3786
0
ID 430
31 января - В этот день родились...
День в истории -
1624 - Арнольд Гейлинкс (нидерл. Arnold Geulincx) (1624 - ноябрь 1669), голландский философ. Получил образование в Лёвенском университете, где занимал кафедру философии. Лишенный её по определению университетского сената, Гейлинкс переехал в Лейден, был там профессором, перешёл в реформатство под влиянием янсенистских идей.
1672 - Григорий Петрович Чернышёв (1672 - 10. 08. 1745), военачальник, государственный деятель, граф. Сподвижник Петра I принимал участие в Азовском походе, отличился в сражениях Северной войны 1700 - 21 годах, был губернатором Азовской, Лифляндской и Московской губерний.
1769 - Андре - Жак Гарнерен (1769 - 18. 08. 1823), французский аэронавт, первый парашютист. В 1793 году он стал инспектором французской армии, внедряя использование воздушных шаров в военных целях. Во время боевых действий был схвачен англичанами и провел два года в плену. По возвращении во Францию он стал совершать высотные полеты на воздушном шаре. 22 октября 1797 года совершил прыжок с парашютом с воздушного шара, спрыгнув с высоты 1000 метров над одним из парков Парижа. Продолжая свои демонстрационные полеты по городам Европы, в 1802 году в Англии он совершил рекордный прыжок с высоты 2440 м. Его парашют из белого шелка в форме зонтика имел диаметр около 7 метров.
1797 - Франц Петер Шуберт (1797 - 19. 11. 1828), выдающийся австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний (в том числе знаменитой "Неоконченной симфонии"), а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
Франц Шуберт родился в Вене и был четвертым сыном в семье школьного учителя, любившего музыку. Еще мальчиком он пел в Венской придворной капелле, затем помогал отцу в школе.
К девятнадцати годам Франц написал уже более 250 песен, несколько симфоний и других музыкальных произведений. Но широкое признание пришло к нему в 1820- х годах. В 1828 году состоялся его концерт, на котором он сам и другие музыканты исполняли его произведения. Это было за несколько месяцев до смерти композитора.
Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 года. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: "Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды".
Несмотря на короткую жизнь, Шуберт сочинил 9 симфоний, сонаты, писал камерную музыку. Но особое место в его творчестве занимают песни, которых он написал более 600. Он обогатил существующие песни, написал новые на стихи таких выдающихся поэтов как Гёте, Шиллер, Шекспир, Скотт и других. Именно песни прославили Шуберта при жизни.
Но он писал еще квартеты, кантаты, мессы и оратории. И в классической музыке Шуберта ясно проявляется влияние лирической песенной темы. Его лучшими классическими произведениями считаются "Неоконченная симфония" (1822) и "Большая симфония C-dur" (1825 - 1828).
Очень популярна фортепианная музыка композитора: вальсы, лендлеры, галопы, экосезы, марши, полонезы. Многие произведения предназначены для домашнего исполнения.
Франц Петер Шуберт - биография, читать подробнее...
1841 - Сэм Лойд (1841 - 10. 04. 1911), американский шахматный композитор, автор множества головоломок.
Лойд родился в семье агента по продаже недвижимости. Когда Сэму было три года, семья переехала в Нью - Йорк. Лойд быстро научился играть в шахматы и уже с четырнадцати лет начал сочинять и публиковать в газетах шахматные задачи, составленные по образцам "старой школы". Но уже в 1856 году самобытный талант юного автора начал проявляться в полной мере. Его композиции сразу получили признание американских любителей и вскоре выдвинули его на место крупнейшего шахматного композитора США.. После школы он понял, что составление задач и головоломок может стать основным источником существования. В 1871 году Лойд придумал головоломку из картона, которую продал легендарному американскому антрепренёру Барнуму за десять тысяч долларов. В дальнейшем его головоломки пользовались огромным успехом. В 1878 году Лойд выпустил книгу "Шахматная стратегия", в которую вошли 500 его задач. В области математических задач, ребусов, различных игр и тому подобное Лойд преуспел не меньше, чем в шахматных задачах. Лойд отличался любовью к шуткам, каламбурам, он умел подражать любому музыкальному инструменту, крику диких зверей, "вещать" животом, показывать фокусы на пальцах. Его исключительная любознательность, сообразительность, математическая даровитость позволили ему придумать ряд интересных задач и головоломок, получивших вскоре широкую известность.
