Александр Мачульский. 20 песен о Тамбове...
Александр Евгеньевич Мачульский - коренной тамбовчанин. юношеское увлечение популярным в 70-е годы прошлого века жанром ВИА привело его в институт культуры, после окончания которого служил в армии, работал в учреждениях культуры, в областной газете "Тамбовская жизнь", позднее руководил пресс-службой местного филиала компании "Ростелеком".
О Тамбове разными авторами написано немало песен. Композиции Александра отличает особая доверительная интонация. Текст несет в ней большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Поначалу эти песни исполнялись в кругу друзей и знакомых, профессиональных музыкантов, журналистов. Но по их же советам со временем стали выноситься на широкую аудиторию. Зазвучали на массовых городских и областных праздниках, по областному радио. И не только в исполнении автора, но и солистки Тамбовской филармонии, заслуженной артистки России Аллы Круговой, легендарного солиста ВИА "Синяя птица" Сергея Дроздова, молодых солистов и ансамблей. Кстати, творческое содружество с Сергеем Дроздовым привело к созданию нескольких совместных лирических песен, которыми Александр очень дорожит как памятью о безвременно ушедшем, по-настоящему большом музыканте и прекрасном человеке …
Песни А. Мачульского о Тамбове очень разные по настроению, также как разным бывает его родной город. В основном, это песни-монологи, в которых огромное значение уделяется тексту. Песни серьезные и не очень.
Большая часть песен о Тамбове написана во второй половине 90-х годов. Запись осуществлялась не в профессиональных студиях, а зачастую в домашних условиях. Поэтому автор просит не судить строго техническую сторону процесса. Главное для него - донести до слушателей доброе отношение к городу, к его неброским красотам, к его прошлому и настоящему.
А.Е. Мачульский - член Союза журналистов России. Член Российского Авторского Общества. Автор четырех книг о творческих коллективах и деятелях искусства.
Олега, спасибо тебе за интересный рассказ! Песни замечательные!!!
Здравствуйте Александр! С Новым годом вас! Мне нравятся ваши песни, особенно Здравствуй Тамбов!..Скиньте пожалуйста её текст!..а в будущем можно и остальные к вашим песням выложить)
спасибо Олег!
Песни, в исполнении Сергея Дроздова на стихи Александра Мачульского... Небольшое уточнение... Песня "Некому", которая включена в диск "Невозможно жить не любя", со слов Александра Евгеньевича, изначально называлась "Некому, кроме тебя".
Фрагмент телевизионного тамбовского песенного фестиваля "Песни над Цной".
Александр Мачульский: «Первые ВИА 1970-х пользовались огромной популярностью. Тамбовские ансамбли в этом смысле не были исключением»
Как ни крути, а пятая часть 21-го века уже пролетела. Раньше я даже представить себе не мог: 21-й век! Где это? В каком измерении, на каком повороте цивилизации? Другая эпоха! Другой мир, в котором будет много всего удивительного, и, конечно, много прекрасной музыки…
Но, вероятно, действительно существует такая закономерность: чем больше новых технологий, опережающих самые смелые предсказания писателей-фантастов, тем меньше красивых, идущих от сердца мелодий, гармоний… Время сжимается, темп жизни ускоряется, окружающая атмосфера наполняется ритмами и рифмами, далекими от музыки. Очень точно сказал об этом в одной из своих песен Леонид Агутин: «…Музыки осталось мало, она хнычет, она устала… Она между веков застряла, и никак…» Агутин это тонко почувствовал, потому что сам прекрасный музыкант.
…Иду по родному городу и встречаю все меньше знакомых лиц. То есть, не только музыки осталось мало, но и музыкантов 70-х, увы, наберется сегодня не так уж много.
Те, кто думает, что в 60-е - 70-е годы все пели про Ленина и комсомол, глубоко заблуждаются. Никакого «застоя» в наших умах и сердцах не было и в помине. В каком-то смысле, внутренней свободы и тяги к творческому самовыражению у нас было, пожалуй, больше, чем у сегодняшних молодых.Возможно, потому, что именно нашему поколению было суждено услышать первые песни «Битлз» и других английских и американских групп. Услышать и навсегда заболеть этой музыкой. Хотя копировать приходилось, конечно, больше первые официальные советские ВИА. И это тоже было интересно.
Прекрасно, что сегодня в Тамбове есть ежегодный открытый фестиваль вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) «Синяя птица», памяти Сергея Дроздова. Мне даже посчастливилось сказать о нем добрые слова на одном из первых фестивалей. Но, увы, о первых тамбовских ВИА современные молодые музыканты почти ничего не знают. А между тем, это были творческие союзы единомышленников, первопроходцев, которые, в основном, учились друг у друга. Для некоторых из них юношеское увлечение стало профессией. И я намеренно не употребляю здесь термина «самодеятельные» ВИА, потому что, в конечном счете, слушатели сами делают свой выбор.
