- Фрейндлих Алиса Бруновна Дата рождения: 08.12.1934
Алиса Фрейндлих. У природы нет плохой погоды...
Фильмография:
1955- Неоконченная повесть
1955- Таланты и поклонники
1958- Город зажигает огни
1959- Повесть о молодоженах
1961- Полосатый рейс
1964- Фро
1965- Первый посетитель
1965- Похождения зубного врача
1969- Вальс
1969- Вчера, сегодня и всегда
1969- От нечего делать
1970- Тайна железной двери
1972- Моя жизнь
1973- Исполняющий обязанности
1973- Мелодии Верийского квартала
1974- Анна и командор
1974- Агония
1974- Соломенная шляпка
1975- Ковалева из провинции
1976- Всегда со мною
1976- Принцесса на горошине
1977- Служебный роман
1978- Младший научный сотрудник - вокал
1978- Старомодная комедия
1979- Д'Артаньян и три мушкетера
1979- Сталкер
1980- Сергей Иванович уходит на пенсию
1980- Три года
1981- Два голоса
1981- Опасный возраст
1983- Клетка для канареек
1984- Жестокий романс
1984- Успех
1985- Простая смерть
1986- Прости
1986- Тайна Снежной королевы
1992- Мушкетеры двадцать лет спустя
1993- Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя
1994- Охота
1994- Подмосковные вечера
2002- Женская логика - сериал
2003- Женская логика-2 - сериал
2003- Женская логика-3 - сериал
2004- На Верхней Масловке
2006- Елка
2006- Женская логика - 5 - сериал
2008- Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину
2009- Возвращение мушкетеров
2009- Васильевский остров
2010- Марево
2010- Дикое счастье
2011- Белая гвардия
Альбина, большое спасибо за интересно подобранную информацию. Биографиями заинтересовалась недавно, видимо, возраст подоспел . Пока что из Вашей подборки ознакомилась с А.Эрхарт - до сих пор под впечатлением...А А.Фрейндлих - это одна из любимых актрис. Она не теряет шарма с возрастом. Недавно смотрела сериал "Женская логика" с ее участием - не переставала удивляться ее обаянию и чувству стиля.
Фото ее молодости впечатлило, раньше не видела ее в таком возрасте.
ФРЕЙНДЛИХ
Алиса Бруновна
Родилась 08.12.1934, Ленинград
Мама Алисы Фрейндлих, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в художественной самодеятельности. Затем она переехала в Ленинград, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ). Там же Ксения Федоровна познакомилась с актерем Бруно Фрейндлихом.
Бруно Артурович был выходцем из немцев. Это были художники-стеклодувы, которых Петр I привез в Россию начинать стеклодувное дело. С тех пор они здесь и осели.
В 1934 году родилась Алиса. Она вспоминает: "Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…".
Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент. Возможно, это и спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и родственники Алисы по отцовской линии. Был арестован ее родной дядя Артур Фрейндлих со своей женой.
В течение всей войны Алиса с мамой оставались в Ленинграде, пережили блокаду. С тех пор у Алисы на всю жизнь осталась привычка ничего не оставлять на тарелке. В декабре 1942 года она пошла в первый класс, а в 1943 была принята в пионерскую организацию.
В декабре 1945 года Алиса с мамой переехали в Таллинн к родственикам, где прожили до лета 1948 года. В Таллинне она училась в третьем, четвертом и пятом классах русской школы.
В 1948 году Алиса с мамой вернулись в Ленинград. Девочка вновь поступила в ту же школу. Не смотря на то, что у Бруно Артуровича была уже другая семья, Ксения Федоровна не запрещала ей встречаться с отцом. Правда встречи эти происходили тайком – жена Бруно Артуровича была категорически против этого. Их дочка Ирина долгое время вообще не знала о существовании своей сестры. Лишь много лет спустя Ирина и Алиса познакомились и стали настоящими подругами.
Алиса с детства мечтала стать актрисой. В какой то мере к этому подтолкнуло влияние отца: "Со сверстниками мы часто устраивали всякие представления, играли в театр. Отец, конечно, в буквальном смысле не призывал меня к этой профессии никогда, но я с ним дружила, наблюдала за его игрой. Его рыцарское отношение к театру, конечно, на меня подействовало". В школе, где училась Алиса, был театральный кружок. Его вела выдающаяся театральная актриса Мария Александровна Призван-Соколова. Здесь девочка и начала постигать секреты актерского мастерства.