Лойд был большим энтузиастом танграма и опубликовал книгу, полностью посвящённую этой игре.
1858 - Андре Антуан (1858 - 1943), французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Крупнейший представитель "театрального натурализма", создатель и руководитель "Свободного театра" и "Театра Антуана", воспитатель плеяды талантливых актёров.
Андре Антуан родился в городе Лимож. Окончил престижный лицей Кондорсе. Обладая кипучей энергией и большой целеустремленностью, Антуан стал приверженцем натурализма, и более чем кто - либо другой во французском театре занимался пропагандой идейных взглядов Золя и постановкой спектаклей на основе его произведений.
Андре Антуан - биография, читать подробнее...
1865 - Алексей Александрович Бахрушин (1865 - 7. 06. 1929), русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель и руководитель театрального музея в Москве.
А. А. Бахрушин родился в Москве в семье купца - фабриканта, занимавшегося кожевенным и суконным производством. Родители дали мальчику прекрасное образование и привили любовь к искусству, что для богатого московского купечества было делом нередким.
Его дед писал стихи, а отец свободно владел несколькими иностранными языками и много путешествовал. Клан Бахрушиных славился в Москве благотворительностью и страстью к коллекционированию. Неудивительно, что будущий знаток российской театральной жизни с детства стал завсегдатаем московских театров и даже сам пробовал играть на сцене театрального кружка.
В 23 года Алексей всерьез занялся купеческой деятельностью, у него появились свободные деньги, и он, по примеру двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина, увлекся коллекционированием. Сначала Алексей собирал восточные редкости, затем – все, что связано с Наполеоном и войной 1812 года. А в 1890 году перешел на коллекционирование русской театральной старины.
Новому увлечению Алексей отдался с жаром. Дом стал наполняться фотографиями актеров, эскизами костюмов и декораций, афишами и программами спектаклей, личными вещами артистов и книгами о театральном искусстве. Поиск театральных раритетов он вел целенаправленно, стремясь отразить в своей коллекции всю историю российского театра. В октябре 1894 года собиратель впервые представил свою коллекцию московским театралам. С этого времени и идет отсчет работы Московского литературно - театрального музея.
В коллекции Алексея Бахрушина скопилось громадное количество раритетов, что привело к выделению трех самостоятельных направлений в их экспонировании: литературного, драматического и музыкального. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из - за границы он привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты. Одним из основных источников пополнения коллекции были дары. Актёрам идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие "безданно и беспошлинно" присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи.
Бахрушин с удовольствием представлял собранные им раритеты на различные выставки. Часть его коллекции побывала даже на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. А юбилейная выставка 1899 года, посвященная 150- летию российского театра, на треть состояла из раритетов, собранных Бахрушиным.
В ноябре 1913 года Бахрушин передал свою коллекцию Российской Академии наук и возглавил правление музея, который стал носить его имя. На этом посту он остался и после революции.
Скончался Алексей Александрович Бахрушин 7 июня 1929 года. Созданный им музей плодотворно работает и в наши дни.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (6)
01.02.2012 11:42
1902 - Алексей Николаевич Грибов (1902 - 26. 11. 1977), актер МХАТа. Народный артист СССР (1948). Герой Социалистического Труда (1972), лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1951, 1952). С 1924 сыграл более 60 разнохарактерных ролей ("Полосатый рейс", "Начальник Чукотки", "Донецкие шахтеры", "Алешкина любовь"). Как отмечают театроведы, "Грибов был мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера". Именно комедийно - сатирические персонажи принесли ему успех в кино.
1911 - Ванга (Вангелия Пандева - Гущерова) (1911 - 11. 08. 1996), болгарская прорицательница.
