В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки... Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там, куда привозили гармоники, появлялись мастера». Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!
Гармоники меняли тон, строй, диапазон, взамен кнопочной системы рождалась клавишная, местные кустарные промыслы накладывали отпечаток на манеру отделки корпуса.
В деревне Поповке, близ Касимова (города, славного многими промыслами) мастера начали делать гармоники с русским строем, но с большим диапазоном, чем тульский образец.
Если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «какчёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем - двухрядная справа . Звучание её напоминало те весёлые гармоники, с которыми бродячие итальянцы («тальянцы») ходили по дворам.
Но ещё большей франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета. «Играй, играй, рассказывай, тальяночка моя...»
Ах, какими замысловатыми фигурами можно удивить слушателей, если растянуть «ливенку» на весь размах рук, а поренделем, потом месяцем, потом мостиком! «По селу тропинкой кривенькой, в ясный вечер голубой рекрута ходили с «ливенкой» разухабистой гурьбой» - это у Сергея Есенина.
Случалось кому побывать в Череповце - привозили оттуда уморительные гармошки: вроде бы и не гармошки, а так-детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками». А однажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Пётр Невский - крепкого сложения, с коротко стриженной головой, с необычайно выразительной мимикой, - пропел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания -актёра, хотя и самоучки, но уже опытного, хорошо знавшего публику.
Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца!
Сам не играл. Строй налаживал по слуху. «Светит месяц, светит ясный. ..»(это умел!) сыграет и... или отложит гармонь, или, довольный, отдаст заказчику. Много гармоник прошло через руки Петра Егоровича, когда потянуло его самого улучшить гармонику, добавить своё...
В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца - «Баян».
Через пять лет П. Е. Стерлигов создал первый пятирядный баян -модель, которая хороша и поныне. Баяны стали делать в обеих столицах - «с петербургской и московской хваткой». Спрос на них рос неуклонно и в 20-х, и в 30-х годах нашего века.
С первых дней Великой Отечественной войны ушли на фронт и баяны, и гармошки. (Кажется, нет памят-ника воину-гармонисту А быть должен...) «Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза, и поёт мне в землянке гармонь...» Те гармошки, которые остались ждать возвращения хозяина, стояли на самом видном в избе месте, покрытые бархатной тряпочкой. «Пой, гармоника, вьюге назло... Заплутавшее счастье зови...
Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобетена в Вене, в 1829 году... Распространена в России... Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса...» Как хорошо, что они оказались неправы!
Баян появился в качестве отдельной разновидности гармони.
У каждого народа есть свой, особо любимый им музыкальный инструмент. В России таким инструментом по праву считается баян.
И хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы ее наполнены интересными событиями и фактами и несут живое дыхание истории музыкальной культуры русского народа от прошлого века до наших дней.
Видимо, глубокий смысл и народная мудрость заключены в том, что этот музыкальный инструмент гордо носит имя легендарного певца-сказителя Киевской Руси.
Почему же баян пользуется поистине всенародной любовью? Хорошо знакомые слова «Какая песня без баяна» из популярной лирической песни выражают суть нашего отношения к этому широко распространенному музыкальному инструменту.
Главное, видимо, в том, что баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно «спеть» задушевную песню, как говорят в народе, тронуть за душу. Его глубокий, густой, «дышащий» звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств — от глубокой печали до безудержного веселья.
Blondinka пишет:
Раиса Неменова и ВК Аккорд - Играет гармошка
Приветствую!Вот спасибо...послушала...оч люблю эту песенку ранней юности
Хозяюшка заявки, быть назойливой гостьей не буду:)
В мансарде под крышей...
То громче, то тише...
Играет гармошка...........
Старинная польская песня
В мансарде под крышей... Ты слышишь? - Я слышу....
Мелодия грустная так хороша.
Не переставая, то громче, то тише
Играет гармошка и плачет Душа...
Почти ускользая за грань восприятья
Мелодия тает в хрустальной тиши.
И ночь раскрывает навстречу объятья...
Ты слышишь? Я слышу... теперь не дыши....
Узнаешь ты всё о Любви и разлуках.
Разрушить гармонии вязь не спеши.
И СОрастворяясь в страдающих звуках,
Касаешься тайны далёкой Души.
Аккордеон
«Мой старый друг, мой добрый гений,
мой спутник вот уж много лет,
о, сколько было поражений,
но столько было и побед!..» - эти, трогающие за душу строки, президента Высшей лиги метров мирового аккордеона, Яна Петровича Табачника, посвящены аккордеону.
Аккордеону удалось совместить в себе черты нескольких инструментов. По форме похожий на баян, по устройству – на гармонь, наличием клавиш – на фортепиано, он не является ни первым, ни вторым, ни третьим.
От звуков аккордеона пробегают мурашками по коже. Переливы мелодий этого инструмента вызывают взрывы эмоций у слушателя. Музыка, то роняет в глубины подсознания, то подбрасывает под облака-так может играть только аккордеон...
Любовь Привина и группа Nota Bene - Аккордеон (В. Диденко – В. Дюнин)
Забытая гармонь
И поплывут тихонько звуки,
Меха гармони только тронь…
О, как давно не брал я в руки
Свою забытую гармонь!
И не сидим теперь мы вместе,
Не говорим красивых слов,
Ты не поёшь своих мне песен
Про счастье, нежность и любовь…
Однажды утром, спозаранку,
В мою ты спаленку приди,
И под игривую тальянку
Красивой песней разбуди.
Пусть в песне той не утаится
Земной любви простой намёк.
Быть может, в сердце разгорится
Почти потухший огонёк.
Алевтина Сергеева
Танюш, оч занята...
