- Вертинская Анастасия Александровна Дата рождения: 19 декабря 1944
Анастасия Вертинская в фильме "Человек-амфибия"
Анастасия Вертинская удивительно талантливый человек. Яркая, острая, с невероятным чувством юмора. Всё это в ней сохранилось. Её умение на всё посмотреть со стороны и на себя прежде всего, точно знать, чего ты хочешь, навсегда осталось при ней.
Она родилась в Москве, в гостинице Метрополь. Её отец Александр Николаевич Вертинский сам писал свои романсы, сам сочинял музыку и пел. Где он только не был: и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Ведь надо было зарабатывать деньги. Было горько и обидно, что нигде не было афиш и рецензий. Делали вид, что Вертинского нет. И это при том, что его песни тогда, когда было ничего нельзя, их знали все.
Мать Анастасии, Лидия Владимировна Циргвава снималась в кино. У неё было красивое и изысканное лицо. И когда шёл фильм «Садко», зритель завороженно любовался ею в роли птицы Феникс. Так же она играла герцогиню в «Дон Кихоте» и Анидаг в фильме «Королевство кривых зеркал».
Александр Вертинский боготворил своих девочек и очень любил жену. В школьные годы, Настя никак не могла понять, что такое алгебра, геометрия, физика. И Александр Николаевич очень радовался, что она похожа на него. Он тоже в молодости не понимал эти точные науки.
Бабушка Анастасии, Лидия Павловна - настоящая русская сибирячка замужем за грузином.
Жили они в Шанхае. Лидия Циргвава, в отличие от своей мамы, готовить вообще не умела. А у Насти был талант к готовке и она вообще убеждена, что кулинарное искусство - это искусство, которое воспитывает людей.
Дочки Вертинского были очень красивые. Но Настя была абсолютное совершенство. Она ещё училась в школе, когда кинорежиссёр Птушко пригласил её в фильм «Алые паруса». И как только вышла эта лента, то Анастасии поступило следующее предложение, сняться в фильме «Человек-амфибия», по роману Беляева. Она играла Гуттиэре.
Когда Анастасия посмотрела эти два фильма, она посчитала, что у неё нет никакого таланта. И решила идти по другому жизненному пути. Она получила великолепное образование, знала французский и английский языки.
Иннокентий Смоктуновский и Анастасия Вертинская
Но вдруг Настя получила ещё одно приглашение, сниматься у знаменитого режиссёра Козинцева в фильме «Гамлет». Гамлета играл Иннокентий Смоктуновский, а она Офелию. Вместе со Смоктуновским и их «Гамлетом», она объездила пол мира.
Анастасия Вертинская
Успех Вертинской был оглушительный, небывалый. Особенный восторг у зрителя вызывал фильм «Человек-амфибия». Анастасия не могла спокойно ходить по улицам. И судьба её была предрешена.
Анастасию Вертинскую пригласили в театр имени Пушкина, в спектакль «Покой нам только снится». В нем она сыграла свою первую роль на сцене.
В Щукинском училище её педагогами были знаменитые тогда преподаватели - Вера Константиновна Львова и её муж Леонид Шихматов. На том же курсе с Настей, учились Николай Бурляев, Никита Михалков и ещё несколько очень талантливых, но вольных ребят.
У Вертинской начался роман с Никитой Михалковым. И она вскоре вышла за него замуж. В 1966 году, когда она была на третьем курсе, она родила сына Степана. И спустя много лет говорила, что в своей жизни любила только двух мужчин - своего отца и сына Стёпу. С Михалковым Анастасия разошлась в 1968 году.
После окончания училища, она была принята в театр Вахтангова. Но что-то в её душе противилось этому всему и она ушла из Вахтанговского театра в «Современник». В «Современнике» Анастасия два года играла в массовке.
Как только она появлялась на сцене, начинался шум в зале. Все говорили: «Вертинская, Вертинская!». И Евгений Евстигнеев, который играл голого короля, однажды сказал: «Уберите её, она мне мешает». И её «вытурили» из спектакля «Голый король». Спустя годы, она вспоминала об этом с большим юмором.
Анастасия Вертинская по своим природным внешним данным, с её редкой изысканной грацией, не очень годилась для исполнения «социальный героинь». Она играла «С любимыми не расставайтесь», в «Эшелоне», который великолепно поставила Галина Волчек.
«Двенадцатая ночь» Шекспира - этот спектакль ставил английский режиссёр Питер Джеймс. Роль Оливии была для Вертинской большой удачей. В ней она показала свою грацию и утончённость.
Олег Ефремов, поначалу, не обращал на Анастасию Вертинскую никакого внимания. А когда обратил, то обратил в сущности навсегда. Он ей сказал, что она будет репетировать Нину Заречную в «Чайке».
Никита Михалков и Анастасия Вертинская
После, отношения Ефремова и Вертинской переросли в романтические. Он очень её любил. На экране их любовь очень заметна в фильме «Случай с Полыниным». Это была замечательная картина.
А с «Чайкой» было много проблем. Спектакль не принимали театральные критики. Там была одна победа - это Татьяна Лаврова, которая играла Полину Андреевну, казалось бы, самую невыигрышную роль. У Вертинской до сих пор сохранилось восхищение талантом Лавровой.
Уже потом, они вместе работали во МХАТе. А про себя Анастасия думала, что Нину Заречную она играет крайне неудачно. Но это её точка зрения. Потому что, Ефремовская «Чайка» в «Современнике» была удивительно интересной.
Вертинская как-то сказала в одном интервью: «Когда я была женой Никиты Михалкова, то этот брак был обречён. Я тогда маниакально хотела стать актрисой. А Никита этого не хотел. Ему нужна была женщина, которая бы рожала детей, чтоб была большая семья. С годами я понимаю, что может быть он был по-своему прав».
