Александр Мачульский. 20 песен о Тамбове...
Александр Евгеньевич Мачульский - коренной тамбовчанин.
Юношеское увлечение популярным в 70-е годы прошлого века жанром ВИА привело его в институт культуры, после окончания которого служил в армии, работал в учреждениях культуры, в областной газете "Тамбовская жизнь", позднее руководил пресс-службой местного филиала компании "Ростелеком".
О Тамбове разными авторами написано немало песен. Композиции Александра отличает особая доверительная интонация. Текст несет в ней большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Поначалу эти песни исполнялись в кругу друзей и знакомых, профессиональных музыкантов, журналистов. Но по их же советам со временем стали выноситься на широкую аудиторию. Зазвучали на массовых городских и областных праздниках, по областному радио. И не только в исполнении автора, но и солистки Тамбовской филармонии, заслуженной артистки России Аллы Круговой, легендарного солиста ВИА "Синяя птица" Сергея Дроздова, молодых солистов и ансамблей. Кстати, творческое содружество с Сергеем Дроздовым привело к созданию нескольких совместных лирических песен, которыми Александр очень дорожит как памятью о безвременно ушедшем, по-настоящему большом музыканте и прекрасном человеке …
Песни А. Мачульского о Тамбове очень разные по настроению, также как разным бывает его родной город. В основном, это песни-монологи, в которых огромное значение уделяется тексту. Песни серьезные и не очень. Большая часть песен о Тамбове написана во второй половине 90-х годов. Запись осуществлялась не в профессиональных студиях, а зачастую в домашних условиях. Поэтому автор просит не судить строго техническую сторону процесса. Главное для него - донести до слушателей доброе отношение к городу, к его неброским красотам, к его прошлому и настоящему.
А.Е. Мачульский - член Союза журналистов России. Член Российского Авторского Общества. Автор четырех книг о творческих коллективах и деятелях искусства.
Олега, спасибо тебе за интересный рассказ! Песни замечательные!!!
Здравствуйте Александр! С Новым годом вас! Мне нравятся ваши песни, особенно Здравствуй Тамбов!..Скиньте пожалуйста её текст!..а в будущем можно и остальные к вашим песням выложить)
спасибо Олег!
Песни, в исполнении Сергея Дроздова на стихи Александра Мачульского... Небольшое уточнение... Песня "Некому", которая включена в диск "Невозможно жить не любя", со слов Александра Евгеньевича, изначально называлась "Некому, кроме тебя".
- Забудь меня (С.Дроздов - А.Мачульский)
- Настанет день (С.Дроздов - А.Мачульский)
- Некому (музыка и слова - А.Мачульский)
- Ты - солнце, я - море! (С.Дроздов - А.Мачульский)
- Горе, не беда (С.Дроздов - С.Дроздов, А.Мачульский)
- Не узнала (музыка и слова - А.Мачульский)
«Тамбовская жизнь» 20.02.2001г.
Областная общественно-политическая газета
Там, где клен шумит над речной волной…
Песни «Синей птицы» сближают отцов и детей
Это было время, когда в нашем лексиконе еще отсутствовало слово «хит», а небольшие эстрадные коллективы, певшие под аккомпанемент электрогитар, назывались вокально-инструментальными ансамблями. Уже одно лишь наличие этого словосочетания на афише почти гарантировало интерес молодежной аудитории. Ну а если там значилось еще и звонкое имя, то аншлаг был обеспечен. Начиная с середины семидесятых и до второй половины восьмидесятых в числе самых популярных вокально-инструментальных ансамблей, бесспорно, была «Синяя птица». Каждый взмах ее крыльев приносил слушателям удачу. Да и как по-другому назвать встречи с такими песнями, как «Клен», «Ты мне не снишься», «Горько», «Возьми свои слова обратно», «Мамина пластинка», «Белый теплоход», «Я иду тебе навстречу»?
