Алла Пугачёва поёт песни Юрия Чернавского (2013)
Алла Пугачёва поёт песни Юрия Чернавского (Антология Юрия Чернавского, vol.3) (2013)
Период середины 80-х принято считать самым прогрессивным в творчестве Аллы Борисовны Пугачёвой – именно тогда появились на свет ее самые большие хиты. Данная пластинка собрала в себе все песни Пугачевой, написанные и записанные для нее композитором Юрием Чернавским, включая ранее неопубликованный на виниле микс «Белой панамы» и неизданную композицию «Я не могу без тебя». Восьмистраничный буклет проиллюстрирован редкими и ранее неопубликованными фотографиями композитора и певицы и включает в себя подробную историю каждой из песен. Специальный мастеринг под винил был выполнен голливудским инженером Дэвидом Доннелли. Настоящее сокровище не только для коллекционеров творчества Аллы Пугачевой, но и для всех поклонников хорошей музыки!
У вас в руках - третья часть антологии творчества композитора и продюсера Юрия Чернавского. На первых двух пластинках вышли его авторские работы «Банановые Острова» и «Автоматический Комплект», а очередной выпуск посвящён совместным работам Чернавского и Аллы Пугачёвой, созданных в последние годы существования СССР. Интересно, что именно «Банановые Острова» познакомили их друг с другом: Алла Пугачёва была настоящим фанатом этой записи и тщетно пыталась разыскать автора, пока, наконец, они не познакомились на съёмках новогодней программы в 1984 году. В тот день Юрий Чернавский и Владимир Матецкий участвовали в съёмках с песней «Робот». «Я ползал под клавишами с огромным вольтметром, позаимствованным у съёмочной группы, а Матецкий паралитично дёргался, строил рожи и тыкал невпопад пальцем то в синтезатор, то себе в ухо, прикидываясь сумасшедшим роботом», - рассказывает Чернавский в своей книге «Здравствуй, мальчик Бананан!» «Операторы давились от смеха. Окружающие народные артисты таращились на нас, шокированные до предела. Я ловил затылком ненавидящий взгляд редактора программы, и принимался стучать себя вольтметром по голове и замерял напряжение на штанах Матецкого... А потом сидел, скучал, курил в холле, пока дописывали ТВ-программу. Ждал, когда же это всё закончится, всех отпустят и я, наконец, уеду домой. И здесь меня кто-то обнял сзади, поцеловал в щёку и говорит: «А вот этого человека я люблю». Я поднял глаза и увидел Аллу Борисовну. Она присела рядышком и шепчет мне на ухо: «Юра, ты что здесь высиживашь? Поехали гулять, всё равно вас никто нигде показывать не собирается».
Почти год назад, когда мы с Юрием Чернавским ежедневно тратили бесчисленное количество часов на обсуждение материала для его антологии, у нас появилась идея сделать отдельный альбом с песнями Аллы Пугачёвой. Задумка эта имела под собой все основания: ни одна из этих песен не вошла в виниловые номерные альбомы певицы. Одни были немилосердно разбросаны по всевозможным сборникам, другие вышли в неправильной версии, а что-то вообще осталось за бортом.
Песенное наследие Аллы Пугачёвой эпохи 80-х обширно - в нём есть и прекрасные образцы нью-вейва, и крепкие поп-боевики, и стопроцентные хитовые эстрадные баллады. Но почему-то в последнее время в прессе работа Пугачёвой с Чернавским упоминается, как одно из главных её достижений того периода. Возможно потому, что среди обоймы бронебойных хитов Пугачёвой тех лет колоссальная культурная ценность совместных работ Чернавского-Пугачёвой начала начала проявляться только сейчас. Тогда они оба не задумывались об отдельном альбоме, а сейчас пришло время оформить все их эксперименты под одной обложкой.
