A Love Supreme (1965) / John Coltrane
John Coltrane альбом A Love Supreme (1965)
Лэйбл / Impulse!
Продюсер / Bob Thiele
Арт-директор / George Grey
Страна / США
Продолжительность 32:59
Студийный альбом, записанный джазовым квартетом Джона Колтрейна в декабре 1964 года, и изданный на лейбле Impulse! Records в феврале 1965 года. Соединив в себе импульсивность хард-бопа, в жанре которого Колтрейн работал на раннем этапе своей карьеры, с элементами фри-джаза и модального джаза, к которым относят поздние работы музыканта, данный альбом признаётся многими критиками как важнейшая веха в его творчестве, и имеет огромное значение не только для дискографии самого Колтрейна, но и для всего джаза в целом.
Типичная для Колтрейна симфоническая поэма «А Love Supreme» («Высшая любовь») была его пятой студийной записью для стильного лэйбла инди-джаза «Impulse!», которая последовала после периода на ритм-энд-блюз лэйбле «Atlantic». Предыдущие воплощения показали его зигзагообразные движения по истории джаза - реагирование на ладовые инновации Майлса Дэвиса; погружение в себя в «New Thing»; запись сборника баллад и необычное сотрудничество с эстрадным певцом Джонни Хартменом; собирание устрашающего оркестра для «Africa/Brass»; и даже совместная работа с Дюком Эллингтоном.
Однако к 1962 году Колтрейн развил разновидность ладового джаза, перекликавшегося с индийскими и арабскими гаммами, удерживая при этом страстную духовную направленность. В то время как он разговаривал на языке тенор-саксофона и сопрано-саксофона, его теперь уже легендарная «Великая четверка» урчала ниже, исполняя хард-боп, двигавшийся в сторону Индии и Африки, соула и даже психоделии.
Альбом «А Love Supreme» добился редкого сочетания полной бескомпромиссности и абсолютной общедоступности. Необычная басовая мелодия из четырех нот в исполнении Гаррисона, начинающая композицию «Acknowledgement» («а LOVE su-PREME») служит лейтмотивом, постоянно изменяющимся, исследуемым и искажаемым, как тенор-саксофоном, так и назойливым вокалом. «Resolution» приводит нас на более знакомую Колтрейну территорию затакта, завершаемую молотящей игрой Джоунса на барабанах (он звучит так, словно солирует на протяжении всей песни, хотя ритм остается неизменным), тогда как стержневая композиция альбома - «Psalm» - представляет собой инструментальное выражение молитвы.
Альбом как путешествие через пробуждение, понимание и духовное просвещение практически идеален.