2916
0
ID 40378
- Равикович Анатолий Юрьевич Дата рождения: 24. 12. 1936 Дата смерти: 08. 04. 2012.
Равикович Анатолий Юрьевич
Анатолий Юрьевич Равикович - советский и российский актёр, Народный артист России (1982).
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (2)
09.04.2012 11:21
Фильмография:
1974 - Агония
1975 - Воздухоплаватель
1975 - Ковалева из провинции
1979 - Капитан Соври-Голова
1982 - Магистраль
1982 - Покровские ворота
1983 - Магистраль
1984 - Прохиндиада, или Бег на месте
1984 - Блондинка за углом
1986 - Исключения без правил
1988 - Балкон
1988 - Приморский бульвар
1989 - Загадка Эндхауза
1989 - Васька
1990 - Фанат-2
1990 - Анекдоты
1991 - Привал странников
1992 - Время вашей жизни
1992 - Мушкетеры, двадцать лет спустя
1992 - Тайна виллы
1993 - Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя
1993 - Супермен поневоле, или Эротический мутант
1993 - Пчелка
1994 - Выкуп
1994 - Русский транзит
1995 - Репортаж
1995 - Поезд до Бруклина
1998 - Менты. Улицы разбитых фонарей - сериал
1999 - В зеркале Венеры - сериал
2000 - Дом надежды
2002 - Вовочка - сериал
2002 - Джокер
2003 - Тартарен из Тараскона
2004 - Операция "Эники-Беники"
2004 - Самара-городок
2005 - Две судьбы-2 – сериал
2005 - Подлинная история поручика Ржевского - сериал
2005 - Две судьбы-3 – сериал
2006 - 1-й Скорый
2008 - Неодинокие (Россия-Украина)
2008 - Дело было в Гавриловке-2 - сериал
2008 - Две судьбы-4. Новая жизнь - сериал
2008 - Братья-детективы - сериал
2009 - Похищение Богини (Россия-Украина)
2009 - Возвращение мушкетеров
2011 - Не бойся, я с тобой! (Азербайджан-Россия)
2012 - Пусть не кончается любовь
0
09.04.2012 12:15
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
РАВИКОВИЧ
Анатолий Юрьевич
24. 12. 1936 - 08. 04. 2012
Народный артист России (1982)
Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде, где и прошло его детство. Семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа, Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию... Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба, чтобы достойно вырастить троих детей. Есть у Анатолия Равиковича чувство вины перед своими родителями: он был не очень внимательным сыном, к сожалению, все понимаешь слишком поздно.
А артистом Анатолий Равикович стал, совершенно к этому поприщу не стремясь. Конечно, хочется сказать лучше, но правда превыше всего. В лицедеи он пошел из выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет у компании дворовых пацанов, которые были старше и всех "гоняли". Выяснилось, что есть такой способ. Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во дворе, и вот тут-то Анатолий Равикович всю эту "Волгу-Волгу", с титров начинал играть. Особенно удавались женские роли Любови Орловой, да и Игорь Ильинский неплохо получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось.
На вступительных экзаменах в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино им. А. Н. Островского Анатолий сыграл "идиота": так песню "По долинам и по взгорьям" еще никто не исполнял перед приемной комиссией, которая буквально валялась от хохота. И профессор Хохлов признался, что взял Анатолия Юрьевича потому, что такого идиота он давно не встречал, а это амплуа очень важно на сцене. Равиковича оставили в вузе с условием, что он и дальше будет работать над этим.
После окончания института начинающего артиста направили в Комсомольск-на-Амуре. Играть приходилось много, было тяжело, не хватало сил. Многие коллеги быстро сдались: "Зачем выкладываться, если публика все равно ничего не понимает?".
Три года в Комсомольске-на-Амуре, затем год в Сталинградском драмтеатре. И вот он счастливый случай! 1962 год. Знакомство с главным режиссером Театра имени Ленсовета - Игорем Владимировым на отдыхе в одном санатории в Ялте, вместе оказались на пляже. Оказалось, Владимиров искал молодых интересных артистов.
В итоге четверть века Анатолий Равикович проработал в Театре им. Ленсовета, был одним из лидеров труппы Игоря Владимирова, сыграл немало спектаклей, оставшихся в памяти зрителей. Его Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса считаются сценическими шедеврами. Зрители с ночи занимали очередь в кассу, чтобы утром купить билет на спектакли, которые принесли театру и его артистам хорошую репутацию и большую любовь: "Пигмалион" и "Человек со стороны", "Ромео и Джульетта" и "Люди и страсти", "Левша", "Дульсинея Тобосская" и "Интервью в Буэнос-Айресе"...