Родилась в Османской империи в семье бедного болгарского крестьянина. Большую часть жизни прожила в селе Петрич, на стыке трёх границ (Болгария, Греция, Республика Македония). В 1923 году Ванга с отцом и мачехой переехала в селение Ново село в Македонии, откуда родом был её отец. Там в возрасте 12 лет Ванга потеряла зрение из - за урагана, во время которого вихрь отбросил её на сотни метров. Она была найдена только вечером с забитыми песком глазами. Её семья была не в состоянии провести лечение, и в итоге Ванга ослепла. Ее необычные способности начали проявляться постепенно, а усилились в годы Второй мировой войны. С абсолютной точностью Ванга говорила крестьянам, где найти затерявшуюся скотину, и те находили ее в указанном месте. Слава о ясновидении Ванги быстро разнеслась по окрестностям, и к ее двору начали стекаться толпы людей. Вскоре она прославилась и как хороший врачеватель различных болезней. Лечила она в основном целебными травами.
К ней начали обращаться за советом в самых разных ситуациях. Она помогала всем. Так родилась легенда о Ванге. Болгарский ученый Георгий Лозанов наблюдал за Вангой более 25 лет и отметил выше семи тысяч сбывшихся предсказаний. Он пришел к выводу, что процент совпадений значительно выше случайного и достигает порядка 80%.
За 55 лет своей деятельности у Ванги побывало более миллиона человек. На деньги от этих посещений она построила храм Святой Параскевы.
Ванга - биография, читать подробнее...
1921 - Марио Ланца (Настоящее имя - Альфредо Арнольд Кокоцца.) (1921 - 7. 10. 1959), американский певец (тенор) и актёр. Марио Ланца повлиял на таких певцов будущего поколения как Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Ронни Джеймс Дио.
Родился в семье итальянских эмигрантов Антонио Кокоцца и Марии Ланца. Семья не была богатой, но пластинки с записями Карузо и других прославленных теноров были всегда - и с самого раннего детства Фредди пытался копировать. Никто особенно не прислушивался - в "Маленькой Италии" пел каждый второй, но однажды услышав как сын чисто и красиво подпевает Энрико Карузо, Мария решила учить Фредди пению. Первым учителем Фредди стал Джовани ди Сабито, затем Айрин Уильямс, в прошлом известная оперная певица.
По - настоящему открыл Альфредо Кокоцца и взял начинающего певца под профессиональную опеку всемирно известный дирижёр Бостонского оркестра Кусевицкий, оплатив Марио грант на обучение в оперной школе. 7 августа 1942 года на афишах появилось новое имя - Марио Ланца.
Голос Ланца - мощный, жёсткий, искрящийся, с сильнейшим металлическим призвуком, пронзительный лирико - драматический тенор. Манера пения - экспрессивная, эмоциональная, с форсированным звукоизвлечением и жёсткой атакой звука. Светлый, высокий тембр с блестящими мощными верхними нотами позволял певцу исполнять лирические партии, а исключительная мощь и выразительность голоса - драматические. Марио Ланца - ярчайший образец истинно итальянского стиля пения.
Большим поклонником творчества Марио Ланца в СССР был Муслим Магомаев.
Марио Ланца - биография, читать подробнее...
0
02.02.2012 10:32
1921 - Владислав Игнатьевич Стржельчик (1921 - 11. 09. 1995), советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1974).
В. И. Стржельчик родился в Петрограде, куда его отец, выходец из Польши, попал после первой мировой. Стржельчик был поздним ребенком, рос обыкновенным мальчишкой, учился средне и уже в школе мечтал о театре.
Он поступил в театральную студию, а с 1938 года стал актером Ленинградского БДТ им. М. Горького (ныне – им. Г. Товстоногова). Но война прервала учебу. Всю Отечественную он был на фронте, сначала служил в действующей армии, затем во фронтовом ансамбле. После войны он продолжил учебу и с 1948 года стал работать в Ленинградском БДТ им. Горького (ныне этот театр носит имя Г. Товстоногова).
Его наставниками в студии при Ленинградском Большом драматическом театре были Андрей Дикий и Борис Бабочкин (знаменитый исполнитель роли Чапаева).
Стржельчик играл на сцене БДТ до конца своей жизни. Именно здесь он сыграл свои лучшие театральные роли, продемонстрировав высочайшее мастерство актерского перевоплощения, с успехом создавая как трагедийные, так и комедийные образы.