Хорошего тебе вечера!:)
Спасибо за песни и классную, как всегда, тему:)
Гармонь, баян - дуэт российский,
И голоса, как на подбор.
Она погромче, он - потише,
Такой меж ними уговор.
Живая музыка награда,
Бальзам для сердца и души.
Сотворена самой природой,
Любуйся ею, не спеши.
Я сам играю на баяне,
Когда сомненья давят грудь
Возьму баян и поиграю
И станет легче жизни путь.
Гармонь, баян, меха и кнопки,
Еще ремни через плечо.
Друзья вы наши дорогие,
Нам с вами очень хорошо.
Альберт Некрасов
В самом шумном переходе,
Чистый звук баяна вдруг
И совсем не по погоде,
Переборы женских рук...
Голову слегка склонила,
На любимый инструмент,
И глаза едва прикрыла...
Не забуду тот момент.
Из под старого платка,
Выбилась седая прядь...
Как на пенсию прожить?
И от куда силы взять?
Каждый день как на работу
Вот сюда спешит играть,
Сыну нужно купить,что-то...
Внучке хочет денег дать...
Нету сил и нет похлёбки...
Есть баян и есть душа...
Из потрёпанной коробки
Достаёт едва дыша...
Разные здесь люди ходят
И кто, что бросает ей
Плавно звук она выводит,
От него в душе теплей...
Ей бы на большую сцену,
Настоящий виртуоз,
Только старенькую смену,
Уж спустили под откос...
Силы для страны отдали,
Что там силы даже жизнь,
А теперь не нужны стали,
Как умеешь так держись...
Тихой ночью звуки слышу,
Что польются из души...
Строки жизни они пишут,
А она...Мимо...Спешит...
Аккордеон
Я ничего не вижу,
Туман плывет вдали.
Я думала, в Париже
Я скроюсь от любви.
В разлуке сердце ноет,
Чужие я и он,
Вдруг что-то родное -
Запел аккордеон.
Все было и пропало,
И счастья не вернуть,
И снятся мне вокзалы,
И к дому долгий путь.
А здесь цветут каштаны,
Какой-то странный сон
И тихо скучает, поет аккордеон.
Я ничего не вижу,
Туман вокруг туман,
Но только и в Париже
Душа болит от ран.
Я здесь совсем чужая,
И в сердце стынет стон,
И в пьяном дурмане
Поет аккордеон.
Русская гармошка
Ах, сколько песен спето о гармони,
Не сосчитать написанных стихов!
Ну как, скажите, душу не затронет
Коронный звук развёрнутых мехов!
Смех озорной заливистой тальянки,
Весёлой ливенки серебряный напев
" Цыганочку " дарили и " Смуглянку" ,
Своим дыханьем сердце отогрев.
Вздохнув, начнёт играть в тоскливой дрожи -
Сначала вступит плавно, не спеша...
Потом рванёт меха!....Мороз - по коже...
И развернётся русская душа!
То разойдётся, то слегка устанет,
Частушек дробь страданьями уймёт;
Трель развесёлой. озорной мотани
Душевных песен сменит хоровод...
Нет на Руси застолья без гармошки!
Какая свадьба - без её игры?
Звучит в стихах Есенина Серёжки
Живой напев её до сей поры.
Тот перелив - в деревне, и в столице,
На все лады - лишь только кнопки тронь!
Неправда, что она - из-за границы,
Она навеки - РУССКАЯ гармонь!
Вадим Цокуренко
Ностальгия по аккордеону
Голосом аккордеона
Вечер запел во дворе,
Словно маяк для влюбленных
В тихой вечерней поре.
Пары качаются плавно
На музыкальных волнах…
Как там наивно и славно –
В тех золотых временах!...
Туфли натертые мелом,
Платьев неброский поплин…
Робко и так неумело
Руки касаются спин…
Парень с гусарской замашкой
Дразнит эмалью значка…
Выпущен ворот рубашки
На отворот пиджачка…
Пальцы и клавиши слиты,
Просто, легко, без бахвальств
Модный мотив Рио-Риты
Сменит задумчивый вальс…
Вспомнить их снова заставишь,
Словно растаявший сон,
Блеск перламутровых клавиш,
Голос твой, аккордеон!...
Blondinka пишет:
Владимир Трошин - Сыпь, тальянка
Андрей Бандера-Сыпь , тальянка
СПАСИБО за ЕСЕНИНА, Танюш!:)
Добавлю пару вариантов Тальянки-С. А. Есенина
Ну и стихотворение...послушай.
http://www.youtube.com/watch?v=20k_cMDIXIY
Твои тематические концерты, Таня, всегда для меня маленький праздник на этом сайте. Иллюстрации, информация,подбор песен-все замечательно .
Спасибо!:)
Танечка! Спасибо за такую замечательную тему.
От меня несколько мелодий в знак признательности.
Здравствуйте, Татьяна! Здравствуйте, люди добрые!
Замечательная подборка! Спасибо большое!!!
Добавлю немного песенок...
http://www.youtube.com/watch?v=8YA6pZwvQ1Y&am...sp;
Танюшка, Людмила, Надежда ! Замечательные дополнения! Спасибо огромное!
Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень!
Наше поколение ещё помнит щемящую игру гармошки, баяна на свадьбах, на гуляниях, у нас даже в детских садах и лагерях были баянисты.
А вот наши дети росли во время магнитофонов, плееров.
Поэтому так и дорога память об ушедших тех временах. ….тому задору, тому волшебству, которые дарила игра на этих инструментах.
Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер».
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой , пряниками , кружевами вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу...
Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с под-гонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом...
Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масле-ную неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!»