5 лучших советских авиалайнеров 60-х годов
5 лучших советских авиалайнеров 60-х годов
Привет, Андрей.
Ностальгию пробиваешь....?
Ещё вспомним самую "рабочую лошадку"
Гражданской авиации СССР - Ан-24
Серёжа привет, раньше ходил в авиамодельный, делал модели планеров, резиномоторных самолётов. До кордовых моделей не дорос - забросил, очень кропотливый труд и нужна усидчивость!Что касается лошадки АН-24 - не летал на таком, на АН-2 было дело.
Спасибо за интересный пост! Правда, немного удивила инфа по скоростям Ил-18, которые почему-то оказались заниженными - как максимальная (610?), так и крейсерская (570?). Я летал несколько раз на Ил-18, и обычно объявлялось, что полёт проходит со скоростью 650 км/час. Да и многие "нормальные" печатные, не интернетовские, источники сообщают, что крейсерская у него 650, а максимальная -675 км/час. Про Ту-114: конечно же, не "6 тыс. тонн горючего в час он пожирал", а просто 6 тонн... Беда с этими "Википедиями"...
....Он пожирал почти 6 тыс. тонн горючего в в час...... ЭТО 98 СТАНДАРТНЫХ Ж.Д. ЦИСТЕРН ПО 62 ТОННЫ
loxman пишет:
....Он пожирал почти 6 тыс. тонн горючего в в час...... ЭТО 98 СТАНДАРТНЫХ Ж.Д. ЦИСТЕРН ПО 62 ТОННЫ
Без паники, господа...,
Часовой расход топлива Ту-114 не более 5600 кг (в первый час полёта).
Ещё дополню к этому материалу кое-что про Ил-18. Знал бы Хрущёв, что до 1961 года на Ил-18 тоже было небезопасно летать, не приблизился бы и к нему "на пушечный выстрел". В сентябре 1961-го под Казанью произошла катастрофа, когда в крейсерском полёте самолёт вдруг резко вошёл в пике и врезался в землю. Оказалось, что винты на всех четырёх движках были случайно зафлюгированы пилотом, который нечаянно задел рычаг в кабине. Это была конструктивная недоработка - неудачное расположение рычагов управления, и после этого случая всё было, конечно, переделано, и Ил-18 стал уже совершенно надёжным. У моего приятеля отец летал бортмехаником на Ил-18, и однажды (тоже над Казанью) у него был отказ одного двигателя, но благополучно долетели до Москвы на 3-х.
AndreyV пишет:
Серёжа привет, раньше ходил в авиамодельный, делал модели планеров, резиномоторных самолётов. До кордовых моделей не дорос - забросил, очень кропотливый труд и нужна усидчивость!Что касается лошадки АН-24 - не летал на таком, на АН-2 было дело.
Привет лётчики- пилоты и юные авиамоделисты! Интересная модификация АН-24РВ,с реактивным дополнительным двигателем., Разработан для горной местности.. Я на нём летал из Петропаловска на Камчатке в Ключи, которые зажаты вулканами. Когда летел первый раз, то при посадке испугался. Было такое ощущение, что самолёт подлетел к взлётной полосе, завис над не и начал падать. Взлетает также, мгновенно задирает нос и под углом градусов 45 и вверх... . С земли зрелище интересное! Но я не к тому! А ....
AndreyV пишет:
Юра, такой?
Ага! А что, может полетим?! Сейчас там летний нерест!
5 лучших советских авиалайнеров 60-х годов
29 июля 1963 года совершил первый полет пассажирский самолет Ту-134. Шестидесятые годы стали самыми бурными годами в развитии отечественной гражданской авиации. Именно тогда появилось больше всего лайнеров, некоторые из которых летают и поныне.
1. Ту-104
Советский Союз во время холодной войны соревновался с США не только в области военных технологий. Стремление опередить страны «загнивающего капитализма» распространялось буквально на все сферы науки и техники. Следуя этому принципу отечественный авиапром ввязался в середине 50-х годов в «гонку реактивных лайнеров».
Однако выиграть нам ее не удалось. Первой начала совершать регулярные рейсы британская «Комета». Но продолжались они недолго – самолет оказался «сырым», и после нескольких катастроф в 1954 году его полеты были приостановлены для превращения лайнера из убийцы неповинных пассажиров в безопасный летательный аппарат.
