Летом 1979 года балет Большого театра был на гастролях в США. Поначалу Годунова в списки не включили, но американская сторона поставила ультиматум: или спектакль с Годуновым, или отмена тура. Отказ от гастролей мог обернуться утратой миллионов долларов, и танцора выпустили в США. Григорович привёз туда «Ромео и Джульетту». Это была премьера, где Годунов феноменально, неподражаемо исполнял партию Тибальда. Людмила танцевала в «Легенда о любви». Балет произвел в США фурор. Александр Годунов был на пике славы. И он решился.
...«Лайнер третьи сутки стоял на поле аэропорта. Американцы надеялись, что я соглашусь остаться в США со своим мужем»...
...19 августа 1979 года около девяти часов утра из номера нью-йоркской гостиницы «Мэйфлауэр» вышел человек и, пройдя по длинному коридору, спустился в просторный, освещенный утренним солнцем холл. Он остановился буквально на секунду, посмотрел по сторонам, а затем решительной походкой направился к выходу. Через мгновение он уже растворился в многомиллионном муравейнике...
Потом выяснилось, что ему помогала русская диаспора во главе с другом Михаилом Барышниковым и поэтом Иосифом Бродским.
На следующее утро Александр не появился, и стало понятно - случилось то, чего опасались ответственные товарищи в СССР.
Еще через день Людмилу пригласил к себе советский консул и сообщил, что ее муж попросил политического убежища в США. Свою судьбу Людмиле Власовой разрешили выбрать самостоятельно. «Отвезите меня к маме», - попросила балерина. Людмила и спустя много лет говорила: несмотря на любовь к Александру, бросить мать, которая ее вырастила и дала ей все, в одиночестве она не могла.
А вокруг уже разворачивалась большая политическая игра. Ещё до того, как американские СМИ сообщили о том, что советский артист балета Александр Годунов попросил в США политического убежища, вокруг отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР и невесть откуда взявшиеся «протестующие» с плакатами: «Свободу Людмиле Власовой!». Людмила чувствовала себя потерянной, ее взяли под охрану, к делу подключились дипломаты и представитель при ООН.
Из отеля Людмилу вывозили со всеми предосторожностями, сумев перехитрить американские спецслужбы. Артистку доставили на борт самолёта «Аэрофлота», вылетавшего в Москву.
Когда американские власти поняли, что Власова в самолёте, они пошли на крайние меры: советскому авиалайнеру запретили вылет, его блокировали на полосе. На борт буквально ворвались представители властей США с переводчицей, заявившие: Власову вывозят насильно, мешая ей соединиться с мужем, «выбравшим свободу».
Противостояние в аэропорту растянулось на трое суток. Всё это время на борту рейса 222 находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолёте не работал даже кондиционер). У кого-то из соотечественников оказался транзисторный приемник, благодаря которому люди узнали причину задержки рейса. И, несмотря на страшную духоту, все остались ждать разрешения этой необыкновенной истории.
Американские СМИ надрывались, разоблачая «варварство Кремля», лишающего жену любимого мужа. К делу подключили даже поэта Иосифа Бродского, выступавшего в качестве переводчика и переговорщика с американской стороны.
...У окна первого салона сидит Людмила Власова. Вокруг нее пустые кресла: к ней никого не пускают. Все эти три дня он был рядом, в маленьком микроавтобусе с затемненными стеклами, который стоял у самолета на летном поле, и пытался разглядеть ее лицо в иллюминаторе...
Американцы не верили, что после семи лет счастливого брака Людмила могла не поддержать мужа, обвиняли представителей СССР в том, что балерину удерживают силой.
На третьи сутки состоялась решающая встреча Власовой с представителями США. Когда переговоры зашли в тупик, американцы предложили вести переговоры на нейтральной полосе, ведь самолет Аэрофлота считался территорией СССР. Они пристроили к люку, откуда подавали в самолет пищу, длинную кишку, и Людмила с Григоровичем и консулом отправились на переговоры. С американской стороны были заместитель председателя ООН, переводчик, адвокат Годунова и врач. Врач, оказывается, должен был определить, не накачана ли артистка наркотиками. Людмила Власова заявила: я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери.