В его активе множество замечательных ролей, сыгранных в этом театре. Особенно театралам запомнился блистательный актерский дуэт Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика в специально поставленном для них спектакле "Этот пылкий влюбленный".
Колоритные и многогранные характеры воплощены им в фильмах, ставших заметным явлением и классикой советского киноискусства: "Война и мир" (Наполеон), "Адъютант его превосходительства" (генерал Ковалевский), "Корона Российской империи, или Снова неуловимые" (аферист Нарышкин), Туполев ("Поэма о крыльях"), "Соломенная шляпка" (отец невесты), "Женитьба" (Яичница), "Гардемарины, вперед!" (Лесток), "Тартюф" (Оргон).
Многие годы Владислав Игнатьевич преподавал в творческих вузах Ленинграда. Он был умным и добрым человеком и умел по-настоящему помогать людям.
Скончался Владислав Игнатьевич Стржельчик 11 сентября 1995 года в Санкт - Петербурге.
1924 - Тенгиз Абуладзе (1924 - 6. 03. 1994), грузинский кинорежиссер, народный артист СССР ( 1980) ("Я, бабушка, Илико и Илларион", "Мольба", "Древо желания", "Покаяние").
Т. Е. Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси (Грузия). В 1943 - 1946 годах он учился в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели. Его педагогами были Г.А. Товстоногов и Д. Алексидзе. В 1953 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Юткевича). Во ВГИКЕ Абуладзе занимался также у С. М. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, А. С. Хохловой, А. П. Довженко.
С 1953 года Абуладзе — режиссер киностудии "Грузия - фильм". Уже первый фильм – совместный с Р. Чхеидзе "Лурджа Магданы" принес режиссерам престижную награду – Гран - при Каннского кинофестиваля 1956 года по конкурсу короткометражных лент. Фильм был удостоен специального упоминания на конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля, став первой за долгое время советской картиной, получившей приз на крупном западном кинофестивале
Знаком объединения поэзии с обыденным, новизной стиля отмечен и следующий, уже самостоятельный фильм Абуладзе "Чужие дети", который был создан под впечатлением от газетного очерка, опубликованного в "Комсомольской правде", при этом Абуладзе перенёс события в Грузию. В фильме "Я, бабушка, Илико и Илларион" (1963) по Н. Думбадзе наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению.
Фильм "Мольба" (1967, главный приз Международного кинофестиваля авторского кино в Сан - Ремо - 1973) – сложная экранизация произведений великого грузинского поэта Важа Пшавела. Предназначение поэта, борьба со злом ради защиты добра, преодоление вековой вражды двух соседних народов, любовь и верность, – эти темы и образы Пшавела достойно были отражены в этом фильме.
В фильме "Ожерелье для моей любимой" (1973) по повести А. Абу - Бакара режиссер продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме "Древо желания" по Г. Леонидзе (1977), втором после "Мольбы" фильме триптиха, который завершился "Покаянием" (1984).
"Покаяние" стало главным фильмом последнего периода существования СССР. Это был первый из антитоталитарных фильмов, который потряс всю страну. На Каннском кинофестивале 1987 года фильм получил четыре премии. Абуладзе оказал большое влияние на грузинское кино, открыв новые горизонты.
Умер великий режиссер 6 марта 1994 года в Тбилиси.
1937 - Регимантас Адомайтис (1937), литовский актер. Заслуженный артист Литовской ССР (1973). Народный артист Литовской ССР (1979). Народный артист СССР (1985).
Регимантас Адомайтис родился в городе Шяуляй, Литва. В 1954 году поступил на физико - математический факультет Вильнюсского государственного университета и в 1959 году закончил обучение, однако уже с 1958 года он начал учиться на актёрском факультете Вильнюсской консерватории. С 1959 - 1962 - закончил актерский факультет Литовской государственной консерватории. С 1962 - 1963 - актер Капсукасского (Мариямпольского) драматического театра. С 1963 по 1967 год работал в Каунасском драматическом театре. С 1967 года - актер Национального академического драматического театра Литовской республики. Первый учитель Р. Адомайтиса в театре - Г. Ванцявичюс, в кино - В. Жалакявичюс.
