- Александров Григорий Васильевич Дата рождения: 10 (23) января 1903 года Дата смерти: 16 декабря 1983 года
Биография
Гриша в двенадцать лет был определен на работу в Екатеринбургский оперный театр. Он был рассыльным, помощником бутафора и осветителя, а после победы Советов поступил на курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Во время наступления на Екатеринбург адмирала Колчака к их дому прибился крепенький, сердитого нрава паренек. Это был будущий режиссер Иван Пырьев. В ноябре 1919-го после отступления Колчака Гриша с Ваней принялись налаживать художественную самодеятельность в местном клубе.
В конце лета 1921 года в Екатеринбург на гастроли приехала студия Художественного театра. Игра актеров так захватила Александрова и Пырьева, что оба решили ехать в Москву учиться театральному искусству. Осенью они были приняты в Первый рабочий театр Пролеткульта.
Одним из самых популярных в то время был ансамбль «Синяя блуза». В нем играла Ольга Иванова, ставшая женой Александрова. 19 мая 1925 года появился на свет сын Дуглас. Родители назвали его в честь американского киноактера Дугласа Фербенкса, приезжавшего в Москву.
Самодеятельный театр "Синяя блуза" фабричного клуба г.Пучеж. 1926 г.
Александров помогал Эйзенштейну в съемках фильмов «Стачка» (1924) и «Броненосец Потемкин» (1925), причем в последнем он сыграл роль офицера. При работе над фильмами «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929) Александров уже был соавтором и сорежиссером Эйзенштейна.
Летом 1929 года по распоряжению наркома культуры Луначарского Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства.
1930-й год они встречали в Париже. Леонард Розенталь, один из богатейших ювелиров Франции, заказал фильм, в котором главная роль отводилась Маре Владимировне Розенталь. Предложение было принято. Александров с Тиссэ на студии «Бийанкур» сняли «Сентиментальный романс».
Затем была Америка. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В Голливуде они много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность навестить Чаплина в Европе.
В августе 1932 года Александров вернулся в Москву. Его жена к этому времени сблизилась с актером Борисом Тениным, и Григорий Васильевич с ней развелся.
Разошлись его пути и с Эйзенштейном. Александрову хотелось самостоятельности. Он уже сделал по личному указанию Сталина 22-минутный документальный фильм «Интернационал» (1932), который склеил из хроники, постановочных съемок и кусков «Октября».
Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год
Вместе со сценаристом Н. Эрдманом и композитором И. Дунаевским Александров написал либретто к первой советской музыкальной комедии о пастухе, ставшем известным музыкантом. Роль влюбленного пастуха Эрдман изначально выстраивал на Утесова, солиста ленинградского мюзик-холла. К тому же в расчет бралась его знаменитая команда музыкантов.
Александров долго не мог найти актрису на роль героини. Наконец ему посоветовали посмотреть в Музыкальном театре спектакль «Перикола» с Любовью Орловой в главной роли. Григорию Васильевичу актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на роль Анюты.
«Веселые ребята» вышли на экраны в 1934 году. Фильм демонстрировался за рубежом под названием «Москва смеется». На Венецианском фестивале он получил главный приз. Чарльз Чаплин заявил, что Александров открыл для американцев новую Россию. «Вы думаете, — писали газеты, — что Москва только борется, учится, трудится Вы ошибаетесь... Москва смеется! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней!» А парижская пресса удивлялась «Какой запас веселости у этих русских! Сколько жизни и радости!»
На родине фильм ругали. Нападки прекратились после того, как картину одобрил Сталин «Хорошо! Я как будто месяц побыл в отпуске...» Александрова наградили орденом Красной Звезды. Так что Любовь Орлова выходила замуж за победителя.
А затем был «Цирк» (1936) — произведение столь же комедийное, сколь и драматическое, подлинно новаторское. В главной роли американки Марион Диксон вновь блистала Орлова. Так же, как и «Веселые ребята», «Цирк» снимался уже под готовую фонограмму. «Так делают в Америке», — заявлял Александров, и ему верили, хотя в Америке в то время под фонограмму снимал лишь Дисней.