Точку в противостоянии поставил Брежнев, он позвонил Президенту Картеру и потребовал отпустить советских граждан. Картер ответил, что это не политическая, а любовная проблема. Для американцев это был удар. Они вынуждены были отпустить самолёт.
Внизу на поле осталcя стоять маленький микроавтобус, разрыв с Людмилой стал первым потрясением в новой, американской жизни Годунова. Первым, но далеко не последним...
Александр Годунов и Иосиф Бродский
Его приняли в Американский Балетный Театр, лучший репертуарный театр США, в качестве премьера. Газеты сообщали, что ему положено жалованье 150 тысяч долларов в год. Таким образом, Годунов становился одним из самых высокооплачиваемых премьеров в мире, и это вызвало протест труппы. Кордебалет требовал повышения зарплаты, негодуя, что деньги пойдут новому артисту, а не основным танцовщикам труппы, и устроил забастовку. В связи с этим были отменены гастроли АБТ в Вашингтоне, где "пришелец" должен был впервые появиться перед публикой. Годунов благородно предложил расторгнуть контракт, но директора театра его отговорили. В результате он впервые вышел на сцену в Америке только спустя полгода после побега, на гастролях АБТ в Чикаго. В этой прославленной труппе Годунов танцевал главные партии в "Дон Кихоте", "Жизели", "Лебедином озере", "Теме с вариациями", па де деиз "Корсара", его партнершами были Наталья Макарова, Ева Евдокимова, Синтия Грегори и другие балерины. Но в 1982 году, не пожелав переходить из русского классического балета в современный американский, из-за конфликта с руководителем труппы Михаилом Барышниковым Александру пришлось уйти. Он создал собственный балет «Годунов и друзья», который с успехом гастролировал по городам Америки и странам мира.
Встретиться Людмиле Власовой и Александру Годунову так и не удалось. В 1982 году был официально оформлен их развод. Американское гражданство Годунов получил в 1987 году.
Дальнейшая работа Годунова в балете была сопряжена с рядом разочарований и в 1985 году Александр закончил балетную карьеру и сосредоточился на кинематографе, сыграв несколько ролей второго плана. Одна из самых заметных - террорист в «Крепком орешке». Последнюю роль он сыграл в 1995 году.
Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек»
В 1995 году Александр Годунов впервые со времени своего отъезда в США побывал в Риге, мечтая увидеть родителей и брата. Но отец на встречу не приехал, а мать заявила, что сына у нее нет.
Второй любимой женщиной звезды стала актриса Жаклин Биссет, но даже на официальных приемах, куда Александр приходил с Жаклин, на вопрос о жене он отвечал, что жена осталась в России. Он так и не разлюбил Людмилу. Его семилетний союз с актрисой Жаклин Биссет не был официально оформлен и распался в 1988 году.
Сердце Александра Годунова остановилось весной 1996 года: Александр скончался, сидя в кресле. Ему было 45. С момента побега у него начались проблемы с алкоголем, но перед смертью он не пил. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни травм, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами. Близкие Александра говорят, что он умер от одиночества и тоски.
Иосиф Бродский написал в некрологе: "Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества".
Прах актера после кремации развеяли над океаном. Эпитафия на могиле Годунова в Лос-Анджелесе гласит: «Его будущее осталось в прошлом».
Годы проходят, появляются новые исполнители, но масштаб фигуры Годунова, для видевших его на сцене, становится все значительней, ведь как танцовщик он обладал тремя качествами, которые одновременно не встречаются практически никогда: беспредельной виртуозностью в сочетании со стройностью и красотой линий и тонкой и очень современной актерской индивидуальностью.
Людмила Власова вернулась домой и продолжила карьеру. Все партии в Большом театре сохранили за ней.
Встреча с матерью по прилете из США. 1979 год
В 1982 году брак с Александром Годуновым заочно расторгли и Людмила вышла замуж. Спутником ее жизни стал оперный певец, Юрий Михайлович Статник. В тот момент, когда она согласилась стать его женой, он сказал, что прекрасно понимает то, что Годунов, с которым она рассталась так трагично и внезапно, из ее жизни не уйдет никогда. По словам балерины, Юрий и сам испытывал к Александру дружеские чувства.
