А помните, как проходили советские свадьбы?
...Флердоранж фаты и платье в рюшах,
Затопила душу белоснежность,
Розы на столе… Невеста, слушай!
Так поет о счастье птица-нежность.
«Как же странно, милые подружки! -
Осмотрелась, задушив рыданья, -
Комнатка моя, мои игрушки,
Выхожу я замуж. До свиданья!»
Светлана Бажина
Свадебный кортеж - это один из главных атрибутов свадьбы, и чаще всего он состоит из вереницы машин. И поэтому одной из важных деталей в подготовке автомобилей к свадьбе является их соответствующие оформление.
В советские времена капот свадебной машины неизменно украшался традиционной куклой в белоснежном одеянии невесты, мимо которой не мог равнодушно пройти ни один ребенок.
Традиция крепить куклу на свадебный автомобиль тоже уходит своими корнями в Древнюю Русь, и не является советской, как считают многие. В те далекие времена славяне искренне верили в то, что на судьбу человека можно влиять, создав его образ в виде человеческой фигурки. Причем, влиять, как в плохом, так и в хорошем смысле...
Интересно, что свадебный кортеж назывался на Руси свадебным поездом.
Свадебному поезду наши предки уделяли особое внимание. Ведь, покидая стены дома, молодожены становились особенно доступными для завистливых взглядов да злых козней колдунов. Число возов в нем было непарным, но не менее трех. Экипаж всегда выделялся ярким красивым и богатым декором для того, чтобы привлечь внимание к событию. В гривы лошадей вплетали яркие ленты и колокольчики. Звон бубенцов на всю округу оповещал о радостном событии и по поверью должен отпугивать злых духов. Под дугой упряжи подвешивали пару кукол которые оберегали молодых от недобрых взглядов и завистливых людей. Свадебный поезд петлял обходными путями, обманывая духов и заметая следы. На его пути строились различные преграды, чтобы, опять-таки, защитить молодую семью от дурного глаза...
В некоторых районах Руси самодельные куклы-обереги «неразлучники» от сглаза и как символ семейного благополучия, крепились на повозку, в которой ехали молодые. Эта кукла потом должна была всю жизнь прожить в доме супругов.
А в некоторых, кукла-оберег собирала на себя весь негатив, потому невестой и обряжена. Типа «чтоб невесте...» на куклу легло, а настоящая-то под фатой да за дрУжками укрыта. Но здесь, кукла в череде свадебных мероприятий подлежала торжественному сожжению.
И вот во времена СССР широко распространилась традиция крепить на капоте автомобиля, в котором ехала невеста в ЗАГС, куклу в свадебном платье.
В 60-70-е годы, вроде, как к народным истокам возвращались, фольклор собирали, этнографические работы в журналах печатали, делали обработки народных песен... Кто вспомнил такой обычай и в жизнь претворил неизвестно.
Куклами в свадебном наряде украшали автомобили свадебных кортежей, чтобы отличить их в потоке машин. Когда другие водители видели свадебную машину с лентами и двумя сплетёнными кольцами и колокольчиками на крыше и сидевшими на капоте куклами-невестами, они притормаживали пропуская свадьбу вперёд, тем самым желая молодым счастья. Правильная была традиция, Светлая. А дарить невестам кукол, это значит пожелать семье потомства скорого и многочисленного.
И сегодня все чаще можно увидеть под радиатором свадебного авто симпатичную куклу в фате. Более того, автомобильные свадебные куклы успели уже «обрасти» своеобразными приметами, которые так быстро распространяются среди суеверных молодоженов.
Нельзя куклу на капот брать в прокате. Считается, что счастливая семейная жизнь ждет ту пару, которая сможет сохранить свадебную куклу дома с целью в будущем украсить свадебный кортеж своих наследников. Или, по крайней мере, в виде игрушки для своих будущих детей.
Если во время поездки из ЗАГСа кукла на капоте сбилась в сторону, это обещает неожиданности в семейной жизни. (Впрочем, какая же семья обходится без неожиданностей?)
Существует еще одна примета – украденная кукла с автомобиля грозит паре бездетностью. Родилась эта примета из традиции выкупать свадебную куклу. Поэтому крали на свадьбе не только невесту, ее туфельку, но и куклу с капота автомобиля, что сопровождалось веселым ритуалом выкупа.