На съёмках фильма"Цирк"
Пять миллионов человек посмотрели «Цирк» только за первый месяц в Москве и Ленинграде. На Международной выставке в Париже в 1937 году фильм был удостоен высшей награды.
В 1936 году Александров (совместно с С. Гуровым и С. Бубриком) снял документальный фильм «Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР». Воспользовавшись синхронной звуковой съемкой выступления Сталина, он дополнил ее хроникой, постановочными досъемками...
Затем Александров выпускает комедию «Волга-Волга» (1938), в которой мягкая лирика сочеталась с сатирическими эпизодами, бичующими бюрократизм. Александров вновь обращался к приемам яркой эксцентрики. Музыка Дунаевского активно участвовала в развитии драматургии фильма.
Волга-Волга
Говорят, Сталин любил перед сном посмотреть две-три части из «Волги-Волги». А в 1942 году он послал копию фильма Рузвельту. Американский президент, посмотрев картину, якобы сказал «Сталин намекает, что мы ужасно затягиваем дело с открытием второго фронта».
Война застала Александрова и Орлову на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву.
В июне большинство мужчин Московского дома кино составили отряд противовоздушной обороны. Во время одного из налетов Александров получил контузию и повредил позвоночник. А через несколько дней этот мужественный человек уже снимал сюжет для «Боевого киносборника».
Григорий Александров, Любовь Орлова и Виктор Талалихин на съемках «Боевого киносборника № 4», август 1941 года
В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками «Мосфильма» Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре Григория Васильевича направили в Баку руководить местной студией.
Александров вместе с В. Большаковым выпустил фильм «Каспийцы» (1944). По мнению критика К. Потехина, в этой ленте мастера есть гениальные кинематографические фрагменты «Например, в монтажный образ паники бакинцев перед фашистской бомбардировкой, развивавшийся под тревожную, динамичную музыку, режиссер ни с того ни с сего вклинивает кадр с собакой, взбегавшей на судно по трапу. Кроме собаки, в кадре нет ни единой живой души, поэтому моментально возникает головокружительное ощущение леденящего ужаса, полного одиночества и незащищенности перед лицом неотвратимой безжалостной силы. Этот случайный пробег, длящийся одну-две секунды, потрясает даже сейчас.
Или уже ближе к финалу Александров показывает, как фашисты, в отчаянии от неминуемого поражения, бомбят Астраханский заповедник. В план с взлетавшим от взрыва столбом воды он врезает другой план с неведомо откуда взявшейся птицей, которая медленно, подвернув длинные ножки, падает от ударной волны взрыва. Антивоенного образа такой потрясающей силы в отечественном кино лично я более не встречал».
В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву — в должности руководителя «Мосфильма». После непродолжительного директорства он ставит комедию «Весна» (1947) с музыкой Дунаевского. Орлова исполнила сразу две роли — жизнерадостной актрисы Веры Шатровой и суровой женщины-ученого Ирины Никитиной. Осознав свое удивительное внешнее сходство, женщины меняются местами. Картина в техническом отношении задумывалась довольно сложной, несколько эпизодов пришлось снимать на пражской студии «Баррандов-фильм».
Кадр из фильма "Весна"
Через несколько дней после приезда в Прагу Александров, Орлова и исполнитель главной мужской роли Черкасов попали в аварию — вынырнувший из-за поворота грузовик врезался в их машину. Если Александров отделался легкими ушибами, то Орлова и Черкасов угодили в больницу.
«Весну» смонтировали в сжатые сроки, чтобы представить на конкурсный просмотр Венецианского фестиваля 1947 года. Картина была отмечена премией. Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал «Весне» и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно. Григорий Александров был удостоен звания народного артиста СССР (1948).
В начале 1990-х годов фильм показали в рамках Лейденского фестиваля искусств. Немецкий киновед Уве Шпильман назвал Александрова предтечей постмодернизма, отметив изощренность его кинематографических отсылок и цитат. Другие критики утверждают, что «Весна» — несомненное предвестие «8 12» Ф. Феллини, фильмов Антониони и Вендерса...