Перечень этот можно было бы продолжать довольно долго. Но сейчас – речь о главном, то есть о самом главном участнике «Синей птицы», с голосом которого образ ансамбля слился воедино. Речь о Сергее Дроздове – о певце и композиторе, широко известном и уважаемом в музыкальных кругах России и Белорусии, и побывавшем с «Синей птицей» более чем в двадцати странах мира.
Однако мало кто знает, что каждый новый день жители Тамбовщины, имеющие радиоприемники, начинают под музыку Сергея Дроздова. Ведь именно прогноз погоды каждый из нас ждет с особым нетерпением. Прогноз же этот звучит на фоне красивой, немного грустной мелодии, которую в числе других музыкальных заставок эксклюзивно сочинил в свое время солист «Синей птицы». С ним мы и беседуем сегодня.
- Сергей, мы с тобой знакомы без малого двадцать четыре года. Но ты никогда не рассказывал о том, где и когда впервые запел. Были ведь, наверное, в твоем детстве люди, которые заронили в душу любовь к песне?
- Конечно, были. И в первую очередь – это моя бабушка Настя, которая жила в пригороде родного Гомеля, расположенного в двух часах езды от Минска. В Белоруссии, где прошли детство и юность, так было принято: старики собирались по вечерам на улице, пели, причем без всякого предварительного «подогрева».
- Далее твоя начальная, детская любовь к музыке должна была, наверное, подкрепляться специальными знаниями, навыками. Где ты учился?
- В обычной общеобразовательной школе, а в свободное время посещал кружок в Доме культуры. Причем проводил там все вечера: мне очень нравилось бывать на репетициях оркестра народных инструментов. Родители решили определить меня в музыкальную школу по классу баяна. Однако был очень большой конкурс, который я не прошел. Когда же меня спросили преподаватели, на каком еще инструменте я хотел бы играть, ответ был однозначным: на балалайке! В период учебы в музшколе я стал лауреатом городских и республиканских конкурсов. После ее окончания поступил в Гомельское музыкальное училище, где учился вместе с Толей Ермоленко и другими участниками будущего ансамбля «Сябры». А позже, уже будучи солистом «Синей птицы», я окончил дирижерско-оркестровое отделение института культуры в Тамбове.
- В общем, начинал ты как исполнитель на народных инструментах. В какой же такой судьбоносный момент в руки тебе попалась электрогитара?
- Еще будучи студентом музучилища начал играть в ансамбле на танцплощадке. Это нравилось, это было модно и приносило какие-то средства. Самодеятельный коллектив «Мы, вы и гитары», позже ставший «Голосами Полесья» действовал под эгидой Гомельского деревообрабатывающего комбината. Кстати, мы тогда уже были лауреатами республиканского конкурса «Алло, мы ищем таланты». И, конечно, мечтали выйти на профессиональную сцену.
- Об этом мечтали и мечтают многие музыканты. Однако не у всех это получается. Расскажи, как это было в вашем случае?
- Нас заметили Роберт и Михаил Болотные, имевшие к тому времени опыт работы в известных коллективах. Кстати, они тоже выходцы из Гомеля. И когда наши дороги пересеклись, то было принято решение записать диск. Осуществилось это в 1974 году, когда мы в качестве ансамбля «Современник» работали в Горьковской филармонии. Нас не все здесь устраивало, и через какое-то время мы были приняты в Куйбышевскую филармонию. Оттуда мы выехали на конкурс артистов эстрады в Сочи. Спели и сыграли все здорово, но оказалось, что многое решается за кулисами. Именно в Сочи в не очень радужном настроении мы и решили назвать свой ансамбль «Синей птицей». И на вышедшем вскоре диске уже стояло это имя.
- Выход первого, пусть даже и небольшого альбома, наверное, помог встать «Синей птице» на крыло? Кстати, какие в нем были песни?
- «Только море», «Родина моя», «Возьми свои слова обратно» и «Клен». Последняя песня оказалась в альбоме почти случайно. Первые три были уже сделаны, и оставалось немного места. В Горьком на концерте ансамбля «Калинка» мы услышали песню «Клен» композитора Юрия Акулова на стихи Леонида Шишко, сократили в ней количество куплетов, сделали свою аранжировку, и – к нашему удивлению – именно она стала, как теперь говорят, хитом.