Хорошим знаком считалось, если на куклу-невесту обратит внимание какой-нибудь ребенок. Как гласит примета, в этом случае нужно дать малышу подержать игрушку в руки. Пол будущего первенца определялся в зависимости от того, чье внимание привлекла свадебная кукла.
Нашла такой красивый сценарий с куклой-невестой -
Жених забирал невесту из родного дома, веселил соседей самодеятельностью на выкупе или откупался монетами-сладостями-шампанским. Затем кортеж украшенных машин следовал в ЗАГС (иногда и на венчание);
После регистрации старшие чаще всего сразу следовали в кафе: пообщаться, проследить за порядком;
Молодёжь ехала кататься по семи мостам (след запутывать) и при этом весь кортеж сигналил (пугал-разгонял «силы злые-недобрые» – вместо колокольчика под дугой) Другие водители кортеж пропускали и сигналили в ответ;
ДорОгой молодые посещали памятные для себя места, могли заехать на могилку к родным. Фотографировались, угощали прохожих (шампанское-водка-конфетка-бутерброд);
Через седьмой мост жених нёс невесту на руках. Маршрут строили так, чтобы седьмой мост оказался самым длинным (или коротким, кому как) Свидетель был на подхвате, но считалось, если просить «помощь зала», семейная жизнь не удастся. Пока невесту несли, она посередине моста желание загадывала о семейной жизни, бросала цветы в воду;
Затем кортеж ехал «за столы». Кукла часто оказывалась на столе перед молодыми;
Второй день окупал свадьбу. Покупать нужно было всё: вилки-ложки-блины-угощение из рук молодой...
А ещё «конкурсы». Родня развлекалась за счёт молодых, демонстрирующих свои навыки хозяина и хозяйки, согласие в паре и многое другое... Это был самый насыщенный день. Кукла так же присутствовала в зале. Тогда дарили пупсов на конкурс пеленания, игрушки «со смыслом» будущим детям.
Третий день молодые с друзьями чаще всего ездили «на шашлыки». Гости постарше приходили в себя перед рабочей неделей, разъезжались по домам... Именно, в третий день, по одной версии – куклу сжигали. Или, по второй версии – мама и бабушка невесты чистили куклу водой, ветром и солнцем. Эта кукла оставалась в семье.
Понравились комментарии-рассказы из сети:
В моем детстве бабушки на комоде сидела свадебная кукла, с машины. Из прессопилок, наверное… казалась мне самой красивой куклой в мире! У нее был шелковистый паричок и мягкие словно настоящие ресницы. И платье… самое настоящее, почти бальное. Краска на ней пошла трещинами, а потом и сама кукла рассыпалась. Я смотрела и думала, что когда буду выходить замуж, у меня тоже будет на машине такая принцесса))).
***
У моей мамы тоже была свадебная кукла, ооочень красивая. С длинными темными волосами, уложенными в прическу, в пышном свадебном наряде, который был украшен маленькими нежно-розовыми атласными розочками. Я помню, как выпрашивала у мамы разрешения поиграть этой куколкой. Но она пообещала ее сберечь до моей свадьбы и убрала куклу повыше на шкаф.
***
Когда мне было 5лет, я впервые увидела куклу невесту и она стала моей мечтой, на день рождения в 6 лет моя мечта исполнилась, как же я была счастлива, до сих пор помню это ощущение волшебства, когда я достала ее из коробки! Я обожала ее, вся игра с ней сводилась к тому, что я доставала ее и приподняв ставила на стол перед собой, опускаясь вниз платье красиво ложилось вокруг ее ножек, я подолгу могла ею любоваться, смотреть как длинными, золотисто-рыжими волнами лежат ее волосы, трогала ее ручки… Она была для меня чудом! Но мы жили в селе, и вскоре многие прознали что у нас есть кукла невеста, и люди стали приходить, брать ее на свадьбы, и хотя всегда возвращали, но куколка стала обтрепываться… Я не хотела давать ее, а мама говорила:«Вот еще, неудобно отказать, это всего лишь кукла..», папа вступился было… Но мама отмахнулась, и вот последней каплей стала свадьба моей двоюродной сестры, они взяли куклу и никак не хотели ее возвращать, так прошло два месяца, сколько я плакала… Наконец папа пошел и буквально отобрал ее, оказалось что платье разорвано, туфелек один потерян и волосы все всклокочены, я ревела, мама что-то пыталась сказать что нечего из за ерунды… В итоге куклу больше никому не дали, и она еще много лет жила со мной, моя любимица, а потом я вышла замуж, уехала, а вернувшись домой не нашла ее, тут уже все просто, как у многих, раз выросла, зачем ей кукла… Ее отдали соседским девочкам, и они очень быстро ее разломали… P.S. Извините, тема хорошая а я тут со своим грустным рассказом… Просто почитала и нахлынули воспоминания.