Роли Регимантаса Адомайтиса, сыгранные им в театре и кино, весьма разнообразны. Его герои отмечены то комической, то трагической интонацией. Регимантас Адомайтис всегда имел свою точку зрения относительно создаваемого персонажа, старался найти свой метод его воплощения. Иногда он как бы сливался со своим героем, иногда отстранялся от него, глядел на него со стороны, оправдывал его или осуждал. Симметричные, нормативные персонажи никогда не привлекали актера. Его захватывают моменты трагической правды. Много лет спустя актер признается: "Порой я себя перестаю понимать". Действительно, совместить столь различные миры его героев нелегко. Высоко оценены и фильмы с участием Р. Адомайтиса: "Никто не хотел умирать", "Чувства", "Это сладкое слово - свобода!", "Кентавры", "Факт" и другие - лауреаты международных и всесоюзных фестивалей, отмеченные престижными премиями. В 1968 году актер был удостоен призов за лучшую мужскую роль в фильмах "Игры взрослых людей" и "Сергей Лазо" на кинофестивалях Прибалтики, Белоруссии и Молдавии.
Сам актер не раз бывал на известнейших фестивалях: с фильмом "Это сладкое слово - свобода!" - в Москве, с "Фактом" - в Каннах. 1985 году он был членом жюри международного кинофестиваля в Западном Берлине.
1939 - Александр Шалвович Пороховщиков (1939 - 15. 04. 2012), советский и российский актёр ("Бриллианты для диктатуры пролетариата"; "Капитан Немо", "Канкан в английском парке", "Два долгих гудка в тумане"), режиссёр игрового кино, продюсер, народный артист Российской Федерации (1994).
А. Ш. Пороховщиков родился в Москве. С 3- х лет воспитывался отчимом, М. Н. Дудиным, которого и считает своим отцом. Настоящий отец ушёл, когда начались неприятности из-за репрессированного деда, Александра Александровича Пороховщикова, - изобретателя первого в мире танка, конструктора самолёта, одного из первых гатчинских самолётов. В 1954 году семья переехала в Магнитогорск, куда перевели отчима, военного архитектора.
В 1957 - 1960 годах учился в Челябинском медицинском институте. Продолжал заниматься боксом, организовал джаз - банд. Ушёл с третьего курса. В 1960 - 1966 годах - мебельщик - реквизитор театра имени Евгения Вахтангова, совмещая работу и учёбу в училище.
Окончил актёрский факультет при Российском театральном обществе (1961), Театральное училище имени Б. В.Щукина (мастерская М. Тер - Захаровой, 1966).
Училище оканчивал как острохарактерный комедийный актёр и сразу был приглашён в Театр Сатиры. С 1971 года - актёр Театра на Таганке, с 1981 года - актёр театра имени А. С. Пушкина.
0
02.02.2012 11:29
1952 - Надя (Надежда Николаевна) Рушева (1952 - 6. 03. 1969), художница, график, иллюстратор произведений А. Пушкина, Льва Толстого, М. Булгакова и многих других авторов.
Надя Рушева родилась в Улан - Баторе (Монголия) в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета.
Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа - Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 года семья переехала в Москву.
Надя начала рисовать с пяти лет. Как - то в первом классе за один вечер она нарисовала 36 иллюстраций к "Сказке о царе Салтане" Пушкина, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
Первая выставка её рисунков была организована журналом "Юность" в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. После этого были публикации в журнале "Юность", иллюстрации к романам "Война и мир" Л. Толстого и "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником - мультипликатором.
Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала набело. "Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести", – говорила Надя.
За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 году на Ленфильме начались съёмки документального фильма "Тебя, как первую любовь...", посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.
Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17 лет. Врачи ничем не смогли помочь.
Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет "Анна Каренина". Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве. А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.
Надя Рушева - биография, читать подробнее...
0
02.02.2012 13:33
1956 - Вера Витальевна Глаголева (1956), российская киноактриса ("Не стреляйте в белых лебедей", "Враги", "Искренне ваш", "Выйти замуж за капитана") и режиссер.
В. В. Глаголева родилась в Москве в интеллигентной семье: отец – инженер, мама – учительница. Она никогда не предполагала, что станет актрисой, и не имеет актерского образования. В юности увлекалась стрельбой из лука, получила звание мастера спорта СССР.