Половина песен этой пластинки написана для фильмов режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, известного по фильмам «Опасные гастроли», «Д'Артаньян и три мушкетера» и «Узник замка Иф». Все началось с песни «Белая дверь», черновик текста которой Юнгвальд-Хилькевич привез домой Чернавскому на их первую встречу. В 1984 году режиссер собирался снимать музыкальный фильм и ему срочно требовался композитор, который написал бы много модной музыки. Авторитет «Мальчика Бананана» среди людей искусства в ту пору был непререкаем и Хилькевич решил обратиться с предложением к его автору. «Белая дверь» была написана моментально, спустя пару часов после встречи, и когда композитор позвонил Юнгвальд-Хилькевичу и сообщил, что песня готова, тот решил, что Чернавский его разыгрывает. Однако ему пришлось поверить и выслать за демо-записью водителя. Юнгвальд-Хилькевич пришел в восторг от песни, но тут же поинтересовался: «А петь кто будет?» Чернавский, недолго думая, брякнул: «Пугачёва!», хотя с момента их знакомства на «Новогоднем огоньке» прошло совсем немного времени. Так в фильме «Сезон чудес» появились не только песни Юрия Чернавского, но и Алла Пугачёва как исполнитель одной из главных ролей.
Песня «Отражение в воде» также была записана для фильма «Сезон чудес», но в 2006 году с ней приключилась куда более забавная история. Завсегдатай колонок светской хроники Пэрис Хилтон летом того года выпустила синглом песню «Stars Are Blind», мелодия которой была подозрительно похожа на «Отражение в воде». Одним из первых это заметил российский Dj BalkAnton, который сделал мэш-ап «Отражения Are Blind», где соединил между собой одинаковые части этих двух песен. В российской прессе скандал прошёл под лозунгом «Пэрис обокрала Аллу», но в суд ни Пугачёва, ни Чернавский подавать не стали. «Я не собираюсь делать себе дешевую популярность на судебных процессах», - говорил тогда Юрий Чернавский. «Мне просто было приятно, что я еще в ХХ веке в СССР написал такую мелодию, которую в ХХI веке не постеснялись украсть в Голливуде». От возмездия плагиаторы все равно не ушли: на американских авторов «Stars Are Blind» подали в суд правообладатели песни «Kingston Town», хита 1989 года английской группы UB40. Любопытно, что «Kingston Town», выпущенный на четыре года позже «Отражения в воде», куда менее похож на песню Пэрис Хилтон, чем песня Чернавского.
Музыкальная игра «Робинзон, Робинзон...» (именно так она была обозначена на новогоднем сборнике «Карнавал» 1985 года) - третья песня на стихи Леонида Дербенёва для фильма «Сезон чудес» - по замыслу была очень легковесной и даже где-то детской, а вот её европейский аналог «Супермен» стал настоящим поп-хитом. Первым в истории российским хитом за пределами СССР (№1 в хит-парадах Швеции и Финляндии), на который западные артисты до сих пор делают свои кавер-версии и ремиксы. Когда Алла Пугачёва отправилась в Стокгольм записывать свой первый англоязычный альбом «Watch Out!», никто не знал, какой материал она планирует использовать. А Алла и ее шведские продюсеры, отслушав весь русскоязычный материал, выбрали «Робинзона», написали к нему английский текст и выпустили отдельным синглом. В СССР альбом «Watch Out!» был издан под названием «Алла Пугачева в Стокгольме», но главные хиты «Superman» и заглавную песню «Watch Out!» - цензура из него изъяла. Чиновники решили, что прославлять западный образ жизни и западные же культурные ценности в лице всяких там суперменов в СССР просто возмутительно. «Когда Алла вернулась из Швеции, то позвонила мне и попросила заехать в гости», - рассказывает Чернавский. «Только я вошел, она тут же достала пластинку и начала что-то на ней писать. «Вот, Юрок, это тебе!» - довольная Алла протянула мне экземпляр только выпущенного альбома «Watch Out!». На конверте было написано размашистым почерком: «Юрок! Эту фишку мы вырулили. Продолжение следует!». Когда я вгляделся в список песен, то увидел, что на альбоме записано две моих: это были англоязычные варианты «Робинзона» и «Белой двери».