Другая случайность заключается в том, что все песни спел я. Потому что наш второй вокалист по семейным обстоятельствам на запись не приехал.
Первый концерт после записи диска был в Тольятти, и мы уже тогда почувствовали, что стали популярными. Когда же через какое-то время в московском Дворце спорта «Сокольники» в течение трех дней мы собирали аншлаги, то окончательно поняли, что «Синяя птица» - это птица удачи и счастья.
- Белорусская народная песня вошла в твою жизнь в детстве. Наверное, чуть позже стали проявляться симпатии и в жанре, как его часто называют, популярной эстрадной музыки?
- Мы росли на музыке «Битлз» и «Песняров». Английского языка я, к сожалению, не знаю, но мне очень нравятся мелодии, гармонии «Битлз».
Что же касается «Песняров», которые поначалу были «Лявонами», то я знаю почти всю их историю. Это сейчас мы общаемся с ними на равных, а когда-то они были для нас, как Боги. Они великие труженики, настоящие профессионалы. Я знаю всех «Песняров» первого состава, хорошо помню Валеру Мулявина, который трагически погиб совсем еще молодым.
Где-то в середине восьмидесятых, когда я уже жил в Тамбове и «Песняры» приехали в очередной раз на гастроли, помог Владимиру Мулявину отремонтировать его «Волгу», благо, мой тесть работал тогда заместителем начальника областной ГАИ.
Добрые отношения у меня с Толей Кошепаровым, который пел «Вологду».
- О том, что гастрольно-концертные пути-дороги сводили тебя со многими «звездами», свидетельствуют фотографии в твоих альбомах. Сергей Дроздов запечатлен в обществе известнейших исполнителей и композиторов. Но я хочу спросить тебя о двух авторах: о Вячеславе Добрынине и Юрии Антонове. Ведь их песни в репертуаре «Синей птицы» занимают особое место.
- Когда наш ансамбль был уже достаточно известным, Добрынин еще не слыл мэтром. И он однажды принес нам несколько песен, которые в исполнении «Синей птицы» стали очень популярными.
С Юрием Антоновым у нас был длительный совместный тур. Выступали в основном на стадионах и во дворцах спорта. К тому времени Юра наработал новый интересный материал, который и предложил нам записать. Через какое-то время вышел антоновский альбом «Синей птицы», вынесший нас на новую волну популярности, на которой мы и продержались до 1987 года.
- Недавно в программе «Крутятся диски» на канале ТВ-6 прозвучала фраза о том, что ансамбль «Синяя птица» был своеобразной кузницей кадров для нашей песенной эстрады.
- Эти слова в той или иной мере, наверное, можно отнести к любому популярному коллективу. Что же касается «Синей птицы», то в разное время у нас работали широко известные ныне авторы и исполнители – Олег Газманов и Игорь Саруханов, композитор Сергей Касторский. Шесть лет нашей солисткой была Светлана Лазарева.
- Ты мне как-то рассказывал о том, что в далеких экзотических странах «Синей птице» приходилось выступать не только перед местными жителями, но и перед работниками наших посольств. Ну а с сильными мира сего сводила судьба?
- Да много было всяких встреч… Например, хорошо помню, как в конце семидесятых в Курском цирке играли для тогдашнего министра внутренних дел Щелокова и его окружения. Это был сложный концерт. Нас терпеливо слушали, но все явно ждали Людмилу Сенчину, которая выступала следом и которой мы аккомпанировали.
- Это было время строгих худсоветов. Нынешним восходящим «звездам» вообще неведомо, что это такое. Но тот же Юрий Антонов высказал как-то сожаление на этот счет. Ты согласен с ним?