А в 1956 году в небо поднялся наш Ту-104, который почти два года владел титулом единственного в мире реактивного пассажирского самолета. К сожалению, к этому титулу добавился и другой – он стал самым аварийным советским лайнером.
ОКБ Туполева применила при его создании технологию, которую в 30-е годы продемонстрировала компания «Дуглас», переделавшая пассажирский самолет в бомбардировщик. Туполевцы же проделали обратную операцию. Взяли дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, увеличили диаметр фюзеляжа, опустили крыло под фюзеляж, расставили в салоне 100 кресел для пассажиров (в некоторых модификациях – 50) и в сентябре 1956 года выпустили на регулярные авиалинии.
А чуть раньше, летом того же года, был проведен перформанс, который, как писали в прессе, поразил западный мир. Во время визита Хрущева в Лондон в британскую столицу прилетели три Ту-104 с дипломатическими работниками, журналистами и обслугой.
Пассажирский самолет Ту-104, 1957 год.
Сам же Никита Сергеевич летал на Ил-18. К Ту-104 он не приближался и на пушечный выстрел. И это было логично. Из 200 самолетов, построенных с 1956 по 1960 год, с 37-ю произошли аварии. Причем в большинстве случаев с жертвами. Это самый высокий процент аварийности среди отечественных пассажирских самолетов.
Ту-104 имел два ТРД, развивал скорость до 950 км/ч, имел дальность 2700 км и потолок 11500 м. На нем впервые в СССР были введены современные стандарты обслуживания пассажиров: обеды на борту, вышколенные стюардессы, выбритые до синевы пилоты и все прочее.
Большая часть аэрофлотовского парка Ту-104 прекратила полеты и была передана в различные ведомства во второй половине 60-х. Однако ряд машин продолжал работать на внутренних рейсах до 1979 года.
2. Ил-18
Хрущев летал только на турбовинтовом Ил-18, появившемся в 1959 году. Будучи человеком практического склада ума, он свято верил, что в любой критической ситуации из четырех двигателей хоть один да сохранит работоспособность. Собственно, под Хрущева и делали этот самолет. До конца своей политической карьеры Никита Сергеевич летал с визитами в пределах СССР и Европы именно на Ил-18.
Неудивительно, что самолет получился не только надежным, но и комфортабельным. Причем комфортабельность имела место не только на борте номер один, но и в серийных машинах, рассчитанных на массового пассажира.
С 1959 по 1978 год было построено 719 самолетов. Из них 564 были переданы в «Аэрофлот». Ил-18 зарекомендовал себя как экономичная, надежная и комфортабельная машина. В связи с чем он имел большой спрос на внешнем рынке – более ста самолетов было продано иностранным компаниям.
Самолет "Ил-18" перед полетом. 1959 год.
До середины 70-х годов Ил-18 был основным лайнером, работавшим как на внутренних, так и на международных линиях. Его эксплуатация в гражданской авиации была полностью прекращена лишь в 2002 году.
В салоне Ил-18 размещалось от 80 до 122 человек. Его максимальная скорость 610 км/ч, а крейсерская – 570 км/ч. Он имел дальность в 6500 км и потолок в 10000 м.
3. Ту-114
Через два года после принятия в состав «Аэрофлота» Ил-18 в Советском Союзе появился еще один турбореактивный лайнер с четырьмя двигателями – Ту-114. ОКБ Туполева и в этом случае использовало прием перековки меча в орало. Этот самолет был сделан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95.
Мощность этого монстра равнялась 60 тыс. л.с. Он пожирал почти 6 тыс. тонн горючего в час. И грохот в салоне был почти такой же, как и при перевозке бомб. Однако «Аэрофлот» в нем крайне нуждался. Правда, в ограниченных количествах – всего были выпущены 30 машин. Лайнер имел дальность в 10 тыс. км и единственный был способен совершать беспосадочные полеты в Америку. Этим обстоятельством объясняется то, что в салоне было и определенное количество спальных мест.
К несомненным достоинствам лайнера относилось и его «пассажироемкость» - Ту-114 мог перевозить до 220 человек.