В 1954 году Григорий Васильевич вступил в Коммунистическую партию. Он успешно преподавал во ВГИКе (1950-1957), стал профессором, с удовольствием писал статьи, читал чужие сценарии, заседал в президиумах, вместе с Орловой представительствовал в международных жюри. В 1958 году он снял фильм «Человек человеку...», а в 1960-м — «Русский сувенир». Обе картины оказались неудачными.
В 1963 году Александров поставил на сцене Театра Моссовета пьесу Дж. Килти «Милый лжец». В ее основе — переписка Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. Естественно, главная женская роль была за Орловой. Премьера «Милого лжеца» прошла в Выборгском дворце культуры при аншлаге в двухтысячном зале. Успех был полный — занавес для выходов на аплодисменты давали около тридцати раз.
В спектакле «Милый лжец» по пьесе Дж. Килти с Ростиславом Пляттом.
Больше Александров не ставил комедий. Он писал мемуары, выступал на юбилейных вечерах, открывал мемориальные доски. В содружестве с Д. Васильевым он снял телефильмы «Ленин в Швейцарии» (1965) и «Накануне» (1966). Еще один телефильм «Десять дней, которые потрясли мир» (1967) был создан им вместе с английским кинематографистом М. Дарлоу.
Александров и Орлова очень любили свою дачу во Внукове. Они жили замкнуто и всегда обращались друг к другу только на «вы». Детей у них не было. На огонек к ним заглядывали старые друзья — Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
Последний художественный фильм Александрова назывался романтично «Скворец и лира» (1974). Орлова играла в нем разведчицу Людмилу Грекову. Несмотря на все ухищрения актрисы, скрыть возраст не удалось. Картину положили на полку кинохранилища.
Когда Александров узнал о том, что у жены обнаружен рак, он сказал «Хорошо, что она первая...» Орлова ушла из жизни в январе 1975 года. А в сентябре 1978-го умер от инфаркта сын Дуглас. Григорий Васильевич заключил брак с его вдовой Галиной и сделал ее своей наследницей. Она ухаживала за пожилым режиссером, перепечатала его дневники, привела в порядок архив. Александров умер в больнице 16 декабря 1983 года. Его положили на обследование в Кремлевку, и все произошло очень быстро — инфекция в почках. В том же году вышел его последний фильм «Любовь Орлова», снятый в содружестве с Еленой Михайловой.
История жизни
Григорий Александров. Жизнь во сне
ПО ДОРОГЕ в Америку Эйзенштейн, Тиссэ и Александров приняли участие в съемках швейцарского фильма о запрещении абортов. В клинике Цюриха, где проходили натурные съемки, Александрову пришлось играть роженицу, которой делали кесарево сечение. Вопрос ничего не подозревающей акушерки «В который раз рожаете?» и дикий смех «роженицы» и Эйзенштейна сорвали съемочный процесс на несколько часов.
— Здравствуйте, Алексей Максимович, — перед Горьким стоял молодой светловолосый юноша. — У меня к вам письмо от командира 3-й революционной армии, в которой я руководил фронтовым театром. И еще… Вот.
Молодой человек робко протянул сидящему в кресле писателю сложенный вдвое лист бумаги. Развернув, Горький увидел записанное от руки стихотворение:
И я лечу, преград не зная,
Над морем жизни пролетая,
Как чайка над пучиной вод.
Противоречия меня соткали-
Противоречий нет во мне.
Меня ведь нет-
Меня солгали.
Я наяву живу во сне…
Босоногий комиссар
НИ ГОРЬКИЙ, ни сам Александров — именно он и был тем самым светловолосым юношей, представшим перед пролетарским классиком, — не могли себе представить, насколько пророческим окажется стихотворение 17-летнего Гриши Мормоненко, которому будет суждено стать знаменитым Григорием Александровым.
