренбург (1891 - 31. 08. 1967), русский советский писатель, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.Вице - президент ВСМ с 1950 года. Депутат ВС СССР с 1950 года. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942, 1948). Лауреат Международной Сталинской премии "За укрепление мира между народами" (1952). И. Эренбургу принадлежат знаменитые слова: "Увидеть Париж и умереть".
И. Г. Эренбург родился в Киеве. С 1895 года семья жила в Москве, Илья учился в гимназии, где познакомился с Николаем Бухариным, который вовлек его в революционную деятельность и откуда был исключен в 6- м классе за связь с большевиками.
Он являлся членом подпольной организации РСДРП. В 1905 во время первой русской революции впервые погружается в атмосферу классового противостояния. Вместе с Бухариным распространяет листовки, выполняет поручения большевистского подполья. В 1908 арестован как "районный агитатор" и после пяти месяцев тюрьмы выпущен под залог. Желая избавиться от наблюдения полиции, уезжает в Париж.
После Февральской революции 1917 года он вернулся в Москву. В начале 1918 выходит его поэтический сборник "Молитва о России", где нарастающий хаос в стране принял образ умирающей матери, над которой глумятся большевики. В Москве подружился с Б. Пастернаком и В. Маяковским. Печатает статьи в эсеровских газетах. После начала "красного террора" в 1918 уезжает в Киев. В 1920 году он был арестован, но освобожден по ходатайству Бухарина. С 1921 по 1938 годы жил в Западной Европе, занимался общественной деятельностью, получил известность как писатель - антифашист. Затем возвратился в Россию.
С 1941 года публиковал свои статьи в советских газетах, был депутатом Верховного Совета СССР, вице - президентом Всемирного Совета Мира. В 1942 году за роман "Падение Парижа" и в 1948 году за роман "Буря" получил Государственную премию СССР.
Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным - с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой стороны был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Хрущёва и Брежнева.
После смерти Сталина написал повесть "Оттепель" (1954), которая дала название целой эпохе советской истории и вошло во все учебники истории.
Писатель скончался 31 августа 1967 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.