При этом машина первое время не стыковалась с оборудованием иностранных аэропортов из-за своего «роста» – для посадки необходим был трап нестандартной высоты. По этой причине случился любопытный казус во время прилета Хрущева в США. На американской земле трапа должного размера не нашлось, и Никите Сергеевичу пришлось выгружаться из лайнера с помощью пожарной лестницы. Однако через день американцы изготовили трап под русский размер.
Пассажирский самолет «Ту-114» в полете.
Длина Ту-114 равнялась 51 м, высота – 15,5 м. Он развивал скорость 880 км/ч и на высоте 12 тыс. м летал на расстояние 10 тыс. км. Уровень шума достигал 112 дб.
В «Аэрофлоте» лайнер летал до 1976 года. В ВВС СССР в качестве транспортника – до 1983 года.
4. Ту-134
В 1967 году на авиалинии синхронно вышли два лайнера – туполевский и ильюшинский. Но на сей раз КБ поменялись ролями. Ильюшинцы сделал лайнер покрупнее, туполевцы поменьше – среднемагистральный самолет Ту-134. Он перевозил до 80 пассажиров в пределах 2000-километровой дальности. Но к нему в полной мере подходит термин «лайнер», поскольку пассажирам предоставлялись комфорт и обслуживание по высшему разряду.
Три первых года эксплуатации в «Аэрофлоте» лайнер работал исключительно на международных трассах. В связи с чем на первых порах советские граждане могли увидеть эту изящную машину исключительно на пачках сигарет «Ту-134», выпускавшихся, кстати говоря, в Болгарии. И уже затем, выйдя на бескрайние советские просторы, начал перевозить простых граждан СССР. Но опять же – весьма ограниченно, до 1973 года внутренние рейсы совершали лишь 12 машин, остальные летали за пределы страны.
Несмотря на размещение в салоне почти сотни пассажиров, самолет был компактен, имея длину 37 м и высоту 9 м. Салон имел прекрасную звукоизоляцию. Ту-134 обладал отменной крейсерской скоростью, равной 880 км/ч. Потолок находился на уровне 12 тыс. метров.
Самолет «ТУ-134», 1965 год.
Самолет выпускали до 1989 года, постоянно модернизируя его за счет внедрения более совершенного приборного оборудования и улучшения характеристик двигателей. С 1970 года двигатели стали реверсивными, что позволило существенно сократить пробег при посадке.
Всего было произведено 854 машины двадцати модификаций. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатировалось 130 Ту-134. И 100 из них работало на российских региональных линиях.
5. Ил-62
Как было сказано, Ил-62 появился в том же 1967 году. Он продемонстрировал возможность полетов в Америку не только на переделанных стратегических бомбардировщиках. Одна из модификаций этого лайнера имеет дальность 11 тыс. км, что на тысячу больше, чем у Ту-114, из которого Хрущев в США выбирался по пожарной лестнице.
Для своего времени это был уже очень серьезный межконтинентальный лайнер, за один рейс обслуживающий 186 пассажиров. Его крейсерская скорость равна 850 км/ч, а потолок – 12 тыс. м. Имеет прекрасную управляемость и устойчивость в полете. Является первым советским лайнером с двигателями, имеющими реверс тяги. Обладает повышенной устойчивостью при посадке. Известен случай, когда во время перегона в Монинский музей авиации Ил-62 посадили на неподготовленную болотистую почву.
Всего было выпущено 289 самолетов. С 2009 года прекращена их эксплуатация на гражданских линиях. Из 17 сохранившихся машин 8 совершают полеты в России, находясь в составе воздушного парка ВВС и МЧС.
Самолет «Ил-62».
Ил-62М был бортом номер один в Советском Союзе, начиная с Брежнева и кончая Горбачевым. Также на нем в новом времени летал Ельцин.
При Брежневе был введен стандарт повышенной комфортности во время полета. При этом одним из главных требований, которое генсек выдвинул авиаконструкторам, было наличие удобного стола для игры в домино. Леонид Ильич был азартным и весьма эмоциональным игроком. После каждого полета стол приходилось полировать, чтобы затереть царапины.
Снимок на открытии: Москва, 1979 год. Самолет Ту-134 заходит на посадку в столичном аэропорту "Внуково".
Фото Бориса Корзина /Фотохроника ТАСС
В детстве каждый мальчик мечтал стать лётчиком. Оттого статья и понравилась