- Филатов Леонид Алексеевич Дата рождения: 24 декабря 1946 года Дата смерти: 26 октября 2003 года
Биография
Родился 24 декабря 1946 года в городе Казани. Отец - Филатов Алексей Еремеевич (1910 г.рожд.). Мать - Филатова Клавдия Николаевна (1924 г.рожд.). Родители познакомились потому, что были однофамильцами. На заводе, где работала Клавдия, девушкам раздали списки бойцов, которым нужно было написать письма на фронт. Клавдия Филатова увидела фамилию Филатов, написала ему письмо, завязалась переписка. А после победы сыграли свадьбу. Семья часто переезжала: отец был радистом, все время в экспедициях. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители развелись, и мама с сыном уехали в Ашхабад к дальней родне.
Леонид Филатов в молодости
Начало творческого пути
Будучи учеником 10-го класса средней школы в г. Ашхабаде, Леня Филатов начал печататься в ашхабадской прессе и сообщил всем знакомым, что поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Сомнений в том, что он поступит, у юного Филатова не было. Сразу после выпускного бала он приехал в Москву с группой одноклассников. "Все это было от провинциальной наглости, а не от уверенности в собственных силах, - вспоминал он потом. - Я понял, как огромна Москва и как в ней много таких "гавриков", как я. Выяснилось, что во ВГИКЕ меня никто не ждет". Потерпев неудачу в попытке стать режиссером, он по совету своего одноклассника начал сдавать экзамены на актерский факультет Щукинского училища и был туда принят.
Окончил театральное училище имени Б.Щукина (1965-1969), курс В.К.Львовой и Л.Н.Шихматова. Когда в 1969 году 22-летний выпускник этого знаменитого вуза при Вахтанговском театре был приглашен в любимовскую "Таганку", многие его отговаривали: "Тебе тишина нужна, а там все грохочет, гремит, все орут". Но он ни о чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем выборе.
Он был актером так называемого "второго призыва". Пополнение "Таганки" на рубеже 60-70-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не уступало любимовской команде "первой пятилетки". Леонид Филатов, Виталий Шаповалов, Иван Дыховичный, Наталия Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков - такого талантливого набора, как тот, который влился тогда в труппу, в театре больше не было.
Таганка
В "Таганке" Филатов был принят и признан безоговорочно с первой же работы - роли Ведущего в спектакле по роману Н. Чернышевского "Что делать?". А "повинны" в этом были его обаяние, которого не отнимешь, и прирожденный артистизм, которому не научишь. Но о своих первых шагах по "таганковской" сцене сам Филатов вспоминал впоследствии с большой теплотой и неподдельной самоиронией: "Я мечтал стать мировой знаменитостью, осчастливить собой все человечество и навсегда остаться в памяти благодарных современников. Этого не получилось. И все-таки я счастлив... "Таганка" была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране. Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с которыми можно было только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Белла Ахмадулина, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке, Булат Окуджава... "Таганка" - это университет. Здесь вблизи видел замечательные образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с человеческой трусостью. Именно в этом доме я научился жалеть и прощать... Другое дело, что в пору юности я наивно думал, что и весь окружающий меня мир так же нормален и прекрасен, как "Таганка".
Писатель Леонид Филатов работал актером в театре на Таганке | Владимир Высоцкий, Леонид Филатов и Юрий Любимов в Театре на Таганке, 70-е |
Талант Филатова-актера, по признанию многих его коллег, - это талант вулканического происхождения, хотя по этому счету "природный вексель" не оплачен и наполовину. Хотя Ю.Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был нечуток к молодому дарованию, но все-таки сыграл Л.Филатов на "таганской" сцене не так уж и много. Ведущий в "Что делать?, Горацио в "Гамлете", Кульчицкий в "Павших и живых", Федерциони в "Жизни Галилея", эпизодические роли в "Десяти днях", "Часе пик", центральные - в "Доме на набережной", "Пристегните ремни", "Пугачеве", "Антимирах", "Мастере и Маргарите", "Товарищ, верь" - все добротно и успешно для нормального актера. Но "полигона" для вулканической породы все-таки маловато.