Конечно, лидером труппы была Алиса Фрейндлих, ее авторитет был очень высок. Ее любили. Хотя она и была женой главного режиссера, но не позволяла себе ничего лишнего, никогда не вела себя как капризная примадонна. Равикович очень много играл с нею: "Преступление и наказание", "Малыш и Карлсон", "Трехгрошовая опера"...
В стенах "Ленсовета" Анатолий Равикович нашел свое семейное счастье - Ирину Мазуркевич. Она была на 21 год младше, а свел их спектакль "Малыш и Карлсон". Ирина играла Малыша, а Анатолий, соответственно, Карлсона. Актриса вспоминает: "Равик, как он сам мне рассказал, обратил на меня внимание. Он даже запомнил, что на мне была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди. Эту кофту мне подарил Высоцкий. А мне Равик давно нравился, чувствовалось, что на сцене - настоящий мужик! И этим все сказано. Но он тогда, в 40 лет, играл пожилых людей: Мармеладова, Санчо Пансу. Поэтому мне казалось, что ему лет 100. Однажды в коридоре я случайно столкнулась с ним... и увидела живые и озорные глаза абсолютно молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра, и начался роман. Конечно, я и в мыслях не держала, что нас ждет впереди".
Ирина к тому времени уже была замужем (в Ленинград она приехала вместе с мужем). Не был свободен и Равикович – у него были жена и обожаемая дочь. Но случилось, то, что Ирина и Анатолий нашли друг в друге настоящую любовь.
"Мы говорили часами, пока катались на трамвае, взахлеб: и про жизнь, и про работу, и про книги. Самое главное - у нас оказалось много общего! Выяснилось, что мы одинаково сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно лучше. Это был как раз тот случай, когда дружеские отношения постепенно перерастают во что-то большее".
Вскоре Ирина разошлась с ее первым мужем, и Анатолий ушел из родного дома к ней в 12- метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом.
Свадьбу они сыграли в июле 1980 года. Ирина Мазуркевич вспоминает: "В ЗАГСе все обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было приглашать гостей".
В 1988 году Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич решили покинуть "Ленсовет". Почему? Анатолий Равикович рассказывает: "Театр Ленсовета стал терять свои позиции. Игорь Петрович постарел, у него было все меньше и меньше желания заниматься театром. Ушло творчество. А поскольку мы все были свидетелями взлета, нам было очень больно смотреть на то, как театр умирает. У нас портились отношения с Владимировым. Работать стало неинтересно. Сначала ушел Петренко. Потом Фрейндлих. А потом и я..."
Вместе с женой они пришли в Театр Комедии. Начинал Равикович с "Зойкиной квартиры", где играл Аметистова. Потом были спектакли "География" (пьеса Фриша), "Ромул Великий" (пьеса Дюрренматта), "Укрощение строптивой" Шекспира, чеховские "Маленькие пьесы", "Тартарен из Тараскона", "Мещанин во дворянстве". Постепенно Равикович и Мазуркевич стали ведущими актерами театра.
Впервые Анатолий Юрьевич появился на экране в эпизодической роли просителя в историко-биографической ленте Элема Климова "Агония" (1974). Тот эпизод вряд ли тогда запомнился зрителям, ведь после короткого проката фильм был положен на долгие годы на полку.
Да и затем долгое время у актера не было в кино ничего более-менее серьезного. Небольшая роль Петра Ярославцева в биографической киноповести "Воздухоплаватель", комик в короткометражке "Театральные истории", еще пара небольших ролей - вот, впрочем, и все за семь лет.
Наконец, в 1981 году Михаил Козаков пригласил Равиковича на главную роль в свою новую картину "Покровские ворота". Анатолий Юрьевич вспоминает: "Вообще, для меня эта роль - она была первой большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в том смысле, что вот - сняться! А для меня это вопрос решался следующий: я как бы уже… Мне было 40 лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности, что - "почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу…"
В "Покровских воротах" Анатолий Равикович создал типичный в массовом сознании образ недотепы-интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова, пытающегося вырваться из-под гнета бывшей супруги Маргариты Павловны. Образ настолько яркий и убедительный, что впоследствии зрители упорно ассоциировали актера с его персонажем. На самом деле Равикович совсем другой - более практичный, более волевой и жесткий. "И в то же время, - признается актер, - я мог совершить такую же глупость, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с Хоботовым. Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства". Потому-то Равиковичу так дорог этот персонаж.
Фильм "Покровские ворота" отличали и замечательная драматургия, и прекрасно выписанные характеры, и все это было приправлено легким, непринужденным юмором, просто фонтанирующим с экрана. А какие актеры играли вместе с Равиковичем! Опытные Леонид Броневой, Инна Ульянова, Софья Пилявская, Евгений Моргунов, а также молодой, искрометный Олег Меньшиков (это его лучшая роль в кино), ну и, конечно же, очаровательная Елена Коренева! Как ни странно, но ожидаемого успеха не было. Слышались реплики, типа: "Безвкусица!", "Пошлятина"… Видимо, большое видится издалека. Лишь спустя несколько лет зрители вдруг "разглядели" картину. И не просто "разглядели" - фильм "Покровские ворота" стал просто культовым!
Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф. Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: "Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее".
Пожалуй, только две роли в 90- е годы выбивались из общего списка. В первую очередь – это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева "Загадка Эндхауза". Режиссер не случайно остановился на кандидатуре Равиковича. Дербеневу очень понравился аналогичный западный сериал с Дэвидом Суше в главной роли, а Равикович, по его мнению, был похож на него. К счастью, наш актер не видел зарубежного сериала и не поддался на попытки режиссера сделать его героя солидным и медлительным, как у Суше. Равикович представлял Пуаро другим: легким, подвижным, эксцентричным человеком, совершенно не похожим на сыщика, скорее производящим впечатление полусумасшедшего старичка. По его мнению, именно таким видела его и сама Агата Кристи. Равиковичу удалось воплотить эти качества в своего героя, и фильм получился живым и интересным.
Равикович неоднократно признавался, что роль Пуаро дорога ему тем, что дала возможность проявить себя в другом качестве.
Совершенно другой, но столь же интересный образ был создан актером в фильмах Юнгвальд-Хилькевича "Мушкетеры 20 лет спустя" и "Тайна королевы Анны или мушкетеры тридцать лет спустя" (продолжении знаменитых "Д’Артаньяна и трех мушкетеров"). В этих фильмах Равикович сыграл кардинала Мазарини, плетущего политические интриги. К сожалению обе картины заметно уступали в легкости и непринужденности первой и не имели большого успеха у зрителей. Потому и интересная роль Мазарини осталась как-то в тени…
Так уж случилось, что кинематограф не использовал многие актерские возможности Анатолия Равиковича. Наверное, поэтому в своих интервью он признается, что не любит кино. Оно, по мнению артиста, использует только то, что он уже сделал в театре. Во всяком случае, кино для него - не творческая работа. Ну, какое может быть творчество, считает артист, если ты приходишь на съемки, тебе дают текст, или дали его вчера, и ты его выучиваешь здесь же, а потом играешь три-четыре дубля. Творческая работа - это когда ты месяца два ищешь характер, пытаешься пробовать один, потом другой вариант. Это очень тяжелая работа.
Тем не менее, Равикович продолжает сниматься в кино. С 2001 по 2005 годы он сыграл Расплюева в двухсерийном фильме "Джокер" Михаил Козакова по пьесе Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского", Тартарена в "Тартарене из Тараскона" Дмитрия Астрахана (когда-то Равикович уже играл эту роль в спектакле в Театре комедии), старого бухгалтера-зануду в семейной комедии "Операция «Эники-Беники"…
Приглашают актера (хотя и не так часто) и в сериалы. Его "сериальная" эпопея началась еще с "Улиц разбитых фонарей", где он появился в образе сексота Цыплакова, затем был забавный аптекарь в комедийном сериале "Вовочка", генерал Раевский в "Поручике Ржевском"....
В 2008 году был выход очередного продолжения "Мушкетеров" - "Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров", где Равикович вновь играет Мазарини. Будет ли эта картина удачной? Время покажет.
Как можно заметить, Равикович чаще всего на экране появлялся в комедийных образах. На самом же деле, называть Равиковича комедийным актером было бы не правильно. Он признавался: "Для меня нет разницы между комедийной ролью и драматической. Для меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был человек, о судьбе которого мне интересно рассказать..... Я руководствуюсь одним принципом: интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость нехраброго человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью, нерешительностью, совершает поступок, превозмогая себя..... И моя задача - убедить зрителя в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись мужество на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень занимают".
Анатолий Равикович – питерский человек. У него были свои, его родные привычки, которые кому-то могут показаться смешными. Он любил поваляться на диване с книжкой. Просто так посидеть. Ему не нужны какие-то суперденьги. Он не хотел перебираться в Москву, ведь его устраивала и перелетная работа в столице. Он не хотел крутиться и хвататься за любую работу. Артист любил устраивать праздники, когда на душе празднично. Тогда он покупает водку, они с женой идут на рынок и просто сами себе делают праздник, их праздник.
А еще Равикович верил в магическую силу искусства - вот придет человек в театр, а спектакль его возьмет, да и преобразит! Верил, что такое может произойти чаще с молодыми женщинами. С мужчинами хуже. Мужики в большинстве своем воспринимают искусство как забаву. Женщины более восприимчивы. И это не правда, что театр не влияет на жизнь. Не впрямую, не с первого раза, но воздействует и подчас весьма благотворно.
По материалам:
rusactors.ru
kino-teatr.ru