О том, как уральский паренек Мормоненко стал Александровым, Григорий Васильевич почему-то никому не рассказывал. Зато с удовольствием вспоминал, как в 12 лет зарабатывал на хлеб в должности помощника бутафора и осветителя в екатеринбургском городском театре. Желая подражать Маяковскому, ходил босым с весны до осени, за что получил прозвище «босоногий комиссар». Как в 1919 г. вместе с Иваном Пырьевым, тоже впоследствии выдающимся кинематографистом, руководил художественной самодеятельностью в клубе ЧК. Причем руководил настолько успешно, что был награжден офицерской шинелью, шапкой, сапогами и солью, на которую можно было выменять хлеб, и — отправился покорять Москву.
Дров в поезде, везущем в столицу будущего создателя самых популярных советских комедий, хватило лишь до станции Лосиноостровская. На Ярославский вокзал Александров пришагал по шпалам. И тут же отправился на встречу с Горьким, заявив писателю, что готов выполнять любую работу. Артиста, скажем, или режиссера.
Притом, как оказалось, артистом Александров хотел стать сразу, без учебы. Поэтому на предложение Евгения Вахтангова выполнить этюд, как петух ухаживает за курицей, Александров обиделся. «Разве это по-революционному — петуха изображать?» — жаловался он товарищам.
Впрочем, еще неизвестно, кем стал бы Александров, поступи он в 3-ю студию МХАТа. Зато судьба Григория Васильевича после встречи с Эйзенштейном известна всем. В 1929 г. они уезжают в Голливуд.
Несостоявшийся миллионер
СЕГОДНЯ общеизвестным стало утверждение, что всеми своими успехами Александров обязан Эйзенштейну («Мы с Эйзенштейном», — любил говаривать он). Пользуются популярностью у публики и рассказы о близких отношениях, сложившихся между уральским юношей и создателем «Броненосца «Потемкина». Отношениях, которые были вдребезги разбиты их американским вояжем. Что именно произошло между друзьями-коллегами, точно сказать не может никто. В своих мемуарах Александров упоминал лишь о бесконечных обедах с Марлен Дитрих и завтраках с Чарли Чаплином.
Любовь Орлова, Чарли Чаплин, Григорий Александров
В Америке советские посланцы едва не стали миллионерами. В один из дней их пригласил на обед в ресторан влиятельный продюсер, после третьей рюмки давший команду официантам внести в отдельный кабинет, где происходило пиршество, телефонный аппарат. «Через минуту, — объяснил он свое поведение удивленным гостям, — по этому телефону позвонит Лев Троцкий. Он хочет предложить вам экранизировать свою новую книгу «Тайны Кремля». Поздравляю, ребята, вы без пяти минут миллионеры».
Однако «ребята» испуганно взглянули на телефон, замахали руками и, закричав: «Это провокация!», — выбежали из ресторана. Визит в Штаты подошел к своему логическому завершению.
Главный человек его жизни
ЭТУ роль критики и зрители всегда отводили несравненной Любови Орловой. «Мы прожили с Любочкой сорок два года. Это было сорок два года счастья», — скажет Александров на одном из концертов после смерти жены. Но, несмотря на это, главным человеком для него была не она. Кто? Иосиф Сталин. Именно Сталин приветил молодого режиссера после возвращения из заграничной поездки.
— Товарищ Горький, — обратился вождь к писателю, на чьей даче произошла его встреча с Александровым. — Помогите товарищу Александрову расшевелить этих мастеров смеха в искусстве. Вы ведь не против всего смешного и бодрого?
Следующая встреча генерального секретаря с режиссером состоялась в 1934 г. на той же даче. Комедия «Веселые ребята», в которой впервые засияла звезда Любови Орловой (ставшей к тому времени второй женой Григория Васильевича), не обругал только ленивый, и все надежды на счастливое будущее картины Александров возлагал на главного зрителя. «Хорошая картина, веселая, — сказал Сталин после просмотра. — Я как будто месяц в отпуске побывал. А что, кому-то она не понравилась? Товарищ Жданов, кажется, у вас были какие-то возражения?» — «Нет-нет, товарищ Сталин, после второго просмотра все вопросы отпали». Этих слов было достаточно, чтобы возвести тридцатилетнего режиссера в ранг «неприкасаемых». Напутствие лучшего друга кинематографистов помнили критики и киноначальство, единогласно признавая все последующие ленты — «Весна», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» — шедеврами.