…Конечно, подводит память, и пусть простят меня те, кто не увидит здесь имен музыкантов, знакомых и любимых с юных лет. У меня не было возможности перечислить всех поименно. Да и цели такой не было. Ведь многих, увы, уже нет. И порой не у кого спросить, уточнить что-то… Но вот то, что вспомнилось мне о самых-самых первых и ярких – на мой субъективный взгляд – я здесь вкратце и изложил.
…В конце 60-х – начале 70-х прошлого века во дворе бывшего гастронома №1 на улице Коммунальной существовал Клуб медработников. Захаживали сюда гитаристы Сергей Бандурин, Борис Аверин, другие музыканты, каждый что-то показывал, «снятое» с магнитофонных записей. Там я впервые увидел отечественную электрогитару «Тоника». Это была первая массовая модель серийных советских электрогитар с цельным корпусом. Их еще называли «досками». Тяжелые, с ужасно неудобным грифом. Массовую популярность они так и не получили. Постепенно стали появляться гораздо более функциональные инструменты и аппаратура из ГДР, Болгарии, Венгрии.
При тотальном дефиците информации, в том числе и музыкальной, приходилось «снимать» мелодии, гармонию и тексты с магнитофонных записей, которых было крайне мало и которые были ужасного качества.
…Студенческий ВИА «Горизонт» в Тамбовском институте химического машиностроения был создан в 1968 году.В его составе играли Владимир Шуклин (клавишные), гитаристы Александр Рубанов, Александр Зимин, Владимир Ожогин, Александр Кочуров (барабаны). Были и солисты-вокалисты: Лариса Ефременко, Татьяна Бушнева, Владимир Редин. Проехали они с концертами по адресам институтских стройотрядов. На концерты приходили не только студенты, но и все, кто мог в это время послушать игру музыкантов «Горизонта».
ВИА «Горизонт»
На снимке (слева направо): Владимир Шуклин, Владимир Редин, Владимир Ожогин, Василий Ивановский, Александр Зимин.
Разнообразный репертуар, высокий исполнительский уровень вывели за короткий срок ансамбль в число ведущих музыкальных коллективов города. С приобретением инструментов и аппаратуры у всех ВИА были проблемы. И когда профком вуза помог с решением этого непростого вопроса, качество звучания заметно улучшилось. Участники основного состава «Горизонта» летом 1972 года обеспечили музыкальное сопровождение собственного выпускного вечера. Но и в последствие, некоторые из них сохранили увлечение музыкой и играли в разных ансамблях.
…Про ансамбль «Романтики» я впервые услышал от своего товарища Александра Чернышева. Кстати, именно Александр, с которым мы жили тогда в одном районе, показал мне первые несколько аккордов на гитаре. Он и привел меня как-то на выступление ансамбля. По-моему, это было на летней эстраде городского парка. На этой и на других сценических площадках периодически проводились так называемые конкурсы комсомольско-молодежной песни. Фактически, это были конкурсы ВИА. Сейчас это назвали бы тусовками.
ВИА «Романтики» был создан в 1970 году при тамбовском заводе «Электроприбор». В тот момент в группе было восемь участников.
ВИА «Романтики»
Первый состав. На снимке (слева направо): Василий Иванов (гитара), Юрий Барышников (звукооператор), Владимир Шабанов (мим), Юрий Вездецкий (барабаны), Алексей Андрианов (бас-гитара), нижний ряд – Сергей Толмачев (звукорежиссер), Олег Ряховский (гитара, вокал), Владислав Пахомов (вокал, клавишные).
Гитарист Владимир Варфоломеев в тот момент служил в армии. «Романтики» брались за то, на что не решались другие ВИА: копировали популярнейших тогда «Песняров», и почти «один в один». И не только «Песняров», конечно. Тщательная проработка всех нюансов аранжировки, чистейшее многоголосие – за всем этим стояла скрупулезная репетиционная работа. Сам однажды был участником этого процесса, когда выступил в составе ансамбля «Романтики» в одном из праздничных концертов.
Позже состав «Романтиков» несколько раз менялся. В разное время в нем участвовали флейтист Александр Гончаров, гитарист Александр Акулинин, пианист Аркадий Григорьев, вокалисты Галина Пашина, Александр Ломакин, Алексей Сорокин, Павел Хлыпало. Кстати, в 90-е годы был период, когда руководил коллективом солист легендарного советского ВИА «Синяя птица» Сергей Дроздов. Интересно, что, в несколько усеченном составе «Романтики» музицируют и сейчас, являя собой пример завидного творческого долголетия. Рядом с Алексеем Андриановым на сцене - его сын Андрей.