Спасибо, Альбина, посмеялась
Я не помню, потому что никогда у меня не было нормальной свадьбы))) Столько раз замужем и все по-быстрому))) А один раз вообще пошли пешком, в джинсах и пьяные)))
Мрак какой-то про советское прошлое.
У меня свадьба была в 70-м, регистрация в Грибоедовском Дворце бракосочетаний (где Николаев с Терешковой) - студенты любили этот Дворец. Там дали приглашение на кольца, платья, обувь, машины, дефицитную еду и другую мелочевку. Еда в 40-м гастрономе возле КГБ, отдел заказов. Помню, что в наборе было 3 кг копченной осетрины. Машины ЗИМ (на Чайку похож) и две Волги, все за 30руб в час. Свадьба в ресторане Прага, зальчик на 40 человек, пляски можно в общем зале под оркестр и под магнитофон в своем зальчике. Еда разная, помню салат из крабов (не палочки, а из консервов), фирменные котлеты по-киевски, 2 кг осетрины отдал для нарезки и прочие дефициты.
Через год у соседа по комнате свадьба была в ресторане Арбат, у другого в Валдае. Все это было доступно для иногородних студентов, если родители подмогли. Жена мне выбрала кольцо за 100р, а себе за 400 с брюликами, что бы раз и навсегда (мечтала со школы). После регистрации Волги поехали в ресторан, а нам водитель предложил покататься за дополнительных 2р, ибо время было. Отвез на Красную площадь, возложили цветы вождю (столетие) и нас пропустили внутрь, потом поехали по Кропоткинской, Зубовской и назад по Калининскому к Праге.
Все это было возможно и в 1967 (50 лет Октябрю), когда мы познакомились на первом курсе, но надо было готовить родителей. Я сужу по столам, которые накрывались тогда на любой вечеринке первокурсников.
Правда к четвертому курсу мы получали стипендию уже по 55р и работа на кафедре за 50р в месяц.
Свадьба без подготовки встала родителям около 1000р, они готовились, а мы ждали 2года.
Валерий, спасибо за комментарий!
Мы с мужем играли свадьбу в 1985 году. Встречались год, потом родители сказали - хватит. Быстрее поженитесь, быстрее на очередь на квартиру встанем. Дату выбрали на 8 февраля (три месяца - самый дальний срок). Получили приглашение. Но ничего по нему не купили - выбора не было совсем, да и почти пусто там было - три каких-то платья, обувь - какие-то копыта; мужских костюмов тоже почти не было, только крайние размеры... Вообще в магазинах-салонах было пусто - одни продавцы стояли тускло. Может, нам не повезло. Но мы особо и не рассчитывали на них. Приданое у меня было, вплоть до подушек. :))
Мужу костюм и мне фату и платье шили в ателье. Поэтому и брали крайние сроки на регистрацию.
Регистрировались в ЗАГСе Колпино. Не посчитали нужным "выпендриваться"... :))) Муж сказал, что главное - не где, а как потом жить. Я тоже согласна... Да и ЗАГС у нас неплохой, новый был. Свадьбу играли от фирмы "Невские зори" в ресторане "Метрополь" в "Гранатовом зале" на 30 человек. Просто пришли, обговорили стол, количество, тамаду и музыканта (человек-оркестр). Всё оплатили и "забыли".