- Отчасти, да. Тексты сегодня приходится слышать просто жуткие. Да и исполнительский уровень зачастую абсолютно не соответствует навязчивой саморекламе. Сейчас «звездами» становятся в одночасье. Все хотят зарабатывать много денег, но репетировать, вкалывать до седьмого пота, как это делали те же «Песняры», «Веселые ребята», «Поющие гитары», «Самоцветы», «Иверия», как это делал Валерий Ободзинский и другие хорошо знакомые мне коллективы и исполнители, никто не хочет. В студии теперь есть компьютер, на котором все можно подтянуть, пригладить, подправить.
- Возможно, это одна из причин того, что в середине девяностых возник ностальгический всплеск интереса к популярным некогда вокально-инструментальным ансамблям?
- Возможно. Я этот всплеск ощутил в 1995 году, когда меня стали приглашать в различные большие концерты. А чуть позже возродилась и «Синяя птица». Конечно, наряду с несколькими ветеранами коллектива, к числу которых отношусь и я, в этом составе есть и новые музыканты. Но в целом направление ансамбля мы стараемся выдерживать.
- Как относятся слушатели к возрожденной «Синей птице»?
- В какой-то мере даже лучше, чем относились к оригиналу. Сейчас люди свободней выражают свои эмоции. Но больше всего удивляют моменты, когда после концерта за автографами подходят семнадцатилетние девочки. Я спрашиваю: зачем вам наши автографы, мы же не какая-то молодежная супер-группа? А они отвечают: наши мамы и папы влюблялись под ваши песни, и нам не безразлична эта музыка.
- А как к ней относится твоя дочь?
- Она не является фанатом «Синей птицы», но к нашему творчеству относится с уважением. По-моему мне удалось привить ей вкус к хорошей музыке.
- Сергей, читатели не простят мне, если я не спрошу, что привело тебя в Тамбов на постоянное место жительства?
- Любовь. В 1975 году мы были здесь на гастролях. В перерыве между концертами я гулял по городу, и на главпочтамте познакомился со своей будущей женой Ириной. По специальности она хореограф, но после нашей свадьбы много лет работала в «Синей птице» художником по свету и прекрасно справлялась со своими обязанностями даже в крупнейших столичных залах.
Кстати, в 1975 году в Тамбове нас услышал Эдуард Смольный, предсказавший ансамблю большое будущее.
- И последний вопрос о святом – о рыбалке. Одна самарская газета назвала тебя рыбаком-маньяком. Все-таки есть здесь, наверное, доля преувеличения?
- Да, конечно. Первое место в моей жизни занимает музыка, второе – семья, и лишь на третьем – рыбалка. Для меня это лучший отдых. Многие известные артисты удивляются, когда узнают, что я живу в Тамбове, мол, надо бы в Москве. А я им всегда в таких случаях рассказываю о Рахманинове и Чайковском, которые в этих краях отдыхали душой, черпали силы для творчества. Я себя, конечно, не сравниваю с гениями. Но Тамбов действительно стал моей второй родиной. Мне здесь хорошо. И я немного волнуюсь оттого, что 28 февраля 2001 года в составе «Синей птицы» вновь выйду на сцену главного Концертного зала Тамбовщины.
С гостем редакции беседовал
Александр Мачульский.
В моей коллекции есть десять компакт-дисков «Синей птицы» и Сергея Дроздова. Семь из них подарены мне Сергеем. Храню их как дорогую память. И, конечно, часто слушаю.
Фрагмент телевизионного тамбовского песенного фестиваля "Песни над Цной".
Александр Мачульский: «Первые ВИА 1970-х пользовались огромной популярностью. Тамбовские ансамбли в этом смысле не были исключением»
Как ни крути, а пятая часть 21-го века уже пролетела. Раньше я даже представить себе не мог: 21-й век! Где это? В каком измерении, на каком повороте цивилизации? Другая эпоха! Другой мир, в котором будет много всего удивительного, и, конечно, много прекрасной музыки…
Но, вероятно, действительно существует такая закономерность: чем больше новых технологий, опережающих самые смелые предсказания писателей-фантастов, тем меньше красивых, идущих от сердца мелодий, гармоний… Время сжимается, темп жизни ускоряется, окружающая атмосфера наполняется ритмами и рифмами, далекими от музыки. Очень точно сказал об этом в одной из своих песен Леонид Агутин: «…Музыки осталось мало, она хнычет, она устала… Она между веков застряла, и никак…» Агутин это тонко почувствовал, потому что сам прекрасный музыкант.