Был бы Филатов только актером - может, взроптал бы, нашел бы себе другой театр, где мог утолить свои "премьерские" амбиции, вполне законные для такого мастера. Но помешали ему в этом (и помогли "Таганке") нетривиальные черты характера: умение дорожить честью братства, способность к самоиронии, любовь к таганскому "дому" и к каждому из "домочадцев". Отсюда и горячее сострадание Ю.Любимову за его мытарства, за мучительную цену, которую платили театр и его создатель временщикам-чиновникам. Здесь ярко проявилась способность Л.Филатова к самоограничению во имя важного вклада всего репертуара театра в судьбу Отечества. Составные его портрета можно назвать коротко и просто -интеллигентность, добропорядочность, патриотизм. Из года в год оттачивался творческий почерк актера, четче становился внутренний и внешний рисунок его ролей.
Л.Филатов становится полноправным членом "таганского соавторства". Не только актив творческих предложений по ходу репетиций, не только внерабочее сочинительство, но и сам характер владения материалом пьесы, поэтическое мышление соучастника спектакля в целом сразу поставили его в ряд с ведущей группой актеров-авторов, где каждый по-своему помогал Любимову: В.Высоцкий, В.Золотухин, А.Демидова, Б.Хмельницкий, И.Дыховичный. Неудивительно, что в перечне имен создателей одного из спектаклей "Таганки" - "Под кожей статуи Свободы" значилась и фамилия Л.Филатова.
В тот период, когда "Таганку" возглавил А.Эфрос, Леонид Филатов в течение двух лет работал в театре "Современник" (1985-1987). В 1987 году он вновь вернулся в "Таганку".
Кино
Все изменилось с выходом на экраны страны фильма "Экипаж" Александра Митты. Cыгранная в нем роль Игоря Скворцова прославила Леонида Филатова — и вскоре он становится одним из самых снимаемых советских актеров.
Еще в 1970 году Филатов начал сниматься в кино, а к 1973 году сознательно или интуитивно обрел вторую актерскую профессию. Киноактер Филатов начал теснить театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно было быть востребовано на экране. За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах: "Избранные" (Б.К., реж.С.Соловьев, 1983), "Грачи" (реж.С.Ершов), "Забытая мелодия для флейты" (реж. Э.Рязанов), "Экипаж" (Скворцов, реж. А.Митта, 1980), "Город Зеро" (реж. К.Шахназаров), "Чичерин" (Чичерин, реж. А.Зархи), "Успех" (Режиссер, реж.К.Худяков, 1985), а также роли в картинах "Капитанская дочка" (Швабрин, 1976), "Иванцов, Петров, Сидоров" (Петров, 1979), "Ярослав Мудрый" (воевода Твердислав, 1982), "Из жизни начальника уголовного розыска" (реж.С.Пугинян), "Шаг" (реж. А.Митта), "Претендент" (СССР-Словакия, реж. К.Худяков), "Загон" (реж. И.Гостев), "Европейская история" (реж. И.Гостев), "Исповедь его жены" (реж. Грикявичюс), "Женщины шутят всерьез" (реж. К.Ершов), "Соучастники".
В начале 90-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению - режиссуре. "Я люблю самое разное кино - Бунюэля, Бергмана, Брессона, Тарковского, Малля, Фассбиндера, Херцога, Германа, Михалкова, Соловьева, Формана, Паркера, да мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини", признался он однажды. В 1991 году снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме "Сукины дети", который получил первую премию на фестивале "Кинотавр".
К исходу 1989 года Л.Филатов уже приобрел всесоюзную славу, авторитет, почетное звание, титул секретаря Союза кинематографистов, международные премии, фестивальные призы... И наряду с этим - издерганность, подорванное здоровье, неспособность бросить курить в день по нескольку пачек сигарет, разочарованность и обиды.