Свадьба Людмилы Власовой и Юрия Стадника. 1982 год
Состоялся новый муж балерины не только как оперный певец и исполнитель сольных партий в Большом театре. Успешной была деятельность Ю. Статника и в качестве преподавателя вокала.
О своих чувствах к третьему мужу Людмила Власова журналистам никогда не рассказывала. Однако при встречах с представителями прессы она всегда отмечает тот факт, что Юрий - очень порядочный, хороший и родной ей человек.
Балерины рано выходят на пенсию.В 1983 году и Людмила вышла на балетную пенсию, хотя находилась в блестящей форме. Главный балетмейстер ГАБТа Юрий Григорович предложил ей продолжить карьеру балерины. Но она решила, что лучше останется в памяти зрителей молодой, красивой и полной сил, чем будет сходить со сцены постепенно.
С Виктором Кудрявцевым. 2014 год
В 1983 году Людмила Власова ушла из Большого театра, в течение восьми лет работала хореографом в художественной гимнастике. Затем по приглашению Натальи Линичук начала сотрудничать в качестве хореографа с фигуристами. Сегодня Людмила Власова - один из ведущих хореографов российской школы танцев на льду.
Вероника, спасибо за отзыв и поддержку!!!
Как моя бабушка говорила: ты и сама - цветочек!
Зато теперь Летят Перелётные Птицы куда хошь, и никому дела нет до двойного гражданства
Спасибо, Альбина,напомнила эту историю))
Спасибо, Альбина! Многих подробностей не знала.
Ванда, спасибо за комментарий! Мы многого тогда не знали...
Прощайте, я ухожу в никуда, - произносит музыкант Лемисон прекрасной леди Нинет, исчезая во мраке. Эта сцена из киномюзикла «31 июня» снималась в далеком 1978 году.
И никто даже не предполагал, что расстанутся не только герои, но и актёры, их сыгравшие. Лемисон - звезда балета Александр Годунов и его Нинет - балерина Людмила Власова... Навечно...
В детстве Саша мечтал о карьере военного, но мама отвела 8-летнего сына в Рижское хореографическое училище. Вскоре мальчику понравилось танцевать: педагоги хвалили его за удивительную пластику и гибкость. А у станка рядом занимался новый Сашин друг - Миша Барышников. В то время эти два юных танцовщика переживали больше из-за низкого роста и вместе придумывали, как подрасти. Шло время... И через несколько лет Александр перерос всех соучеников, включая Михаила и за лето вдруг вытянулся на 13 сантиметров, достиг 1,9 м, превратившись в белокурого гиганта с внешностью героя античных мифов и легенд.
Александр Годунов и Майя Плисецкая
К моменту окончания училища о Годунове уже говорили как о восходящей звезде. В 1967 году молодого артиста пригласил к себе Игорь Моисеев, руководивший Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет». А в самом начале семидесятых началась его головокружительная карьера в Большом театре...
Маленькая Людмила Маркова очень любила танцевать... Под музыку из репродуктора, звучавшую в коридоре московской коммунальной квартиры или отплясывать под гармошку соседа.
Мама Людмилы растила ее и брата одна. Отец Люды был своего рода свободным художником, человек творческий, он покинул семью очень рано. Ее мама была актрисой известного в то время театра Красной армии. Причем поступила она в труппу самостоятельно и совершенно без какого-либо образования. Однако после замужества, покинула сцену и решила всецело посвятить себя семье. После ухода отца Люды, осталась совершенно без профессии. Чтобы поднять детей, молодой женщине пришлось работать официанткой сразу в двух кафе. В театр она так больше никогда и не вернулась. А мама Люды была настоящей красавицей и пользовалась огромной популярностью у мужчин. Однако после ухода мужа она замуж больше не вышла, решив, что жизнь посвятит детям.
Проживали Марковы в Москве в коммунальной квартире. Помимо них, здесь обитало еще 12 семей. Таким образом, соседей у Людмилы в детстве было целых 40 человек. В коридоре их огромной коммуналки висел большой репродуктор...
