Александр Городницкий. Атланты (1987)
Сегодня отмечает юбилей (85 лет!) Александр Городницкий - российский ученый в области геологии и геофизики океана. Широкому кругу он более известен как один из основоположников жанра авторской песни.
Александр Городницкий. Это имя мы, почитатели авторской песни, узнали вместе с именами Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима, Юрия Визбора, Ады Якушевой.
Родился и вырос в Ленинграде, окончил Ленинградский горный институт. Городницкий — геолог, и его жизнь связана с постоянными экспедициями. Он побывал в Средней Азии, много лет работал в Заполярье, плавал по всем океанам, опускался на океанское дно. В экспедициях были написаны его первые песни. Так, в 1958 году появился «Снег» — песня, которую очень скоро узнали, полюбили и поют до сих пор.
Городницкий — ученый, доктор геолого-минералогических наук и член Союза советских писателей, автор трех поэтических сборников. Его творчество широко известно, особенно песни. Их поют и записывают на магнитофоны, они звучат в радиопередачах и театральных постановках, космонавты берут их с собой в космос.
Вот уже много лет Александр Городницкий выступает вместе с Михаилом Кане. Михаил аккомпанирует. То мягкий, неторопливый, раздумчивый, то резкий озорной голос его гитары бережно поддерживает произносимое слово. Ничего лишнего, но звук зрительно выпуклый, полная гармония стиха и мелодии.
С. Рабинов
--------------------------------------------------------
— Городницкий... То ж целая эпоха!
Эту фразу я услышал от Визбора; в ней была улыбка, но не было особого преувеличения: хорошо помнится эта «эпоха», короткая и яркая, два-три года во второй половине пятидесятых годов, когда Окуджава еще неизвестен, Высоцкий, «технарь»-первокурсник, «еще не вылил на чертежи ночной кофий и не ушел в артисты»; «самодеятельная песня» еще не названа, так и существует как студенческая песня: тогда-то рядом-с Визбором и Кимом, в унисон и контрапункт их иронии утверждается Александр Городницкий, и с этой поры его песни, романтические, изумительные по чистоте поэтического тона, уже неотделммы от общей мелодии послевоенного поколения - от всей нашей песенной культуры, переходящей из 50-х годов в -оследующие десятилетия.
Городницкий — это края земли, это маршруты и ветры, это замерзшие реки, огни стоянок и снег над палаткой, это кожаные куртки летчиков, вьюги за ангарами, мерцающие контуры в локаторах, это деревянные тротуары маленьких северных городков, тень птицы, пролетающей над тундрой, синий уголь и белый металл геологических карт. Туруханск, Игарка, Вайгач, Понта-Дельгада, Геркулесовы Столбы, небо над Канадой — «над Канадой небо сине, меж берез дожди косые, хоть похоже на Россию, только все же не Россия...», Сильная и свободная душа, осваивающая мир, смиряет романтический порыв точностью и чувством меры. Городницкий — не поэт безбрежья, он поэт брезжущих в тумане берегов, в его странничестве звучит тема пытливого духа, тема ищущего разума, тема природной ой кумены, внятной и дружественной человеку. Если даже не знать, что автор этих песен — виднейший океанолог, можно угадать или почувствовать нечто в этом роде, и можно почувствовать время и место его рождения как поэта.
Время — «век физиков», возрождение душ послевоенных мечтателей, отцы которых остались в окопах, в могилах. Место — край мирового океана, Ленинград, его набережные, мосты, бульвары Линий, белые ночи, ступени Эрмитажа, и дальше, в глубь памяти — голод блокады, дворы, изрытые бомбоубежищами и воронками, дальше, дальше — в память истории, туда, где скользит по воздуху Уточкин, где братается Пушкин с декабристами, где возводится на болотах город Петра — столица регулярной России.
В песнях Городницкого интеллигент второй половины атомного века пытается соединить разум истории и веру в будущее убереженного на земле человечества. В этих песнях, в самом голосе поэта, все еще откликается что-то юношеское, звонкое и твердое, что-то от «русских мальчиков», возмечтавших когда-то о мировой гармонии. Ломок голос, грубоват этот молодой басок, который пробуждается к песне и будит свое поколение.
— Нас не вспомнят в «Избранном», мы писали плохо, нет печальней участи первых петухов, — пророчит Городницкий в песне, посвященной памяти Визбора.
Светла эта печаль. Вспомнят.
А. Аннинский
Треклист:
01 Снег
02 Песня полярных летчиков
03 Деревянные города
04 Острова в океане
05 Канада
06 Остров Гваделупа
07 Понта-Дельгада
08 У Геркулесовых Столбов
09 Донской монастырь
10 Поэты (стих.)
11 Не женитесь, поэты
12 Дуэль
13 Пушкин и декабристы (стих.)
14 Аэропорты девятнадцатого века
15 Ностальгия (стих.)
16 Отец (стих.)
17 Воздухоплавательный парк
18 День Победы (стих.)
19 Атланты
Михаил Кане, гитара (1-9, 11, 12, 14, 17, 19)
Супер ! Даже и добавить не чего, может если только видео )))
Александр, спасибо Вам за отзыв! Все именно так!
Спасибо,Ирина. Большое спасибо!