В 1986 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял ещё один музыкальный фильм, на этот раз - для юношеской аудитории. В двухсерийном фильме «Выше Радуги» за главного героя Алика Радугу (актер Дмитрий Марьянов) пел Владимир Пресняков-младший, а за учительницу истории Светлану Михайловну по прозвищу «Сирена» - Алла Пугачёва. Текст песни «Сирена» снова принадлежал перу приятеля режиссера, поэту Леониду Дербенёву и был написан специально для этого фильма. В фильме были заняты такие известные артисты, как Юрий Куклачёв и Михаил Боярский, а молодой Володя Пресняков (дебютировавший в этом фильме как певец) тоже появляется в кадре в роли одноклассника Алика.
«Белая панама», за которую «прилетело по голове» всем троим её создателям (Чернавскому, Пугачёвой и Дербенёву) на нашем альбоме представлена в не совсем привычном для слушателей виде. Это так называемый director's cut - «режиссерская версия» Юрия Чернавского, которую сам он называет «сингл-версией». Общепринятый вариант записи впервые появился на сборнике «С Новым годом! Если метель...» 1986 года и де-факто был демо-версией, которую в срочном порядке реквизировали у композитора редакторы фирмы «Мелодия». Обидно, что самое первое видео на «Белую панаму», снятое в конце 1985 года специально для «Новогоднего огонька», редакторские ножницы беспощадно вырезали, не сохранив для истории. Все, что осталось потомкам от того видеоклипа - несколько фотографий со съемок, одна из которых украшает обложку этого буклета. Однако, Пугачёвой удалось показать свою новую песню в программе «Музыкальный ринг» Ленинградского телевидения и спеть её на фестивале «Цветы и песни Сан-Ремо в Москве», после чего советская пресса, привыкшая к морализаторству, обвинила песню в пошлости. Текст её был признан «самым плохим в СССР», а Аллу Пугачёву, и без того не сильно соответствовавшую облику «строителя коммунизма», принялись ругать на все лады. Ностальгическая история о безвозвратно ушедшем детстве вдруг стала чудовищем, монстром и после этого безобразного скандала о «Белой панаме» было решено забыть. Все последующие виниловые издания включали в себя версию с новогоднего сборника, а сингл-версия версия Чернавского осталась неуслышанной. Несмотря на несколько внушительных переездов (сначала в Германию, потом — в США), рулон с сингл-версией чудом сохранился. Именно эта оригинальная плёнка использовалась дпя подготовки мастера пластинки.
Песня «Кафе танцующих огней» появилась примерно на год позже «Белой панамы», однако, была издана на CD только в 1991 году. Эта песня входила в проект «Видеомашина», который Юрий Чернавский начал записывать для Аллы Пугачевой. Задумка не была реализована, т.к. в жизни Аллы Пугачевой начался период работы с Владимиром Кузьминым, а сам Чернавский целиком погрузился в создание первой в СССР продюсерской компании - Всесоюзной Студии «Рекорд». На этой песне, кроме самого Чернавского, играют легендарные бас-гитарист Сергей Рыжов и ударник Юрий Китаев - «лучшая ритм-секция СССР», записавшая с Чернавским первые два альбома рок-группы «Динамик» и проект «Банановые острова», Любопытно, что на записи Китаев играет на совершенно нехарактерных для него электронных барабанах. Инструментальная часть песни и демо-вокал Пугачёвой были записаны Чернавским на студии Аллы Борисовны в «Олимпийском» в конце 1985 года. За пультом сидел саунд-инженер Александр Кальянов. Спустя год Пугачева с Кальяновым самостоятельно завершили запись, начисто записав вокальные дорожки и выполнив общее сведение. На песню был снят видеоклип, который стал постоянным гостем развлекательных программ Центрального Телевидения. Альбом «Алла» (1991 г.) стал первым отечественным компакт-диском в дискографии Пугачевой, причем по моде того времени на CD были записаны четыре дополнительные композиции, не вошедшие в виниловую версию альбома. «Кафе танцующих огней» стала одним из этих четырех бонус-треков.