Было три машины и автобус от работы. Когда регистрировались, наши мамы почему-то всплакнули. А моя потом сказала, что мы с мужем были такими серьёзными, мол, улыбнулись бы! :)) Потом поехали в Город. Памятник, к которому мы возложили цветы, выбрали - Монумент героическим защитникам Ленинграда, что на площади Победы. А дело было в феврале. Колотун страшный, а я в босоножках. Свидетель побежал за нашей машиной, а мы зашли в памятный зал. И посмотрели экспонаты, и погрелись немного.
Потом поехали в ресторан. Свадеб было много - Метрополь немаленький и день был свадебный. Невесты были классические, кроме одной - жутко пухленькая, в коротком белом платье с широким пояском и на голове "таблетка". :) Храбрая девочка. Одну невесту прямо из туалета умыкнули. :))) Организатор шепнула мужу, что если муж немножко официантам "ручку позолотит", мы не пожалеем. Мы были к этому готовы (нас знакомые хорошо просветили обо всём). В общем, организатор, тамада, музыкант, официанты были довольны. Мы тоже. Тамада (общий на две свадьбы, интересно, как он на второй выкрутился??) был только с нами, официанты принесли то, что мы не решились заказать (интересно, у кого стащили?). Честно говоря, это я потом узнала, муж со свидетелем всё сами мудрили. У нас одна пара опоздала и им сказали, что из Колпино невеста снегурочкой нарядилась. :))) Это из-за моего капюшона, наверное.
Со спиртным было интересно - когда ещё только заказывали еду и питиё, организатор предупредила, что спиртного почти не будет, принесите своё под видом подарков. Но так как мы играли свадьбу далеко от дома и все малопьющие, с этим проблем не возникло совсем. :)
Деньги мы накопили сами. Нам тогда было, мне - 23, мужу 25. Оба работали. Свадьба нам обошлась около 700 рублей (муж сказал. Неужели такие цены тогда были??)
По поводу дефицита могу сказать - был и очень. В магазинах ничего не было. Мы в то время выкручивались только блатом, переплатой. Так купили холодильник, мебель, когда получили комнату в коммуналке до подхода очереди, из которой мы так и не вылезли. А потом пришли 90-е, золотые годы Наины. Об этом лучше не вспоминать.
Можно несколько фото показать?
Хлеб-соль
Это я деньги-выкуп за туфельку мужу отдаю. :))
Владимир, спасибо большое!!! Сколько вижу это фото, поражаюсь"радостному" виду мамы... А папа вообще как на заклание попал...
Хоть и говорят, что «в СССР секса не было», браки советская молодежь заключала, и с удовольствием. Давайте вспомним, как это происходило...
Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии
Казачья свадьба.
До революции 1917 года брак в России традиционно регистрировался в церкви или религиозной общине. После революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью. После оглашения декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года в стране появились небольшие отделения ЗАГС, представляющие собой бюро, которые не предполагали особых торжественных церемоний и куда обращались желающие поставить штамп в паспорте. Брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло...), назывался гражданским браком. Из обстановки были лишь типовой стол (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью), два стула для новобрачных и бюст Ленина в красном углу. В это время практиковались так называемые «красные свадьбы» – роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония. Еще долго гражданский (не церковный) брак считали незаконным сожительством.
Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.
Подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.
«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко.
Павел Ефимович Дыбенко с женой Александрой Михайловной Коллонтай в 1919 году
Хотя советская семья не была самоценностью, а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы.
Идеология брала свое. К 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х–начале 40-х годов начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками...
После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. И с 50-х годов советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну. А семьям, наоборот, помогало: государство приветствовало каждый новый брак и даже выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья.
Свадьба в послевоенные годы. 1947 год
Свадьбы после войны проводились очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком. Женихи очень часто были в форме. Невеста – в своем самом лучшем платье и в венке с фатой.
Свадьба в селе Капуловка. Днепропетровская область. Украинской ССР. СССР. 1950 год.
В конце 50-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться. Родственникам и друзьям было рекомендовано дарить небольшие подарки. Букеты были только у невесты и в лучшем случае у свидетельницы. Шикарными считались букеты из гвоздик или гладиолусов, ну а розы могли себе позволить только достаточно зажиточные пары. Если на свадьбе гуляли дети, то они должны были быть одеты в школьную форму.