Не забыли о них и многочисленные недоброжелатели и завистники Александрова, когда в 1953 г. умер его всесильный почитатель. Вышедший в шестидесятом году фильм «Русский сувенир», как и раньше, единогласно обозвали… халтурой и фактически обвинили режиссера в неумении снимать кино. И Александров перестал этим заниматься. Теперь он заседал в президиумах всевозможных конференций, преподавал во ВГИКе, фотографировался с приезжавшими в Советский Союз Мастроянни, Феллини, Лоллобриджидой.
Последней работой Григория Александрова в кино стал документальный фильм «Любовь… любовь», который он начал делать после смерти Орловой. Через год после похорон Любови Петровны Александров потерял и сына Дугласа от первого брака. Но эту потерю он уже не вполне осознавал. «Где Вася (так дома называли Дугласа. — Ред.)?» — спросил Александров у невестки. Та ответила, что Дуглас пошел за хлебом. Больше судьбой сына Григорий Васильевич не интересовался. А через какое-то время женился на жене Дугласа Галине, сделав ее полновластной хозяйкой московской квартиры и внуковского особняка — мест, куда при жизни Орловой жену Дугласа, фотографа по профессии, и на порог не пускали. Ходили слухи, что Галина долго добивалась любви Александрова и замуж за его сына вышла, чтобы официально войти в семью. В поселке поговаривали даже, что внук Александрова был одновременно его сыном…
Именно Галина выдвинула «Мосфильму» требование, чтобы режиссером и автором сценария фильма «Любовь… любовь» оставался выживающий из ума Александров. В крайнем случае «молодая» была готова пойти на уступку и на роль второго режиссера соглашалась назначить… своего сына, Григория-младшего.
P. S. «Любовь… любовь» вышла на экраны уже после смерти Александрова. Несмотря на титры, в которых «автором сценария и режиссером» значился Григорий Васильевич, фильм изобиловал репликами типа: «Как красив был Александров! Он был красив, как Бог…»
Вдова режиссера Галина Васильевна (являвшаяся одновременно и вдовой его сына) не разрешила похоронить Григория Васильевича в могиле Орловой — сегодня их памятники на Новодевичьем расположены по соседству, напротив друг друга. Вскоре умерла и сама Галина Васильевна. Единственный наследник Александрова и Орловой, тот самый Григорий-младший, распродав и сдав часть имущества в аренду, уехал жить за границу.
Игорь ИЗГАРШЕВ
Фильмография Григория Александрова:
Актер:
1974 Скворец и Лира -генерал
1960 Русский сувенир - пилот
1925 Броненосец Потемкин — лейтенант Гиляровский
1924 Стачка - мастер
1923 Дневник Глумова (короткометражный)
Режиссер:
1983 Любовь Орлова (документальный)
1974 Скворец и Лира
1965 Ленин в Швейцарии
1960 Русский сувенир
1958 Человек человеку | Man's Gift to Men
1953 Великое прощание (документальный)
1952 Композитор Глинка
1949 Встреча на Эльбе
1947 Весна
1944 Каспийцы (документальный)
1943 Одна семья | Bir ailə
1941 Боевой киносборник №4 режиссер сборника
1940 Светлый путь
1938 Волга-Волга
1936 Цирк
1934 Весёлые ребята
1933 Интернационал (короткометражный)
1932, 1978 Да здравствует Мексика! | Que viva México! (документальный) монтажный вариант
1930 Сентиментальный романс (СССР, Франция, короткометражный)
1929 Старое и новое
1927 Октябрь
Сценарист:
1983 Любовь Орлова (документальный)
1974 Скворец и Лира | Skřivánek a Lyra
1965 Ленин в Швейцарии
1962 Спутница королевы (анимационный)
1960 Русский сувенир
1958 Человек человеку | Man's Gift to Men
1952 Композитор Глинка
1947 Весна
1944 Каспийцы (документальный)
1938 Волга-Волга
1934 Весёлые ребята
1933 Интернационал (короткометражный)
1932, 1978 Да здравствует Мексика! | Que viva México! (документальный)
1930 Спящая красавица
1930 Сентиментальный романс (СССР, Франция, короткометражный)
1930 Горе и радость женщины | Frauennot — Frauenglück (Швейцария, документальный)
1929 Старое и новое
1927 Октябрь
1927 Девушка с далекой реки
1924 Стачка.
