35737
2
ID 121616
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (6)
31.08.2018 02:09
Спасибо за напоминание! Такое конечно не забывать - урок всем живущим - быть ответственными за жизни. Увы, в суете дней и забот мы так часто забываем об этом...
1
31.08.2018 10:34
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
«Адмирал Нахимов» был в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Пароход обладал исключительной репутацией - за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия. Время, однако, давало о себе знать - в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.
К сведению -
Восьмипалубный пароход, ставший впоследствии «Адмиралом Нахимовым», был построен в 1925 году на немецкой верфи Бремер-Вулкан в Бремене.
Спущен на воду 24 марта 1925 года. До 1939 года корабль носил имя «Берлин». В свой первый рейс он отправился из Бремерхафена в Нью-Йорк 26 сентября 1925 года.
До Второй мировой в основном использовался как трансатлантический лайнер. Во время войны был переоборудован под плавучий госпиталь. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине в устье реки Свине. В полузатопленном виде он и достался победителям. После восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под именем «Адмирал Нахимов» в составе Черноморского морского пароходства. После круиза из Ялты в Сочи теплоход «Адмирал Нахимов» должен был отправиться на списание.
31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов», в соответствии со своим круизным расписанием, прибыв из Ялты, пришвартовался в 14:00 у 34 пассажирского причала Новороссийского порта. Согласно расписанию, судну предстояло стоять в Новороссийске до вечера. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. Исходя из количества проданных путевок, на борту находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа - всего 1243 человека.
К сведению -
Корабль был самым большим пассажирским судном на Чёрном море, его водоизмещение составляло 23480 тонн, длина - 174,3 метра, ширина - 21,1 метр, пассажировместимость - 1096 человек, максимальная скорость - 16 узлов. Трюм судна разделялся на 13 водонепроницаемых отсеков переборками с герметичными дверьми. Пароход изначально был сконструирован таким образом, чтобы оставаться на плаву с двумя любыми повреждёнными отсеками. Однако в ходе модернизации 1966 года над двумя трюмами оборудовали бассейн, после чего класс непотопляемости парохода был понижен до одного повреждённого отсека. Подобные суда в соответствии с правилами классификации и постройки морских судов Регистра СССР не могли брать на борт более 600 пассажиров. Однако «Адмирал Нахимов» легально перевозил большее число людей, поскольку данный пункт не распространялся на суда, построенные до 1986 года. После круиза из Ялты в Сочи теплоход «Адмирал Нахимов» должен был отправиться на списание.
Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков, опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.
Это фото было сделано за несколько часов до трагедии. Адмирал Нахимов в порту Новороссийска 31 августа 1986 года
«Адмирал Нахимов» весь день стоял в порту Новороссийска. На солнцепеке судно сильно нагрелось. Возвратившись в каюты, утомленные многочисленными экскурсиями пассажиры открыли иллюминаторы, чтобы проветрить помещения.
В момент отшвартовки парохода от причала № 34 судно было остановлено на 10 минут для принятия на борт начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ А. Крикунова, опоздавшего к отходу.
На борту царило спокойствие. Пассажиры на судне были каждый заняты своим делом. Как всегда по вечерам на судне была развлекательная программа. В музыкальном салоне для молодежи началась дискотека, работали бары «Варна», «Рубин» и рестораны, в которых подавали ограниченное количество спиртного, на одной из палуб начался концерт для ветеранов, кто-то отмечал День шахтера. Многие находились у себя в каютах, готовились ко сну. Часть пассажиров просто стояла вдоль борта у лееров и смотрела на ночной город, на суда, стоящие на рейде, мимо которых проходил «Адмирал Нахимов». Члены экипажа, которых всего на судне было 346 человек, занимались своими обязанностями - в машинном отделении работали кочегары, машинисты, механики, на палубах находились вахтенные матросы, в ресторанах и барах работали официантки, в коридорах кают находились на своем дежурстве дневальные. Свободный от вахты экипаж отдыхал наравне со своими пассажирами.
В кинозале в 22:30 начался фильм «Я любил Вас больше жизни». Кинозал находился в кормовой части палубы «Б».
Пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт Новороссийска.
В это время со стороны открытого моря к порту Новороссийска подходил единственный корабль - сухогруз «Петр Васев», везший 28638 тонн канадского ячменя. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко, который сообщил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому, который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами.
Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.
Капитан сухогруза Виктор Ткаченко действительно не видел повода для беспокойства, так как он не наблюдал за окружающей обстановкой, а полностью положился на САРП - систему автоматической радиолокационной прокладки курса, которая не показала опасного сближения. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.
Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.
Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял - «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова». Японский прибор оказался с дефектом и мог искажать расстояние до сотни метров.
Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение - «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».
Предотвратить катастрофу было уже невозможно - в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.
Схема столкновения
Вода начала поступать на «Адмирал Нахимов» и затапливать отсеки один за другим. Это и послужила причиной такого стремительного затопления корабля. За 4 минуты «Адмирал Нахимов» накренился на правый борт на 45°. Скорость поступления воды возросла за счёт десятков открытых иллюминаторов. Спускать коллективные спасательные средства уже не представлялось возможным. Единственным выходом был сброс в воду самораскрывающихся спасательных плотов вместимостью от 10 до 32 человек. Было сброшено 32 плота. Марков успел послать на «Пётр Васёв» сообщение: «Спускайте все имеющиеся у Вас шлюпки и плоты на воду!».
На борту началась паника, многие из находившихся вблизи открытых палуб стали прыгать за борт. Помощь обезумевшим от ужаса пассажирам старались оказать стюардессы: они выводили наверх по тёмным наклонившимся коридорам и трапам. Стюардесса Татьяна Фёдорова до последнего стояла на палубе - раздавала и помогала надевать спасательные жилеты. Вечером многие родители укладывали детей спать, запирали каюты и поднимались наверх. В суматохе и темноте почти никто не смог вернуться. Давя друг друга, люди застревали в узких коридорах. Из-за нарастающего крена стеллаж с запасными ключами от кают упал. 28-летняя стюардесса Вера Федорчук достала связку ключей, но спасти запертых детей и спастись сама уже не успела. Пароход стремительно уходил под воду. Падали и катились по палубам, сметая людей, незакреплённые скамейки, шезлонги, бочки с краской.
Капитан Марков оставался на мостике, пока вода не выбросила его за борт. В 23:20, спустя 8 минут после столкновения «Адмирал Нахимов» с креном 60° и сильным дифферентом на корму целиком ушёл под воду в 3,5 км от берега и погрузился на дно на глубине 47 м.
Оказавшиеся в воде люди испытали острую нехватку спасательных средств. Сброшенные плоты вместили около 500 человек. Остальным четырёмстам оставалось плавать поблизости в воде, покрытой толстым слоем нефтепродуктов и краски. Далеко не на всех были надеты спасательные жилеты. В панике многие люди ожесточённо боролись друг с другом за любое плавсредство, будь то спасательный жилет или оставшиеся плавать на поверхности деревянные шезлонги с прогулочных палуб «Адмирала Нахимова». Другие же вели себя прямо противоположно: отдавали жилеты женщинам и старикам, помогали удержаться на плаву ослабевшим и раненым.
Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор - спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.
Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.
В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях - всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.
Работать приходилось в сложных условиях - сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.
В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек.
«Пётр Васёв» после столкновения в доке
Для расследования причин катастрофы из Москвы прибыла группа из 50 человек.
С 1 сентября 1986 года на месте катастрофы работали водолазы. Они проникали внутрь корпуса парохода через отверстия, вырезанные в борту. Судно легло на грунт почти полностью на правый борт. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, поперечные - в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и трупов. Большинство дверей кают заклинило и водолазам пришлось извлекать из кают тела людей, предварительно взломав двери. Много детей погибло в запертых каютах. Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа). Среди погибших было 23 ребёнка. Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех.
10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз Юрий Полищук. 19 сентября попал в завал и не смог выбраться Сергей Шардаков. После этого поисковые работы на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов» решением Правительственной комиссии были прекращены.
К этому моменту было были найдены и подняты 129 тел (111 из корпуса парохода, 18 с грунта). 64 тела так и остались покоиться на борту затонувшего парохода. В кораблекрушении погибли жители девяти союзных республик.
2 сентября капитана «Петра Васёва» Виктора Ткаченко и капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова взяли под стражу.
Виктор Ткаченко (слева) и Вадим Марков на скамье подсудимых
В марте 1987 года в Одессе в доме культуры железнодорожников после почти полугодового следствия состоялся суд. По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. Обоих капитанов признали виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам тюрьмы. Через 6 лет капитаны были амнистированы.
Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении. Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены - Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.
Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.
Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.
Монумент в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов»
В 1987 году на высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, был сооружен монумент в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов».
Мемориал архитектора Ирины Бабаджан представляет собой композицию из семи труб-стоек разной высоты и толщины, находящихся внутри чугунного литого венка. Верхняя часть труб срезана. Центральная труба (со стальной мемориальной плитой и вмонтированными в неё часами, поднятыми с затонувшего судна и остановившимися в момент трагедии.), символизирует погибший пароход. Монумент окаймляет волна-воронка из железобетона, к внутренней стороне которой прикреплены 24 плиты с именами всех погибших.
На чугунной стеле начертаны слова: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года».