Подлинной жемчужиной этого диска является записанный в 1989 году и не выпускавшийся до этого момента дуэт Юрия Чернавского и Аплы Пугачёвой «Я не могу без тебя» (фрагмент песни вошел в документальный фильм «Здравствуй, мальчик Бананан!», но на аудионосители так и не попал). Дуэт был записан на студии в СПМ «Рекорд» Чернавского буквально за несколько недель до его отъезда в Западный Берлин. Там уже строилась новая студия. «...Мы явно были не в форме. Смотрели друг на друга сквозь студийное стекло и переживали, что не сумеем сегодня ничего записать», — вспоминает Юрии Чернавский. «У меня было такое ощущение, что мы уже никогда больше не увидимся... По-моему, и у Аллы тоже». Эта песня — словно череда воспоминаний двух близких людей, которые давно расстались, но продолжают любить друг друга. Второго такого же искреннего и эмоционального дуэта в творчестве Пугачёвой попросту не существует — они оба поют с таким неподдельным чувством, с таким нервом в голосе, что слушатель невольно вовлекается в эту историю и становится молчаливым свидетелем Откровения Двоих. Отдельной похвалы заслуживает скупая, но очень ёмкая аранжировка Чернавского, по атмосфере чем-то напоминающая «Don't Give Up» — дуэт Питера Гэбриэла и Кейт Буш.
Оригинал записи много лет считался утерянным. «Я много лет искал приличную копию этой песни», — рассказывает Чернавский. «И вот, во время работы над этой самой пластинкой, раскрываю записанный ящик с архивными записями... Сверху лежит старая бобина, которую я видел много раз. покрутил её в руках и наткнулся на еле различимую бледную надпись карандашом «Без тебя». Это оказалась лента с восьмиканальной несведённой фонограммой песни!». Юрий заново пересвёл её в Голливуде, максимально сохранив оригинальное звучание, и спустя почти четверть века лет песня «Я не могу без тебя» получила своё второе рождение.
У всех этих восьми песен — такие разные истории, но когда они звучат одна за другой, в памяти воскресает Эпоха, когда мы все только-только начинали чувствовать пьянящий запах свободы, когда казалось, что лучшее будущее уже не за горами. Иногда так приятно ненадолго вернуться в прошлое, ухватить кусочек положительных эмоций и вернуться обратно, в настоящее. Эта пластинка — самый комфортабельный и недорогой способ путешествовать во времени. Приятных впечатлений!
Данил МАСЛОВСКИЙ
Алла Пугачёва поёт песни Юрия Чернавского (Антология Юрия Чернавского, vol.3) (2013) Мирумир, MIR 100405
Содержание:
Сторона 1
01. Белая дверь (Ю.Чернавский - Л.Дербенёв)
02. Робинзон (Ю.Чернавский - Л.Дербенёв)
03. Сирена (Ю.Чернавский - Л.Дербенёв)
04. Белая панама (Ю.Чернавский - Л.Дербенёв)
Сторона 2
05. Кафе танцующих огней (Ю.Чернавский - Ю.Чернавский, А.Маркевич)
06. Отражение в воде (Ю.Чернавский - Л.Дербенёв)
07. Супермен (Ю.Чернавский - И.Форсман)
08. Я не могу без тебя (Ю.Чернавский - Ю.Чернавский)
Продолжительность: 00:37:46
Записи 1985, 1988, 1989 гг.
Оцифровал rmb_rmb
Носитель: Vinyl LP
Студия: МируМир
№ по каталогу: MIR 100405
Год выхода: 2013
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 128 Мб
© Русская Музыка 2019
Спасибо, Сергей. Классно. Жду продолжения...
Сканы