…Иду по родному городу и встречаю все меньше знакомых лиц. То есть, не только музыки осталось мало, но и музыкантов 70-х, увы, наберется сегодня не так уж много.
Те, кто думает, что в 60-е - 70-е годы все пели про Ленина и комсомол, глубоко заблуждаются. Никакого «застоя» в наших умах и сердцах не было и в помине. В каком-то смысле, внутренней свободы и тяги к творческому самовыражению у нас было, пожалуй, больше, чем у сегодняшних молодых.Возможно, потому, что именно нашему поколению было суждено услышать первые песни «Битлз» и других английских и американских групп. Услышать и навсегда заболеть этой музыкой. Хотя копировать приходилось, конечно, больше первые официальные советские ВИА. И это тоже было интересно.
Прекрасно, что сегодня в Тамбове есть ежегодный открытый фестиваль вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) «Синяя птица», памяти Сергея Дроздова. Мне даже посчастливилось сказать о нем добрые слова на одном из первых фестивалей. Но, увы, о первых тамбовских ВИА современные молодые музыканты почти ничего не знают. А между тем, это были творческие союзы единомышленников, первопроходцев, которые, в основном, учились друг у друга. Для некоторых из них юношеское увлечение стало профессией. И я намеренно не употребляю здесь термина «самодеятельные» ВИА, потому что, в конечном счете, слушатели сами делают свой выбор.
…Конечно, подводит память, и пусть простят меня те, кто не увидит здесь имен музыкантов, знакомых и любимых с юных лет. У меня не было возможности перечислить всех поименно. Да и цели такой не было. Ведь многих, увы, уже нет. И порой не у кого спросить, уточнить что-то… Но вот то, что вспомнилось мне о самых-самых первых и ярких – на мой субъективный взгляд – я здесь вкратце и изложил.
…В конце 60-х – начале 70-х прошлого века во дворе бывшего гастронома №1 на улице Коммунальной существовал Клуб медработников. Захаживали сюда гитаристы Сергей Бандурин, Борис Аверин, другие музыканты, каждый что-то показывал, «снятое» с магнитофонных записей. Там я впервые увидел отечественную электрогитару «Тоника». Это была первая массовая модель серийных советских электрогитар с цельным корпусом. Их еще называли «досками». Тяжелые, с ужасно неудобным грифом. Массовую популярность они так и не получили. Постепенно стали появляться гораздо более функциональные инструменты и аппаратура из ГДР, Болгарии, Венгрии.
При тотальном дефиците информации, в том числе и музыкальной, приходилось «снимать» мелодии, гармонию и тексты с магнитофонных записей, которых было крайне мало и которые были ужасного качества.
…Студенческий ВИА «Горизонт» в Тамбовском институте химического машиностроения был создан в 1968 году.В его составе играли Владимир Шуклин (клавишные), гитаристы Александр Рубанов, Александр Зимин, Владимир Ожогин, Александр Кочуров (барабаны). Были и солисты-вокалисты: Лариса Ефременко, Татьяна Бушнева, Владимир Редин. Проехали они с концертами по адресам институтских стройотрядов. На концерты приходили не только студенты, но и все, кто мог в это время послушать игру музыкантов «Горизонта».
ВИА «Горизонт»
На снимке (слева направо): Владимир Шуклин, Владимир Редин, Владимир Ожогин, Василий Ивановский, Александр Зимин.
Разнообразный репертуар, высокий исполнительский уровень вывели за короткий срок ансамбль в число ведущих музыкальных коллективов города. С приобретением инструментов и аппаратуры у всех ВИА были проблемы. И когда профком вуза помог с решением этого непростого вопроса, качество звучания заметно улучшилось. Участники основного состава «Горизонта» летом 1972 года обеспечили музыкальное сопровождение собственного выпускного вечера. Но и в последствие, некоторые из них сохранили увлечение музыкой и играли в разных ансамблях.