Впервые снялась в фильме "На край ночи", едва окончив школу в 1974 году, а режиссер Родион Нахапетов стал ее мужем. Глаголеву стали приглашать и на другие роли в фильмах, кроме Нахапетова ("Не стреляйте в белых лебедей", "Враги", "О тебе…"), она снималась у А. Эфроса ("В четверг и больше никогда") и С. Арановича ("Торпедоносцы").
Уже к началу 1980- х она стала знаменитой актрисой, а всего Вера Глаголева снялась более чем в тридцати фильмах, причем сыграла разных по характеру и социальному статусу женщин. Её героини всегда самостоятельны и сильны духом. Лучшими ролями Веры Глаголевой считаются Нонна из фильма "Не стреляйте в белых лебедей" (1980), Веткина из "Снайперов" (1985), Мама из "Бедной Саши" (1997), майор Ольга Кочкина из сериала "Маросейка, 12" (2000).
В 1996 году Вере Глаголевой было присвоено звание Заслуженной артистки России.
Вера Глаголева воспитала троих дочерей: двух от первого брака, и одну – от второго брака с судостроителем Кириллом Шубским.
1964 - Алексей Нилов, российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2006) ("Улицы разбитых фонарей").
Алексей Геннадьевич Нилов родился в Ленинграде.
Алексей - актёр во втором поколении. Его отец Геннадий Нилов запомнился зрителям по одной из главных ролей в комедии "Три плюс два". В 1985 году Нилов - младший окончил актёрский факультет ЛГИТМиК, потом служил в армии в Чернигове. Получил специальность минера - подрывника, а перед самым окончанием службы был на ликвидации Чернобыльской аварии, затем работал в Ленинградском "Театре - студии - 87", подрабатывал стропальщиком на стройке, позже - в Минском Русском драматическом театре имени Горького. В конце 80- х годов помимо театра ему приходилось зарабатывать на жизнь дворником, стропальщиком, рекламным агентом. Его первой большой работой в кино стала одна из главных ролей в фильме "Меченые".
0
02.02.2012 13:48
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
1868 - Теодор Уильям Ричардс (1868 - 2. 04. 1928), американский химик, нобелевский лауреат 1914 года "за точное определение атомных масс большого числа химических элементов".
Теодор Уильям Ричардс родился в Пенсильвании (США). Он был четвертым из шести детей в семье художника Уильяма Т. Ричардса и поэтессы Анны Мэтлак. Летние месяцы Ричардсы проводили в своем доме в Ньюпорте, где их соседом был профессор химии Гарвардского университета Дж. П. Кук - младший. Кук пробудил в мальчике интерес к науке.
Поступив сразу на второй курс Хаверфорд - колледжа в возрасте 14 лет, Ричардс превосходил других учеников в знании химии и астрономии. В 1885 году он лучше всех из класса закончил колледж и получил степень бакалавра наук по химии. Поступив той же осенью в Гарвардский университет, чтобы заниматься у Кука, он в 1886 году блестяще окончил его по курсу химии. В качестве аспиранта Кука Ричардс в 1888 году занялся изучением связи между атомными массами.
В первую очередь, Ричардс стал определять атомные массы кислорода и водорода. Чтобы повысить точность измерения, он изобрел несколько новых приборов, включая аппаратуру, предотвращавшую загрязнение опытных образцов влагой из атмосферы, калориметр, который не был подвержен воздействию небольших температурных колебаний, вызываемых исследуемыми веществами, и нефелометр – устройство, позволяющее визуально определять концентрацию или размеры частиц в растворе.
Изучение термодинамических свойств элементов при низких температурах позволило Ричардсу в 1902 году сделать наблюдения, которые предвосхитили третий закон термодинамики, открытый три года спустя Нернстом.
После того, как в 1888 году Ричардс получил степень доктора философии в Гарвардском университете, он получил стипендию Паркера, позволившую продолжить образование в Германии. По возвращении в Гарвард Ричардс стал преподавателем количественного анализа, в 1891 году - куратором, а в 1894 - ассистент-профессором Гарвардского университета.