Первый в СССР Дворец бракосочетаний был открыт в Ленинграде 1 ноября 1959 года. Решением исполкома Ленсовета особняк фон Дервизов на Английской набережной, 28 стал ключевым местом для влюбленных пар и счастливых семей. Тогда все было скромно – платье без кринолина, колечко одно на двоих и по-комсомольски сдержанный поцелуй.
Да и понятие «советская свадьба» родилось только в 60-е годы, когда люди забыли о послевоенной нищете. Постаралось и государство, которое озадачилось введением достойных обрядов. Например, в 1960 году вышло постановление Мосгорисполкома, после которого в столице стали появляться не просто загсы, располагавшиеся на первых этажах жилых домов, а отдельно стоящие Дворцы бракосочетаний. Свадебными днями стали в основном суббота, реже – пятница.
В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).
Быть свидетелем считалось особенно почетным, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.
Жениху и невесте (и свидетелям) в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась специальная книжка, которая называлась «Приглашение».
По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары и посетить салон для новобрачных, где оказывали помощь в организации свадебных торжеств. В этом салоне потом можно было отовариться – взять фату, платье, костюм (или материал на них – кримпленчик там, гипюрчик и прочий синтетический шик) , но самое главное – обувь. Возможно, те, кто поженились в семидесятых-восьмидесятых годах, помнят, что тогда лицам, впервые вступавшим в брак, выплачивалась денежная компенсация на золотые кольца. И, например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца. В самом салоне, продавали одежду далеко не модных фасонов. В принципе, купить свадебные наряды можно было и выбрав из представленного на вешалках ассортимента, но если хотелось чего-то особенного, идти нужно было к заведующей. Заведующие таких салонов для новобрачных, пользуясь тотальным дефицитом товаров легкой промышленности в СССР, ощущали себя богами на Олимпе. Иметь такую «знакомую» в колоде карт по полезным связям было очень удобно.
Утверждают, что долгие годы многие ловкачи делали бизнес на таких «приглашениях», скупая в салонах дефицитные товары, а женихи и невесты, имеющие разную прописку в одном городе, подавали заявления сразу в два места в надежде разнообразить покупки. Основной упор делался на постельное белье, красивую посуду, импортные товары.
К концу 70-х ничего особенного в «салонах для новобрачных» купить уже было нельзя. А платья всегда удручали своей одинаковостью, и нередко в ЗАГСовских «комнатах для невест» собирались девушки в до смешного похожих кримпленовых нарядах.
По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов – «на свадьбу».
У невесты традиционными сначала считались белый цвет, платье в пол, пышная прическа, обувь на каблуке. Неизменным атрибутом советской невесты была длинная фата (часто шлейф фаты несли маленькие дети), минимум украшений. В образе жениха всегда присутствовала бутоньерка. Костюм строгий состоял из 2-х, иногда 3-х вещей.
В 70-е годы пришла мода на ультра-мини, и она не обошла свадьбу: подолы взлетели выше колен. Изменились и прически – пучки и начесы ушли в прошлое, и фата сначала доходила до плеч, а потом и вовсе болталась облачком на уровне стрижки. Чуть позже 70-х мини сменили макси, а в моду вошли так называемые «таблетки» – круглые белые шляпки без полей, с вуалеткой или без. Были и широкополые свадебные шляпы, но они подходили далеко не каждой невесте.
С фотографиями, как и с остальными сопровождающими свадьбу церемониями и процессами, была масса хлопот. Хорошо, если среди родных или знакомых были люди, имеющие фотоаппарат (недешевая вещь по советским временам) и умеющие с ним обращаться. Чаще приходилось специально заказывать фотографа в загсе и за приличную сумму, причем никто не гарантировал, что фото он сделает удачные.
За отдельную плату заказывалась музыка, сопровождающая церемонию бракосочетания, но свадебный марш Мендельсона звучал всегда – когда пара входила в помещение для торжественной регистрации.
В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и прочее.
Чтобы увезти невесту в ЗАГС, нужно было пройти немало испытаний. Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. Здесь помимо подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. После того, как жених добирался до квартиры, его старший друг должен «уломать» родственников невесты на хороший выкуп в виде дешевого шампанского, коробок конфет и небольших подарков.