…Про ансамбль «Романтики» я впервые услышал от своего товарища Александра Чернышева. Кстати, именно Александр, с которым мы жили тогда в одном районе, показал мне первые несколько аккордов на гитаре. Он и привел меня как-то на выступление ансамбля. По-моему, это было на летней эстраде городского парка. На этой и на других сценических площадках периодически проводились так называемые конкурсы комсомольско-молодежной песни. Фактически, это были конкурсы ВИА. Сейчас это назвали бы тусовками.
ВИА «Романтики» был создан в 1970 году при тамбовском заводе «Электроприбор». В тот момент в группе было восемь участников.
ВИА «Романтики»
Первый состав. На снимке (слева направо): Василий Иванов (гитара), Юрий Барышников (звукооператор), Владимир Шабанов (мим), Юрий Вездецкий (барабаны), Алексей Андрианов (бас-гитара), нижний ряд – Сергей Толмачев (звукорежиссер), Олег Ряховский (гитара, вокал), Владислав Пахомов (вокал, клавишные).
Гитарист Владимир Варфоломеев в тот момент служил в армии. «Романтики» брались за то, на что не решались другие ВИА: копировали популярнейших тогда «Песняров», и почти «один в один». И не только «Песняров», конечно. Тщательная проработка всех нюансов аранжировки, чистейшее многоголосие – за всем этим стояла скрупулезная репетиционная работа. Сам однажды был участником этого процесса, когда выступил в составе ансамбля «Романтики» в одном из праздничных концертов.
Позже состав «Романтиков» несколько раз менялся. В разное время в нем участвовали флейтист Александр Гончаров, гитарист Александр Акулинин, пианист Аркадий Григорьев, вокалисты Галина Пашина, Александр Ломакин, Алексей Сорокин, Павел Хлыпало. Кстати, в 90-е годы был период, когда руководил коллективом солист легендарного советского ВИА «Синяя птица» Сергей Дроздов. Интересно, что, в несколько усеченном составе «Романтики» музицируют и сейчас, являя собой пример завидного творческого долголетия. Рядом с Алексеем Андриановым на сцене - его сын Андрей.
…В ДК «Авангард» в те времена было несколько эстрадных коллективов. Но они ориентировались на концертную деятельность, и исполняли известные песни популярных советских авторов. Но однажды я попал на репетицию незнакомого мне ВИА в ДК «Авангард», которая проходила на танцевальной площадке на первом этаже. На репетиции долго побыть не удалось, и я понял, что надо обязательно прийти сюда на танцы. Пришел и был поражен: высоким исполнительским уровнем музыкантов, репертуаром, в который включались и композиции собственного сочинения. И, конечно, количеством желающих попасть в тесный, с низким потолком, так называемый танцевальный зал. Люди стояли настолько плотно друг к другу, что для танцев места почти не оставалось. Если не ошибаюсь, шел 1971 или 1972 год. Чуть позже я познакомился с некоторыми из этих ребят. С кем-то удалось даже поиграть. Состав менялся, и в разное время в нем были Вячеслав Колбасин (бас-гитара), Александр Моногаров (клавишные), Василий Мудрик (барабаны), Александр Гончаров (гитара), Вячеслав Родин (бас-гитара), Иван Евсюков (вокал), Александр Муценек (гитара), Валерий Попов (бас-гитара), Геннадий Боковушин (барабаны) и другие музыканты. Не все они были тамбовчанами, но все они классно играли.