Литературный талант
Серьезные проблемы со здоровьем заставили его в середине 90-х годов отойти от активной актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе - литературной. Его всегда, еще в юности, отличала редкостная начитанность. Поэтические опыты молодости, еще в Ашхабаде, дали возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений стихов и переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно трудится в литературе все последнее десятилетие. Л.Филатов пишет стихи, песни, пьесы, пародии.
В предисловии к сборнику его стихов "Уважайте удачу" А.Володин пишет: "Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи... и кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях... Но оказывается - нет: вот еще о себе и еще - о нас. Это Поэт, которого знали тысячи и тысячи людей, любящих кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими разнородными талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И все, что он делает - и печальное и мудрое, - на радость нам. И все же - он не разный в своих дарованиях. Он - единое явление.
***
Тот клятый год уж много лет,
я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки
и свой реконструировал скелет.
И крал себя у чутких медсестёр,
ноздрями чуя острый запах воли,
я убегал к двухлетней внучке Оле туда,
на жизнью пахнущий простор.
Мы с Олей отправлялись в детский парк,
садились на любимые качели,
глушили сок, мороженное ели,
глазели на гуляющих собак.
Аттракционов было пруд пруди,
но день сгорал и солнце остывало
И Оля уставала, отставала
и тихо ныла, деда погоди.
Оставив день воскресный позади,
я возвращался в стен больничных гости,
но и в палате слышал Олин голос,
дай руку деда, деда погоди…
И я годил, годил сколь было сил,
а на соседних койках не годили,
хирели, сохли, чахли, уходили,
никто их погодить не попросил.
Когда я чую жжение в груди,
я вижу как с другого края поля
ко мне несётся маленькая Оля
с истошным криком: » дедааа погодии…»
И я гожу, я всё ещё гожу
и кажется стерплю любую муку,
пока ту крохотную руку
в своей измученной руке ещё держу.
НЕ ЛЕТИ ТАК, ЖИЗНЬ!
О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг.
Другие вон живут, неспешны и подробны.
А я живу - мосты, вокзалы, ипподромы.
Промахивая так, что только свист в ушах.
О не лети так жизнь, уже мне много лет.
Позволь перекурить, хотя б вон с тем пьянчужкой.
Не мне, так хоть ему, бедняге, посочувствуй.
Ведь у него, поди, и курева то нет.
О не лети так жизнь, мне важен и пустяк.
Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.
И пусть я никогда спектакля не увижу,
Зато я буду знать, что был такой спектакль
О не лети так жизнь, я от ветров рябой.
Мне нужно этот мир как следует запомнить.
А если повезет, то даже и заполнить,
Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой.
О не лети так жизнь, на миг хоть, задержись.
Уж лучше ты меня калечь, пытай, и мучай.
Пусть будет все - тюрьма, болезнь, несчастный случай.
Я все перенесу, но не лети так, жизнь.
1986
***
Одна из последних книг Л.Филатова - "Театр Леонида Филатова", вышедшая в 1999 году, в которую включены пьесы "Про Федота-стрельца удалого молодца", "Большая любовь Робина Гуда", "Часы с кукушкой", "Любовь к трем апельсинам", "Лизистрата", "Возмутитель спокойствия", "Опасный, опасный и очень опасный", песни к спектаклям "Театр Клары Газуль", "Мартин Иден", "Когда-то в Калифорнии", "Геркулес и Авгиевы конюшни", а также пародии "Таганка-75".
С 70-х годов известны песни В.Качана, написанные им на стихи Л.Филатова. В 1996 году вышел диск "Оранжевый кот" с песнями Качана-Филатова. 26 мая 2000 Л.А.Филатову вручена международная премия "Поэзия" в номинации "Русь поющая".
Чтобы помнили…
В наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучивается. Те, кого еще вчера страна носила на руках, старятся и умирают в безвестности, одиночестве и зачастую в забвении. Многие из любимцев публики прошлых лет уже умерли десять и более лет назад, а зритель зачастую об этом даже не подозревает. В основном талантливые люди, да еще и не совпавшие с официальным временем, живут мало. Ушли из жизни О.Даль, В.Дворжецкий, И.Извицкая и многие, многие... Кто же о них вспомнит, если не свой брат актер! Поэтому с 1994 года Л.Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу "Чтобы помнили", посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом.