С 1888 по 1923 годы Ричардс точно определил атомные массы 25 элементов. В 1914 году Ричардс был главным кандидатом на присуждение Нобелевской премии по химии. Однако с началом Первой мировой войны определение лауреатов было отложено до следующего года. В 1915 году Ричардсу была присуждена Нобелевская премия "за точное определение атомных масс большого числа химических элементов".
Ученый скончался 2 апреля 1928 года в Кембридже.
1879 - Борис Викторович Савинков (1879 - 7. 05. 1925), террорист, русский политический деятель, революционер, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, участник Белого движения, писатель (прозаик, публицист, мемуарист).
Литературный псевдоним — В. Ропшин. Известен также под псевдонимами "Б. Н.", Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Деренталь, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Б. Савинков родился в Харькове. Учился в гимназии в Варшаве, где отец его Виктор Михайлович служил судейским чиновником. Семья, в которой было трое сыновей - Александр, Борис, Виктор и дочери - Надежда, Вера, Софья, жила без особых забот и запросов
И вот два старших сына отправились в Петербург Александр поступил в горный институт, Борис - в университет. Братья Савинковы сразу оказались в самой гуще мятежного студенчества. Позже Борис был исключён за участие в студенческих беспорядках и он был вынужден уехать учиться в Германию.
В 1897 году арестован в Варшаве за революционную деятельность. В 1898 входил в социал - демократические группы "Социалист" и "Рабочее знамя". В 1899 арестован, вскоре освобождён.
Борис Викторович Савинков - биография, читать подробнее...
1893 - Аркадий Александрович Пластов (1893 - 12. 05. 1972), советский живописец ("Весна", "Мама", "Девушка с граблями"). Выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством ("Колхозный праздник", 1937. "Колхозное стадо", 1938). Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане. Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947).
1902 - Альва Мюрдаль (1902 - 1. 02. 1986), шведский социолог и общественная деятельница, лауреат Нобелевской премии мира 1982 года "за заслуги в деле разоружения".
Альва Мюрдаль родилась в городе Упсала (Швеция) в семье строительного подрядчика. Выросшая в социально активной мелкобуржуазной семье, Альва всегда интересовалась делами отца, члена шведской социал - демократической партии. Получила образование в Стокгольмском университете.
В 1924 году Альва вышла замуж за экономиста Гуннара Мюрдаля, занимавшегося юридической практикой в Стокгольме. В семье родились две дочери и сын. Старшая дочь, Сиссела Бок, стала всемирно известным философом и писателем, вторая дочь, Кай Фёльстер - социологом. Сын - писатель и политик Ян Мюрдаль.
Альва Мюрдаль училась в Лондоне, Лейпциге и Стокгольме, затем в Женеве. Свою карьеру начала школьным учителем, дойдя до поста директора колледжа для дошкольных педагогов. После ряда публикаций по вопросам демографии и социальных реформ, начала карьеру как успешный общественный деятель. Вместе с мужем, А. Мюрдаль считается одной из авторов "шведской модели" социализма - они внесли существенный вклад в развитие идей социального обеспечения в 1930- х. Альва стала одним из самых видных членов Социал - демократической партии Швеции и в 1943 вошла в партийный комитет по выработке послевоенной программы развития страны. В тот же год она получила пост в правительственной комиссии по международным программам послевоенной помощи и реконструкции. После Второй мировой войны ее деятельность в большей степени была связана с международными отношениями. Была вице - президентом международной федерации деловых и работающих женщин (1938 - 1947), в 1949 - 1955 годах работала в администрации ООН в Нью - Йорке, в 1955 - 1961 годах - послом Швеции в Индии. В 1962 - 1973 годах возглавляла шведскую делегацию в Женевском комитете по разоружению. Долгое время работала в системе ЮНЕСКО; занималась проблемами разоружения.
Была награждена премией Мира имени Альберта Эйнштейна в 1980 году, а в 1982 году за заслуги в деле разоружения была удостоена Нобелевской премии мира, которую разделила с Альфонсо Гарсия Роблесом.
Заболевание сердца в последние два года жизни заточило Альву Мюрдаль в стокгольмскую больницу, где она скончалась 1 февраля 1986 года.