Анатолий Титов. "Любовь стараясь удержать" (Магнитофонная кассета, 2001)
Анатолий Григорьевич Титов (1938-2008), Заслуженный артист России, выпускник Щепкинского театрального училища, актер театра «Ромэн», проработал в театре с 1968 года до последнего дня жизни. Но ещё бo’льшую часть своей творческой жизни, чем актерская игра в театре, Анатолий Титов отдал собиранию, исследованию, восстановлению, пропаганде, интерпретации и исполнению русского романса. Тем самым он внёс очень и очень значительный вклад в возвращение и возрождение ошельмованной и многократно давимой большевистской властью культуры русского романса.
А.Титов находил и давал вторую жизнь старинным романсам, как русским так и цыганским. В его коллекции было около 3500 записей. Многие из них были им восстановлены и записаны на компакт-диски. В своей коллекции А.Титов разделил романсы на десять подвидов: старинный русский романс, городской или бытовой, салонный, жестокий, дворянский, сентиментальный, поэтический, белого движения и эмиграции, цыганский и современный.
А.Титов издал 7 тематических сборников с нотами старинных романсов. В 1991 году он создал и до последнего дня жизни руководил первым в России Клубом старинного романса «Хризантема» при Центральном доме актера им. А.Яблочкиной в Москве. После смерти А.Титова в 2008 году клубу было присвоено его имя. Клуб существует и сейчас и основными творческими задачами Клуба являются: сохранение, изучение истории и развития жанра романса, привлечение к нему внимания как можно большего числа слушателей и исполнителей, а также популяризация жанра среди драматических актёров и возрождение актёрской манеры исполнения романса.
Анатолий Титов был необычайно интересным интерпретатором русского романса. Журнал «Музыка и Время» писал в 2012 году, что в исполнениях романсов Анатолием Титвым были отлично объединены «талант артиста и внутренняя культура человека». Статья в журнале подчеркивала, что Анатолий Титов исполнял романсы «сдержанно, без надрыва, как бы утаивая, а не выплескивая чувства и страсть».
Анатолий Титов был автором и составителем Краткой Антологии Русского Романса в 3 томах, инициатором и ведущим многих телевизионных передач о романсе. Он был также организатором первого в России конкурса-фестиваля «С любовью к романсу» в 1993 году. Он был постоянным членом жюри многих конкурсов исполнителей романса в том числе Международного конкурса исполнителей старинного русского романса имени Изабеллы Юрьевой.
Сам Анатолий Титов спел и записал 124 романса, часть которых я отобрал для вашего сегодняшнего прослушивания. Известный искусствовед и писатель Борис Александрович Савченко – автор многочисленных публикаций и около двух десятков книг о советской и российской эстраде – писал, что исполнение романсов Анатолием Титовым:
«отличается изысканной интерпретацией, душевной проникновенностью и незаурядным гитарным аккомпанементом. … Титов – верный продолжатель старой актёрской манеры исполнения, признанным мастером которой был, к примеру, Михаил Яншин. В этой актёрской манере вокал – не главное, в высоком значении слова, его может и не быть, но гораздо важнее другое: душа исполнителя, нюансировки голоса, его обертоны, паузы и ещё нечто неуловимое и сугубо индивидуальное, но что придаёт неповторимый шарм исполнению.»
Статья на интернете об Анатолии Титове, тоже написанная ещё при его жизни, содержит, в частности, такие строчки:
“Когда Анатолий берет в руки гитару и начинает петь своим бархатным, проникновенным голосом, со всей страстностью цыганской души, ты уносишься в какие-то немыслимые эмоциональные дали и понимаешь, что способен любить, чувствовать, сопереживать так же, как герои его романсов.”
Вот что говорил сам Анатолий Титов о жанре русского романса:
«Романс тем и хорош, что позволяет слушателю открыть что-то очень важное в себе самом, делает его духовно богаче. Поэтому романс никогда не умрет, он нужен людям, даже если они об этом даже пока не догадываются».
Ко дню одного из юбилеев АТ, его друг, журналист, писатель и автор-исполнитель Александр Саханов писал:
«Когда в единое целое сливаются поэзия и музыка, текущие в русле бурного эмоционального потока, появляется личность, своей неординарной единственностью осознающая дарованное ей судьбой предназначение – несение тепла и любви людям. … Его имя Анатолий Титов и он мой друг…»
И несколько дальше:
«Теплится в ночи лампадка – огонек человечности, звучат гитарные переборы русско-цыганской души. И пока ещё с нами остается любовь, рука об руку с ней идет надежда. Этим мы во многом обязаны моему сердечному другу Анатолию Титову.»
И ещё немного для общей характеристики творчества Анатилия Титова. Мирон Петровский, советский и украинский литературовед, писатель и культуролог, автор многих исследований и книг, в том числе книги «Русский романс на рубеже веков» (1997, 2005), написал об А.Титове следующее:
«Анатолий Григорьевич Титов – настоящий артист, и он может спеть все, даже «Хабанеру» из оперы «Кармен». Но он поет романсы, причем довольно своеобразные. Дело в том, что репертуар большинства исполнителей романсов набирается из 60-70 наиболее популярных прозведений. … Но мир романса неизмеримо шире! И в нем есть своя периферия, я бы сказал, «романсовая провинция». И вот Титов поет вещи из этой провинции, для большинства слушателей совершенно новые и неожиданные, но которые отнюдь не были бы таковыми для слушателей, живших 100 лет назад.
Таким образом Анатолий Григорьевич создает не только чрезвычайно ценное эстетическое явление, но и несет культурно-просветительскую функцию, поскольку благодаря его исполнениям происходит круговорот информации. А в этом и есть сущность всякой культурной деятельности – в актуализации забываемых участков культуры. По-моему, так! Одно забывается, приходит серьезный человек, достает из этих глубин нечто призабытое, но ценное, и возвращает нам снова, актуализируя нашу память. Мне в этом видится величайшая ценность романсовой деятельности. Я не пророк и работаю в другой области, но думается, что очень многие люди могут получить от романса свою дозу удовольствия и жизненной радости, чего я им искренне желаю!»
Он ведь еще и сын одного из основателей Театра Ромэн Сергея Шишкова...а почему отчества разные, Кирилл?
Просветите))
А...вот Вики подсказала.
Титов Анатолий Григорьевич (настоящее отчество — Сергеевич) родился в Москве 27 июля 1938
Кирилл, спасибо!!! Очень нравится этот исполнитель. Жалею, что в свое время не забрала весь его альбом "Старинные романсы". Скачала несколько записей. Думала, что потом... В альбоме было 124 романса в его исполнении. Меня тогда смутил низкий битрейт (всего 80).
Можно сейчас забрать. Страница, как говорят, "замылилась", но найти поиском её можно. Я именно оттуда скачивал. Битрейт действительно низкий(. В другом качестве я так и не нашёл - http://hrizantemaromansclub.narod.ru/Tit/tit.html
Кирилл, спасибо! Я тоже уже нашла. Правда, "брела" с сайта Маргариты Корнеевой, откуда в свое время и попала туда по ссылке. Вот ещё одно имя, которое мало мелькает, но очень достойно того, чтобы о ней узнало большее число поклонников романса.
Прочла начало поста-испугалась....неужели опять споры об авторских правах??????)))))
Нет . Все в порядке.
Просто я очень люблю этот романс Е. Аграновича-Сабля-любовь(сл. и муз его) -Любовь стараясь удержать....
Есть на сайте много великолепных вариантов этого романса(без перечислений)
Спасибо за хорошие романсы в исп. Анатолия Титова ну и, конечно, за-Любовь стараясь удержать- тоже