1533
5
ID 36982
87 лет со дня рождения советского композитора, учёного, общественного деятеля Александра Сергеевича Лобзова
87 лет со дня рождения советского композитора, учёного, общественного деятеля Александра Сергеевича Лобзова
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (3)
19.03.2016 21:07
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
ЛОБЗОВ Александр Сергеевич (20.03.1929—12.04.1986), композитор, ученый, общественный деятель. Родился в многодетной крестьянской семье в д. Себудово на границе Московской и Тверской обл. Во время войны семья переселилась в Москву, где Лобзов окончил Царицынскую музыкальную школу по классу фортепьяно у проф. И. Бобровской. В 1951 закончил Московский юридический институт, учился в Московской консерватории по классу композиции. Музыку стал сочинять с 15 лет, с 7 лет обучался игре на гитаре, которую ему купила мать, не считаясь с голодом и лишениями. Еще в раннем детстве у него обнаружился абсолютный слух, блестящая память, прекрасный голос, и бабушка Домна, певшая в церковном хоре, обучила его народным песням, былинам, сказаниям, которые он исполнял перед ранеными в госпиталях в сопровождении собственной гитары. За свою более чем 40-летнюю творческую деятельность композитор Лобзов написал около 180 романсов, песен, баллад, 2 симфонии, оперу «Бессмертный Кощей» по мотивам сказки В. Белова, фрагменты из которой он в 1986 несколько часов исполнял дома у писателя в Вологде. Отдельные отрывки и арии из этой оперы исполнялись самим Лобзовым, певцами В. Кузиным, заслуженным деятелем искусств Б. Зыряновым на патриотических вечерах литературно-исторического объединения «Память» в клубе им. Горбунова, в Академии им. Жуковского, в клубе штаба Московского военного округа, в редакции газеты «Правда», в Олимпийской деревне. Лобзов внес большой вклад в русскую инструментальную музыку и вокальную культуру, который еще предстоит оценить потомкам. Он значительно обогатил и развил традиции русского романса. На этом новом витке его развития в к. ХХ в. он подошел к решению не только новых значительных философских и социальных задач, которых столь глубоко не касался никто из его предшественников и современников, но и обогатил его новой формой, утонченной психологичностью, впитал тончайшие оттенки индивидуальных стилей поэтов XIX в., сумев сделать их мысль, духовную чистоту и страстность актуальными для нашего непростого времени. Переходя из эпохи в эпоху, не единожды приговоренный к забвению, русский романс, как птица Феникс из пепла, в руках мастера возродился и предстал перед нами во всем своем блеске после очередной попытки его уничтожения. Лобзов гибко варьирует свой интонационный язык, стремясь в различных своих мелодических разновидностях сохранить ценнейшее качество эмоциональной выразительности, перемежая великолепный профессионализм с элементами и оборотами народной песни, былин и баллад («Белый камень» Н. Тряпкина, «Я буду скакать» Н. Рубцова, «На поле Куликовом» А. Блока, «Дуб» Ю. Кузнецова, «Поход» В. Казанцева).
Ни в одном его романсе вы не найдете элементов клишированных оборотов, интонационной узнаваемости. Он, как никто, очистил этот жанр от дилетантских примесей и вознес его на недосягаемую пока художественную и философскую вершину. Романсы Лобзова перешагнули свою привычную ипостась, становясь, в зависимости от некоторых поэтических шедевров, чем-то вроде небольших камерных вокальных поэм, симфоний. Композитор разыгрывал подчас с поэтами диалоги трагических драм, как искусный мастер музыкальной живописи. Его «рубцовский цикл» составляет 35 романсов, десятки романсов на стихи Тютчева, Фета, Блока, Бунина, Пушкина, Лермонтова, А. К. Толстого, Ахматовой, Гумилева и современных авторов. Лобзов был не только композитором, но и блестящим юристом с 30-летним стажем опытного следователя по особо тяжким преступлением, ученым, ответственным работником аппарата МВД СССР, старшим преподавателем Академии МВД (кафедра организации расследования преступлений). Активно участвуя в консолидации патриотических сил, он успел многих объединить на пути созидательной работы в деле духовного возрождения Русского Народа, за что подвергался травле со стороны сионистской русофобствующей прессы, на его имя и авторство было наложено табу на радио и телевидении, из титров в кинофильмах с его музыкой вымарывалась фамилия композитора, запрещались к изданию его ноты. С огромным трудом выходили его пластинки, звучали концерты на радио и телевидении. Окопавшаяся в творческих союзах еврейская интеллигенция препятствовала вступлению Лобзова в Союз композиторов, и по этой причине его ноты не принимались к изданию. На парткоме академии МВД СССР Лобзова хотели исключить из рядов КПСС за антисемитизм, но потом решили из партии не исключать, а отправить в досрочную отставку. Как опытный юрист в 1984 был оппонентом при защите докторских диссертаций, в которых пытались обосновать необходимость поворота северных рек. Стараниями Лобзова и др. русских патриотов диссертации были провалены.. Человек безупречного долга, отваги и мужества, проживший короткую яркую жизнь, он и умер стоя — на Пушкинской площади, в день, когда в кинотеатре «Россия» о нем шел фильм режиссера Б. Карпова «Высоким слогом русского романса».
Бахарев С.