Последние десять лет своей жизни Леонид Филатов чаще появлялся на экране телевизора как ведущий передачи «Чтобы помнили…», нежели в качестве актера кино и театра, каким его запомнили зрители восьмидесятых. С самоотверженностью и тактом, доступными лишь человеку, почувствовавшему на себе дыхание смерти, он создавал одно за другим произведения, не типичные для отечественного ТВ, - в жанре не некролога, но реквиема.
В интервью РИА "Новости" известный режиссер Александр Митта, который поставил фильм "Экипаж", сказал:
"Леонид Алексеевич был не только талантливым актером, но очень значительным человеком. Он был очень дружелюбный, очень жизненно активный человек, он был одним из самых светлых людей, которые встречались в моей жизни, думаю, и в жизни всех тех, кому посчастливилось работать и дружить с Филатовым. Он был бескомпромиссен в работе. Он сгорал на работе. Это было и в его актерской жизни, и в поэтической, и в писательской. Слишком напряженной была его жизнь, но по-другому он жить не умел. Его все любили".
Семья
В театре на Таганке, куда пришел работать Филатов, он познакомился со своей первой женой. Почему-то в интервью актер никогда не называл ее имени. Ее зовут Лидия Савченко. Актриса была красавицей, и неудивительно, что молодой Филатов в нее влюбился. Поженились они в начале 70-х годов.
Первый свой брак Филатов считал удачным до тех пор, пока из декретного отпуска (родив сына Дениса) не вышла актриса Нина Шацкая, жена Валерия Золотухина.
Леонид Филатов и Нина Шацкая
Нина Шацкая рассказывала, что незадолго до встречи с Филатовым она гадала на старый Новый год - в тарелке с жженой бумагой ей привиделось человеческое лицо с рогами и козлиной бородой, потом щенок, а потом сцепленные руки. Вскоре после гадания она увидела в театре Филатова и сразу же выделила его из всех, "подтянутого, легкого, стремительного, с цепким пронзительным взглядом". Когда побольше о нем узнала, подруга объяснила, как надо понимать то гадание: "Козел - это Леня, потому что он Козерог, щенок - тоже он, потому что родился в год Собаки, а сцепленные руки - это ваша жизнь".
После того гадания прошло два года, но ничего не менялось: и Нина, и Леонид продолжали жить в разных семьях. Нина с Золотухиным растили сына. С Филатовым в театре они только обменивались взглядами. Как-то Филатов пригласил Нину в кафе и прочитал ей стихи, в которых признавался в любви. Она просто ответила: "Я замужем".
После чего они не общались год. Все решилось, когда Шацкая вдруг увидела сон о Филатове и, словно подчиняясь какому-то неведомому порыву, прибежала в театр, хотя у нее был выходной. Она вспоминала: "Когда я стояла в театре и думала, какая я дура, зачем пришла, вдруг кто-то поцеловал меня в затылок. Обернулась - увидела Леню, и наши руки сплелись… Вот так, как в плохом кино, начался наш роман".
Много позже актер расскажет: "У нас довольно долгое время был тайный роман, афишировать наши отношения было нельзя, тем более что наши мужья и жены несли моральный ущерб, все держалось в тайне, неприлично даже было вместе работать, чтобы не зародилась в их умах отгадка нашей загадки. Мы с ней долго противились себе… но в конечном итоге это оказалось сильнее нас, и мы стали жить вместе, чего нам это стоило - разговор отдельный. Нашим близким было несладко, когда все выяснилос"… Писали, что Золотухин жутко ревновал жену и, естественно, между ним и Филатовым пробежала черная кошка.
Шацкая развелась с Золотухиным. Через два года Филатов развелся со своей женой. Рассказывают, что их развод проходил мучительно. От "бывшей" Филатов ушел зимой в одной курточке, оставив ей квартиру и все, что в ней было. После развода Филатов долгие годы продолжал работать с бывшей женой в одном театре.