Официально, после Михалкова, Анастасия Вертинская замужем не была. Хотя считается, что она была женой певца Александра Градского. Они были вместе чуть больше двух лет и этот союз Анастасия браком не считает. Браком, скорее был союз с Ефремовым, с которым она была связана 20 лет. Очень трудный союз, но влияние она имела на него колоссальное, как и он на неё. Он сделал её актрисой.
В 80-х годах, Вертинская была уже мастером актёрского дела. Она была знаменита и бесконечно снималась в кино. «Безымянная звезда» с Игорем Костолевским, была блистательной работой. Она играла Мону, светскую женщину. Потом, она со Смоктуновским сыграла в фильме «Кража» по роману Джека Лондона.
Из «Современника» во МХАТ она ушла в 1978 году. А чуть позже, во МХАТ пришёл гениальный режиссёр Анатолий Васильевич Эфрос, который решил ставить «Тартюф». Роль Эльмиры он поручил Вертинской. Она не хотела играть и говорила: «Что же я буду играть роль, где очень мало текста?». Но Анатолий Васильевич дал актёрам возможность внутреннего раскрепощения, и Вертинская жаждала репетиций с ним. И «Тартюф» имел ошеломляющий успех. Её партнёрами были Александр Калягин, Станислав Любшин и Ангелина Степанова, к которой Анастасия относилась благоговейно, потому что у Степановой был изысканный стиль.
Эфрос ещё раз решил задействовать Вертинскую в спектакле. Он дал ей роль в постановке «Живой труп» Толстого. Она играла Лизу, а Протасов - был Александр Калягин.
Анатолий Эфрос однажды ей сказал: «Вот я Вам даю списочек, тут 12 пьес. Выбираете какую-нибудь. Мне очень хочется с Вами работать». И Анастасия выбрала «Буря» Шекспира. Потом, когда Эфрос был уже на Таганке, то она играла у него в пьесе «Последнее воскресенье для пикника». Работа с Анатолием Васильевичем оставила огромный след в её душе.
В 1988 году МХАТ уехал на гастроли в Японию, и Вертинская играла практически одна. Уставала она сильно. Когда они вернулись в Москву, Ефремов сделал собрание, как он обычно делал в начале сезона. На этом собрании он ругал труппу, говорил, что все они разленились. А Вертинская сказала: «Олег Николаевич, а что вы от нас хотите, объясните? Вы пригласите к нам режиссёра, с которым нам было бы интересно. Вот например Стрелер, ему мы очень понравились». У Олега Ефремова перекосилось лицо. Он не ожидал от неё такого предательства.
Ефремов решил, что в спектакле «Дядя Ваня», Олег Борисов не будет теперь играть Астрова. Он теперь сам будет Астровым. А Елену Андреевну, вместо Вертинской, будет играть Ирина Мирошниченко. После этого Вертинская ушла, а вслед за ней ушёл Борисов, Александр Калягин, Екатерина Васильева. А Ефремов остался один и это был трагический момент в его жизни. Он тяжело воспринимал все эти уходы, и прежде всего уход Анастасии. Ему не хватало её.
Анастасия Вертинская - человек «железный». Уйдя из театра, она написала пьесу «Длинная дорога Пьеро», а спектакль назывался «Мираж». Анастасия, в костюме отца, играла в этом спектакле в 1989 году.
А фильм «Гамлет» имел такой успех спустя годы, что Вертинская была приглашена в Оксфорд, преподавать актёрское мастерство вместе с Олегом Борисовым. И когда наладились отношения с Ефремовым, то она пригласила его поехать с ней в Англию преподавать. Он был убеждён, что это знак к возвращению. Но её возвращение не состоялось.
Около 6 лет, Вертинская занималась преподавательской деятельностью. С Калягиным работала в киношколе в Швейцарии. Также она работала во Франции при «Комеди Франсез».
Потом ей стало скучно. А в этот момент её сын открыл ресторан и Вертинская начала помогать ему. Она замечательно готовила. Этому её научила бабушка. И это только у нас в стране, почему-то считают, что повара - это люди низшего сословия. А между тем, она во Франции интересовалась, как готовят, что готовят.
Анастасия Вертинская ездила в Пекин, потому что её заинтересовала китайская кухня. Так же, она великолепно знает грузинскую кухню. И когда ей задают вопрос, как так случилась, что она осталась вне театра, то Вертинская говорила: «А что мне играть? Мать киллера? Не хочу. Смотрю новые фильмы и они мне отвратительны. Вот я снялась в фильме «Казус Белли» и не получила никакого удовольствия».
Анастасия Вертинская с сыном Степаном
Вертинская организовала благотворительный фонд помощи тем артистам, которые живут за чертой бедности. При её помощи была установлена мемориальная доска Олегу Борисову. Она всерьёз относится к своей благотворительной деятельности. Женщина, которая была первой ослепительной красавицей Москвы, сейчас старается нигде не бывать. Её, так называемая тусовка, не интересует.
Сын, внуки, книги, кулинарный бизнес - это то, что сейчас занимает Анастасию Вертинскую. «Это не значит, что я этим буду заниматься всегда. В жизни надо всё менять, потому что она должна быть разнообразна и интересна. И прежде всего для самой себя».
Во время съёмок фильма ''Безымянная звезда''(вспоминал Михаил Козаков) между Настей и ним произошли бурные отношения, длившиеся недолго, но он вспоминал о них с особой добротой......Сын очень любит и уважает свою маму и пытается опекать её, но Вертинская самостоятельно содержит себя и этим вызывает уважение. Спасибо Вам за интересную публикацию.