Александр Твардовский. ПАМЯТИ МАТЕРИ
Александр ТВАРДОВСКИЙ
ПАМЯТИ МАТЕРИ
* * *
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.
Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там — за невестками — внуки...
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
* * *
В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.
Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.
Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.
Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.
И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.
Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таежное...
Теперь над ней березы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.
И не в обиде. И не все ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берез кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.
* * *
Как не спеша садовники орудуют
Над ямой, заготовленной для дерева:
На корни грунт не сваливают грудою,
По горсточке отмеривают.
Как будто птицам корм из рук,
Крошат его для яблони.
И обойдут приствольный круг
Вслед за лопатой граблями...
Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.
Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.
Спешат, — меж двух затяжек срок, —
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками...
Но ту сноровку не порочь, —
Оправдан этот спех рабочий:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только все — еще короче.
* * *
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
Из песни
— Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
— Не откуда — все оттуда,
Где у матери росла.
Все из той своей родимой
Приднепровской стороны,
Из далекой-предалекой
Деревенской старины.
Там считалось, что прощалась
Навек с матерью родной,
Если замуж выходила
Девка на берег другой.
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
Давней молодости слезы,
Не до тех девичьих слез,
Как иные перевозы
В жизни видеть привелось.
Как с земли родного края
Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая —
Шире нашего Днепра.
В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.
Но была, пускай не пета,
Песня в памяти жива.
Были эти на край света
Завезенные слова.
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалеку
И последний перевоз.
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону — домой...
1965
***
Мать поэта Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи – настолько бедной, что отец однажды не смог заплатить «дворянский оброк»- четвертную за ношение фуражки – и был вычеркнут из благородных списков.
Дворянство это вспоминалось как смешной казус давно прошедшей жизни… В семье было семеро детей, и все девочки. Они с детства знали крестьянский труд. Мария умела и пахать, и сеять, и лён отбеливать. А вот читала и писала с трудом.
Сына Александра она родила на сенокосе, под только что поставленной копёшкой сена.
«Мать говорила, что сама и принесла Александра в подоле в хату. Задержалась с родами-то то, услышала, что недоенная корова мычит, так положила Александра на кровать и пошла доить…» - вспоминает старший брат Константин.
Мать А. Т. Твардовского Мария Митрофановна
В автобиографии поэт писал: «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора ,хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье .Её до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.»
В 1965 году Мария Митрофановна умерла.
Вернувшись из Смоленска с похорон, Твардовский написал четыре замечательных стихотворения, которые составили цикл «Памяти матери». Он признан лучшим во всей русской лирике, посвящённой этой теме. Стихотворение «Перевозчик-водогребщик» завершает цикл.
«Тот час, когда рождаются произведения такой силы, становится редким и счастливым часом. И в этих стихах Твардовского больше всего потрясают правда жизни, бесстрашная правда чувств, подлинность, образность, богатство и чистота языка, его глубинная поэтическая мощь».
(Кайсын Кулиев)
© Copyright: Два Паскаля, 2010
---------------------------------------
01 Александр Твардовский - Перевозчик-водогребщик... (читает автор)
02 Анна Смирнова - Перевозчик-водогребщик (Ю.Эдельштейн - А.Твардовский)
03 Лариса Герштейн — Перевозчик-водогребщик (Ю.Эдельштейн - А.Твардовский)
04 Людмила Зыкина — Ой да, перевозчик- водогрёбщик (Автора музыки не определила…)
05 Александр Ведерников - Перевозчик-водогребщик (В.Рубин - А.Твардовский)
Гос. республиканская акад. рус. хор. капелла им. А.А.Юрлова, хор мальчиков МГХУ. Ансамбль солистов БСО ВРиТ. Дирижер В.Федосеев
Людмила Зыкина - Ой, да перевозчик (Памяти матери) - автор музыки Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, председатель Смоленского отделения Союза композиторов России, композитор, певец и общественный деятель, Николай Егорович Писаренко. Это отрывок из оратории Н.Е. Писаренко "Мать моя - Мария Митрофановна" для оркестра, хора и солистов на стихи А.Т. Твардовского и по воспоминаниям А.Т. Твардовского о матери в 12-ти частях (либретто - Н.Е. Писаренко). Горжусь тем, что знаю автора лично и неоднократно аккомпанировала ему в концертных выступлениях (в том числе - и "Перевозчика...").
Ира, спасибо!
Твардовский-замечательные стихи!Это ведь не только Василий Теркин, но и Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ тоже......
Лирический цикл стихов А. Твардовского “Памяти матери” является непосредственным откликом на смерть горячо любимой матери, умершей 23 марта 1965-го года (он напечатан в сентябре того же года в “Новом мире” вместе с другими стихотворениями. Все они объединены названием “Из лирики этих лет”).
Но тема цикла и шире, и глубже лежащей на поверхности.
Смерть матери заставила поэта обратиться памятью к самым тяжким испытаниям, выпавшим на её долю.
Таким испытанием стало раскулачивание, выселение из родных мест, жизнь на немилой чужбине, возвращение на Смоленщину, но не в родные края, к тому времени разорённые.
Незаживаемая и до смерти не заживлённая рана самого поэта (в его партийной учётной карточке так и написано было - “сын кулака”), переживания матери и трагедия крестьянства, подвергшегося насильственной коллективизации, слились воедино в цикле, главной героиней которого стала мать.
Чтобы понять, почему так трогает маленький, из 4-х стихотворений состоящий цикл, надо увидеть особую роль Матери, Марии Митрофановны Твардовской, в жизни и творчестве поэта.
Образ Матери в жизни и творчестве поэта
История создания цикла - это, по сути, всё предшествующее творчество поэта. К образу матери А. Твардовский обращался часто и в стихах и в прозе, чувствуя своё родство с ней не только по крови (они и внешне были очень похожи: тот же абрис лица, те же светлые глаза, похожая улыбка).
Она была такой же и не такой, как обычные крестьянские женщины.
Была похожа трудолюбием и стойкостью к невзгодам.
Не похожа поэтической душевной организацией.
Вот каким предстаёт её образ в первом же ей посвящённом стихотворении:
И первый шум листвы, ещё неполной,
И след зелёный по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена.
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо -
Мне всякий раз тебя напоминают.
1937.
Первые, ещё детские, звуковые и зрительные впечатления и образы, как бы сросшиеся с обликом матери, остались в сознании поэта на всю жизнь, находя всё более глубокое воплощение в стихах.
Твардовский-мать,сестра и дочь
А действительно,как они похожи-Твардовский с матерью!
Спасибо за файлы-замечательная подборка!