…В ДК «Авангард» в те времена было несколько эстрадных коллективов. Но они ориентировались на концертную деятельность, и исполняли известные песни популярных советских авторов. Но однажды я попал на репетицию незнакомого мне ВИА в ДК «Авангард», которая проходила на танцевальной площадке на первом этаже. На репетиции долго побыть не удалось, и я понял, что надо обязательно прийти сюда на танцы. Пришел и был поражен: высоким исполнительским уровнем музыкантов, репертуаром, в который включались и композиции собственного сочинения. И, конечно, количеством желающих попасть в тесный, с низким потолком, так называемый танцевальный зал. Люди стояли настолько плотно друг к другу, что для танцев места почти не оставалось. Если не ошибаюсь, шел 1971 или 1972 год. Чуть позже я познакомился с некоторыми из этих ребят. С кем-то удалось даже поиграть. Состав менялся, и в разное время в нем были Вячеслав Колбасин (бас-гитара), Александр Моногаров (клавишные), Василий Мудрик (барабаны), Александр Гончаров (гитара), Вячеслав Родин (бас-гитара), Иван Евсюков (вокал), Александр Муценек (гитара), Валерий Попов (бас-гитара), Геннадий Боковушин (барабаны) и другие музыканты. Не все они были тамбовчанами, но все они классно играли.
…В 1972 году на первом курсе института культуры судьба свела автора этих строк со многими интересными музыкантами. Но создать ВИА мне посчастливилось в содружестве с Володей Шуравиным и Колей Егоровым. Средства на инструменты и аппаратуру зарабатывали игрой на свадьбах. Но средств этих было явно недостаточно. И на одном из таких мероприятий нас приметил упоминавшийся здесь Вячеслав Колбасин, имевший свои инструменты и аппаратуру. Так мы оказались в столовой ТИХМа, где тогда проводились студенческие вечера под названием «Клуб трех институтов». Присоединились к нам и другие участники, и главное – барабанщик Александр Кочуров. Летом 1974 года первый директор ДК «Строитель» Виктор Сергеевич Нестеров пригласил нас поиграть на танцевальных вечерах. Но фактически мы стали основным и единственным ВИА ДК «Строитель», и выступали с концертами на самых разных мероприятиях. «Чародеи» - так тогда мы назывались.
ВИА «Чародеи»
Первый состав. На снимке (слева направо): Николай Егоров (бас-гитара), Александр Кочуров (барабаны), Александр Мачульский (гитара, вокал), Владимир Шуравин (клавишные, вокал).
В разное время в составе ВИА ДК «Строитель» играли Александр Третьяков (гитара, вокал), Владимир Кожухов (клавишные), Владимир Чистяков (барабаны), Николай Дюдин (флейта), Валерий Гололобов (гитара), Александр Антонов (гитара), Сергей Желтов (гитара, вокал), Александр Муценек (гитара, вокал), Владимир Акулинин (гитара). Был период, когда у ансамбля была духовая группа.
…На танцплощадке городского ПКиО всегда было много молодежи. Даже в то время, когда там играл духовой оркестр. А уж когда в 1974 году на смену духовикам пришли участники ВИА под управлением Владимира Охотникова, площадка стала местом притяжения большей части молодежи Тамбова. Владимир Шуклин играл на клавишах и делал аранжировки, пели Лариса Силаева и Геннадий Родин. Также в составе ансамбля играли Валерий Гололобов (гитара), Дмитрий Зеленин (бас-гитара). Звуковую палитру обогащала духовая группа, которую возглавлял Лев Балдин (труба). Коллектив был любим и популярен среди молодежи, и играл в горсаду целых 12 лет!
Вообще говоря, популярности перечисленных выше ВИА могли бы позавидовать многие сегодняшние столичные «звезды». А ведь еще были интересные коллективы во Дворце культуры «Юбилейный»: оркестр, который в конце 60-х создал Юрий Чернавский, и в котором играл Евгений Куликов; ВИА «Рифы» (Владимир Денисов, Александр Мазаев, Валерий Попов), команда Якова Кима. В ДК «Знамя труда» играл прекрасный инструментальный ансамбль под управлением аккордеониста-виртуоза Юрия Корякина. О каждом из этих музыкальных коллективов можно было бы рассказать немало интересного. Хотя, повторюсь, информации с каждым годом становится все меньше…
А еще в те далекие, но славные времена в нашем городе было три военных училища, и практически в каждом из них был ВИА. Особенно запомнился почему-то ансамбль из училища связи.
Немало хороших музыкантов прошло через ансамбль популярного некогда в Тамбове ресторана «Центральный», где мне тоже довелось поиграть какое-то время. В течение долгих лет бессменным руководителем местного ВИА был Александр Богатырев. Было что послушать и у ансамблей ресторанов «Цна», «Тамбов».
…В этом коротком материале я перечислил далеко не всех тамбовских музыкантов, начинавших в 70-х годах. А ведь еще были ВИА в Мичуринске, Рассказове, Моршаске, Котовске, других городах и райцентрах. В конце 70-х – начале 80-х ВИА еще продолжали какое-то время играть на танцплощадках и в ресторанах. Правда, чаще стали именоваться «группами». Но позже живую музыку, увы, вытеснили дискотеки….
Честно говоря, была у меня задумка написать книжку о первых тамбовских ВИА. Но знакомые отговорили: дескать, кому это сейчас интересно?
Что ж, может они и правы. Ведь, в конечном счете, дорого то, что хранится в нашей памяти и в сердце.