Филатов и Шацкая поженились в 1982 году. Сыну Денису Нина Сергеевна сказала: "Денис, я, наверное, скоро выйду замуж. За дядю Леню Филатова". Денис не возражал… Леонид воспитывал Дениса, как родного. Денис стал священником, открыл свой приход в Видном, где живет с женой Аллой и тремя дочками.
Филатов друзьям говорил, что, конечно, хотел бы иметь своих детей, но после операции врачи запретили Нине рожать. Брак Шацкой и Филатова был необыкновенно прочным и трогательным: о таком принято говорить "образцовый". Когда Леонид заболел, Нина Сергеевна самоотверженно за ним ухаживала - до самого последнего дня…
Трагедия
Леонид Филатов скончался на 57-м году жизни в Москве. Последние десять дней врачи ЦКБ сражались за его жизнь. Он был госпитализирован 16 октября с диагнозом "двухстороннее воспаление легких". Десять дней врачи ЦКБ сражались за его жизнь. Шесть лет назад Филатов перенес операцию по трансплантации почек, что сказалось на общем состоянии здоровья и стало причиной резкого ухудшения здоровья. Все последние дни он был подключен к аппарату искусственного дыхания и находился в состоянии "лекарственного и медикаментозного сна". Как сообщается, вполне возможно, что простудился он, когда выступал со своими друзьями и коллегами Владимиром Качаном и Михаилом Задорновым на одном из концертов.
Филатов - редкий актер, которому посчастливится после ухода из жизни остаться не только в качестве экранного образа, неминуемо бледнеющего с каждым годом в глазах новых поколений зрителей, но и в качестве бесплотных и всегда ярких, не покидающих память стихотворных строк. Каков талант, таковы воспоминания. Та самая простейшая и важная идея, которая лежала в основе каждой из его телепередач.
Без меня не унывай!
Чаще фикус поливай!
Хошь - играй на балалайке,
Хошь - на пяльцах вышивай!
Ну а сунется такой,
Кто нарушит твой покой, -
Мне тебя учить не надо:
Сковородка под рукой!..
Л.А.Филатов умер 26 октября 2003 года
Источник: www.tonnel.ru
Фильмография:
1970 «Город первой любви» (СССР)
1978 «Иванцов, Петров, Сидоров…» (СССР)
1978 «Капитанская дочка» (телеспектакль, СССР)
1980 «Вам и не снилось» (СССР)
1980 «Кто заплатит за удачу?» (СССР)
1980 «Откуда в траве рыба?» (СССР)
1980 «Экипаж» (СССР)
1981 «Женщины шутят всерьез» (СССР)
1981 «С вечера до полудня» (телевизионный, СССР)
1981 «Ярослав Мудрый» (СССР)
1982 «Голос» (СССР) режиссер
1982 «Грачи» (СССР)
1983 «Из жизни начальника уголовного розыска» (СССР)
1983 «Избранные» (СССР/Колумбия)
1984 «Европейская история» (СССР)
1984 «Исповедь его жены» (СССР)
1984 «Соучастники» (СССР)
1984 «Успех» (СССР)
1985 «Берега в тумане…» (СССР)
1986 «Чичерин» (СССР)
1986 «Чужая Белая и Рябой» (СССР) озвучание
1987 «Забытая мелодия для флейты» (СССР)
1987 «Загон» (СССР/Сирия)
1987 «Претендент» (телевизионный, СССР)
1988 «Город Зеро» (СССР)
1988 «Радости земные» (телевизионный, СССР)
1988 «Шаг» (СССР/Япония)
1990 «Сукины дети» (СССР)
1992 «Алиса и Букинист» (Россия)
1993 «Благотворительный бал» (Россия)
Режиссер:
1990 «Сукины дети» (СССР)
Сценарные работы:
1990 «Сукины дети» (СССР) автор сценария при участии И. Шевцова
Цитаты:
***
Большинство людей мне помогали, когда я болел, - это и друзья, и коллеги, и даже вовсе незнакомые мне люди. Среди тех, кто помогал мне в такие тяжелые дни, был мой новый друг –Ярмольник Леня. И как же без моей любимой супруги Ниночки, которая всегда была рядом и годами ухаживала за мной и в санатории, и больнице, и для того, чтобы быть со мной ежеминутно, она оставила свой родной театр.