…В 1972 году на первом курсе института культуры судьба свела автора этих строк со многими интересными музыкантами. Но создать ВИА мне посчастливилось в содружестве с Володей Шуравиным и Колей Егоровым. Средства на инструменты и аппаратуру зарабатывали игрой на свадьбах. Но средств этих было явно недостаточно. И на одном из таких мероприятий нас приметил упоминавшийся здесь Вячеслав Колбасин, имевший свои инструменты и аппаратуру. Так мы оказались в столовой ТИХМа, где тогда проводились студенческие вечера под названием «Клуб трех институтов». Присоединились к нам и другие участники, и главное – барабанщик Александр Кочуров. Летом 1974 года первый директор ДК «Строитель» Виктор Сергеевич Нестеров пригласил нас поиграть на танцевальных вечерах. Но фактически мы стали основным и единственным ВИА ДК «Строитель», и выступали с концертами на самых разных мероприятиях. «Чародеи» - так тогда мы назывались.
ВИА «Чародеи»
Первый состав. На снимке (слева направо): Николай Егоров (бас-гитара), Александр Кочуров (барабаны), Александр Мачульский (гитара, вокал), Владимир Шуравин (клавишные, вокал).
В разное время в составе ВИА ДК «Строитель» играли Александр Третьяков (гитара, вокал), Владимир Кожухов (клавишные), Владимир Чистяков (барабаны), Николай Дюдин (флейта), Валерий Гололобов (гитара), Александр Антонов (гитара), Сергей Желтов (гитара, вокал), Александр Муценек (гитара, вокал), Владимир Акулинин (гитара). Был период, когда у ансамбля была духовая группа.
…На танцплощадке городского ПКиО всегда было много молодежи. Даже в то время, когда там играл духовой оркестр. А уж когда в 1974 году на смену духовикам пришли участники ВИА под управлением Владимира Охотникова, площадка стала местом притяжения большей части молодежи Тамбова. Владимир Шуклин играл на клавишах и делал аранжировки, пели Лариса Силаева и Геннадий Родин. Также в составе ансамбля играли Валерий Гололобов (гитара), Дмитрий Зеленин (бас-гитара). Звуковую палитру обогащала духовая группа, которую возглавлял Лев Балдин (труба). Коллектив был любим и популярен среди молодежи, и играл в горсаду целых 12 лет!
Вообще говоря, популярности перечисленных выше ВИА могли бы позавидовать многие сегодняшние столичные «звезды». А ведь еще были интересные коллективы во Дворце культуры «Юбилейный»: оркестр, который в конце 60-х создал Юрий Чернавский, и в котором играл Евгений Куликов; ВИА «Рифы» (Владимир Денисов, Александр Мазаев, Валерий Попов), команда Якова Кима. В ДК «Знамя труда» играл прекрасный инструментальный ансамбль под управлением аккордеониста-виртуоза Юрия Корякина. О каждом из этих музыкальных коллективов можно было бы рассказать немало интересного. Хотя, повторюсь, информации с каждым годом становится все меньше…
А еще в те далекие, но славные времена в нашем городе было три военных училища, и практически в каждом из них был ВИА. Особенно запомнился почему-то ансамбль из училища связи.
Немало хороших музыкантов прошло через ансамбль популярного некогда в Тамбове ресторана «Центральный», где мне тоже довелось поиграть какое-то время. В течение долгих лет бессменным руководителем местного ВИА был Александр Богатырев. Было что послушать и у ансамблей ресторанов «Цна», «Тамбов».
…В этом коротком материале я перечислил далеко не всех тамбовских музыкантов, начинавших в 70-х годах. А ведь еще были ВИА в Мичуринске, Рассказове, Моршаске, Котовске, других городах и райцентрах. В конце 70-х – начале 80-х ВИА еще продолжали какое-то время играть на танцплощадках и в ресторанах. Правда, чаще стали именоваться «группами». Но позже живую музыку, увы, вытеснили дискотеки….
Честно говоря, была у меня задумка написать книжку о первых тамбовских ВИА. Но знакомые отговорили: дескать, кому это сейчас интересно?
Что ж, может они и правы. Ведь, в конечном счете, дорого то, что хранится в нашей памяти и в сердце.
05:06
04:05
05:13
06:33
04:47
04:04
04:16
04:10
03:52
04:02
03:26
03:50
02:59
03:45
02:53
03:51
03:59
03:45
02:52
04:00