Окончив в 1953 году школу, Алиса подала документы в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. Готовиться к экзаменам ей помогала все та же Мария Александровна Призван- Соколова, которая сразу полюбила Алису, разглядела в девушке настоящий талант.
Актерский класс набирал выдающийся педагог, профессор Борис Зон воспитавший таких прославленных мастеров сцены, как Зинаиду Шарко, Павла Кадочникова, Николая Трофимова.
Будучи студенткой, Фрейндлих дебютировала в 1955 году в кино, сыграв небольшие роли в мелодраме "Неоконченная повесть" и драме "Таланты и поклонники". Тогда же Алиса Фрейндлих вышла замуж за своего однокурсника по театральному институту. Однако, их брак оказался непрочным. Вскоре после окончания института они развелись.
В 1957 году Алиса окончила театральный институт. Она блестяще сыграла в дипломном спектакле "Мораль пани Дульской" и была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Театр имени Комиссаржевской стал стартовой площадкой для Фрейндлих. Первые ее роли были из амплуа травести. Но даже мальчишек Алиса играла настолько талантливо, что вскоре ей была доверена главная роль в спектакле "Время любить". С этой работы и началась новая линия в творчестве актрисы – мелодраматическая.
С Игорем Владимировым Алиса Фрейндлих познакомилась еще в конце 50-х. По его настоянию актриса в 1961 году перешла в театр имени Ленсовета, руководителем которого он являлся. А вскоре творческий союз перерос в семейный. Они сыграли свадьбу. В этом браке у Алисы Бруновны родилась дочь Варвара.
В Театре имени Ленсовета актриса раскрылась по настоящему. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Он точно уловил специфику таланта Фрейндлих. Специально для нее он восстановил пьесу Арбузова "Таня" и поставил "Варшавскую мелодию" Зорина. А какой была Джульетта в исполнении Фрейндлих в постановке бессмертного произведения Шекспира (1964)! Её героиня решительна, насмешлива и погружена в размышления. В минуты душевного напряжения она не восклицает, а как бы цепенеет от охватившего её чувства. Спектакль по-своему отвечал требованию времени, настойчивым поискам нового в классике.
Очень скоро Алиса Фрейндлих стала первой леди театра, все эти годы играя с немыслимыми перегрузками. Она играла в спектаклях "Женский монастырь", "Последний парад", "Люди и страсти" и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась ею до поэзии. В "Последнем параде" она пела новые прекрасные песни М.Таривердиева, в том числе лиричнейшую "Музыку", посвященную Шопену. В феерии "Люди и страсти", где она конферировала вместе с М.Боярским, она сыграла сцену Елизаветы из "Марии Стюарт" Шиллера и сцену Уриеля Акосты из знаменитой некогда, одноименной пьесы Гуцкова, поражая мастерством перевоплощения, рано накопленной сценической техникой. Необычайно выразительно исполняла она песню Г.Гладкова на слова Г.Гейне "Мария-Антуанетта". Нежнейший камерный голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин...
Одной из лучших работ на сцене этого театра стала роль Катерины Ивановны в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", где наиболее раскрылся драматический талант актрисы А какой неожиданностью стал ее Малыш в "Малыше и Карлсоне"! Взрослые ходили на спектакль исключительно для собственного удовольствия, ибо могли оценить актерское мастерство и насладиться им больше, чем дети.
В отличие от театра в кино актрисе долгое время не везло. То ей доставались небольшие роли, то режиссеры находили, по их мнению, более подходящих исполнительниц на роли. Так, например, ей не довелось сыграть Алевтину в "Зигзаге удачи", которую блестяще исполнила Валентина Талызина.
Прорывом могла стать ее работа в картине Элема Климова "Похождения зубного врача". Однако фильм вышел в 1965 году - уже после окончания "оттепели". Он пришелся не ко двору, и был "положен на полку" на пару десятилетий.
Но не только это осложняло ее судьбу в кино. Часто приходилось отказываться от съемок из-за работы в театре, и многие роли просто прошли мимо. Так было с "Зеркалом" Андрея Тарковского.
Первой большой работой Алисы Фрейндлих в кино, которую увидели телезрители, стала главная роль в киноповести Евгения Хринюка "Анна и Командор" (1974).