- Я до сих пор не пойму, что такое болезнь – возмездие или награда. Но моя супруга…Я не скажу, что я в ней сомневался, я просто думал, что в такие моменты красивые артистки бросают и уходят не оглядываясь. Но это не о моей Ниночке. Она ни разу не сказала, что ей тяжело, что я ей в тягость, что она устала.
Как все простые люди, я думал, что инсульт – это не головное кровоизлияние, а паралич конечностей. Когда мне поставили этот диагноз, я удивился… Я плохо говорил, с трудом передвигался. Я лечился у самых известных медицинских светил мира, но ничего такого они не находили. Диагностировали и лечили все, за исключение почек. Однажды отдыхаю в палате, приоткрывается дверь, и врач с порога радостно: « Поздравляю, у вас рак не обнаружен!»
Когда я уже медленно умирал в одном из подмосковных санаториев, появился мой друг Ярмольник Леня. (Я был практически без сил, самостоятельно сидеть, говорить я уже не мог, моя супруга постоянно переворачивала меня с боку на бок). Мой лечащий врач отозвал Ярмольника в сторону и сказал ему о том, что жить мне осталось всего ничего, пару дней… Леонид не стал дослушивать до конца врача, схватил меня с кровати (сам я уже не передвигался) и повез меня в Научно-исследовательский институт.
И только здесь диагностическое обследование показало, что проблема в почках. В моем тяжелом состоянии операция было противопоказана, я бы ее не пережил. Целый год меня ставили на ноги. Не буду вдаваться во все подробности и нюансы, это никому не интересно, но моей супруге и маме пришлось изрядно натерпеться, намотаться… Я крепился, старался быть оптимистом, иногда их подбадривал и, чтобы совсем не быть лежачим телом, начал писать «Лизистрату» - стихотворную комедию. Так как руки не двигались, запоминал в уме строки, а когда была рядом жена, просил писать под диктовку.
***
Если я не умер, а остался жить, значит, Богу это нужно, значит, что-то я не успел, не сделал. Не так давно я был раздражителен по отношению к окружающим, к системе, ко всему, что было вокруг меня.… После того, через что мне довелось пройти, что я пережил, это все куда-то ушло, и я для себя понял, что жизнь намного ярче, чем я ее себе рисовал.
Я очень верю в Бога, и считаю, что бы ни происходило, все это от Бога. И если Бог что-то меняет, он знает, как это лучше сделать. Мы знаем настоящее, как есть, а вот как было изначально задумано, - это вопрос…
Долгое время я был некрещеным. Когда мне было 33 года, ушел из жизни Володя Высоцкий, и после его смерти я пошел в церковь со своим товарищем, который по праву и стал мне крестным. После крещения я не могу сказать, что во мне что-то изменилось, я ничего не понял тогда в крещенском обряде. Меня крестил молодой поп, который попутно интересовался моей жизнью, где я сейчас снимаюсь, над чем работаю. В тот момент мне хотелось ему сказать: « Я приклоняюсь пред Богом, я в святом месте, а у меня берут интервью». Помимо этого, меня удивило то, что в церкви стояло два гроба, как-то вроде и церковь, и часовня.
Чаще всего говорят, что обращаешься к Богу, когда безвыходная ситуация, когда уже неоткуда ждать помощи. И только тогда мы готовы идти с Ним на разговор. После такого общения ты понимаешь, что ты нужен кому-то, что ты не один, ты получаешь некое умиротворение и понимаешь, что если ты уйдешь, то уйдешь не навсегда.
***
Подвиг - всегда подвиг. Есть подвиг многолетний, христианский, как несение креста, который человек осуществляет годами изо дня в день. Нина взвалила меня на горб и тащит по жизни. И моя старенькая мама тоже. Они верили, что я еще поживу. Да плюс еще Ленька Ярмольник.
Цитаты-просто СУПЕР!