И все же немного добавлю
Орлова и Александров дома общались записками и на «вы".....
Любовь Орлова и Григорий Александров – яркий союз советского кинематографа 30–40-х годов.
Она – известная актриса, он – режиссер, снимавший ее в своих фильмах.
За кадром – муж и жена.
О жизни пары рассказывет Александр Добровинский: несколько лет назад коллекционер и адвокат стал владельцем архива Орловой и Александрова и их дачи во Внуково......
Знакомство
– Задумав снимать картину «Веселые ребята» (1934), Григорий Васильевич искал исполнительницу главной роли и ходил по театрам, – рассказывает Александр Андреевич. – Пришел в Театр им. Станиславского, где работала Любовь Петровна, и увидел ее в спектакле. Она, кстати, тогда была брюнетка – совершенно другая женщина, на мой взгляд, намного интереснее. После спектакля он пошел провожать ее пешком по Москве. Так они познакомились, и он пригласил ее в свой фильм.
Легко ли им работалось вместе?
На «Веселых ребятах» легко.
А вот на следующей картине, «Цирк» (1936), уже было сложнее, потому что Любовь Петровна становилась звездой и предлагала свое видение.
Но Григорий Васильевич быстро от этого отбился. Как? Языком кино.
Вспомните эпизод, когда один из персонажей фильма кидает в героиню Орловой шубами. Непростой эпизод, это скорее Александров их в нее кидает…
Григорий Васильевич не просто сделал из Орловой звезду. Он спас ей жизнь.
Если бы она не стала знаменитой актрисой, то, конечно, погибла бы в концлагере или была бы расстреляна в конце 1930-х. Причин нашлось бы достаточно.
Во-первых, она была из той самой семьи Орловых – старинного дворянского рода.
Во-вторых, замужем за врагом народа (до встречи с Александровым актриса состояла в браке с Андреем Берзиным, заместителем начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. Развод состоялся в 1930 году, когда Берзина арестовали и сослали в Казахстан..
Кстати, Берзин был единственным человеком, которого она сильно любила.
Наконец, роман с немецким военным атташе. И это за несколько месяцев до знакомства с Григорием Васильевичем.
Ушла ли она к Александрову, почувствовав опасность, или нет? Или это были искренние чувства?
В свою очередь, благодаря Орловой Александров тоже стал неприкасаемым, и чем дальше распространялось всенародное обожание его жены, тем выгоднее было ему.
У него ведь тоже биография была непростая, в том числе из-за взаимоотношений с Сергеем Эйзенштейном.
На момент встречи с Орловой Александров был женат на актрисе Ольге Ивановой, но она к тому времени начала прохладно к нему относиться. Развод состоялся в 1937 году, и Александров с Орловой поженились.
Было ли между ними чувство?
Безусловно, и сразу. Своеобразное в силу разных обстоятельств.
Они оба согласились на некую игру. Например, раздельные спальни. Хотя любовниками они были . В то же время было принято решение никогда не иметь детей.
Орлова их не хотела. Она понимала, что в Советском Союзе должна сделать карьеру, а все остальное ее отвлечет ...
То, как они общались между собой, тоже было необычным. Обращались друг к другу на «вы», обменивались записочками – дома практически не разговаривали. Почему? Они знали, что если будут общаться, рано или поздно это приведет к вопросам, на которые не будет ответов или ответы будут неправдивые. Поэтому так было заведено.
Хранили ли они верность друг другу? Но верность своему союзу – точно хранили.. не было свидетельств о том, чтобы у кого-то из них был роман на стороне.
В фильме «Цирк» Любовь Петровна играет американку.