Переломным для актрисы стал 1976 год, когда она была приглашена Эльдаром Рязановым на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму "Служебный роман", которая вышла на экраны в следующем, 1977 году. Алиса Бруновна рассказывает, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей была интересна метаморфоза, которая происходит с ее героиней. По ходу фильма она превращается из строгой некрасивой начальницы в очаровательную жизнерадостную женщину. Создавая облик своей героини в первой части фильма, Алиса Фрейндлих излазила всю гардеробную "Мосфильма", чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. Походку актриса, по ее собственному признанию, взяла из жизни: "Благо начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось". Дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым в этой картине оказался просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей. После выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: "После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок". Это было настоящее признание! Алиса Бруновна и сейчас называет эту роль в числе своих самых любимых.
В 1978 году Алиса Фрейндлих вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме "Старомодная комедия" по одноименной пьесе Арбузова. А следующий год принес актрисе две замечательные роли, одни из лучших в ее биографии.
В фантастической притче Андрея Тарковского "Сталкер" Алиса Фрейндлих сыграла в общем то небольшую роль – жену главного героя. Работа заняла всего лишь несколько съемочных дней, но знающие толк в кино люди высоко отметили эту роль. Вот как оценивает ее актриса Лия Ахеджакова: "Там есть мощное спрятанное страдание. Там судьба".
Другой работой стала роль королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера". "Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой", - так оценила свой персонаж сама актриса.
Стоит также отметить исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Она начала петь на экране еще в картине "Служебный роман". Затем были песни в фильмах "Старомодная комедия" и "Д'Артаньян и три мушкетера". Теплая, лиричная манера исполнения ею песен, принесла актрисе пришлась по душе зрителям. В последствии они часто исполнялись по радио и на телевидении.
Семейная жизнь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова не сложилась, и в начале 80-х они разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета по имени Юрий Соловей, который стал ее третьим мужем. (Разница в возрасте между ними была 15 лет - столько же разделяло ее с Владимировым.) Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам актрисы, был очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка.
Третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. Вот как она объясняет причину развода: "Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...".
С 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького (с 1992 им. Г. А. Товстоногова). Там она играла Ирину в "Блондинке" А. Володина, сразу три роли в мюзикле Н. Саймона "Последний пылкий влюбленный" и, наконец, Настю в пьесе Максима Горького "На дне".
Продолжала она плодотворно работать и в кино, снимаясь в картинах разных жанров, при этом чувствуя себя везде легко и органично. И все же основными ее жанрами оставались драма и мелодрама ("Опасный возраст", "Клетка для канареек", "Прости", "Успех").
Легкая, непринужденная манеры игры Алисы Фрейндлих нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова, работать с которым ей очень нравилось. После успеха "Служебного романа", она с удовольствием приняла его приглашение на роль Огудаловой в фильм "Жестокий романс" по пьесе Островского "Бесприданница". Правда, худсовет посомневался относительно ее кандидатуры. Огудалова – монстр, вторая Кабаниха. Какая из Фрейндлих Огудалова? Но Рязанову удалось показать, что это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, и у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих в этом фильме.
В постсоветское время Фрейндлих снималась редко. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении "мушкетеров" - "Мушкетеры двадцать лет спустя" и "Тайна королевы Анны". Однако эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина. Зато большой удачей актрисы стала роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера" (1994).
В театре в 1995 году Алиса Фрейндлих осуществила свою давнюю мечту – исполнила роль Леди Макбет в трагедии Шекспира, которую на сцене БДТ поставил режиссер Т. Чхеидзе. Однако эта работа стала не только триумфом актрисы, но и своеобразным прощанием с труппой БДТ. С тех пор актриса работает по приглашениям в разных театрах.
Так уж случилось, что личной жизнью Алиса Френдлих пожертвовала ради искусства. И все же о своих бывших мужьях она вспоминает с теплотой. "У меня были талантливые, необыкновенно интересные мужья: Игорь Владимиров и Юрий Соловей", - говорит Алиса Бруновна. Да и одинокой сегодня она себя не считает. У нее замечательная семья - дочь Варвара, зять Сергей Тарасов (вице-губернатор Петербурга), любимые внуки.
Варвара Владимирова окончила театральный, снялась в нескольких фильмах ("Лишний билет", "Не покидай", "Без обратного адреса"). И сегодня она работает на одной сцене с Алисой Бруновной.