Филатов....сколько же можно о нем написать и о его разностороннем таланте...
Вечная Память и Вечный Покой его мятущейся душе............
ПРОСТИТЕ, МИСС!..
Повеял с моря легкий бриз,
И сердце бьет тревогу…
Простите, мисс,
Простите, мисс,
Но мне пора в дорогу!..
Бродить по свету – мой девиз,
Штурвал – моя отрада…
Простите, мисс,
Простите, мисс,
Но ждать меня не надо!..
Вы говорите мне: стремись
К признанью и почету…
Простите, мисс,
Простите, мисс,
Но мне они ни к черту!..
Мне дорог каждый ваш каприз
И ваши ласки – тоже…
Простите, мисс,
Простите, мисс,
Но море мне дороже!..
Я не пойду на компромисс
Спокойствию в угоду…
Простите, мисс,
Простите, мисс,
Но я люблю свободу!..
СПАСИБО
В наш трудный, но все-таки праведный век,
Отмеченный потом и кровью,
Не хлебом единым ты жив, человек, -
Ты жив, человек, и любовью.
Не злись, что пришла – оттеснила дела,
Не злись, что пришла – не спросила, -
Скажи ей спасибо за то, что пришла, -
Скажи ей за это спасибо!..
Когда удается одерживать верх
Тебе над бедою любою, -
Не волей единой ты жив, человек, -
Ты жив, человек, и любовью.
Не хнычь, что была, мол, строптива и зла,
Не хнычь, что была, мол, спесива, -
Скажи ей спасибо за то, что была, -
Скажи ей за это спасибо!..
ПЕСЕНКА О СВОБОДЕ СЛОВА
Приятный есть в стране у нас закон –
Свобода слова тут не под замком.
Живи себе, дружок, и в ус не дуй,
А если что не так , то протестуй!..
Когда ворюга, шастая в толпе,
Свой выбор остановит на тебе, -
Ты можешь, протянув ему баул,
Вполне свободно крикнуть: караул!..
Когда на зов твой явится сержант
И тоже намекнет насчет деньжат, -
Ты можешь, протянув ему браслет,
С угрозой поглядеть ему во след!..
Когда же и судья, закон поправ,
Наложит на тебя разбойный штраф, -
Ты можешь, протянув ему кольцо,
С презреньем помолчать ему в лицо!..
При этаком обилии свобод
Ты можешь жить буквально без забот,
А коль тебе свобода надоест –
Ты вправе молча выразить протест!
Песенка о дураках(стихи Александра Хочинского))
Если ты мне враг-
Кто тогда мне друг?
Вертится Земля,
Как гончарный круг.
Мучась и бесясь,
Составляет Бог
Карточный пасьянс
Из людских дорог.
Смотрит он, чудак,
В миллионы схем -
Что, когда и как,
Где, кому и с кем.
Перепутал год,
Перепутал век, -
И тебе не тот
Выпал человек!..
Я не виноват.
Он не виноват.
И на всех троих -
Узенький Арбат........
1967
Дмитрий, отличный пост! Интересный и гармонично оформленный!
Спасибо!!!
Да, спасибо, Татьяна, что дополняете!Я больше уклон делаю на личную биографию, а Вы на творчество!
Дмитрий, спасибо за интересный пост!
Мне очень нравится творчество Леонида Филатова!
Добавлю немного...
Чудеса всегда доверены минутам.
Чудо трудно растянуть на полчаса.
Но минуты мы неряшливо минуем –
И поэтому не верим в чудеса.
Вот – пузатая нарядная солонка.
Попытайтесь убедить себя на миг,
Что солонка – это тетушка Солоха,
А узоры – это вышитый рушник.
Не сумеют – ну и ладно, но при этом
Осмеют тебя на весь на белый свет!
Но природа не прощает непоэтам –
Мстя за каждый неразгаданный секрет.
И когда, предметы трогая неловко,
Мы разгадку задеваем впопыхах, -
Нам разгадка мстит, как та боеголовка,
И предметы разрываются в руках!..
<Леонид Филатов, 1967>