Можно с уверенностью сказать, что Александров «лепил» Орлову по образу Марлен Дитрих, с которой у него был роман во время поездки в Голливуд. Орлова об этом знала. Ревности не было – Дитрих далеко, к тому же женщины не ревнуют к прошлому. Но однажды Марлен приехала в Москву – сходить на могилу другого своего русского любовника, Александра Вертинского, а также встретиться с Александровым и Орловой, чтобы посмотреть, кого же он «вылепил» после нее?
Охотно ли Орлова шла на такую трансформацию? С одной стороны, это ее портило. На фотографиях 1920-х годов она совершеннейшая красавица-брюнетка – когда смотришь, просто в обморок падаешь. Александров сделал ее хуже, но дал ей лучшую жизнь. И она это очень хорошо понимала.....
Фильм «Весна» (1947) – это сказка, забавная, с неимоверным количеством глупостей.
Интеллигенция смеялась, но народ был в восхищении, когда видел двухэтажную квартиру.
В этом фильме Орлова единственный раз в своей фильмографии появляется в белом халате, который, кстати, ей шел.
Александров старался в разных фильмах показывать ее в различных образах, причем никогда не повторялся. Например, картина «Встреча на Эльбе» (1949) была задумана с единственной целью – чтобы все увидели Орлову на экране в военной форме, которая тоже очень ей шла.
В жизни актриса эффектно одевалась. Григорий Васильевич возил много вещей из-за границы.
Есть записка, которую она ему передала перед его отъездом в Чехославакию: «Гришенька, возьмите с собой эту бумажку…», и дальше список вещей, которые ей надо было привезти. У Орловой была прекрасная фигура: грудь – 90 сантиметров, бедра – тоже 90. А ей в тот момент было уже за 50.
А вот талия начала расти.
В отличие от Дитрих, которая ради хорошей фигуры удалила себе два ребра, Любовь Петровна не стала делать такой операции, хотя Александров уговаривал.
Григорий Васильевич привозил из-за границы не только одежду, но и несметное количество журналов. По ним Орлова у лучших портных Москвы шила вещи. Их было очень много. Так что шутка Фаины Раневской о том, что моль не живет в шкафу у Орловой, потому что ей там нет места, вполне оправдана.......
В 1960-е годы Александров уже не снимал кино.
А Орлова играла в театре, давала концерты и в материальном плане «тащила» семью.
Но неожиданно осознала, что она – стареющая актриса. Возраст брал свое.
Александров понял переживания жены, и у него родилась идея снять новый фильм – «Скворец и Лира» (1973), историю про разведчиков, где бы 70-летняя Орлова сыграла 28-летнюю девушку. Он начал снимать, уверяя ее, что все будет хорошо.
Но хорошо не было.
Орлова понимала, что фильм не удался. Она пошла к министру Филиппу Ермашу, который возглавлял комитет по кинематографии, и сказала: «Я вас прошу, не пускайте фильм, Григорий Васильевич этого не переживет». И его положили на полку и правильно сделали, потому что фильм ужасный.
Не случайно в кулуарах «Мосфильма» уже во время съемок этой картине дали два неофициальных названия одно хуже другого.
Одно из них – «Склероз и климакс»......
В следующем году Любовь Петровна умерла. Александров переживал, у него началась болезнь Альцгеймера.......
На Первом канале-сериал:Орлова и Александров
Сериал «Орлова и Александров» основан на биографиях выдающейся советской актрисы Любови Орловой и ее мужа, режиссера Григория Александрова.
Фильм рассказывает о знакомстве этих талантливых людей, о сложных взаимоотношениях между супругами, и о том, какой была «оборотная сторона» яркой и красивой жизни двух звезд......
Анонс сериала..... смотрите и помните судьбу двух звезд раннего советского кино-Любови Орловой и Григория Александрова-на Ютубе есть все серии.
Вдова режиссера Галина Васильевна (являвшаяся одновременно и вдовой его сына) не разрешила похоронить Григория Васильевича в могиле Орловой — сегодня их памятники на Новодевичьем расположены по соседству, напротив друг друга.....
Мир и покой их душам-Л. Орловой и Г. Александрову.....