Видя такую тягу дочери к танцам, конечно же, артистичная мама одобрила ее наклонности и отвела девочку в хореографическое училище.
Педагоги оценили Людмилу Маркову практически сразу же. Отбор будущая балерина прошла совершенно без труда. В училище Люда отправлялась сразу после школы и проводила там практически все свое свободное время. Еще будучи ученицей, Мила выходила на сцену Большого театра в детских партиях. Так что с распределением после окончания училища у девушки проблем, конечно же, не возникло. Ее сразу же приняли в Большой театр.
Людмила Власова в сцене из балета Дон Кихот (Большой театр).
Талантливая и очень красивая балерина привлекала мужчин. Первым ее талант оценил балетмейстер Станислав Власов. Он стал ее наставником, позже и мужем. Надо отметить, что с того момента стало понятно, балерина попала в хорошие руки. Станислав ставил для нее номера, с которыми они впоследствии объездили весь мир. У нее было все: роскошно по тем временам обставленная двухкомнатная квартира, меха и бриллианты. Людмила Власова выступала в театре, на правительственных концертах, ездила на международные гастроли, снималась в фильмах. Снялась она в фильме-балете «Трапеция». Позднее она также приняла участие в музыкальной картине «Озорные частушки».
Людмила и Станислав Власовы. 1960 годы
Солисты Большого театра Людмила и Станислав Власовы в балете Царевна-Лебедь. 1960 годы.
После первого просмотра фильма «Озорные частушки» Людмила вместе с другими актерами отправилась в кафе. Разговаривали, смеялись... И вдруг она почувствовала, что на нее смотрят. Обернулась и увидела за соседним столиком красивого блондина. Это было время, когда Александр Годунов только пришёл в Большой. О нём говорили, как об очень талантливом танцовщике, которым заинтересовался Григорович. Высокий, красивый, белокурый викинг.
Александр влюбился в Людмилу с первого взгляда и пообещал друзьям, что обязательно ее «уведет». Пылкая влюблённость Годунова не знала преград - его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница была замужем... Он долго и настойчиво ухаживал за балериной и добился взаимности. Несмотря на разницу в возрасте и в положении Людмила Власова бросает обеспеченного и популярного мужа и переезжает в однокомнатную квартиру Александра Годунова. Они поженились. Сперва семья жила очень небогато, и Людмиле постоянно приходилось продавать свои вещи. Годунов сильно переживал по этому поводу и клятвенно обещал исправить ситуацию. Благодаря невероятному таланту и мастерству Александру Годунову удалось заработать деньги и достойно обеспечить семью.
Людмила Власова и Александр Годунов. 1970 годы.
Годунов на пике славы. В БТ артиста обожали и ненавидели. У него масса поклонниц, хорошие доходы, лучшие партии, а еще необычная для советского человека внешность и бунтарский характер. Но у успешности Годунова была и обратная сторона. Балетный мир всегда был полон интриг. Александр, не примкнувший ни к одной из существующих группировок в Большом театре, умудрился нажить недоброжелателей в каждой из них. Посыпались анонимки, изобличавшие «гнилую сущность артиста Годунова». Его обвиняли в том, что он собирается остаться за рубежом. В 1974 году с заграничных гастролей не вернулся Михаил Барышников. Годунов сразу стал невыездным, что не улучшило отношение артиста к правительству СССР - из-за всей этой возни он перестал получать роли, о которых мечтал. Эмоциональная и порывистая натура Годунова приводила к тому, что он в сердцах начинал рассуждать о возможности поступить «так же, как Барышников».
Но не всё было так плохо. В 1976 году Годунов сыграл главную роль в балете «Спартак», о чём давно мечтал. В том же 1976 году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1978 году Александр Годунов сыграл роль в культовой советской картине «31 июня». Если не считать фильмов-балетов, то эта роль стала единственной для Годунова в советском кино. В фильме он снимался с супругой Людмилой Власовой. По сюжету картины их герои расставались. Ни Александр, ни Людмила не догадывались, что этот сюжет окажется пророческим.