После выкупа невесты все усаживались в «свадебный поезд». На регистрацию простые люди ездили на «Москвичах», состоятельные – на черных «Волгах». Считалось, что в ЗАГС жених едет на первой машине, невеста во второй – «как нитка за иголкой». Обратно новобрачные ехали уже в одной машине со свидетелями впереди кортежа. Две машины обязательно украшали, причем в основном своими руками – через крышу перекрещивали шелковые ленты и воздушные шары. Неизменным украшением свадебного автомобиля времен Союза была кукла-невеста в свадебном наряде, часто обычная детская кукла невесты.
Московская свадьба 1975-го
В церковь, понятное дело, почти никто не ходил, расписывались только в ЗАГСе. Там собирались все родственники и друзья. Традиция обмениваться кольцами пришла не сразу, где-то с начала 70-х это уже стало обычным делом, но до этого кольца присутствовали не на каждой свадьбе. В ЗАГСе оформляли все необходимые документы, ставили в паспорт штамп, а после этого устраивали торжественную регистрацию брака. После того, как молодых объявляли мужем и женой, им дарили цветы и подарки. В ЗАГСе обычно делали общую фотографию пары с гостями.
Венчаться в церкви пары стали только после перестройки, так как до этого времени молодое поколение воспитывалось в духе коммунизма и атеизма.
Появляется традиция после ЗАГСа прогулок по городу. Чаще всего – пара ехала возложить цветы к Могиле Неизвестного солдата, а родственники отправлялись в столовую или домой, чтобы подготовить застолье.
Свадебный банкет проходил в двух вариантах – в ресторане или в квартире у жениха или невесты. Ресторан обходился очень дорого, в начале 80-х, например, за угощение одного гостя платили 20-25 рублей (недельный бюджет семьи). Дешевле было отметить дома, да и соседи охотно приходили на помощь – строгали салаты прямо в тазики, одалживали табуретки и посуду.
Интересно, в середине 80-х, в разгар сухого закона молодоженам полагалось не более десяти бутылок вина на свадьбу. А дальше – выкручивайся как хочешь. Часто спиртное наливали в чайники и распивали из чайных кружек. Гостей на свадьбах все больше. 80-100 человек - это норма. В ресторанах – профессиональный тамада. В подарок – сервизы, ковер, подушки, белье, деньги.
Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.
Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый – атташе».
Чтобы показать достаток – молодых фотографировали на фоне ковров или стенки «горки».
Основной подарок поневоле делали родители – в 70-х и 80-х женились очень рано, в основном, будучи студентами. Родители молодоженов находились еще в цветущем возрасте и основные расходы брали на себя – от оплаты ресторана до путевки в Дом отдыха или на турбазу. На работе молодоженам давали три дня отгула, но подавляющее большинство приурочивали свадьбу к отпуску или каникулам.
Простите, не по теме - интересное название афиши за спиной свадьбы.
Молодежь, в свою очередь, тоже пыталась всячески разнообразить свадьбу: считалось, что дабы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям – чтобы уберечь белые туфли жены от грязи.
Конечно, значительно отличалось проведение свадеб на селе или в городских районах с частной застройкой. Там свадьбы предпочитали отмечать в теплое время года. Придерживаясь старых традиций, планировали торжества на пасхальные недели или на лето, когда приедет родня из города. Поэтому столы накрывали прямо во дворе и звали всю улицу. Туда же приглашали музыкантов, необязательно с баяном, могли раскошелиться и на небольшой ансамбль. Кстати, и в московских дворах еще лет 40 назад можно было увидеть если не свадебные столы, то веселую гулянку под магнитофон, в центре которых были жених и невеста, вернее, новые муж и жена.
В те годы у многих «городских» были родственники в деревне, которых обязательно приглашали, и те вносили свои обычаи. Подносили молодоженам каравай (кто первый укусит, тот и будет в семье главным), осыпали крупой (раньше новобрачных осыпали монетками), подбивали жениха на выкуп, заставляли пить из туфельки невесты.
Менялся и стиль свадебных подарков. От комплектов постельного белья и сервизов (коих иногда набиралось по пять-семь разновидностей) перешли на конверты с деньгами.
В начале 90-х свадьбы еще гуляли по всем традициям 80-х. Размах зависел от количества денег и родни. Но многие традиции живы и сегодня...